Педагогический тренинг "Толерантность, как составляющая педагогической культуры современного педагога" (серия из пяти семинаров-практикумов)
Оценка 4.6

Педагогический тренинг "Толерантность, как составляющая педагогической культуры современного педагога" (серия из пяти семинаров-практикумов)

Оценка 4.6
Семинары
docx
воспитательная работа +1
Детсад
30.04.2019
Педагогический тренинг "Толерантность, как составляющая педагогической культуры современного педагога" (серия из пяти семинаров-практикумов)
Освоить и применять инклюзивные психолого-педагогические технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья - одна из главных трудовых функций воспитателей и специалистов ДОУ. Педагогический тренинг направлен на развитие у воспитателей и специалистов ДОУ толерантности в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а так же на расширение практического опыта воспитателей и специалистов ДОУ по организации образовательного пространства на толерантной основе, развитие толерантного сознания и положительной установки по отношению к детям с ОВЗ.
Тренинг.docx
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12 «Семицветик» комбинированного вида городского округа Стрежевой (МДОУ «ДС №12 «Семицветик»)  636785, Томская область, г. Стрежевой,ул.Кедровая дом73 8 (382­59) 3­30­93 E­mail: Semicvetik    @   guostrj  .  ru   Тренинг для педагогов ДОУ «Толерантность, как составляющая педагогической культуры  современного педагога» (серия из пяти семинаров­практикумов) подготовила: педагог­психолог Ковалева Лариса Валерьевна г. Стрежевой 2019 год содержание №  п.п. 1 Вступительная часть. 2  Встреча первая. «Что такое толерантность?» 3 4 5 6 7 8 Встреча вторая. «Толерантность как профессиональное качество личности  педагога» Встреча   третья. саморегуляции, самоконтроля» Встреча четвертая. «Доверие и общность»  «Развитие   терпимого   отношения   с   помощью   приёмов Встреча пятая. «Доверие и общность. Таверна «Находка»» Приложение 1. Анкета Приложение 2. Методика (Ю.А.Макаров) стр. 2 3 – 4  5 – 6  7 – 9  10 11 – 13  14 – 15  16 – 19  1 Освоить и применять инклюзивные психолого-педагогические технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья - одна из главных трудовых функций воспитателей и специалистов (приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта педагога»). Для того чтобы эффективнее реализовывать непосредственную образовательную деятельность, воспитателю нужно быть толерантным и готовым принять разных детей, вне зависимости от их возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Толерантный педагог спокойно реагирует на внешний вид, качества личности, особенности в поведении ребенка, которые у других   людей   могут   вызывать раздражение. Он корректно выявляет причины такого поведения. Проявляет выдержку, терпение, не обвиняет   ребенка   или   его   родителей,   а пытается   самостоятельно   решать   данную   проблему, используя психолого­педагогические средства.       Чтобы   развить   у воспитателей   и   специалистов   ДОУ   толерантность   в   работе   с   детьми   с ограниченными   возможностями   здоровья   (ОВЗ),   педагог­психолог   проводит   с ними тренинг «Толерантность как составляющая педагогической культуры современного педагога», состоящий из серии семинаров­практикумов. Целью тренинга является  расширение практического опыта воспитателей и специалистов ДОУ по организации   образовательного   пространства   на толерантной   основе,   развитие   толерантного сознания и положительной установки по отношению к детям с ОВЗ. Семинар­тренинг состоит из трех этапов: Его   задачи:   определить,   какая   форма   отношений   воспитателей   и   специалистов   ДОУ   к детям преобладает ­ толерантная или интолерантная. За 2­3 дня до проведения семинара­тренинга предлагаем провести диагностику с помощью:  Этап 1.Диагностический.   анкеты «Готовность педагогов детских садов к инклюзивному образованию» (Приложение 1);   методики   диагностики   профессиональной   педагогической   толерантности   (авт. Ю.А.Макаров) (Приложение 2);  беседы с воспитателями и специалистами ДОУ, работающими и категорией детей с ОВЗ.  Этап 2. Практический. Его   задачи:   развить   у воспитателей   и   специалистов   ДОУ   личностную   модель   взаимодействия с детьми, толерантное отношение к детям с ОВЗ. Основные формы работы на втором этапе: ролевые игры, дискуссии, «мозговой штурм», работа в малых группах, приемы сказкотерапии, арт­терапии. Этап 3. Оценочный. Задачи   педагога­психолога   на третьем   этапе:   отследить   динамику   проведенной   работы и полученных результатов. Тренинг включает в себя четыре семинара-практикума, первое занятие вводное. 2 Встреча первая.  Тема: «Что такое толерантность?» Задачи: дать   научное   понятие   толерантности   и показать   ее многоаспектность;   повысить внутригрупповое доверие и сплоченность членов группы. 1.Вводная часть: Упражнение «Псевдоним» Педагог­психолог предлагает участникам группы представиться так, как бы им хотелось, чтобы их называли в группе. Для этого участники готовят свои бейджики, придумывают псевдонимы. Упражнение «Чем мы похожи?» Члены группы сидят по кругу. Педагог­психолог приглашает в круг одного из участников на основе какого­либо реального или воображаемого сходства с собой. Например,Настя, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос. Настя выходит в круг и приглашает выйти кого­нибудь   из участников   группы   таким же   образом.  Игра   продолжается   до тех  пор,   пока   все члены группы не окажутся в кругу. 2. Основная часть: Теоретическая   справка   с   сопровождением   презентации толерантность». Например,    PowerPoint«Что   такое 3 Толерантность   предполагает   готовность   принять   других   такими,   какие   они   есть, и взаимодействовать   с ними   на основе   согласия.   Толерантность ­   важный   компонент   жизненной позиции   зрелой   личности,   которая   имеет   свои   ценности.   Толерантная   личность ­   это   человек, который   хорошо   знает   себя   и признает   других.   Критерии   толерантности:   равноправие, доброжелательность   и терпимое   отношение   к инвалидам,   сотрудничество   и солидарность в решении   общих   проблем.   Нетерпимость   основывается   на убеждении,   что   твоя   группа,   твоя система   взглядов,   твой   образ   жизни   стоят   выше   остальных.   Проявления   нетерпимости: оскорбления,   насмешки,   выражение   пренебрежения;   игнорирование   (отказ   в беседе,   признании); негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки. Работа с анкетами Педагог­психолог рассказывает участникам тренинга о результатах тестирования, которое они  проходили ранее. Упражнение «Эмблема толерантности» Необходимые материалы: бумага, цветные карандаши, фломастеры, ножницы, скотч. Каждый   участник   самостоятельно   рисует   эмблему   толерантности   (5­7 минут).   Далее   им предлагается   сравнить   свои   рисунки   и поделиться   на группы   на основе   какого­либосходства. Участники самостоятельно решают, к какой группе им присоединиться. Представители от каждой группы объясняют, что общего в их рисунках, и выдвигают лозунг, который отражает сущность их эмблем (обсуждение ­ 3­5 мин). Заключительный этап упражнения ­ презентация эмблем каждой подгруппы. В завершение предлагается обсудить, с какими затруднениями столкнулись педагоги, когда придумывали эмблемы. Упражнение «Лукошко» Необходимые материалы: лукошко или корзинка с мелкими предметами. Количество предметов должно обязательно превышать количество участников группы. Педагог­психолог   проходит   по кругу   с лукошком,   где   лежат   различные   мелкие   предметы. Участники,   не заглядывая   в лукошко,   берут   какой­то   один   предмет.   Затем   каждому   участнику предлагается найти какую­нибудь связь между этим предметом и понятием толерантности. Рассказ начинает   участник,   который   первый   получил   предмет.   Например,   «Мне   достался   мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру и т.п.» 3. Заключительная часть: Упражнение «Комплименты» Участники группы придумывают комплименты друг для друга. Один из них бросает мяч другому и говорит ему комплимент. Например, «Татьяна, вы очень справедливый человек» или «Катя, у вас замечательная   прическа».   Тот,   кто   получил   мяч,   бросает   его   тому,   кому   хочет   сказать   свой 4 комплимент. Педагогу­психологу необходимо проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику группы. Вопросы педагога­психолога для общего обсуждения:  Некоторые из вас впервые познакомились с понятием   «толерантность».   Какой   отклик   вызвало   у вас   определение   толерантности? Представляется ли вам тема актуальной, и если да, то почему? Тема: «Толерантность как профессиональное качество личности педагога» Встреча вторая.  Задачи: развивать   у воспитателей   и   специалистов   ДОУ   способность   к принятию   (понимание, эмпатия) и терпимое отношение (выдержка, самообладание, самоконтроль). 1. Вводная часть. Упражнение «Солнце» (авт. Е.Ю.Клепцова) Педагог­психолог предлагает каждому участникунарисовать солнце и на лучах написать, что и кого он (участник) согревает своей любовью. Затем педагог­психолог предлагает участникам рассказать о своих работах.  Резюме данного упражнения: Чем больше лучей, тем крепче «связан человек любовью к жизни». Упражнение «Я – педагог» (авт. Е.Ю.Клепцова) Участникам тренинга предлагается нарисовать образ себя ­ педагога в цвете. После выполнения работ педагог­психолог предлагает желающим ответить на вопросы: насколько профессия является составляющей   частью   меня?   хорошо   это   или   плохо   для   меня?   как   это   отражается   на моем окружении? 2. Основная часть: Теоретическая справка «Терпимое отношение к детям – что это значит» Нетерпимое   отношение   к ребенку   у педагога   возникает,   когда   ребенок   не соответствует   его требованиям.   Если   ребенок   не нравится,   вызывает   раздражение,   невротизирует,   то педагог   его внутренне или внешне не принимает, игнорирует или пытается изменить его поведение. Терпимый педагог спокойно реагирует на внешний вид, характер, поведение ребенка. Он способен принимать   детей   такими,   какие   они   есть.   Терпимый   педагог   понимает   мотивы   поступков, поведения,   которые   раздражают   в ребенке.   Если   он испытывает   раздражение   к ребенку, то проявляет   выдержку,   При   помощи   психолого­педагогических   средств, он самостоятельно решает проблемы, работает с ребенком и его родителями.   терпение. 5 Любой   педагог   в разных   ситуациях   может   проявлять   снисхождение,   уступчивость и отстраненность,   но со временем   закрепляется   определенная   форма   поведения.   В зависимости от формы   поведения   выделяют   типы   педагогов   с терпимым,   толерантным   или   нетерпимым отношением. Психологическая характеристика педагогических типов поможет педагогам понять причины появления недостатков в работе и предостережет от грубых воспитательных ошибок. Работа с алгоритмом терпимого отношения к ребенку: Педагог­психолог   предлагает   участникам   группы изучить   алгоритм   терпимого   отношения к ребенку   и   проанализировать,   почему   вы не принимаете   определенные   качества   в ребенке. Возможно, это связано с собственным эгоцентризмом. Например, с послушным ребенком вам легче работать,   он доставляет   меньше   неудобств   и неприятных   переживаний.   Может   быть,   поэтому важнее для вас собственное эмоциональное благополучие, нежели переживания по поводу того, что вам не нравится в ребенке. 3. Заключительная часть: Работа в парах «Как быть толерантным в общении». 6 Педагог­психолог предлагает участникам разбиться на пары и отработать данный алгоритм. Затем  предлагается совместное обсуждение получившихся результатов.  Тема: «Развитие терпимого отношения с помощью приёмов саморегуляции, самоконтроля» Встреча третья.  Задачи: отрабатывать навыки конструктивного общения с проблемными детьми; обучать педагогов приемам саморегуляции и самоконтроля. 1.Вводная часть: Педагог­психолог: Часто трудности у педагогов возникают при общении с детьми с ОВЗ. Не редко такое   взаимодействие   носит   конфликтный   характер.Конфликтное   взаимодействие   имеет   две стороны: внешнюю (видимую) и внутреннюю (скрытую). Видимая сторона конфликта проявляется в поведении   участников.   Скрытая   сторона   связана   с их эмоциональным   состоянием,   с теми чувствами,   которые   переживают   конфликтующие,   с их мотивами   и интересами.   Эта   сторона конфликта остается «за кадром», часто не проговаривается в ходе конфликтного взаимодействия, но непосредственно влияет на его протекание. Когда   чувство   достигает   определенного   уровня   интенсивности,   то его   уже   нельзя   остановить, подавить, оно должно достичь своего пика. У каждого человека свой предел интенсивности (своя критическая   точка),   который   зависит   от возраста,   темперамента,   эмоциональной   устойчивости, способности   к саморегуляции,   личного   опыта,   образования,   мудрости   и понимания.   У детей с особенностями   развития   данный   уровень   интенсивности   низкий   (контроль   над   эмоциями отсутствует).      Задача педагога ­ не развивать конфликт до критической точки. Основные средства, которые стабилизируют взаимодействие педагога и ребенка, ­ способность к принятию (понимание, эмпатия, ассертивность), терпимое отношение (выдержка, самообладание, самоконтроль). 2. Основная часть: 7 Управление дыханием: Педагог­психолог: Управление дыханием ­ способ влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных процессов, способствует мышечному расслаблению. Упражнение 1.  Ваша   задача,   сидя   или   стоя,   максимально   расслабить   мышцы   тела   и сосредоточить   внимание на дыхании.   На счет   1­2­3­4   делайте   глубокий   вдох   (при   этом   живот   выпячивается   вперед, а грудная   клетка   неподвижна).   На следующие   четыре   счета  задержите   дыхание.   Затем   плавный выдох на счет 1­2­3­4­5­6. Снова задержка перед следующим вдохом на счет 1­2­3­4. Через 5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало спокойным и уравновешенным. Упражнение 2.  Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10–15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась. Упражнение 3.  В ситуации   раздражения,   гнева   мы забываем   делать   нормальный   вдох,   поэтому   необходимо: сначала глубоко вздохнуть, затем задержать дыхание так долго, как только возможно, сделать несколько глубоких вдохов, снова задержать дыхание, выдох. Упражнение 4.  Положите руки на колени так, чтобы ладони смотрели вверх. Теперь мысленно посмотрите в центр своей груди. Вдохните глубоко и выдохните без паузы между вдохом и выдохом. Вдох происходит несколько быстрее, чем выдох. Когда вы выдыхаете, представьте, что ваш выдох долетает до двери комнаты. А когда вы вдыхаете ­ не напрягайтесь, пусть воздух просто войдет в ваше тело, при этом придайте   дыханию   какой­нибудь   цвет.   Например,   выдыхайте   серый   воздух.   И представьте,   что вы выдыхаете свое беспокойство, страх, напряжение. А вдыхаемому воздуху можно дать какой­ нибудь другой цвет, например, голубой. Представьте, что вы вдыхаете спокойствие, уверенность и легкость. Управление тонусом мышц, движением: Педагог­психолог: Под   воздействием   психических   нагрузок   возникают   мышечные   зажимы, напряжение. Умение их расслабить позволяет снять нервно­психическую напряженность, быстро восстановить силы. Упражнение 1.  Сядьте   удобно,   закройте   глаза.   Дышите   глубоко   и медленно,   пройдитесь   внутренним   взором по всему   телу   от макушки   до кончиков   пальцев   ног. Найдите   место   наибольшего   напряжения, постарайтесь   еще   больше   напрячь   места   зажимов   (до дрожания   мышц),   делайте   это   на вдохе, прочувствуйте это напряжение, резко сбросьте напряжение ­ делайте это на выдохе. Сделайте так несколько раз. В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете тепло и приятную тяжесть. Упражнение 2.  В свободные минуты, паузы отдыха осваивайте последовательное расслабление различных групп мышц,   соблюдая   правила:   осознавайте   и запоминайте   ощущение   расслабленной   мышцы по контрасту   с перенапряжением;   каждое   упражнение   состоит   из 3   фаз:   «напрячь ­ прочувствовать ­   расслабить»;   напряжению   соответствует   вдох,   расслаблению   выдох.   Можно 8 работать с группами мышц лица (лоб, веки, губы, зубы), затылка, плеч, грудной клетки, бедер, живота, кистей рук, нижней части ног. Упражнение 3.  Сядьте   на стул   так,   чтобы   спина   касалась   спинки   стула,   и поза   была   для   вас   удобной.   Затем обхватите   стул   обеими   руками   снизу   и,   напрягшись,   попытайтесь   поднять   себя   со стулом ­ останьтесь в таком положении так долго, сколько сможете, но не слишком усердствуйте. Далее мгновенно   опустите   руки   и подышите   глубоко.   Если   понадобиться ­   повторите   несколько   раз. Волнение и возбуждение отступят. Упражнение 4.  Сядьте на стул, немного вытяните ноги и свесьте вниз руки. Представьте, что энергия усталости «вытекает»   из кистей   рук   в землю,   и ­   вот   она   струится   от головы   к плечам,   перетекает к предплечьям и достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчетливо физически ощущаете теплую свежесть, скользящую по вашим рукам. Посидите   так   2 минуты,   а затем   слегка   потрясите   кистями   рук,   окончательно   избавляясь от усталости. Легко, пружинисто встаньте, улыбнитесь, пройдитесь по комнате. Воздействие слова: Педагог­психолог: Словесное   воздействие   задействует   сознательный   механизм   самовнушения. Формулируйте самовнушения в виде простых и кратких утверждений без частицы «не». Упражнение «Самоприказ» Самоприказ ­ короткое отрывистое распоряжение, сделанное самому себе. Применяйте самоприказ, когда   убеждены   в том,  что   надо   вести   себя   определенным   образом,   но испытываете   трудности с волнением:   «Не поддаваться на провокацию!» ­   это   помогает   сдерживать   эмоции,   вести   себя   достойно.   Сформулируйте самоприказ, мысленно повторите его несколько раз (если возможно, повторите вслух).   «Разговаривать   спокойно!»,   «Молчать!   Молчать!», Упражнение «Самопрограммирование» Вспомните   ситуацию,   когда   вы справились   с подобной   ситуацией,   сформулируйте   текст программы. Для усиления эффекта используйте слова «именно сегодня у меня все получится», «именно сегодня я буду самой сдержанной, находчивой, уверенной», мысленно повторите фразы несколько раз. Упражнение «Самоодобрение» Когда отсутствует поддержка со стороны окружающих, увеличивается нервозность, раздражение. Тогда   мысленно   хвалите   себя:   «Молодец!»,   «Умница!»,   «Здорово   получилось!».   Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня 5 раз. 3. Заключительная часть: Педагог­психолог: Запоминайте   ситуации,   события,   в которых   вы чувствуете   себя   комфортно, расслабленно, спокойно. Такие ситуации мы будем называть ресурсными. Запоминайте зрительные образы,   события   (например,   облака,   небо,   воду,   лес),   слуховые   образы   (например,   пение   птиц, журчание ручья, шум дождя), ощущения в теле (например, тепло солнечных лучей, брызги воды, вкус клубники). При ощущении напряженности, усталости: сядьте удобно, дышите глубоко и медленно, вспомните одну   из ваших   ресурсных   ситуаций,   проживите   ее заново,   вспоминайте   все   сопровождающие 9 ее зрительные, слуховые, телесные ощущения; побудьте внутри этой ситуации несколько минут, откройте глаза и вернитесь к работе. Встреча четвертая.  Тема: «Доверие и общность» Задача: формировать ощущения доверия и общности в группе, коллективе как условие развития  толерантности. 1.Вводная часть: Упражнение «Величественное имя» Педагог­психолог: У некоторых   народов   принято   иметь   несколько   имен.   Одни   имена   дают человеку   при   рождении,   другие ­   выбирает   сам   человек,   когда   задумывает   цель,   а третьи присваивают современники или потомки, которые оценивают то, что он совершил. А какие имена готовы   вы присоединить   к своим   основным   именам?   И какими   именами   вы бы   гордились в дальнейшем?   Например,   «Сейчас   я Светлана   Ищущая,   а хотела бы   стать   Светланой Основательной». Или: «Сегодня я Елена Выжидающая, а мечтаю стать Еленой Вдохновляющей!». Присоедините к своим основным именам новые и расскажите об этом. 10 Затем   проводится   рефлексия   участников   с помощью   вопросов:   Какие   чувства   вы испытывали, «играя» со своим именем, что нового узнали о себе и о других, благодаря этим играм? 2. Основная часть: Упражнение «Собственный герб» Педагог­психолог: Пришло   время   придумать   свои   гербы.  Участникам   раздаются   одноразовые бумажные   тарелочки,   цветные   карандаши,   мелки   или   фломастеры  и   предлагается   найти   трех животных, которые олицетворяют важные для вашей жизни качества, ваше предназначение, силу рода, затем изобразить их, связать и украсить различными элементами так, чтобы получился ваш индивидуальный, собственный герб. (время работы ­ 15 минут). (Далее предлагается педагогам сесть в круг.) Возьмите, пожалуйста, свой герб в правую руку. Поднимите   ее так,   чтобы   герб   оказался   перед   вашими   глазами   на расстоянии   вытянутой   руки. Рассмотрите его еще раз очень внимательно. Полюбуйтесь его красотой, ощутите его могущество. А теперь передайте его своему соседу справа. Вглядитесь в герб соседа. В нем есть что­то общее и с вашим гербом. Примечание: Участники передают по кругу свои гербы и рассматривают все работы. Когда они, пройдя круг, вернутся в руки хозяев, предлагается рассказать каждому о своем гербе. 3. Заключительная часть: Проводится рефлексия участников с помощью вопросов: Каковы ваши впечатления от игр, о чем побудили   они   задуматься,   что   нового   узнали   вы о себе   и о других,   как   эти   знания   пригодятся в работе команды? Встреча пятая.  Тема: «Доверие и общность. Таверна «Находка»» Задача: продолжать   формировать   ощущения   доверия   и общности   в группе,   коллективе   как условие развития толерантности. 1. Вводная часть: Педагог­психолог: У каждого из нас своя судьба, свой путь, но мы соприкасаемся друг с другом по каким­то неведомым законам. С одними людьми мы расстаемся, едва встретившись, с другими мы чувствуем   общность   и устанавливаем   прочные   связи.   Мудрецы   говорят,   что   мы ­   путники на дороге, именуемой Жизнь. Что встретится нам на пути? 11 Давным­давно на перекрестке путей один добрый человек выстроил таверну и назвал ее «Находка». Он верил, что в пути каждый что­нибудь для себя находит. А в таверне путешественники всегда могли найти вкусную еду, кров и общество тех, кому будут интересны их истории…  2. Основная часть: Упражнение «Секрет таверны «Находка» … у хозяина таверны были свои причуды. Он не обслуживал единичные заказы. Его можно понять ­ в его маленькой кухне была только одна кастрюля и единственная сковородка. Кроме того, дрова в этой стране были дороги, рабочих рук не хватало, да и выручка с одного блюда слишком мала. Но, несмотря на причуду хозяина, таверна всегда была полна посетителей. В чем тут секрет? Как вы думаете? (педагог­психолог провоцирует небольшое обсуждение, обмен мнениями.) Оказывается,   хозяин   просил   одиноких   посетителей   найти   себе   сотрапезника,   то есть   того,   кто согласится   съесть   то же   самое   блюдо.   Поэтому   желающему   покушать ­   а таверна   славилась отменной кухней ­ приходилось знакомиться с другими посетителями таверны и искать среди них человека или людей, у которых были бы такие же гастрономические пристрастия. К чести хозяина, он выполнял  любой  заказ ­  от самого  простого  до самого  изысканного,  от картошки  в мундире ­ до омаров в шампанском. Некоторых посетителей возмущали причуды хозяина, и они порывались уйти. Но в ближайших двухстах милях не было ни одного, даже самого захудалого ресторанчика. И голодные   путники   возвращались.   Раздраженные,   они   переступали   порог   таверны,   но,   о чудо, атмосфера, царившая там, была настолько теплой и дружественной, что невольная улыбка стирала печать недовольства. За столиками таверны велись непринужденные беседы, кто­то заразительно смеялся, кто­то пел песни… Замысел хозяина был прост ­ тот, кто нашел общие предпочтения в еде,   никогда   не будет   выяснять   отношения   с помощью   кулаков.   И посетители,   знакомясь и выясняя   вкусы   друг   друга,   с радостью   понимали,   как,   оказывается,   занятно   находить   точки соприкосновения с другими людьми, пусть даже в таком пустяковом вопросе (хотя, когда голоден, этот вопрос вовсе не пустяковый!). Итак,   представьте   себе,   что   вы все ­   одинокие   путники,   незнакомые   друг   с другом,   и вы зашли в таверну «Находка». Чтобы хозяин принял ваш заказ, вам необходимо найти сотрапезников. Для этого   вам   придется   познакомиться   со всеми   присутствующими.   Потом,   узнав   вкусы   каждого и соотнеся   их с собственным   желанием   на данный   момент,   вы образуете   «столики»   в таверне. За «столиками»   стоят   2­4   кресла.   Помните,   хозяин   примет   любой   ваш   заказ,   даже   самый фантастический. Примечание:  участники   игры   начинают   выяснять   гастрономические   пристрастия   друг   друга, свободно   передвигаясь   по комнате.   Потом   они   объединяются   в малые   группы   по 2–4   человека на основании общего заказа одного блюда. Участники игры рассаживаются в комнате так, как будто сидят за столиком в таверне.  Упражнение «Глухой официант» Педагог­психолог: а знаете ли вы, что в таверне «Находка» уже давно служит старый официант? Когда­то он был молод, ловок и горяч. Он так любил свою работу, что не успел выучиться грамоте, хотя обладал феноменальной памятью ­ он запоминал заказы, не записывая. Но теперь он потерял слух и былую расторопность. Так что, если клиент не объяснит ему свой заказ четко, он может принести все, что угодно: и лягушку на вертеле, и дамские туфли в шоколадном соусе. Поэтому вам, господа, придется объяснить глухому официанту, который не умеет читать, ваш заказ так, чтобы он вас понял. Примечание: роль официанта играет любой желающий или педагог­психолог. Помогать официанту могут все посетители таверны «Находка».  12 Упражнение «Блюдо в дорогу» Педагог­психолог: Представьте   себе,   после   вкусного   обеда   посетители   таверны,   сытые и довольные,   блаженно   раскинулись   в креслах   и ведут   неспешные   непринужденные   разговоры. И в этот момент хозяин выходит к посетителям с огромной книгой! В этой книге ­ удивительные рецепты, каждый из них придуман посетителями таверны, оказавшимися в ней одновременно, как вы все сейчас. Через   некоторое   время   каждый   из вас   отправится   в путь.   Не в правилах   хозяина   таверны «Находка» отпускать посетителей с пустыми руками. Тем более что вам предстоит длинный путь. Блюдо, которое вы унесете с собой, будет приправлено душевной атмосферой таверны «Находка». Итак,   вам   предстоит   создать   рецепт   общего   «блюда   в дорогу».   Вы знаете,   как   составляются рецепты?   На этой   доске   хозяин   обычно   записывает   предлагаемые   ингредиенты   и их количество со слов каждого посетителя. Когда все ингредиенты будут названы, вам предстоит разработать технологический цикл приготовления блюда. Примечание: каждый   участник   игры   предлагает   свой   ингредиент   и его   количество,   педагог­ психолог записывает   все   предложения   на доске.   Когда   все   составляющие   будут   названы, интересуется, как это блюдо можно приготовить. Вовлекаются в обсуждение все участники игры. Технологии приготовления блюда записываются под диктовку на доске. Педагог­психолог: Спасибо, господа! Теперь совершенно ясно, как готовить это блюдо. Но как же оно   называется?   Пожалуйста,   дайте   ему   название,   которое   займет   достойное   место   в книге рецептов хозяина таверны «Находка». Упражнение «Приготовление блюда» Педагог­психолог: Хозяин   таверны   «Находка»   очарован   вашей   гениальностью   и допускает   вас в святая святых эти заведения ­ на кухню. Он дозволяет вам самим приготовить придуманное вами блюдо. Итак, мы на кухне таверны «Находка». Не удивляйтесь, что перед вами всего лишь большой лист бумаги   и цветные   карандаши.   Для   того   чтобы   приготовить   блюдо,   в этой   таверне   достаточно нарисовать его готовым. (участники игры все вместе рисуют готовое блюдо.) Упражнение «Благопожелание в дорогу!» Педагог­психолог: Дорога зовет! Отрежьте себе в дорогу по куску вашего чудесного общего блюда. Оно   подкрепит   ваши   силы   в дороге.   А вместо   ножа   в таверне   «Находка»   сегодня   используют ножницы!   (на   подносе   торжественно   вносятся   одни   ножницы.)   Поделите   блюдо   между   собой. В таверне   «Находка»   существует   еще   одна   традиция.   Посетители   пишут   друг   другу благопожелания   в дорогу   на обороте   рисунка   блюда.   Давайте   поддержим   эту   традицию,   и ­ в добрый   путь!   (участники   пишут  друг   другу  добрые   слова   на обороте   частей   рисунка   общего блюда и символически прощаются.) Вопросы для обсуждения:      Вы побывали в таверне «Находка», каковы ваши впечатления? Удалось ли вам заказать то блюдо, которое хотелось отведать? Если не удалось, что этому помешало? Легко ли было объяснять свой заказ глухому официанту? Легко ли   было   готовить   общее   блюдо?   Какие   трудности   и радости   вы испытывали в процессе его приготовления? Часто ли   ваши   личные   интересы,   предпочтения   входили   в противоречие с интересами других? Каким образом вам удавалось преодолевать эти противоречия? Какие ощущения вызвала у вас традиция писать благопожелания в дорогу?   13  Полезны ли для вас те пожелания, которые вы получили? Что вы нашли для себя в таверне «Находка»? 3. Заключительная часть: Игра «Енотов круг» Инструкция: для игры потребуется прочная корсажная лента длиной 3,5 м. Концы ленты крепко связываются друг с другом.  Участники приглашаются в круг из корсажной ленты. Педагог­психолог: Вы видите   в моих   руках   обыкновенную   корсажную   ленту.   Ее концы   связаны, таким образом, чтобы получился круг. Я прошу вас взяться за него обеими руками и потянуть на себя.   Займите   такое   положение,   чтобы   держать   ленту   вытянутыми   руками.   Расслабьтесь. Чувствуете, он вас держит? Так вместе мы можем образовать круг, который поддерживает нас. Мы можем доверять ему настолько, что даже закроем глаза… Держит? Конечно, ведь мы привели его   в состояние   равновесия.   Вот   чудо –   благодаря   тому,   что   мы доверяем   ему   держать   себя, он держит нас! Доверие способно поддерживать и того, кто доверяет, и того, кому доверяют. Опустите одну руку и держитесь за круг только одно рукой. Удобно? Нет? Чувствуете себя как будто   связанными?   Вас   это   обременяет?   Неудивительно!   Разве   можно   доверять   наполовину? «Половинное» доверие вызывает напряжение. Вы убедились сами.Давайте снова возьмемся за круг двумя   руками,   вытянем   их,   откинемся   назад,   установим   равновесие   и закроем   глаза.   Давайте запомним каждой клеточкой нашего тела ощущение взаимного доверия и поддержки. Этот круг называют «енотовым», зоологи заметили, что еноты совершают важные для них дела, становясь в круг. Вы чувствуете, что круг действительно объединяет нас всех. Давайте запомним это чувство и будем «вызывать» его всякий раз, когда нам предстоит совместная работа! Спасибо! Примечание: вы можете не обсуждать с участниками эту игру, достаточно того, что она дает опыт переживания   группового   доверия.   Если   на определенном   этапе   работы   возникнут   разногласия, конфликт, используйте игру «Енотов круг» как способ нормализовать взаимоотношения.  «Готовность педагогов детских садов к инклюзивному образованию» Анкета  14 Приложение 1 Оценка информационной готовности 1.Знаете ли вы, что согласно п. 4 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273­ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации» образование обучающихся с ограниченными  возможностями здоровья (ОВЗ) может быть организовано совместно с другими обучающимися  (инклюзивное образование)? а) да; б) нет. 2. Как вы относитесь к инклюзивному образованию: а) хорошее решение, принесет пользу; б) надеюсь, меня это не коснется; в) подходит, только не всем категориям лиц с ОВЗ; г) это административное решение, которое не «приживется»; д) свой вариант:                                                                                                                                                                                                                                               . 3. Что необходимо, по вашему мнению, для эффективной реализации инклюзивного подхода  в российском образовании? (Выберите три наиболее важных фактора.) а) обеспечить детский сад современной материально­технической и программно­методической  базой; б) принять на работу в детский сад узких специалистов для работы с детьми с ОВЗ (дефектолога,  логопеда, тьютора); в) совершенствовать систему повышения квалификации для подготовки педагогических кадров  к работе с ОВЗ; г) повысить заработную плату педагогов; д) провести общие занятия для детей и родителей на снижение, нивелирование негативного  отношения к детям с ОВЗ и их родителям. Оценка технологической готовности 4. Какая категория детей представляет для вас наибольшую трудность при совместном обучении? а) с ОВЗ; б) нарушениями общения и поведения; в) нарушениями интеллекта; г) речевыми нарушениями; д) свой вариант:                                                                                                                                                                                                                                               . 5. Считаете ли вы себя психологически и профессионально готовыми к работе с детьми с ОВЗ? а) да, моей профессиональной подготовки и психологических особенностей достаточно для  перехода к инклюзивному образованию; б) обладаю определенным уровнем профессиональных навыков, однако не готов психологически; в) готов психологически, но не обладаю достаточным уровнем профессиональных навыков; г) нет, не готов к работе с детьми данной категории ни психологически, ни профессионально; д) свой вариант:                                                                                                                                                                                                                                               . Оценка аксиологической готовности 6. Как, по вашему мнению, лучше и эффективнее осуществлять процесс образования детей с ОВЗ? а) на базе общеобразовательных организаций вместе со сверстниками; б) в специализированных группах общеобразовательных организаций; в) в специализированных образовательных организациях; 15 г) индивидуально, на дому; д) свой вариант:                                                                                                                                                                                                                                               . 7. Считаете ли вы, что инклюзивное образование положительно скажется не только на развитии  и социализации детей с ОВЗ, но и на их сверстниках с обычными образовательными  потребностями? а) да, это воспитывает толерантное отношение к людям с ОВЗ; б) да, дети становятся более эмоционально отзывчивыми; в) нет, у обычных детей такое общение может привести к регрессии; г) нет, это может привести к негативным проявлениям (смешки, дразнилки); д) свой вариант:                                                                                                                                                                                                                                               . 8. Вам предложили работать в группе, которую посещают дети с ОВЗ, вы: а) согласитесь, т. к. вы понимаете, что дети с ОВЗ нуждаются в вашей помощи, и сделаете все  возможное для их успешного обучения; б) согласитесь, т. к. это приоритетное направление в образовании и предоставляет возможность  профессионального роста; в) согласитесь на условиях достаточной профессиональной переподготовки; г) постараетесь аргументировать свой отказ, но если заведующий будет настаивать, согласитесь  на условиях доплаты; д) категорически откажетесь. 9. Появление в группе ребенка с ОВЗ — это стресс для вас как педагога и как для человека. Ваши  действия по снижению состояния дискомфорта (выберите одно — два наиболее подходящих для  вас решения): а) обращусь к профессиональному психологу; б) попробую сконцентрироваться на своем эмоциональном состоянии, буду управлять своими  чувствами с целью сохранения душевного равновесия; в) попробую посмотреть на проблему с другой стороны и дать ей иную оценку, увидеть  положительную сторону в этом явлении; г) попробую выявить проблему и изменить ситуацию; д) затрудняюсь ответить, как поступлю в такой ситуации. 10. Мой педагогический стаж: а) от 0 до 5 лет; б) от 5 до 10 лет; в) от 10 до 20 лет; г) более 20 лет. Спасибо за сотрудничество! Ответы   опрашиваемых   педагогов   анализируются   и   делается   вывод,   например, чтобы изменить   отношение   к инклюзивному   образованию,   необходимо   создать   специальные   условия, провести просветительские, профилактические мероприятия в ДОУ. 16 Приложение 2 Методика диагностики профессиональной педагогической толерантности (Ю.А.Макаров) Инструкция: Последовательно прочитайте каждое высказывание и выберите утвердительный («да») или отрицательный («нет») ответ и поставьте крестик в соответствующей графе на листе ответов. 1. Иногда   бывает   так,   что   чьи­либо   поступки,   поведение,   идеи   на первый   взгляд   совершенно неприемлемые, находят отклик в моей душе. 2. Чтобы действительно понять другого человека, следует найти что­то общее с ним во взглядах, поведении, мыслях. 3. Иногда ловлю себя на мысли, что плохие поступки и поведение детей в чем­то похожи на мои детские проказы или скрытые желания. 4. Педагог должен иметь собственную непоколебимую точку зрения по любому вопросу. 5. Что бы ни сделал ребенок, он в этом не виновен уже потому, что он ребенок. 6. Основная задача опытного педагога в том, чтобы обеспечить развитие воспитанника, во всем его поддерживая. 7. Воспитанник,   прежде   чем   предлагать   свою   точку   зрения   на ту или   иную   проблему,   должен освоить основные истины. 8. Если воспитанник не соглашается с очевидным, то это означает, что он либо туп, либо чрезмерно упрям, либо хулиганит. 9. Если даже я сильно накажу ребенка, это не значит, что я наказываю вследствие злости на него за его   неправильное   поведение.   Это   лишь   педагогический   прием,   формирующий   необходимые ребенку для дальнейшей жизни навыки. 10. Если воспитанник выражает свое несогласие с тем, что говорит педагог, или тем, что написано в книге, — это лишь попытка показать свою исключительность, выделиться. 11. В педагогической   практике   нельзя   допускать   панибратства   с воспитанниками.   Следует   дать им почувствовать некоторую дистанцию, сохраняя уважение и любовь к ним. 12. Старшим не следует подавлять мнение младших, если оно не противоречит  нормам морали, даже в том случае, если это мнение не совпадает с мнением старших. 13. Если я ловлю себя на негативном отношении к воспитаннику, стараюсь понять, чем оно вызвано, а затем объяснить это себе и ему. 14. Глядя на ребенка, мне часто хочется угадать, как сложится его жизнь. 15. Если ребенок плачет, на то есть свои причины. 16. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь. 17. Я всегда все прощал родителям, даже если они были не правы. 18. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем­то помочь. 19. Если дети сегодня не согласны со мной, это не повод для переживаний: они только набираются опыта и скоро, возможно, изменят свою точку зрения. 20. Если   ребенок   не мешает   окружающим,   не нарушает   их прав,   взрослый   не должен   требовать от него вести себя во всем как взрослый. 21. Даже если я негативно отношусь к кому­то из воспитанников, я считаю нужным это скрыть, используя свой педагогический опыт. 22. Глупо   ставить   какое­либо   равенство   между   ребенком   и взрослым,   так   как   существуют неизбежные различия в образовании, жизненном опыте. 17 23. Педагоги национальных учреждений в большинстве своем вряд ли обладают высоким уровнем профессиональной   компетентности.   Если   где­то   говорят   о таком   великом   педагоге,   то мне   это смешно. 24. Воспитанник принципиально не может знать лучше педагога. 25. Меня, бывает, выводит из равновесия несообразительный воспитанник. 26. Абсолютно   безупречные   во всех   отношениях   воспитанники,   как,   впрочем,   и педагоги, настораживают меня. 27. Шумные детские игры я переношу с трудом. 28. Терпеть не могу педагогов с низким профессиональным уровнем. 29. Внешний вид педагога всегда должен соответствовать принятым стандартам. 30. Я имею привычку поучать окружающих. 31. Я часто ловлю себя на том, что пытаюсь воспитывать кого­либо. 32. Я постоянно делаю кому­то замечания. 33. Когда воспитанник не соглашается в чем­то с правильной позицией, то обычно это раздражает меня. 34. Нельзя прощать сослуживцам бестактные шутки. 35. Обычно я с трудом приспосабливаюсь к новым партнерам по совместной работе. 36. Дети не могут быть правы в споре с родителями, потому что родители лучше детей разбираются в жизни. 37. Дети   имеют   право   на собственное   мнение,   только   если   они   могут   убедительно   это   мнение обосновать. 38. Если принимать близко к сердцу эмоциональные проблемы и переживания каждого ребенка, то работа педагога станет невыносимой. 39. Взрослых детей раздражает забота родителей. 40. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей. 41. Хороший педагог — это только тот, кто всегда и во всем является положительным примером для детей в поведении на работе, личной жизни. 42. Мои слова не так уж часто расходятся с делом. 43. У меня достаточно способностей, чтобы достичь высокого профессионального уровня. 44. Могу сказать, что, как правило, понимаю происходящее в моей душе. 45. Я сам стараюсь контролировать свою судьбу. 46. Иногда не мешает пожалеть самого себя. 47. Думаю,   что   если   со мной   не произойдет   что­то,   то самому   мне   не выйти   из «накатанной жизненной колеи». 48. Иногда   думаю,   что   моя   профессиональная   деятельность   наполнена   попытками   скрыть непонимание происходящего. 49. В глубине души я никак не могу поверить, что я действительно взрослый человек. 50. В профессиональной деятельности я часто полагаюсь на свою интуицию, внезапно возникающие желания. 51. Чаще всего я одобряю свои профессиональные планы и поступки. 52. Окружающие признают меня как профессионала. 53. Мои достоинства вполне перевешивают мои недостатки. 54. Иногда   мне   кажется,   что   некоторые   мои   качества,   проявляющиеся   в профессиональной деятельности, мне, как человеку, несвойственны. 55. В критической ситуации я часто внутренне негодую, а иногда и теряю самообладание. 56. Коллеги считают меня самоуверенным и завистливым. 18 57. Если   мне   предложат   ответственную   должность,   то я еще   подумаю,   стоит ли   пожертвовать своим спокойствием. 58. Бороться с распущенностью молодежи следует строгостью и контролем. 59. Если ребенка обидят в школе, то я посоветую ему научиться самостоятельно защищать себя и дать сдачи. 60. Если   воспитанник   столкнулся   со мной   в дверях,   то я должен   напомнить   ему   о культуре поведения. 61. Хулиганство среди молодежи следует жестко пресекать наказанием, иначе молодежь выйдет из­ под контроля. 62. Если в данном мне поручении что­то для меня остается непонятным, то я всегда уточняю все неясности и детали до выполнения задания. 63. Обычно я высказываю свое мнение после старших по возрасту, положению. 64. В своих поступках я всегда стараюсь придерживаться принятых в обществе правил поведения. 65. Я довольно   требовательный   человек   и всегда   настаиваю   на том,   чтобы   все   делалось по возможности правильно. 66. Выступая перед аудиторией, я всегда стараюсь следить за своим голосом и жестами. 67. Я не бываю груб даже с крайне неприятными мне людьми. 68. Стараюсь, чтобы все необходимые мне в работе вещи лежали всегда на своих местах. 69. Как профессиональный педагог, я всегда на работе жестко слежу за проявлением своих чувств. 70. Искренность  эмоциональных  реакций,  открытость  в выражении чувств к окружающим и есть настоящий педагогический профессионализм. 71. Если я невольно нарушил правила поведения, находясь в обществе, то скоро забываю об этом. 72. Мне   говорят,   что,   когда   я слишком   увлеченно   что­то   рассказываю,   моя   речь   становится несколько сбивчивой. 73. Если   при   чтении   служебного   текста  я встречаю  какие­либо   неясности,   я не обращаю  на них внимания, продолжаю читать дальше. 74. Иногда мне говорят о том, что в моих голосе и манерах излишне проявляется возбуждение. 75. Под влиянием момента я могу сказать что­то, о чем потом пожалею. 76. Во время работы я стараюсь отдать все силы, напрягаюсь. 77. Часто   сложно   отвлечься   от беспокоящих   ситуаций,   возникающих   в профессиональной деятельности. 78. Возможные в профессиональной деятельности неприятности часто тревожат меня. 79. Я часто краснею. 80. Я часто смущаюсь, и мне неприятно, если другие замечают это. 81. Часто не могу сдержать слез. 82. Мне бы хотелось быть таким же счастливым и профессионально успешным, как другие. 83. Работа утомляет меня. 84. Обычно я спокоен и расстроить меня нелегко. 85. Работа настоящего педагога — это прежде всего жертвенность, пренебрежение собственными интересами. 86. Профессиональный педагог всегда стремится к тому, чтобы успокоить детей, коллег, сохранить хорошее отношение. 87. Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу. Обработка результатов: Чтобы обработать результаты, необходимо воспользоваться ключом ответов в таблице. За каждое  совпадение с ключом поставляется 1 балл. 19 Ключ ответов: «Да» 1, 2, 3, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 42, 43,  45, 50, 51, 52, 53, 59, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 84 «Нет» 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29,  30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 46, 47,  48, 49, 54, 55, 56, 57, 58, 60, 61, 69, 70, 71, 72, 73,  74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 85, 86, 87 Показатели ниже21 балла говорят о том, что профессия педагога противопоказана человеку. Ему  следует заняться другим видом деятельности, где он будет более успешен, эффективен, позитивно  принят окружающими. От 21 до 32 баллов ­ низкий уровень профессиональной педагогической толерантности. От 33 до 49 баллов ­ оптимальный уровень профессиональной педагогической толерантности. От 50   до 87   баллов ­   излишне   выраженная   толерантность   (вариант   интолерантности),   при этом от 66  ­ саморазрушительный   характер   и максимально   выраженные   толерантные   установки педагога помешают вести педагогическую практику. 20

Педагогический тренинг "Толерантность, как составляющая педагогической культуры современного педагога" (серия из пяти семинаров-практикумов)

Педагогический тренинг "Толерантность, как составляющая педагогической культуры современного педагога" (серия из пяти семинаров-практикумов)

Педагогический тренинг "Толерантность, как составляющая педагогической культуры современного педагога" (серия из пяти семинаров-практикумов)

Педагогический тренинг "Толерантность, как составляющая педагогической культуры современного педагога" (серия из пяти семинаров-практикумов)

Педагогический тренинг "Толерантность, как составляющая педагогической культуры современного педагога" (серия из пяти семинаров-практикумов)

Педагогический тренинг "Толерантность, как составляющая педагогической культуры современного педагога" (серия из пяти семинаров-практикумов)

Педагогический тренинг "Толерантность, как составляющая педагогической культуры современного педагога" (серия из пяти семинаров-практикумов)

Педагогический тренинг "Толерантность, как составляющая педагогической культуры современного педагога" (серия из пяти семинаров-практикумов)

Педагогический тренинг "Толерантность, как составляющая педагогической культуры современного педагога" (серия из пяти семинаров-практикумов)

Педагогический тренинг "Толерантность, как составляющая педагогической культуры современного педагога" (серия из пяти семинаров-практикумов)

Педагогический тренинг "Толерантность, как составляющая педагогической культуры современного педагога" (серия из пяти семинаров-практикумов)

Педагогический тренинг "Толерантность, как составляющая педагогической культуры современного педагога" (серия из пяти семинаров-практикумов)

Педагогический тренинг "Толерантность, как составляющая педагогической культуры современного педагога" (серия из пяти семинаров-практикумов)

Педагогический тренинг "Толерантность, как составляющая педагогической культуры современного педагога" (серия из пяти семинаров-практикумов)

Педагогический тренинг "Толерантность, как составляющая педагогической культуры современного педагога" (серия из пяти семинаров-практикумов)

Педагогический тренинг "Толерантность, как составляющая педагогической культуры современного педагога" (серия из пяти семинаров-практикумов)

Педагогический тренинг "Толерантность, как составляющая педагогической культуры современного педагога" (серия из пяти семинаров-практикумов)

Педагогический тренинг "Толерантность, как составляющая педагогической культуры современного педагога" (серия из пяти семинаров-практикумов)

Педагогический тренинг "Толерантность, как составляющая педагогической культуры современного педагога" (серия из пяти семинаров-практикумов)

Педагогический тренинг "Толерантность, как составляющая педагогической культуры современного педагога" (серия из пяти семинаров-практикумов)

Педагогический тренинг "Толерантность, как составляющая педагогической культуры современного педагога" (серия из пяти семинаров-практикумов)

Педагогический тренинг "Толерантность, как составляющая педагогической культуры современного педагога" (серия из пяти семинаров-практикумов)

Педагогический тренинг "Толерантность, как составляющая педагогической культуры современного педагога" (серия из пяти семинаров-практикумов)

Педагогический тренинг "Толерантность, как составляющая педагогической культуры современного педагога" (серия из пяти семинаров-практикумов)

Педагогический тренинг "Толерантность, как составляющая педагогической культуры современного педагога" (серия из пяти семинаров-практикумов)

Педагогический тренинг "Толерантность, как составляющая педагогической культуры современного педагога" (серия из пяти семинаров-практикумов)

Педагогический тренинг "Толерантность, как составляющая педагогической культуры современного педагога" (серия из пяти семинаров-практикумов)

Педагогический тренинг "Толерантность, как составляющая педагогической культуры современного педагога" (серия из пяти семинаров-практикумов)

Педагогический тренинг "Толерантность, как составляющая педагогической культуры современного педагога" (серия из пяти семинаров-практикумов)

Педагогический тренинг "Толерантность, как составляющая педагогической культуры современного педагога" (серия из пяти семинаров-практикумов)

Педагогический тренинг "Толерантность, как составляющая педагогической культуры современного педагога" (серия из пяти семинаров-практикумов)

Педагогический тренинг "Толерантность, как составляющая педагогической культуры современного педагога" (серия из пяти семинаров-практикумов)

Педагогический тренинг "Толерантность, как составляющая педагогической культуры современного педагога" (серия из пяти семинаров-практикумов)

Педагогический тренинг "Толерантность, как составляющая педагогической культуры современного педагога" (серия из пяти семинаров-практикумов)

Педагогический тренинг "Толерантность, как составляющая педагогической культуры современного педагога" (серия из пяти семинаров-практикумов)

Педагогический тренинг "Толерантность, как составляющая педагогической культуры современного педагога" (серия из пяти семинаров-практикумов)

Педагогический тренинг "Толерантность, как составляющая педагогической культуры современного педагога" (серия из пяти семинаров-практикумов)

Педагогический тренинг "Толерантность, как составляющая педагогической культуры современного педагога" (серия из пяти семинаров-практикумов)

Педагогический тренинг "Толерантность, как составляющая педагогической культуры современного педагога" (серия из пяти семинаров-практикумов)

Педагогический тренинг "Толерантность, как составляющая педагогической культуры современного педагога" (серия из пяти семинаров-практикумов)

Педагогический тренинг "Толерантность, как составляющая педагогической культуры современного педагога" (серия из пяти семинаров-практикумов)

Педагогический тренинг "Толерантность, как составляющая педагогической культуры современного педагога" (серия из пяти семинаров-практикумов)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2019