Роль школьного музея в гражданском и патриотическом воспитании школьников
Оценка 4.9

Роль школьного музея в гражданском и патриотическом воспитании школьников

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа
1 кл—2 кл
30.04.2019
Роль школьного музея в гражданском и патриотическом воспитании школьников
В статье представлен материал из опыта работы по музейной педагогике. В ГБОУ СОШ с. Петровка учащимися в результате исследовательской работы создан краеведческий музей "Истоки", материал которого широко используется как в урочной, так и во внеурочной деятельности, что помогает в гражданском и патриотическом воспитании подрастающего поколения.
Алексеева С.Ю.Роль школьного музея в гражданском и патриотическом воспитании школьников.docx
РОЛЬ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ В ГРАЖДАНСКОМ И  ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ С.Ю. Алексеева Л.Б. Дорошкова  (ГБОУ СОШ с. Петровка,  с. Петровка Борского района Самарской области)  В   Федеральных   государственных   стандартах   второго   поколения содержится описание портрета будущего выпускника: «Выпускник будущего ­ это   патриот,   носитель   ценностей   гражданского   общества,   осознающий   свою сопричастность с судьбой Родины».  Духовно­нравственное   развитие   и   воспитание   гражданина   России,   как основа всех основ, является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного   единства   народа.   Основным   содержанием   духовно­нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые   в   социально­исторических,   культурных,   семейных   традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. [1. с.18] Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно­нравственного   развития   и   воспитания   школьников,   т.е.   уклада школьной   жизни,   определяющего   урочную,   внеурочную   и   внешкольную деятельность обучающихся. [1. с.19] К ним относятся:  патриотизм,  социальная солидарность,  гражданственность,  семья,  труд и творчество,  наука,  традиционные российские религии,  искусство и литература,  природа,  человечество.  Одной из приоритетных задач духовно­нравственного воспитания младших школьников является воспитание ценностного отношения к прошлому своего народа   и   к   своей   Родине.   Начальная   школа   —   начальный   этап   становления человеческой   личности.   В   этот   период   закладываются   основы   личностной культуры.   Ребёнок   младшего   школьного   возраста   наиболее   восприимчив   к эмоционально­ценностному,   духовно­нравственному   развитию,   гражданскому воспитанию. Поэтому необходимо использовать наиболее эффективные методы обучения   и   воспитания,   различные   педагогические   технологии,   позволяющие сделать жизнь ребёнка более насыщенной и интересной, поднять его культуру, развить интеллект, дать в руки новый инструмент для познания мира. Одной из таких   технологий   является   музейная   педагогика   ­ это   наиболее   активно развивающееся   направление   деятельности,   которое   все   чаще   включается   в современный учебный  процесс. Музей можно назвать «волшебной машиной времени». В ней в считанные минуты, за короткое время, отведенное на урок или внеклассное занятие, ученик может совершить путешествие, увидеть не только прошлое и день сегодняшний, но и заглянуть в будущее, сопоставить, сравнить события разных времен. Оценивая   значение   музея,   силу   воздействия   его   материалов,   можно отметить, что живой показ явлений и фактов средствами музейных документов – подлинников особенно убеждает, лучше сохраняется в памяти, будит мысль школьника. Это свойство музейных экспонатов расширяет возможности учебной и воспитательной работы с учащимися. В нашей школе действует краеведческий музей «Истоки». Краеведческая деятельность в школе осуществляется в рамках учебной деятельности (уроки, факультативные занятия), внеурочной (занятия краеведческих кружков, клубов и   обществ)   и   внешкольной,   проводимой   под   руководством   учреждений дополнительного образования. Воспитание нравственности, чувства гордости за свой родной край не проходит без участия школьного музея, особенно если он создан с помощью самих учащихся. Статья 44 пункт 3 Конституции РФ гласит: «Каждый   обязан   заботиться   о   сохранении   исторического   и   культурного наследия, беречь памятники истории и культуры». Наследием для нас является память о подвигах дедов и прадедов, о тех, кто не жалел ни сил, ни самой жизни в битве с врагом. И чем меньше остаётся живых свидетелей военного лихолетья, тем больше становится всенародная забота о сохранении прошлого.  В   небольшой   музейной   комнате   нашей   школы   оформлены   стенды   и выставки.   Там   проводятся   классные   часы,   Уроки   Мужества   и   Встречи   с ветеранами.   Для   проведения   мероприятий   с   учащимися   начальной   школы   в качестве экскурсоводов мы привлекаем старшеклассников. В     начале   этого   учебного   года   был   дан   старт   общешкольному   проекту «Школа­музей». Весь коллектив, включая учеников и педагогов, работали над созданием   этого   проекта,   которому   было   дано   название   «Веков   связующая нить».   Силами   ребят   и   преподавателей   были   изготовлены   экспозиционные стенды, посвящённые: ­   творчеству   С.Т.   Аксакова,   родиной   которого   является   село   Языково нашего района; ­ истории села и школы;  ­   истории   комсомола   и   активным   комсомольцам,   выпускникам   нашей школы; ­ героям­землякам Великой Отечественной войны;  ­ участникам­землякам Афганской войны Самое   активное   участие   в   проекте   «Школа­музей»   приняли   учащиеся начальной   школы.   Они   работали   над   созданием   стенда   «Герои   Великой Победы».   Ученики   собрали   много   интересной   информации   о   жителях   села Петровка, участниках Великой Отечественной войны, и о тружениках тыла. В ходе работы были использованы разные методы исследования: ­ посещение Борского краеведческого музея; ­ опрос родственников; ­ изучение фотоархива, музейных документов; ­ встречи с ветеранами Созданный   проект   «Школа­музей»   мы   стараемся   использовать   в   своей работе. В течение всего учебного года проводятся классные часы, посвящённые Дням   воинской   Славы   («Непокорённый   Ленинград»,   «Горячий   снег Сталинграда», «День Победы»). Стало доброй традицией проводить творческие конкурсы, посвящённые этим датам (конкурсы чтецов и конкурсы рисунков и плакатов). Были подготовлены исследовательские работы для выступления на научно­исследовательской   конференции   («Здесь   тыл   был   фронтом»,   «Время выбрало   их»).  Проводятся   акции:   «Письмо   ветерану»,   «Помощь   ветерану», «Поздравление ветерану», «Бессмертная эскадрилья», «Георгиевская ленточка». В школе действует кружок «Краеведение»,   где проводятся конкурсы на лучшего знатока истории родного края, конкурсы сочинений, праздники, вечера, посвященные   знаменательным   датам,   идёт   подготовка   экскурсоводов, оказывается методическая помощь учащимся в подготовке исследовательских краеведческих работ.  Мы с радостью принимаем гостей и устраиваем им экскурсии по школе и по   музею.   На   экскурсии   объектом   познания   всегда   бывают   средства   Именно   эта наглядности,   в   основном   подлинные   памятники   истории.   особенность   делает   ее   важнейшим   средством   активизации   познавательной деятельности   учащихся.   Создавая   стенд,   мы   старались   достоверную информацию:   фотографии,   биографические   факты,   информацию   о   главных сражениях Великой Отечественной войны. Стараемся также проводить встречи с тружениками тыла. В октябре прошлого года, в преддверии Парада Памяти в г. Куйбышеве 7 ноября 1941 года, была проведена встреча с труженицей тыла Гончевой Клавдией Алексеевной. Это событие имеет важное для нас значение, т.к. наш земляк Липатников Пётр Семёнович был непосредственным участником того   Легендарного   Парада.   На   нашем   стенде   также   содержится   важная информация о нём.  В январе группа ребят посетила труженицу тыла Моисеенко Татьяну Демьяновну, рассказ которой был записан на диктофон и представляет большой интерес.  Работа   над   нашим   проектом   будет   продолжаться,   по   мере   нахождения новой   информации   экспозиции   будут   расширяться.   Привлечение   учащихся   к поисковой   и   исследовательской   деятельности   позволяет   сделать   детей заинтересованными   участниками   процесса,   т.е.   субъектами,   а   не   объектами воспитания.   Именно   школьный   музей   способен   в   полной   мере   реализовать принцип «Музеи для детей и руками детей».  Музейная   образовательная   среда   выполняет   не   только   воспитательные функции, но и формирует практические навыки поисковой, исследовательской деятельности,   развивает   инициативу,   общественную   активность   школьников, предоставляет   большие   возможности   для   организации   самостоятельной   и творческой   работы   учащихся.  Музей   также   призван   стать   информационной базой   для   проектной   и   исследовательской   деятельности   учащихся   школы. Каждый учитель и классный руководитель может использовать воспитательные возможности   школьного   музея,   начиная   с   обзорной   экскурсии,   для   своего класса, проводя различные мероприятия, уроки в рамках работы и в условиях музея, занимаясь поисковой деятельностью. [2. с.15] Музей   –   это   школа   поиска,   школа   творчества   и   человеческого преобразования,   это   сложный   организм,   и   его   жизнеспособность   целиком зависит от слаженной творческой работы коллектива педагогов и учащихся. [3. с.75] Считаем,   что   музейная   педагогика   является   одним   из   средств патриотического   воспитания   младших   школьников   в   учебно­воспитательном процессе   школы,   так   как   младший   школьный   возраст   (7   –   10   лет)   является сензитивным   периодом   для   любого   социального   влияния,   в   том   числе, патриотического   воспитания.   Об   этом   свидетельствуют   многочисленные специальные исследования ученых: А. Валлон, Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, B.C. Мухина. [3. с.76] В   младшем   школьном   возрасте,   когда   формируются   основы   личности ребенка, необходимо осуществление патриотического воспитания школьников в процессе их включения в разнообразные виды деятельности: учебную, игровую, трудовую,   общение,   направленные   на   воспитание   бережного   ценностного отношения к истории и культуре своего родного края, к обычаям и традициям своего народа. Только   у   человека,   хорошо   знающего   и   чувствующего   историю, пробуждается любовь не только к прошлому, но и к настоящему и будущему своей страны.  Список литературы: 1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно­ нравственного развития и воспитания личности гражданина России.// ­  М.: 2009 г. – с.18­19 2. Журнал «Воспитание школьников».// Школьный музей. – 2008 г. с.15 3. Шалахова Н.В. Музей и школа.//  ­ М.: 1986 г. – с. 75­76

Роль школьного музея в гражданском и патриотическом воспитании школьников

Роль школьного музея в гражданском и патриотическом воспитании школьников

Роль школьного музея в гражданском и патриотическом воспитании школьников

Роль школьного музея в гражданском и патриотическом воспитании школьников

Роль школьного музея в гражданском и патриотическом воспитании школьников

Роль школьного музея в гражданском и патриотическом воспитании школьников

Роль школьного музея в гражданском и патриотическом воспитании школьников

Роль школьного музея в гражданском и патриотическом воспитании школьников

Роль школьного музея в гражданском и патриотическом воспитании школьников

Роль школьного музея в гражданском и патриотическом воспитании школьников

Роль школьного музея в гражданском и патриотическом воспитании школьников

Роль школьного музея в гражданском и патриотическом воспитании школьников

Роль школьного музея в гражданском и патриотическом воспитании школьников

Роль школьного музея в гражданском и патриотическом воспитании школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2019