Педагогическое музееведение (из опыта работы по организации деятельности школьного краеведческого музея)
Актуальность краеведческой работы
К сожалению, сегодняшний день нашей России сложен и труден. Разрушены нравственные идеалы, ощущается духовный застой, экономические проблемы, поток политического словоблудия, безответственность – всё это захлестнуло общество и может превратить нас в людей, утративших память.
Перед нашим обществом в полный рост встала опасность потери исторической памяти, именно поэтому особую роль приобретает краеведение. Именно ему, в большей мере, чем какому-либо другому виду деятельности, необходимо восстанавливать у молодого поколения историческую память, воспитывать нравственность, гражданственность, обострённое чувство сопричастности и ответственности за всё происходящее.
Поскольку одним из источников обогащения знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и навыков является историческое краеведение в школе, то в нынешних условиях очень важна его активизация.
Музейная комната в нашей школе создана усилиями всех в 2003 году. Этому предшествовала большая поисковая работа. Сплочение вокруг общего дела, совместное творческое дело объединило школьников, учителей, родителей, ветеранов, жителей близ лежащих сел и деревень.
На мой взгляд, музей не должен быть храмом для поклонения раритетам. Он должен стать мостиком между сегодняшним поколением и поколениями предыдущими.
Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. И учитель, и учащиеся имеют возможность принять участие в поисково-исследовательской работе по изучению местной истории. Работа в архивах, музеях, встречи, переписка с интересными людьми, интервьюирование или анкетирование непосредственных участников и очевидцев событий – все эти формы сбора материала не только вырабатывают навыки исследовательской деятельности, но и воспитывают уважение к историческому факту, осознания собственной значимости, сопричастности к делам своего народа.
Но в условиях небольшого села наличие школьного музея актуально не только для школьников. Старшее поколение охотно участвует в работе музея. Они чувствуют себя носителями истории. Всё это доказывает, что школьный музей востребован и нужен всем: от первоклассника, впервые перешагнувшего его порог, до старичка на лавочке, судьба которого - уже история.
Особенности работы школьного музея.
Музей – это живой организм. В настоящее время, когда происходят глубокие и стремительные изменения всей общественно-культурной жизни, следует признать необходимым новый подход к трактовке понятия школьный музей. «Школьный музей» определяет не место расположения, а специфику музея. Он нужен школе для реализации творческой активности детей, как средство обогащения учебного процесса.
Главной задачей работы в школьном музее считаю сохранение исторической памяти у учащихся о своей малой родине, односельчанах, развитие и укрепление связей между поколениями, воспитание чувства ответственности и любви к Родине.
При организации работы школьников в музее ставлю перед собой следующие цели:
В сознании детей традиционный музей устойчиво ассоциируется с прошлым. Здесь можно «ощутить» его, «окунуться в его атмосферу», «перенестись в него» из настоящего. А потому отличительной чертой (и преимуществом) музея большинство учащихся считают возможность увидеть: «старинные», «давние», «древние», «исторические» («доисторические»), а также «редкие» или «ценные» экспонаты («предметы», «вещи», «памятники», «ценности», «достопримечательности»).
Две особенности нашей музейной комнаты:
-это адресность («Он адресован детям и интересен для них»,
«Он может рассказывать об истории нашего Тукаевского края и кряшенского народа»),
-доступность («В нем экспонаты можно брать в руки», «Сюда можно чаще приходить чем в другие музеи»)
Некоторые экспонаты нашего музея являются уникальными, среди них «Жернова из дерева»,» Пахталка ручная», «Лапа», «Колыбель», «Чабагач»,»Тырыс», «Серп», «Сучило», «Коре» и т.д.
Организация работы в школьном музее и её успешность.
Если первое время, когда музей еще только создавался, когда шел процесс накопления экспонатов, работа нашего музея проходила несколько хаотично. Все члены краеведческого кружка работали над одной проблемой, над решением одной задачи. По мере расширения музея, а, самое главное, по мере появления новых желающих работать в данном направлении, появилась необходимость распределить обязанности. Совет музея вынес решение создать следующие отделы:
Ребята распределяются по отделам добровольно, согласно своим интересам и способностям. Наряду с этим распределением обязанностей все члены совета проводят экскурсии, обработку экспонатов.
Нами проводится огромная работа по распространению краеведческих материалов. Мы с ребятами готовим экскурсионные лекции и проводим открытые мероприятия для наших школьников. Мы приглашаем ветеранов ВОВ, тыловиков, участников боевых действий в «горячих точках» Афганистан, Чеченская республика
Два-три раза в год мы собираем пожилых людей к нам на «посиделки». При этом готовится программа. Тематика её каждый раз другая. Вот лишь некоторые из них:
Работа музея школы высоко оценивается не только посетителями, но и профессионалами, работниками районного краеведческого музея.
.
Занятия в музее – альтернатива уроку.
В последние годы урок стал фактически безальтернативной формой организации учебно-воспитательного процесса.
Вы спросите, какой урок можно проводить в музее? Историю, ИЗО – это понятно, а как же остальные? Однако речь идёт не о тематическом уроке, а о возможности «свести воедино» знания по всем предметам на основе анализа музейных экспонатов.
Представьте, учащиеся проводят экскурсию в музей по темам «Музейные экспонаты (а значит жизнь и быт людей) глазами физиков, химиков, историков, лингвистов, биологов и т.д.». Практически это может выглядеть так: класс делится на несколько «научных лабораторий» по вышеназванным предметам.
Каждая группа получает задание – проанализировать музейные экспонаты с точки зрения их науки. Например, физики должны показать все физические законы, которые использовали люди при изготовлении предметов быта, и объяснить, согласно каким из них работает тот или иной музейный экспонат. Скажем, прялка – приспособление с использованием колеса и педали, которой оно приводится в движение, - это не только предмет, с помощью которого охапка шерсти (кудель) превращается в шерстяную нить, но и «кладезь» физических закономерностей. Любой учитель физики наглядно объяснит своим питомцам их применение.
Ребята – «химики» имеют возможности вспомнить все химические хитросплетения, связанные с окрашиванием льна, шерсти и химическим составом этих волокон.
«Лингвисты» наглядно увидят культурно-исторические основы развития языкознания, показав, как в языке того или иного народа возникали, например, наименования видов одежды, определенные климатом того региона, где проживает народ, и как вслед за этим появлялись слова, которыми они обозначались и т.п.
Такие виды работ можно организовать практически по всем предметам. Дальше – только творчество и выдумка учителей-предметников.
И тогда музей станет не только молчаливым хранителем прошлого, а источником, развивающим у детей качества, необходимые для будущего.
Приложение
ЛИТЕРАТУРА:
1.Соловьева, М. Ф. Музейная педагогика как новая отрасль педагогической науки. Музейная педагогика: учеб. пособ. – хрестоматия / под ред. М. Ф. Соловьевой. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2005.
2. Портал "Российское музееведение"
3. Российский государственный архив новейшей истории. Путеводитель. Выпуск 1. - Москва: РГГУ, 2004. - 240 c.
4. Теория и практика сохранения памятников культуры. Выпуск 24. - М.: Российская национальная библиотека, 2015. - 216 c.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.