Учимся говорить публично с применением IT технологий
Оценка 4.8

Учимся говорить публично с применением IT технологий

Оценка 4.8
Работа в классе +1
docx
Междисциплинарный 5
5 кл—11 кл
05.03.2022
Учимся говорить публично с применением IT технологий
Никто не будет спорить, что публичные выступления — это искусство. Которому можно и нужно учиться.
Учимся говорить публично (тезисы).docx

Учимся говорить публично

Севостьяненко Наталья Николаевна

Учитель высшей категории

МБОУ «СОШ № 67» г. Владивостока

Россия, Владивосток

Е-mail: sevaschool67@mail.ru

Зребная Наталья Аркадьевна

Учитель высшей категории

МБОУ «СОШ № 67» г. Владивостока

Россия, Владивосток

Е-mail: zrebnaya@mail.ru

 

Аннотация

Умение представить свои мысли в рамках публичного выступления приобретают особую актуальность в школе. Навыки правильно представить себя, структурировать информацию, ответить на вопросы — необходимое условие успеха в ситуациях, где требуется устное изложение информации, например, при защите проекта исследовательской деятельности.

Никто не будет спорить, что публичные выступления — это искусство. Которому можно и нужно учиться.

 В нашем выступлении мы покажем, как на уроках информатики, литературы, английского языка и др. постепенно шаг за шагом формируются основные навыки публичных выступлений.

Ключевые слова

Тренд современного образования, коммуникативная компетентность, публичное выступление, внутренний страх, секреты успешного публичного выступления, метапредметный курс.

 

Текст

Умение грамотно излагать мысль —

это признак образованного человека

Публичное выступление как основа составляющей коммуникативной культуры

В современном образовании обозначились четкие тенденции к усилению общегуманитарной составляющей, к совершенствованию на этой основе подготовки будущих специалистов, владеющих основами профессионального общения. Это позволяет выделить коммуникативную компетентность как одну из ключевых в профессиональном образовании.

В школе практически нет ни одного учебного предмета, на котором учащимся не приходилось бы выступать публично. И любой учитель скажет, что большинство школьников испытывает трудности, когда необходимо в официальной обстановке построить высказывание и произнести его перед классом. Редкий ученик может осознанно, эмоционально представить сообщение, доклад, реферат.

Найти информацию для урока английского языка или русской литературы сегодня не сложно, но спланировать своё выступление и представить полученную информацию — это проблема.

Психологи отмечают: людей, в принципе не способных к публичным выступлениям, практически нет. Основная причина ораторских провалов — это внутренний страх, который надо перебороть.

Умение представить свои мысли в рамках публичного выступления приобретают особую актуальность в школе. Навыки правильно представить себя, структурировать информацию, ответить на вопросы — необходимое условие успеха в ситуациях, где требуется устное изложение информации, например, при защите проекта исследовательской деятельности.

Каждому педагогу наверняка знакома ситуация, когда учащийся вкладывает много сил, готовя доклад. А потом из-за волнения этот доклад озвучивается совсем не так, как хотелось бы. В результате не то место (на конференции, например), не то впечатление о том, как он выглядит со стороны (для подростков это весьма важно), не то желание уже вообще что-либо делать.

Поэтому одной из задач учителя является формирование у обучающегося умения подготовить выступление, произнести его так, чтобы убедить, заинтересовать аудиторию. Педагог также может помочь учащимся преодолеть страх и научить их определённым правилам публичного выступления — это одна из важнейших задач и трудностей одновременно, которая возникает в связи с введением новых ФГОС.

Развитие навыков публичных выступлений занимает более важное место в содержании образования, чем может показаться на первый взгляд. В современном мире, в котором живут и развиваются учащиеся, как никогда актуальны проблемы открытости, толерантности, коммуникативности. Именно через общение лежит путь к жизненному и профессиональному успеху для большинства учащихся старших классов.   

Никто не будет спорить, что публичные выступления — это искусство. Которому можно и нужно учиться.

Формирование навыков публичных выступлений

Публичное выступление — устная форма речи. И чем более ей свойственны все характеристики живого разговора, тем сильнее ее воздействие на слушателей. В то же время, это речь подготовленная, базой для нее, как правило, служит написанный текст.

Основной формой организации обучения и воспитания учащихся был, есть и в обозримом будущем остается урок.

Именно на уроке формируются основные навыки публичных выступлений. Обучающиеся сталкиваются с необходимостью выступать перед классом с монологическим рассказом, докладом, презентацией, защитой проекта.

Мы разработали программу метапредметного курса «Публичное выступление» с 5 по 11 класс.

Вот некоторые темы для публичного выступления:

5 класс – «Моя любимая сказка» (информатика, литература)

6 класс – понятия: общие и единичные (информатика, английский)

7 класс - «Мы о войне стихами говорим»  (информатика, литература)

8 класс - сообщение о великих учёных, внёсших вклад в развитие логики. (информатика, английский)

9 класс –Защита индивидуального (зачётного) проекта. (информатика, все предметы)

10 класс – темы из МХК. Проект и защита проекта (информатика, МХК)

11 класс – видеоурок по теме «Методы прогнозирования» (информатика)

Видеоролик по теме «Мелодии Англии» (информатика, английский)

В программе сформулированы

Секреты успешного публичного выступления»

I. Как подготовить хорошее выступление?

¢    Начать нужно с работы над содержанием самой речи.

¢    Прорепетируйте свою речь.

¢    Сократите свою речь (при этом, не потеряв ни одной важной мысли, не ускоряясь и не начиная тараторить).

¢    Напишите на бумаге план вашего сообщения, чтобы сохранить логическую последовательность вашей речи.

¢    Пожалуй, самое важное условие. Вы должны себя записывать и прослушивать.

II. Как осуществить успешное публичное выступление?

а) Как начать свою речь, чтобы вас захотели слушать?

¢    начните с неожиданной информации (интересные факты)

¢    задайте проблемный вопрос

¢    расскажите, как предмет вашего выступления связан с жизнью

¢    используйте какой-либо предмет как повод для разговора

¢    начните с интересной истории

¢    начните со слов выдающегося человека

б) Как произнести речь?

¢    Будьте убедительны!

¢    Будьте доброжелательны к публике!

¢    Следите за громкостью и силой голоса!

¢    Не забывайте про зрительный контакт!

¢    Жесты, мимика, передвижения – важно всё!

¢    Не затягивайте выступление.

в) Чем закончить своё выступление?

¢    Заключение должно быть связано с главной идеей выступления, быть мажорным, оптимистичным по духу.

¢    Хорошо воспринимаются выступления, конец которых перекликается с началом. Они вызывают положительные эмоции, поднимают настроение.

¢    Очень часто после выступления задают вопросы. Ответы на вопросы могут исправить или испортить впечатление от выступления.

¢    Концовка должна соответствовать поставленной цели

III. Техника речи:

¢    Делайте акцент на важные слова во фразе и подчиняйте им менее важные.

¢    Меняйте интонации. Речь не должна быть монотонной.

¢    Изменяйте силу и звук вашего голоса, понижая и повышая его.

¢    Речь не должна быть ни слишком быстрой, ни слишком медленной.

¢    Делайте паузы перед высказыванием важной мысли и после нее.

¢    Произносите слова чётко и внятно, без искажений и проглатывания слогов.

Сформулированы критерии оценивания выступления.

Критерии

Критерии

Параметры

Показатели (балл)

Соответствие заданной теме

Выступление полностью соответствует теме

5

Выступление частично соответствует теме

3

Выступление не соответствует теме

0

 

 

Соответствие заданному времени

Длительность выступления соответствует заданному времени (отклонение не более 15 секунд)

5

Длительность выступления частично соответствует заданному времени (отклонение не более 30 секунд)

3

Длительность выступления не соответствует заданному времени (отклонение более 30 секунд).

1

Учащийся не смог выступить

0

 

 

Качество речи

Учащийся говорит громко. Речь хорошо слышна слушателям, сидящим дальше всех от выступающего.

1

Учащийся говорит без заминок

2

В речи учащегося отсутствуют слова-паразиты

2

 

Взаимодействие со слушателями

Во время выступления смотрит на слушателей

1

Во время выступления проявляет уместные эмоции (улыбка, мимика) и совершает уместные движения.

2

По окончании выступления ждет вопросов от слушателей, не уходит сразу на своё место

2

 

Максимальное количество баллов, которое может получить учащийся в ходе процедуры оценивания, равняется 20.

Общемировая тенденция

Отказ от проверки предметного содержания и движение к проверке умения мыслить и работать с информацией — это тренд образования, который охватил весь мир.

 

Список литературы

1.     Нина Зверева «Встань и скажи» (Книга-тренажер для выступлений)

2.     Алексей Каптерев «Мастерство презентации» (Как создавать презентации, которые могут изменить мир)


 

3.     Скачано с www.znanio.ru

Учимся говорить публично Севостьяненко

Учимся говорить публично Севостьяненко

Психологи отмечают: людей, в принципе не способных к публичным выступлениям, практически нет

Психологи отмечают: людей, в принципе не способных к публичным выступлениям, практически нет

Защита индивидуального (зачётного) проекта

Защита индивидуального (зачётного) проекта

Меняйте интонации. Речь не должна быть монотонной

Меняйте интонации. Речь не должна быть монотонной
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2022