МЕТАДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Методические рекомендации по организации музея в ДОУ»

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 09.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Главная задача при организации музея в ДОУ – построение диалогического взаимодействия взрослого и воспитанника в музейной среде, способствующей развитию у детей исследовательской, созидательной и познавательной деятельности
Иконка файла материала музей.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением художественно-эстетического развития воспитанников «Солнышко»

 с. Ивановка Оренбургского района Оренбургской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТАДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Методические рекомендации по организации музея в ДОУ»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                 Воспитатель: Курмаева М.Ю

                                                                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Ивановка, 2025 уч. год

Методические рекомендации по организации музея в ДОУ

Приобщение детей к культурно-историческому наследию своей страны – средство формирования у них патриотических чувств и духовно-нравственного развития. В этой связи музейная педагогика оказывает огромное воздействие. Музей приобщает ребёнка к миру общечеловеческих ценностей, истории, формирует художественный вкус. Ведущая линия дошкольной музейной педагогики – осмысление подходов к познанию детьми музейного пространства.

 

Главная задача при организации музея в ДОУ – построение диалогического взаимодействия взрослого и воспитанника в музейной среде, способствующей развитию у детей исследовательской, созидательной и познавательной деятельности.

 

Музей в ДОУ, обращённый к детской аудитории и семье, строит свою деятельность на основе применения интерактивных методик. Последнее подразумевает непосредственное взаимодействие с предметом, создания фонда материалов, доступных для тактильного восприятия, использование своеобразных путеводителей (игровых занятий, театрализации, мини-спектаклей, бесед), заменяющих экскурсию. Преимущественное внимание уделяется активизации восприятия музейного материала, а значит, введения в музейную жизнь необычных элементов, например, оформленной в сказочной форме горницы, «древнего» сундука с загадочными предметами – «старинным» топором, берестяной грамотой, глиняной игрушкой и т.д. Экспонаты, изготовленные руками детей, можно смело вводить в экспозицию. Музейное правило взрослых «Руками не трогать!» меняется на разрешение «Трогать можно!», но не всё.

 

Следует чётко обозначить границы: что можно, а что нельзя трогать. Ведь воспитание музейной культуры – важная задача музея в ДОУ.

Рассматривая музей в ДОУ как центр музейно-образовательной работы, можно констатировать, что он является уникальной точкой преломления культуры и образования, поэтому «музейность» обретает новое качество. Передача социальной памяти осуществляется здесь, как бесконечный акт творчества, его создателей, детей и родителей.

 

 

 

 

 

При создании музея необходимо соблюдать определённые условия.

 

·        Приоритетность регионального культурного наследия. 

Подбирается материал о родном городе и крае, включающие как сведения об историческом прошлом, так и его современном облике. Содержание может быть отражено в фотографиях, макетах, альбомах и специальной литературе (художественной, справочно-информационной, детской).

·        Интегративность знаний.

Устанавливаются взаимосвязи в природном и социальном окружении. Подбирается материал о природе родного края, взаимосвязи особенностей ландшафта и деятельности человека. Реализация этого условия обеспечивает у детей целостность картины мира.

·        Удовлетворение потребностей в познании родного края.

Может быть представлена панорама родного города и карта области.

·        Диалогичность. 

Реализуются характерные и разноуровневые диалоги: культур, времён, ребёнка с культурой прошлого и настоящего. Для этого могут быть оформлены уголок горницы, интерьер, изба и т.д., где размещаются предметы и элементы быта русского народа.

·        Развитие ребёнка в деятельности.

Целесообразно в музее отводить место для занятий разными видами художественно-творческой деятельности.

·        Опора на эмоционально-чувствительную сферу ребёнка.

Это должно осуществляться в музыкальной деятельности, для чего проводятся фольклорные праздники, театрализованные представления, вечера развлечений.

 

Каждый музей ДОУ, исходя из поставленных задач, педагогической целесообразности и характера имеющихся коллекций, определяет свой профиль и жанр.

Профили музея: краеведческий, с широкой или конкретной тематикой, этнографический, естественно - научный, одного образа и т.д.

Жанры: музей - экспозиция, музей - лаборатория, музей-театр, музей - игротека, музей - мастерская (студия).

·        Музей-экспозиция: представляет собой более или менее сложившийся комплекс предметов, малодоступных для активного использования. Экспозиционное пространство упорядочено и используется преимущественно для проведения экскурсий, занятий по определённой тематике. Музейный материал задействован главным образом в качестве иллюстрации.

·        Музей-мастерская: экспозиционное пространство выстраивается так, что в нём обязательно присутствуют уголки для творческой деятельности. Экспозиции могут быть рассредоточены по групповым комнатам. Это ограничивает включение музея в образовательную среду ДОУ.

·        Музей-лаборатория: Этот музей очень близок к музею-мастерской. Отличие состоит в характере коллекций, на основе которых музей осуществляет деятельность. Коллекции имеют естественно-научный профиль, часть их может быть размещена в групповых комнатах. Экспозиционное пространство включает исследовательские лаборатории и оборудование.

·        Музей-театр: Экспозиция, как правило, достаточно компактная и статичная, служит подспорьем для кружковой работы, проведения разнообразных форм организованной детской деятельности. Фонды могут быть представлены разными видами театра, театральными костюмами, музыкальными занятиями.

·        Музей-игротека: Это может быть музей игр и игрушек, в котором каждый экспонат можно потрогать руками, поиграть с ним. Составляющей деятельности такого музея является представление игрушек разных времён, ознакомление с их особенностями.

 

Жанры музеев ДОУ создают благоприятную среду для проявления самостоятельности, активности и инициативы каждым ребёнком, а также для использования разных форм занятий.

1. Работа по созданию музея в ДОУ включает:

·        выбор профиля и жанра;

·        разработку тематической структуры экспозиций с учётом возрастных особенностей детей и жанра музея;

·        выделение изолированного помещения;

·        создание музейного актива.

Музей в ДОУ не статичен. В группах могут быть оформлены уголки разной направленности, которые органично дополняют основные музейные экспозиции, вызывают интерес к посещению музея.

2. Для посещения музея важна предварительная подготовка ребёнка, предусматривающая следующие условия:

·        при отборе экспонатов для музейной среды надо учитывать возможности каждого ребёнка;

·        для рассматривания следует отбирать не более 3-4 предметов, так как ребёнок усваивает информацию в первые 10-15 мин;

·        первую экскурсию в музей нужно планировать как обзорную, привлекая внимание детей к интерьеру или основным предметам, составляющим коллекцию в целом;

·        нужно постоянно знакомить с тем, как предметы попадают в музей, акцентируя внимание на их бережном хранении;

·        особое внимание нужно уделять экспонатам, которые дети не могут увидеть в ближайшем окружении;

·        совместно с родителями нужно обсуждать организационные вопросы (правила поведения и культуру общения со сверстниками и взрослыми в музее).

 

Познавательная и практическая деятельность детей в музее может быть организованна с помощью разных методов и приёмов.

·        Наглядные – наблюдение, демонстрация экспозиций в целом и отдельных её экспонатов, слайдов, иллюстраций и т.д.

·        Практические – опытническая деятельность, творческие задания, упражнения, моделирование, анкетирование и др.

·        Исследовательские – прогулки и экскурсии по городу и родному краю, позволяющие узнать новое о родных местах и поделиться увиденным друг с другом.

·        Игровые – дидактические игры, театрализованные представления, создание игровых ситуаций, введение элементов соревнования.

·        Словесные – рассказ педагога, беседа, чтение художественной литературы, вопросы к детям, пояснение, объяснение.

·        Опрос населения, анкетирование – получение информации, полезной для создания экспозиций и музейных занятий. Анкетирование помогает собрать сведения по различным вопросам, изучить мнения родителей и педагогов.

·        Встречи с интересными людьми – расширяют круг общения, включают в сферу интересов музея большее число людей, которые могут стать его друзьями.

 

Перспективным с точки зрения включения потенциала музея в воспитательно - образовательный процесс является проектный метод, при котором дети приобретают практические навыки и познавательные умения при выполнении усложняющихся заданий. Проекты могут быть индивидуальными, когда педагог взаимодействует с ребёнком на творческой основе, и групповыми, когда педагог взаимодействует с коллективом детей, и каждый имеет определённое задание. В любом случае проектная деятельность направлена на активизацию развития детей, их творческой инициативы и умения самостоятельно добывать знания.

 

Работа музея в ДОУ может быть эффективной только при условии активного привлечения к ней родителей. Экскурсии, совместные праздники и викторины, проведённые в музее, создают у детей сильную мотивацию к познанию, создавая эмоциональный фон, на котором достаточно сложные сведения усваиваются легко и непринуждённо. Совместный подбор экспонатов, оформление экспозиций способствует стимулированию познавательной активности детей. Вызывают интерес и желание узнать как можно больше.

 

Одно из главных условий, обеспечивающих деятельность музея в ДОУ – квалификация работающих в нём специалистов, которые должны обладать особой универсальностью.

 

Знание и практическое владение основами дошкольной педагогики должны сочетаться с ориентацией в области музейного дела и включать следующие объекты:

·        комплектование, хранение и изучение музейных фондов;

·        экспозиционную деятельность;

·        музейную педагогику: организацию музейных занятий, работу с детской аудиторией.

Учёт и правильное хранение экспонатов – важная функция педагогов, работающих в музее ДОУ.

Важно помнить:

·        экспонаты в музее должны соответствовать возрастным возможностям детей и особенностям их восприятия;

·        при создании экспозиций не следует применять канцелярские кнопки, клей, булавки;

·        для обеспечения сохранности экспонаты в музее целесообразно размещать по принципу открытости – закрытости.

 

Чтобы у детей создавались целостность впечатлений и система знаний, необходимо разработать план построения музейных экспозиций, группировку экспонатов, наработать теоретический материал, так как иначе музей не будет нести присущей ему нагрузки. Интеграция в воспитательно-образовательный процесс придаёт музею более высокий статус, он становится важной составляющей жизни ДОУ и импульсом для социализации ребёнка в атмосфере творчества.