МБОУ НОШ №6 с. Троицкое
Тема «Звук и буква М, м»
Открытый урок по чтению в 1 классе
Учитель начальных классов
высшей квалификационной категории:
Аракчаа Э.С.
2025 г. с. Троицкое
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель: Ознакомление с новой буквой М, м и звуком м.
Задачи:
1.Образовательные:
- дать понятие о звуке м и буквах М, м, обозначающих этот звук;
- учить выделять звук М из ряда звуков, слогов;
- совершенствовать умение отличать звук М от других речевых звуков и буквы М, м от других букв;
- совершенствовать зрительный образ букв М, м, как письменное обозначение согласного звука М .
2. Коррекционно-развивающие:
- способствовать развитию фонематического слуха, звуковой произносительной стороны речи, зрительного восприятия учащихся путём выполнения специальных упражнений.
3. Воспитательные:
- содействовать воспитанию умения слышать и слушать учителя, воспитанию интереса к предмету, как к способу научиться читать.
Оборудование: компьютер, презентация, проектор, учебники с закладками, набор букв Аа, Уу, О о, И и, Х х, М м; картинка с изображением мака, картинка к букве М (мышки), синие карандаши для учащихся; буквы М, м вырезанные из наждачной бумаги; по 4 счётные палочки синего цвета каждому учащемуся, касса букв.
Ход урока
I. Орг. момент.
-Прозвенел уже звонок, начинается урок.
Всё ли у вас в порядке?
На месте ли ваши буквари?
Молодцы!
- Какой сейчас урок? (чтение)
- Чему мы учимся на уроке чтения? (читать)
Ученик: Если хочешь много знать
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться!
II. Артикуляционная гимнастика.
Жил- был весёлый язычок
Длинный- длинный, вот такой. Высунуть язык во всю длину
Проснулся утром язычок Дети во рту шевелят произвольно языком
Начал делать зарядку. Рот закрыт
Почистил зубки, Языком провести по зубам сверху и снизу
Побелил потолок, Дотронуться до нёба
Подмёл пол- Опустить язык максимально вниз
Навёл порядок. Поводить языком в разные стороны
Сел у окошечка,
Взял чашечку,
Стал чай пить. Вытянуть губы и изобразить, что пьём чай
Выбежал на улицу искать ребят, Открыть рот и высунуть язык
Посмотрел направо, Поводить языком направо
Посмотрел налево, Налево
Обежал кругом, Обвести языком вокруг губ
Увидел ребят - зацокал от радости. Щелчки языком «лошадка»
Наигрался, пришел домой, Закрыть рот.
Закрыл дверь и лег спать.
III. Актуализация знаний.
Игра «Угадай-ка»
- Угадайте, какой звук я произнесла? (учитель беззвучно произносит звук а)
- Звук а поётся? (да)
- Давайте вместе споём (движение руки от груди в сторону и пение звука аааааааа…)
- Если звук поётся, как он называется? (гласный)
- Кружочком какого цвета обозначаются гласные? (кружочком красного цвета)
- Найдите буквы А,а среди других букв.
- В каком домике живут буквы А,а? (в красном)
- Угадайте, какой звук я произнесла? (учитель беззвучно произносит звук у)
- Звук у поётся? (да)
- Давайте вместе споём (движение руки от груди в сторону и пение звука аааааааа…)
- Если звук поётся, как он называется? (гласный)
- Кружочком какого цвета обозначаются гласные? (кружочком красного цвета)
- Найдите буквы У, у среди других букв.
- В каком домике живут буквы У, у? (в красном)
IV. Физминутка .
Шаг на месте: раз, два, три!
Плечи шире разверни.
Мы присядем, скажем: У-у-у
Дружно встанем, скажем: А-а-а.
Нам пора и за дела.
V. Изучение нового. Знакомство со звуком М
1. Выделение звука М из слова.
- Что за растение изображено на картинке? (мак)
- Хором МММММММММак
- Какой первый звук слышится в слове МАК? (М)
- Вместе скажем М.
2. Артикуляция звука
- Когда мы произносим звук М, губы сомкнуты, сжаты вместе, выдыхаемый воздух проходит через нос. Кончик языка немного отходит от нижних зубов, язык плоский.
3.Фонетическая зарядка.
- Сомкнём губы и произнесём громко: М-М-М-М-М-М-М-М,
тихо М-М-М-М-М-М-М-М,
шепотом: М-М-М-М-М-М-М-М
- Как мычит корова? (му)
4.Характеристика звука.
- Ещё раз произнесём звук М.
- Это звук поётся? (нет)
- Звук М не поется, его нельзя спеть. При произношении звука М мы чувствуем преграду.
- Что мешает звуку проходить свободно? (губы)
- Те звуки, которые не поются и встречают на пути преграду, называются согласными
- Скажем хором: согласные
- Согласные – это те, звуки, которые не поются и встречают на пути преграду.
Губы зубы или язык мешают проходить воздуху свободно.
- У меня в руках синий кружок. Это символ согласных звуков. Все согласные звуки мы будем обозначать синим кружочком.
- Итак, а теперь отвечайте хором: звук М согласный или гласный? (согласный)
5.Игра «Кто самый внимательный»
- Вам нужно поднять синий карандаш, если вы услышите звук М из ряда звуков
- Ш, М, Л,А,Х,М,М,М,С,М
-Вам нужно поднять синий карандаш, если вы услышите звук Н из ряда слогов
- ША, МА, ЛУ, ОС, МУ, ОС, ОМ, ХО, МЫ
VI. Изучение нового. Знакомство с буквой М, м.
1. Обозначение звука буквой.
- О каком звуке мы говорили? (М)
- Звуки мы слышим и говорим. Звуки обозначаются буквами.
- Звук М обозначается большой буквой М и маленькой буквой м, посмотрите
СЛАЙД № 2
- Буквы мы пишем и видим.
2. Практические действия.
А) Изображение буквы М из пальчиков.
- Изобразим букву М из пальчиков: указательный и средний пальцы обеих рук спущены вниз, причём кончики указательных пальцев соединены.
Б) - На что похожа буква М, посмотрите СЛАЙД № 3
Вот качели - буква М,
Здесь качаться можно всем!
- На что похожа буква М? (на качели).
В) Восприятие формы буквы, изучение состава, элементов и их расположение
- Посчитаем, сколько частей (элементов) в букве М. Считаем: один, два, три, четыре.
СЛАЙД № 4
- Буква М состоит из четырёх полосок или из четырёх частей .
Г) Выкладывание буквы М из счётных палочек.
- Сколько счётных палочек нам понадобится? (четыре)
- Какого цвета возьмём счётные палочки? (синие)
- Почему? ( м – согласный звук)
СЛАЙД № 5
Д) Обведение пальчиком буквы М и м, вырезанных из наждачной бумаги
- Обведём буквы М м пальчиком, сначала большую букву, а затем маленькую.
Е) Письмо буквы М на манке.
VII. Физминутка . «Мышки»
Вышли мышки как-то раз
Поглядеть, который час
Раз, два, три, четыре
Мышки дернули за гири
Вдруг раздался страшный звон
Убежали мышки вон
(ходьба на месте или продвигаясь вперед в колонне)
(повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами)
(хлопки над головой в ладони)
(руки вверх и приседание с опусканием рук – «дернули за гири»)
(хлопки перед собой)
(бег на месте или к своему месту).
VIII. Закрепление.
1) Работа с учебником.
- Найдите буквы М, м в учебнике. В каком квадратике живут буквы М, м в
красном или синем? (синем)
- Почему?
- Нам тоже надо буквы М, м поселить в наш домик. В какой поселим? (в синий)
2) Работа с картинками букваря. Работа по развитию звукового анализа
- Найдём первую картинку. Что нарисовано на первой картинке? (мыло)
- Покажите картинку «мыло».
- Покажите, где написано слово.
- А какое слово написано? (мыло)
- Поставим пальчики и вместе прочитаем: МЫЛО
- Какой первый звук в слове МЫЛО? (м)
- Какого цвета дан квадратик для буквы м? (синего)
- Почему?
- Найдём вторую картинку. Что нарисовано на второй картинке? (марка)
- Покажите картинку «марка».
- Покажите, где написано слово.
- А какое слово написано? (марка)
- Поставим пальчики и вместе прочитаем: МАРКА.
- Какой первый звук в слове МАРКА? (м)
- Какого цвета дан квадратик для буквы м? (синего)
- Почему?
- Найдём третью картинку. Что нарисовано на третьей картинке? (дом)
- Покажите , где картинка, на которой нарисован дом
- Покажите, где написано слово.
- А какое слово написано? (дом)
- Прочитаем все вместе, двигая пальчик: ДОМ.
- Какой последний звук в слове ДОМ? (м)
- Какого цвета дан квадратик для буквы м? (синего)
- Почему?
- Найдём четвёртую картинку. Что нарисовано на четвёртой картинке? (ком).
- Покажите, где картинка, на которой нарисован ком.
- Покажите, где написано слово.
- А какое слово написано? (ком)
- Прочитаем все вместе, двигая пальчик: КОМ.
- Какой последний звук в слове КОМ? (м)
- Какого цвета дан квадратик для буквы м? (синего)
- Почему?
3) Работа с таблицей. Чтение букв
Хоровое чтение букв с таблицы, прикреплённой к доске.
- Что вы здесь видите? (буквы)
- Буквы, что мы делаем? (читаем)
а У м А
У а м у а
М у м
- Найдем эту таблицу с буквами в букваре и читать будем по одному.
4) Чтение слогов с доски (а-у) (у-а)
- Читаю первый слог- АУ
- Читаем хором- АУ
- Из каких гласных состоит слог АУ?
- Составим слоги на партах и на доске.
- Прочитаем слог. (АУ)
- Читаю второй слог. УА
- Читаем хором. УА
- Из каких гласных состоит слог УА?
- Составим слоги на партах и на доске.
- Прочитаем слог. (УА)
- Читаем, какие слоги у вас получились. (А-У, У-А)
5) Работа со схемой предложения .
- Рассмотрим картинку.
- Кто нарисован на картинке? (гном)
- Около чего сидит гном? (около дома)
- У дома, что стоит? (мост)
- Составим предложение по первой схеме. (У моста дом.)
- Составим предложение по второй схеме. (У дома гном.)
6) Работа с картинной азбукой. СЛАЙД № 6
- Кто изображен на картинке? (мышки)
- Какой первый звук в слове МЫШКИ? (М)
- Мышки, взявшись за лапки, какую букву образовали? (М) СЛАЙД № 6
- Взявшись за лапки мышки встали,
И на М похожи стали.
IX. Подведение итогов.
- С какой новой буквой вы сегодня познакомились?
- Найдите букву М среди других букв и подарите мышкам.
Предоставляется НАГЛЯДНОСТЬ (на доске демонстрационный
материал: картинка МЫШКИ и буквы М , сделанные из различного
материала)
- Что вы узнали о звуке М? Какой он: гласный или согласный? (согласный)
- В каком домике живёт? (в синем).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.