Открытый урок по теме: Звук и буква М, м.

  • Работа в классе
  • docx
  • 02.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Открытый урок по чтению в 1 классе для детей с ОВЗ
Иконка файла материала Звук и буква М, м. Аракчаа Э.С..docx

МБОУ НОШ №6 с. Троицкое

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема «Звук и буква М, м»

 

Открытый урок по чтению в 1 классе

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  

                               Учитель начальных классов

                                                               высшей квалификационной категории:                                                                     

                                                               Аракчаа Э.С.

 

 

 

 

2025 г. с. Троицкое

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель: Ознакомление с новой буквой   М, м  и звуком м.

Задачи:

1.Образовательные:

   - дать понятие о звуке м и буквах М, м, обозначающих этот звук;

   - учить выделять звук М из ряда звуков, слогов;

   - совершенствовать умение отличать звук  М от других речевых звуков  и буквы М, м от других букв;

   - совершенствовать зрительный образ букв М, м, как письменное обозначение  согласного звука М . 

2. Коррекционно-развивающие:

  - способствовать развитию фонематического слуха, звуковой произносительной стороны речи, зрительного восприятия учащихся путём выполнения специальных упражнений.

3. Воспитательные:

  - содействовать  воспитанию  умения слышать  и  слушать учителя,    воспитанию интереса к предмету, как к способу научиться читать.

 

Оборудование: компьютер, презентация, проектор,  учебники с закладками, набор букв Аа, Уу, О о, И и, Х х,  М м;  картинка с изображением мака, картинка к букве М  (мышки),  синие  карандаши  для  учащихся;  буквы  М,  м    вырезанные  из наждачной бумаги; по 4 счётные палочки синего цвета каждому учащемуся, касса букв.

                          

                                                              Ход урока

I. Орг. момент.

  -Прозвенел уже звонок, начинается урок.

    Всё ли у вас в порядке?

   На месте ли ваши буквари?

   Молодцы!

- Какой сейчас урок? (чтение)

- Чему мы учимся на уроке чтения? (читать)

 Ученик:  Если хочешь много знать

                  Многого добиться,

                  Обязательно читать

                  Должен научиться!

  II. Артикуляционная гимнастика.

Жил- был весёлый язычок                          

Длинный- длинный, вот такой.                    Высунуть язык во всю длину

Проснулся утром язычок                  Дети во рту шевелят произвольно языком

Начал делать зарядку.                                   Рот закрыт

Почистил зубки,                               Языком провести по зубам сверху  и снизу

Побелил потолок,                                          Дотронуться до нёба

Подмёл пол-                                                   Опустить язык максимально вниз

Навёл порядок.                                            Поводить языком в разные стороны

Сел у окошечка,

Взял чашечку,

Стал чай пить.                                  Вытянуть губы и изобразить, что пьём чай

Выбежал на улицу искать ребят,                  Открыть рот и высунуть язык

Посмотрел направо,                                       Поводить языком направо

Посмотрел налево,                                         Налево

Обежал кругом,                                              Обвести языком вокруг губ

Увидел ребят - зацокал от радости.               Щелчки языком «лошадка»

Наигрался, пришел домой,                            Закрыть рот.

Закрыл дверь и лег спать.

 

III. Актуализация знаний.

Игра «Угадай-ка»

- Угадайте,  какой звук я произнесла? (учитель беззвучно произносит звук   а)

- Звук  а поётся? (да)

-  Давайте  вместе  споём  (движение    руки  от  груди  в  сторону  и  пение  звука аааааааа…)

- Если звук поётся, как он называется? (гласный)

- Кружочком  какого цвета обозначаются гласные? (кружочком  красного цвета)

- Найдите буквы А,а среди других букв. 

- В  каком домике  живут буквы А,а? (в красном)

- Угадайте,  какой звук я произнесла? (учитель беззвучно произносит звук   у)

- Звук  у поётся? (да)

-  Давайте  вместе  споём  (движение    руки  от  груди  в  сторону  и  пение  звука аааааааа…)

- Если звук поётся, как он называется? (гласный)

- Кружочком  какого цвета обозначаются гласные? (кружочком  красного цвета)

- Найдите буквы У, у среди других букв. 

- В  каком домике  живут буквы У, у? (в красном)

 

IV.    Физминутка .  

Шаг на месте: раз, два, три!

Плечи шире разверни.

Мы присядем, скажем: У-у-у

Дружно встанем, скажем: А-а-а.

Нам пора и за дела.

V. Изучение нового. Знакомство со звуком   М 

1. Выделение звука М из слова.

- Что за растение изображено на картинке? (мак)

- Хором  МММММММММак

- Какой первый звук слышится в слове МАК? (М)

- Вместе скажем М.

 

2. Артикуляция звука

-  Когда  мы  произносим  звук  М,  губы  сомкнуты,  сжаты  вместе,  выдыхаемый воздух проходит через нос. Кончик языка немного отходит от нижних зубов, язык плоский.

 

3.Фонетическая зарядка.

- Сомкнём губы  и произнесём  громко: М-М-М-М-М-М-М-М, 

                                                       тихо М-М-М-М-М-М-М-М,  

                                                       шепотом: М-М-М-М-М-М-М-М   

- Как мычит корова? (му)

 

4.Характеристика звука.

- Ещё раз произнесём звук М.

- Это звук поётся? (нет)

- Звук М не поется, его нельзя спеть. При произношении звука М мы чувствуем преграду.

- Что мешает звуку проходить свободно? (губы)

-  Те  звуки,  которые  не  поются    и  встречают  на    пути  преграду,    называются согласными

- Скажем хором: согласные

-  Согласные – это те, звуки, которые не поются и  встречают на пути преграду.

Губы зубы или язык мешают проходить воздуху свободно.

- У меня в руках синий  кружок. Это символ согласных звуков. Все согласные  звуки мы будем обозначать синим кружочком.

 - Итак, а теперь отвечайте хором: звук  М согласный или гласный? (согласный)

 

5.Игра «Кто самый внимательный»

- Вам нужно поднять синий карандаш, если вы услышите звук М из ряда звуков

- Ш, М, Л,А,Х,М,М,М,С,М

-Вам нужно поднять синий карандаш, если вы услышите звук Н из ряда слогов

- ША, МА, ЛУ, ОС, МУ, ОС, ОМ, ХО, МЫ

VI. Изучение нового. Знакомство с буквой  М, м.

1.  Обозначение звука буквой.

- О каком звуке мы говорили? (М)

- Звуки мы слышим и говорим. Звуки обозначаются буквами.

- Звук М обозначается большой буквой М и маленькой буквой м, посмотрите                              

СЛАЙД № 2

-  Буквы мы пишем и  видим. 

 

2.  Практические действия.

А) Изображение буквы М из пальчиков.

- Изобразим букву М из пальчиков: указательный и средний пальцы  обеих рук спущены вниз, причём кончики указательных пальцев соединены.

 

Б) - На что похожа буква М, посмотрите                 СЛАЙД  № 3

               Вот качели - буква М, 

              Здесь качаться можно всем!

- На что похожа буква М? (на качели).

 

В) Восприятие формы буквы, изучение состава, элементов и их расположение

- Посчитаем, сколько частей  (элементов) в букве М.  Считаем: один, два, три,  четыре.   

                                                                             СЛАЙД  № 4  

-  Буква М состоит из четырёх  полосок или  из четырёх частей . 

 

Г) Выкладывание буквы М из счётных палочек.  

- Сколько счётных палочек нам понадобится? (четыре)

- Какого цвета возьмём счётные палочки? (синие)

- Почему? ( м – согласный звук)

                                                                                      СЛАЙД  № 5  

Д) Обведение пальчиком буквы М и м, вырезанных из наждачной бумаги

- Обведём буквы М м  пальчиком, сначала большую букву, а затем маленькую.

 

Е) Письмо буквы М на манке.

 

VII. Физминутка .  «Мышки»

 

Вышли мышки как-то раз

Поглядеть, который час

Раз, два, три, четыре

Мышки дернули за гири

Вдруг раздался страшный звон

Убежали мышки вон 

(ходьба на месте или продвигаясь вперед в колонне)

(повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами)

(хлопки  над головой в ладони) 

(руки  вверх  и  приседание  с  опусканием  рук  –  «дернули  за гири»)

(хлопки перед собой)

(бег на месте или к своему месту).

 

VIII. Закрепление.

1) Работа с учебником.

- Найдите буквы М, м в учебнике. В каком квадратике  живут  буквы  М, м  в

красном или синем? (синем)

- Почему?

- Нам тоже надо буквы  М, м  поселить в наш домик. В какой поселим? (в синий)

 

2) Работа с картинками букваря. Работа по развитию звукового анализа

- Найдём первую картинку. Что нарисовано  на первой картинке? (мыло)

- Покажите картинку «мыло».

- Покажите, где написано  слово.

- А какое слово написано? (мыло)

- Поставим пальчики и вместе прочитаем: МЫЛО

- Какой первый звук в слове МЫЛО? (м)

- Какого  цвета дан квадратик для буквы  м? (синего)

- Почему? 

- Найдём вторую  картинку. Что нарисовано  на  второй  картинке? (марка)

- Покажите картинку «марка».

- Покажите, где написано  слово.

- А какое слово написано? (марка)

- Поставим пальчики и вместе прочитаем: МАРКА.

- Какой первый звук в слове МАРКА? (м)

- Какого  цвета дан квадратик для буквы  м? (синего)

- Почему? 

- Найдём третью   картинку. Что нарисовано  на третьей  картинке? (дом)

- Покажите , где картинка, на которой нарисован дом

- Покажите, где написано  слово.

- А какое слово написано? (дом)

- Прочитаем все вместе, двигая пальчик: ДОМ.

- Какой последний  звук в слове  ДОМ? (м)

- Какого  цвета дан квадратик для буквы  м? (синего)

- Почему? 

- Найдём четвёртую    картинку. Что нарисовано на четвёртой  картинке? (ком).

- Покажите, где картинка, на которой нарисован ком.

- Покажите, где написано  слово.

- А какое слово написано? (ком)

- Прочитаем все вместе, двигая пальчик: КОМ.

- Какой последний  звук в слове  КОМ? (м)

- Какого цвета дан квадратик для буквы  м? (синего)

- Почему? 

 

3) Работа с таблицей. Чтение букв

Хоровое чтение  букв с таблицы, прикреплённой к доске.

- Что вы здесь видите? (буквы)

- Буквы, что мы делаем? (читаем)

 

а У м А

 

У а м у а

М у м

 

- Найдем эту таблицу  с буквами в букваре и читать будем по одному.

4) Чтение слогов с доски     (а-у)          (у-а)       

- Читаю первый слог- АУ

- Читаем хором- АУ

- Из каких гласных  состоит  слог АУ?

- Составим слоги на партах и на доске.

- Прочитаем слог. (АУ)

- Читаю второй  слог. УА

- Читаем хором. УА

 - Из каких гласных  состоит  слог УА?

- Составим слоги на партах и на доске.

- Прочитаем слог. (УА)

- Читаем, какие слоги у вас получились. (А-У, У-А)  

5) Работа со схемой предложения . 

- Рассмотрим картинку.

- Кто нарисован на картинке? (гном)

- Около чего сидит гном? (около дома)   

- У дома, что стоит? (мост)

- Составим предложение по первой схеме. (У моста дом.)

- Составим предложение по второй  схеме. (У дома  гном.)

6) Работа с картинной азбукой.  СЛАЙД  № 6

- Кто изображен на картинке? (мышки)

- Какой первый звук в слове МЫШКИ? (М)

- Мышки, взявшись за лапки, какую  букву образовали? (М)      СЛАЙД  № 6      

-    Взявшись за лапки мышки встали, 

     И на М похожи стали.

IX.   Подведение итогов.

-  С какой новой буквой вы сегодня познакомились?

- Найдите букву М среди других букв  и подарите мышкам. 

        Предоставляется    НАГЛЯДНОСТЬ  (на  доске  демонстрационный

материал:  картинка  МЫШКИ  и  буквы  М  ,  сделанные  из  различного

материала) 

- Что вы узнали о звуке М?  Какой он: гласный или согласный? (согласный)

- В каком домике живёт? (в синем).