Целью педагогического проекта было систематизировать, методически обосновать и экспериментально проверить эффективность применения технологии метода проектов для формирования ключевых компетенций у учащихся на уроках технологии.
В данном проекте разработаны методические рекомендации по использованию метода проектов на уроках технологии, определены основные функции ключевых компетенций в обучении.
Объектом проектирования являлся технологический процесс применения метода проектов для формирования ключевых компетентностей учащихся.Метод учебных проектов как условие формирования ключевых компетенций учащихся на уроках технологии
педпроект учителя технологии.doc
Метод учебных проектов как
условие формирования
ключевых компетенций
учащихся на уроках
технологии
Период функционирования опыта: 20142016г.г. Автор: Пирогова Марина Владимировна, учитель технологии
СОДЕРЖАНИЕ
АННОТАЦИЯ………………………………………………………………… 3
1. Теоретическое обоснование проблемы.
1.1. Теоретические основы проектного метода обучения……......……… 4
1.2. Терминологический минимум………………………………………... 6
2. Цели и задачи педагогического проекта.
2.1. Цель педагогического проекта…………………………………………6
2.2. Задачи педагогического проекта……………………………............... 6
3. План реализации педагогического проекта.
3.1. Этапы реализации проекта……………………………………………. 7
3.2. Участники проекта…………………………………………………….. 7
4. Технология организации проектной деятельности учащихся на уроках
технологии.
4.1. Определение метода проектов……………………………………….. 8
4.2. Применение проектного метода обучения на технологии…… …14
5. Функции компетенций в обучении…………………………………….24
5.1. Основные функции ключевых компетенций………………………..25
5.2. Формирование ключевых компетенций на уроках технологии…. 26
6. Результаты реализации педагогического проекта…………………...31
2 7. Риски и ограничения в реализации педагогического проекта……….37
8. Проблемные зоны, ресурсы и направления дальнейшего развития……38
АННОТАЦИЯ
Цель педагогического проекта: систематизировать, методически
обосновать и экспериментально проверить эффективность применения
технологии метода проектов для формирования ключевых компетенций
учащихся на уроках технологии.
Объектом проектирования является технологический процесс применения
метода проектов для формирования ключевых компетентностей учащихся.
Задачи педагогического проекта:
1. Изучить литературу и основные требования к использованию метода
проектов на уроках технологии.
2. Обосновать эффективность использования метода проектов для
формирования ключевых компетенций у школьников.
3. Определить основные функции ключевых компетенций в обучении на
уроках технологии.
4. Разработать методические рекомендации по использованию метода
проектов на уроках технологии.
Практическая значимость педагогического проекта:
разработанные
методические основы могут быть использованы в качестве алгоритма
реализации проектного метода обучения для формирования ключевых
компетенций.
1. Теоретическое обоснование проблемы.
1.1. Теоретические основы проектного метода обучения.
В условиях высокой интенсивной динамики общественных процессов и
огромного информационного потока последних десятилетий актуальной
становится задача развития активности и самодеятельности школьника, его
способности к самостоятельному познанию нового и решению жизненных
проблем. Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:
формируют не просто умения, а компетенции;
направлены на развитие познавательного интереса учащихся;
3 реализовывают принцип связи обучения с жизнью.
Метод учебных проектов выступает как возможное средство решения
актуальных проблем. Образованный человек в современном обществе это не
только и не столько человек, вооружённый знаниями, а человек, умеющий
добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере
возникновения у него потребности при решении стоящих перед ним проблем,
умеющий применить знания в любой ситуации. Таким образом, у учащихся
формируются современные ключевые компетенции:
Ценностносмысловые компетенции.
Общекультурные компетенции.
Учебнопознавательные компетенции.
Информационные компетенции.
Коммуникативные компетенции.
Социальнотрудовые компетенции.
Компетенции личностного самосовершенствования.
Среди разнообразных новых педагогических технологий наиболее адекватным
таким целям обучения является проектное обучение.
1.2.Терминологический минимум.
Метод проектов это целенаправленная учебная школьная или внешкольная
деятельность с определенной целью, по определенной программе для решения
учебных, поисковых, исследовательских, практических задач на предметной,
межпредметной, интегрированной, надпредметной основе.
Учебный проект это творческая, в значительной мере самостоятельная
деятельность учащихся, включающая в себя:
поиск информации, необходимой для реализации идей проекта или
вспомогательных задач, анализ и обобщение собранного материала;
выработку гипотез собственных исследований, экспериментальную проверку
или сбор экспериментальных данных, теоретическое обоснование выдвигаемых
идей;
социально значимую практическую деятельность по результатам
практических исследований, отражающих личностно индивидуальную
позицию.
Тип образования когнитивно коммуникативная система обучения и
социализации личности.
Метод проектов это из области дидактики, частных методик, если он
используется в рамках определённого предмета. Метод это дидактическая
4 категория. Это совокупность приемов, операций овладения определённой
областью практического или теоретического знания, той или иной
деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания.
Метод проектов это способ достижения дидактической цели через детальную
разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне
реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным
образом. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей
самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой
цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и
возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать
причинно следственные связи. А это и есть ключевые компетенции учащихся.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность
учащихся индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют
в течение определенного отрезка времени. Этот метод
органично сочетается с групповыми методами. Если говорить о методе
проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает
совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих
по своей сути.
Педагогические основания свободное воспитание, опора на индивидуальный
опыт ребенка, поисковая, исследовательская ориентация.
Психологические основания гуманистическая психология; естественная
потребность ребенка в познании, исследовании окружающей среды и её
преобразовании.
Подход к ребенку гуманно личностный.
Способ организации учебного процесса коллективный, система малых групп,
индивидуальная деятельность.
Ведущие методы познания экспериментальные, проблемно поисковые,
исследовательские, проективные.
Содержание при проектном обучении предметное, междисциплинарное,
интегрированное,
естествознание,
обществознание, мировая культура, экология, география, и т. д.). Все они
преследуют цель осознания учащимися связей между учебными предметами и
окружающим миром посредством соединения знаний и опыта критического
оценивания действительности.
Знание становится:
способом вхождения в культуру и осознания себя в культурном пространстве;
средством организации деятельностного творчества,
социальной
вовлеченности;
средством самоопределения личности.
надпредметное знание (например,
5 ключевые компетенции – компетентности, которые имеют множество сфер
применения и необходимы каждому субъекту деятельности.
специальные компетенции
определенную деятельность внутри какойлибо области деятельности
компетентность –
владение, обладание учеником соответствующей
компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету
деятельности.
2.Цели и задачи педагогического проекта.
описывают способность выполнять
2.1.Цель педагогического проекта: систематизировать, методически
обосновать и экспериментально проверить технологию применения метода
проектов для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках
технологии.
Объектом проектирования является технологический процесс применения
метода проектов для формирования ключевых компетенций учащихся.
2.2. Задачи педагогического проекта:
1. Изучить литературу и основные требования к использованию метода
проектов на уроках технологии.
2. Обосновать эффективность использования метода проектов для
формирования ключевых компетенций у школьников.
3. Определить основные функции ключевых компетенций в обучении на
уроках технологии.
4. Разработать методические рекомендации по использованию метода
проектов на уроках технологии.
В ходе работы над проектом необходимо:
1. Уточнить понятия “проект” и “метод проектов”.
2. Определить роль и место использования метода проектов в школьном курсе
технологии, а также возможные варианты ее сочетания с традиционной
технологией обучения при решении теоретических, практических и
контролирующих вопросов курса.
3. Сформулировать критерии отбора учебных тем при работе по
традиционному курсу технология. Наряду с этим разработать критерии
отбора и конструирования содержания школьного курса с использованием
метода проектов.
4. Экспериментально подтвердить
разработанной
методической системы применения метода проектов в процессе обучения
технологии, которая выразилась в достижении ими более высоких
результатов при осуществлении пооперационного, итогового контроля и
приобретении более качественных знаний по технологии.
эффективность
6 5. Изучить составляющие метода проектов в процессе обучения.
6. Сформулировать ключевые компетенции с точки зрения деятельностного
подхода в обучении.
7. Изучить психологопедагогическую литературу по проблеме исследования;
8. Исследовать условия и эффективность применения метода проектов в
обучении технологии;
9. Создать систему поэтапного использования метода проектов при изучении
школьного курса технологии;
3. План реализации педагогического проекта
3.1. Этапы реализации проекта
Первый этап (20092010год) – теоретическое обоснование идеи проекта
Второй этап (20102012 год) – практическая часть (реализация проекта)
Третий этап (20122013 год) – анализ результатов, обобщение материалов
3.2. Участники проекта
Учитель:
осуществляет координационную работу по взаимодействию всех участников
проекта, проводит занятия, организует исследовательскую и практическую
деятельность обучающихся, консультирует их во время выполнения работы,
проводит анализ результатов работы.
Обучающиеся контрольной группы:
20132014 год 5 класс
20142015год 6 класс
20152016 год 7 класс
Педагогпсихолог:
осуществляет психологопедагогическое консультирование
Команда педагогов класса:
осуществляют взаимодействие при выполнении ученических проектов
интегрированного характера.
Родители учащихся:
обеспечивают психологическую и функциональную поддержку обучающихся
в сотрудничестве с педагогами.
Взаимодействие субъектов участников реализации педагогического
проекта обусловлено нацеленностью ученических проектов на презентацию
результатов деятельности, в том числе на уровне класса (уроки, классные часы,
тематические родительские собрания), школы (заседания научного общества
учащихся, школьная научно практическая конференция, образовательное
событие, тематический педагогический совет), общественности (олимпиады и
конкурсы различного уровня). Такая система взаимодействия позволяет
7 ученикам оценить общественную значимость проведенной работы, ее
целесообразность, практическую значимость изучаемого курса.
Минимальные требования к ресурсному обеспечению реализации данного
педагогического проекта:
кадровые ресурсы: мотивация педагога на реализацию технологии
использования метода проектов в условиях современной школы;
учебно методические ресурсы: наличие учебно методического комплекса по
технологии;
материально технические: возможность выхода в информационное
пространство Интернет, интерактивное и мультимедийное оборудование для
фиксирования, оформления и презентации результатов деятельности.
Эффективность реализации проекта значительно повышается в условиях
наличия скоординированной работы команды педагогов на уровне
выстраивания межпредметных связей в реализации конкретного ученического
проекта.
4.Технология организации проектной деятельности учащихся на уроках
технологии
4.1.Определение метода проектов
Метод проектов это ориентированная на интересы ученика модель
обучения. Освоение компетенций осуществляется через выполнение задач,
поощряющих исследовательскую деятельность, а научение выражается в
конкретных результатах. Метод проектов определяется направляющими
обучение вопросами, которые связывают образовательные стандарты, навыки
высокого мышления с реальным содержанием окружающего мира.
Метод проектов это модель обучения, которая вовлекает ученика в
процесс решения сложных проблем. Этот процесс завершается в реальном
материале продукте проекта. Проекты для поддержки учебных возможностей
могут строиться на различном учебном материале и могут быть разработаны
для учеников самого разного возраста. Однако всем проектам свойственны
общие черты. Проекты базируются на таких вопросах, ответы на которые не
могут быть получены зубрежкой. Проекты ставят ученика в активную позицию
человека, который исследует, решает проблемы, принимает решения, изучает,
документирует свою деятельность. Введение учеников в проект происходит
через постановку вопросов, предлагающих ученикам крупные и основательные
идеи, в которых пересекаются множество научных дисциплин. Ученики
подвигают на углубленный поиск при помощи специальных вопросов,
связанных с предметной сферой и образовательными стандартами и целями.
Существует три типа направляющих проект вопросов: основополагающие,
проблемные и учебные. Основополагающие вопросы это широкие вопросы с
8 многочисленными вариантами ответов, отсылают учеников к большим идеям и
основополагающим концепциям, к пониманию которых люди стремились
всегда. В таких вопросах обычно пересекаются несколько научных дисциплин и
они помогают ученикам увидеть как связаны предметы между собой.
Проблемные вопросы непосредственно связаны с темой проекта и
поддерживают исследование основополагающего вопроса. Проблемные
вопросы помогают понять, насколько ученики понимают базовые концепции
учебного проекта. Учебные вопросы связаны с конкретными знаниями,
учебными целями и стандартами.
Умения, развивающиеся у школьников в процессе проектной деятельности
лежат в основе универсальных компетенций (по классификации
А.В.Хуторского):
Рефлексивные умения:
умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной
задачи?
Исследовательские умения:
умение самостоятельно генерировать идеи, привлекая знания из различных
областей;
умение
в информационном поле;
умение запросить недостающую информацию у эксперта (педагога,
консультанта, специалиста);
умение находить несколько вариантов решения проблемы;
умение выдвигать гипотезы.
Умения работы в сотрудничестве:
умения коллективного планирования;
умение взаимодействовать с любым партнером;
умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
навыки делового партнерского общения.
Менеджерские умения:
умение планировать деятельность, время, ресурсы;
умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
навыки анализа собственной деятельности.
Коммуникативные умения:
умение инициировать учебное взаимодействие с другими людьми;
умение вести дискуссию;
умение отстаивать свою точку зрения;
умение находить компромисс;
недостающую
самостоятельно
информацию
найти
9 навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.
Презентационные умения:
навыки монологической речи;
умение уверенно держать себя во время выступления;
артистические умения;
умение отвечать на незапланированные вопросы.
Основные требования к использованию метода проектов (Дедок И.Н.):
1. Наличие значимой в исследовательском,
проблемы/задачи,
исследовательского поиска для ее решения.
требующей
творческом плане
знания,
интегрированного
2. Практическая,
теоретическая,
познавательная
значимость
предполагаемых результатов;
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность
учащихся.
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием
поэтапных результатов).
5. Использование исследовательских методов,
предусматривающих
определенную последовательность действий:
определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования
(использование в ходе совместного исследования метода "мозговой
атаки", "круглого стола");
выдвижение гипотезы их решения;
обсуждение методов исследования (статистических методов,
экспериментальных, наблюдений, пр.);
обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций,
защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
сбор, систематизация и анализ полученных данных;
подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Типы учебных проектов по технологии:
По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские,
творческие, прикладные или практикоориентированные. (Типология
предложена Е.С. Полат.)
межпредметные и надпредметные.
По продолжительности: от кратковременных, когда планирование,
реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на
По предметносодержательной области:
монопредметные,
10 уроке или на спаренном учебном занятии, до длительных –
продолжительностью от месяца и более.
По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.
Можно также рассматривать учебные проекты по степени
самостоятельности учащихся и формам учительского руководства
проектами.
Информационный проект направлен на сбор информации об
объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно,
обобщением и обязательным представлением. Следовательно, при
планировании информационного проекта необходимо определить: а)
объект сбора информации; б) возможные источники, которыми смогут
воспользоваться учащиеся (нужно также решить, предоставляются ли эти
источники учащимся или они сами занимаются их поиском); в) формы
представления результата. Здесь также возможны варианты – от
письменного сообщения, с которым знакомится только учитель, до
публичного сообщения в классе или выступления перед аудиторией (на
школьной конференции, с лекцией для младших школьников и т.д.).
Основной общей учебной задачей информационного проекта
является именно формирование умений находить, обрабатывать и
представлять информацию, следовательно, желательно, чтобы все
учащиеся приняли участие, пусть в разных по продолжительности и
сложности, информационных проектах. В определенных условиях
информационный проект может перерасти в исследовательский.
Исследовательский проект предполагает четкое определение
предмета и методов исследования. В полном объеме это может быть
работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она включает
в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования,
выдвижение гипотезы, определение источников информации и способов
решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов.
Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени
и нередко являются итоговой работой учащихся или конкурсной
внешкольной работой. Практикоориентированный проект также
предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух
носит прикладной характер.
Системы действий учителя и учащихся.
(Т.И.Шамова, Т.М.Давыденко «Управление образовательным процессом в
адаптивной школе»)
11 Стадии
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Разработка
1.
проектного
задания
1.1. Выбор темы
проекта
Выделение
1.2.
подтем в теме
проекта
1.3. Формирование
творческих групп
обсуждают
Учащиеся
и
принимают общее решение по
теме.
Группа учащихся совместно с
учителем отбирает темы и
предлагает
для
обсуждения.
классу
Учащиеся
самостоятельно
подбирают темы и предлагают
классу для обсуждения.
Каждый ученик выбирает себе
подтему или предлагает новую.
Учащиеся активно обсуждают и
предлагают варианты подтем.
Каждый ученик выбирает одну
из них для себя (т.е. выбирает
себе роль).
Учащиеся уже определили свои
роли и группируются в
соответствии с ними в малые
команды.
Учитель
отбирает
возможные темы и
предлагает
их
учащимся.
Учитель предлагает
учащимся совместно
отобрать
тему
проекта.
Учитель участвует в
обсуждении
тем,
предложенных
учащимися.
Учитель
предварительно
вычленяет подтемы и
предлагает учащимся
для выбора.
Учитель принимает
участие в обсуждении
с учащимися подтем
проекта.
по
проводит
Учитель
организационную
работу
объединению
школьников,
выбравших
себе
конкретные подтемы и
виды деятельности.
1.4.
Подготовка Если
проект Отдельные учащиеся старших и
12 средних классов принимают
участие в разработке заданий.
Вопросы для поиска ответа
вырабатываться могут
в
командах с последующим
обсуждением классом.
Учащиеся в группах, а затем в
классе обсуждают формы
представления
результата
исследовательской
деятельности:
видеофильм,
альбом, натуральные объекты и
т.д.
Учащиеся
поисковую деятельность.
осуществляют
Учащиеся вначале по группам, а
потом во взаимодействии с
другими группами оформляют
результаты в соответствии с
принятыми правилами.
Докладывают о результатах
своей работы.
материалов
к
исследовательской
работе:
формулировка
на
вопросов,
которые нужно
ответить, задание
для команд, отбор
литературы
1.5. Определение
форм выражения
итогов проектной
деятельности
Разработка
2.
проекта
Оформление
3.
результатов
4. Презентация
объемный, то учитель
заранее разрабатывает
задания, вопросы для
поисковой
деятельности
литературу.
и
Учитель принимает
участие в обсуждении.
Учитель
консультирует,
координирует работу
учащихся,
стимулирует
деятельность.
их
Учитель
консультирует,
координирует работу
учащихся,
стимулирует
деятельность.
их
Учитель организует
экспертизу (например,
приглашает в качестве
экспертов старших
школьников
или
параллельный класс,
родителей и др.
5. Рефлексия
Оценивает
свою Осуществляют
рефлексию
13 по
деятельность
педагогическому
руководству
деятельностью детей,
учитывает их оценки.
процесса, себя в нем с учетом
оценки других.
Желательна
групповая рефлексия.
4.2. Применение проектного метода обучения на уроках технологии.
Этапы выполнения проекта
I. Поисковоисследовательский: На этом этапе широко используются
исследовательские методы: определение проблемы, вытекающих из нее
задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждения
методов исследования, оформление конечных результатов, анализ
полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
1. Анализ проблемы или темы предложенного проекта. Краткая
формулировка задачи. В проектной папке описываются обстоятельства,
которые привели к осознанию проблемы и побудили проектанта искать
новые знания или способы действия, решения проблемы. Обосновывается
актуальность выбора темы, формулируется планируемый результат,
сообщается, кому предназначен проект и в чем его новизна. Кратко и четко
формулируется задача, возникшая в проблемной ситуации и решаемая в
ходе
проекта.
выполнения
Учащимся необходимо ответить на следующие вопросы:
• какое изделие планируется разработать и изготовить?
• для чего оно предназначено?
• какие потребности человека будут удовлетворены?
• для кого предназначено изделие?
2. Определение совместно с учителем необходимого объема знаний, умений
и навыков для осуществления проекта.
В этой части учащиеся отвечают на вопросы:
• что нужно знать?
• что нужно уметь?
• что нужно иметь для успешного выполнения проекта?
Возможно использование метода мозгового штурма.
3. Составление плана работы. На этом этапе целесообразно составить с
14 помощью учителя план работы по реализации проекта, четко определить
обязанности и ответственность каждого за выполнение проекта в целом,
если в проекте принимают участие несколько человек.
4. Сбор, изучение необходимой информации, в том числе с помощью
информационных
других источников.
Описывается собранный,
изученный и обработанный материал,
необходимый для решения проблемы; можно представить историческую
справку.
источники информации.
Направления исследования и анализа проблемы могут быть представлены в
виде звездочки обдумывания:
Указываются различные
каталогов,
банков,
потребности
(характеристик),
Определение критериев
5.
которым должно
соответствовать проектируемое изделие, чтобы удовлетворить потребности
пользователя. Составление дизайнспецификации. Дизайнспецификация – это
перечень критериев, которым должно соответствовать изделие, чтобы
удовлетворить
пользователя.
Критерии:
Спецификация:
Что это за изделие?
Для кого предназначено?
Функциональное назначение:
Какие потребности будут удовлетворены?
Из какого материала?
Внешний вид (стиль, цвет, отделка и т.д.):
Какие дополнительные материалы используются?
15 Инструменты и приспособления;
Сложность изготовления (способы изготовления);
Какие требования охраны труда необходимо соблюдать при изготовлении?
Другие требования:
Ориентировочная стоимость.
6. Исследование вариантов конструкции изделия, свойств материалов, их
прочности, доступности, возможности обработки в условиях мастерских,
технологии изготовления различных узлов и деталей изделия, отделки.
Представляется разработка не менее трех вариантов решения проблемы.
По каждому варианту дается:
• эскиз или чертеж,
• необходимые пояснения по конструкции, материалам, соединениям и т.п.
На этом этапе можно использовать метод морфологического анализа,
касающийся внешнего вида и строения проектируемого объекта. При
применении этого метода в проектируемом изделии выделяется группа
основных признаков внешнего вида и строения проектируемого объекта. Для
каждого признака устанавливают возможные варианты его исполнения.
Комбинируя между собой возможные варианты, можно получить множество
решений, из которых будет выбрать несколько решений, представляющих
наибольший интерес. Варианты удобно представлять в виде таблицы:
Проектируемый объект – «подушка для иголок»
Признаки
Материал
верха
Наполните
ль
Форма
Возможные варианты
трикотажно
е полотно
нетканый
материал
синтепон
поролон
ткань
вата
кружево
обрезки
тканей, пряжи
Вид
крепления
петля
текстильная
застежка
(липучка)
ножки из
металла
(применение
консервной
банки)
применение
магнита
Цветовое
решение
гдадкокрашена
я
яркий
рисунок
вышивка
аппликация
7.Можно подсчитать число возможных вариантов подушки: 4×4×4×4×4 = 1024.
Суть метода заключается в построении таблицы возможных вариантов (так
16 (удобство,
назначение,
изготовления
называемой морфологической таблицы) и в выборе из всего множества
получаемых комбинаций наиболее подходящего и лучшего варианта.
8. Выбор и проработка наиболее оптимального варианта конструкции и
технологии
изделия.
Дается обоснование выбранного варианта на основе анализа разработанных
идей. На этом этапе применяется дизайнанализ нескольких, наиболее
приемлемых вариантов изделия. Дизайнанализ – это метод исследования
позволяющий оценить изделия. Дизайнанализу подлежат физические качества
предмета (форма, цвет, размер, вкус и т.д.) и качества предмета на взгляд
пользователя
внешний вид и т.д.).
Все дизайнрешения – плод компромисса между 5 элементами: формой,
назначением,
способом изготовления,
стоимостью изготовления, последствиями для окружающей среды и
социальными последствиями.
9.Критерии можно взять из дизайнспецификации. Исследуя характеристики
моделей, удобно использовать балльную систему. В конце подсчитывается
количество
идеей.
Необходимо сравнить модели по предложенным характеристикам и сделать
вывод. В результате дизайнанализа делается вывод: что хорошо, что плохо,
что следует изменить. Выбрать наиболее оптимальный вариант. Очень
полезным является мнение других людей о предлагаемых идеях.
используемыми материалами,
каждой
набранных
баллов,
модели,
II.Технологический:
На этом этапе происходит практическая реализация проекта под руководством
учителя, подбор необходимых материалов, инструментов, приспособлений и
оборудования в соответствии с возможностями мастерских. Учителю
необходимо иметь образцы конструкторской и технологической документации
(чертежи, инструкционные, технологические карты). На создание изделия
следует отводить примерно 70% времени.
1. Составление конструкторской и технологической документации.
В описательной части проекта представляют:
• эскизы, рисунки;
• чертежи, шаблоны, лекала, схемы;
• подбор материалов;
• подбор инструментов и оборудования;
• инструкции по охране труда;
• технологические, инструкционные карты.
Инструкционная карта может быть представлена в форме таблицы:
Исследуемая
№ 1
№ 2
№ 3
17 характеристика
Итоговое количество баллов
Для большей наглядности, в инструкцию могут быть включены фотографии
поэтапного выполнения всех операций.
Документация должна быть представлена в таком объеме, чтобы по ней можно
было изготовить обозначенное изделие.
2. Выполнение запланированных тренировочных упражнений и
технологических операций, необходимых для качественного изготовления
изделия.
3. Внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию.
4. Соблюдение технологической дисциплины, правил безопасной работы,
культуры труда.
5. Текущий контроль качества выполнения изделия, операций.
III. Заключительный:
На этом этапе происходит оценка качества реализации проекта (изготовление
объекта труда).
1. Экономическая оценка проекта.
В экономической части представляется расчет затрат на изготовление
проектируемого изделия. В экономическом расчете необходимо определить
себестоимость проектируемого изделия, рассчитать прямые материальные
затраты на покупку основных и дополнительных материалов, а также
рассчитать косвенные затраты на расход электроэнергии при работе на
оборудование, на освещение, сравнив сумму затрат с ценой готового изделия
такого же типа. В результате можно определить экономию средств.
Результатом экономического расчета должно быть обоснование экономичности
проектируемого изделия.
Оформление листа расчета может быть выполнено в различных формах:
• в виде текста;
• в виде формулы;
• в виде таблицы.
2.Экологическая оценка проекта.
Задачей учителя на этом этапе является создание безопасной среды для
экспериментирования и самостоятельного обучения. В проектной папке
необходимо обосновать выбор всех используемых материалов с точки зрения
экологии и валеологии, т.е. используемые материалы рассматриваются во
взаимодействии с окружающей средой и со здоровьем человека. В
экологической оценке проекта необходимо обосновать, что изготовление и
эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой изменений в
18 окружающей среде, нарушений жизнедеятельности человека. При этом
рассматривается состав материала, гигиенические, технологические свойства,
возможная утилизация отходов, упаковки, эксплуатация окружающей среды.
3. Анализ результатов выполнения проекта, испытание его на практике,
защита.
При защите проекта учащиеся должны представить материалы, отражающие
все этапы работы над проектом: дизайн – папку или альбом проектной
деятельности, а также изделие в полном объеме.
Для защиты проекта учащемуся необходимо составить небольшое выступление,
в котором он коротко описывает и анализирует свой проект.
Оценка проекта включает:
• изложение полученных результатов;
• вывод (насколько изделие удовлетворяет потребности, сформулированные в
проблеме);
• самооценку проделанной работы;
• самоанализ достоинств и недостатков проекта;
• оценку руководителя проекта (общая оценка коллективного проекта
осуществляется на основе оценок вклада каждого из исполнителей).
Анализируя свою работу, учащиеся отвечают на вопросы:
Правильно ли сформулирована задача?
Было ли исследование хорошо спланировано?
Разнообразны ли были идеи?
Обосновано ли было решение при выборе одной из них?
Была ли полной проработка выбранной идей?
Хорошо ли был спланирован процесс изготовления?
Соответствует ли изделие запланированному варианту?
Качественно ли выполнено изделие? Что могло бы быть сделано лучше?
Что могло бы быть сделано иначе, если бы вы снова начали разрабатывать это
изделие?
4. Изучение возможностей использования результатов проектной деятельности,
реального спроса на рынке товаров, участие в конкурсах и выставках
проектов.
Работа над проектом – это творческий процесс и, естественно, в ходе
работы над проектом на разных этапах в него могут быть внесены изменения,
поправки, уточнения. Не стоит воспринимать учебное проектирование, как
некий алгоритм, точно соблюдая этапы которого, можно автоматически
достичь поставленных целей. В течение нескольких лет учащиеся нашей
школы выполняют проектные работы на уроках технологии. На уроках
кулинарии выполняются краткосрочные групповые проекты: «Сервировка
19 то
с
это
работой,
делают
стола к празднику», «Проект детского кафе». Эти проекты рассчитаны на 24
урока. Во время выполнения проекта «Сервировка стола к празднику», девочки
7 класса сами выбирают праздник, к которому они хотели бы подготовиться,
сервируют стол, составляют меню праздника, оформляют приглашения,
продумывают развлечения для предполагаемых гостей, готовят праздничное
блюдо. Обычно это салаты или изделия из различных видов теста. В «Проекте
детского кафе» участвуют девочки 5х классов. Они придумывают название,
готовят рекламу, продумывают меню, готовят бутерброды. Подобные проекты
требуют дополнительной домашней подготовки учащихся, но если они
увлечены
удовольствием.
Кроме группового проекта, учащиеся выполняют в течение учебного года
один индивидуальный проект: «Изготовление передника» в 5 классе,
«Изготовление юбки (брюк)» в 6 классе и проект по рукоделию в 7 классе. В
процессе создания проекта от идеи до готового изделия, учащиеся знакомятся
с работой всех специалистов: конструктора, модельера, технолога, швеи,
экономиста. Таким образом, происходит ознакомление с профессиями на
практике. В помощь учащимся разработан шаблон описательной части проекта,
которым удобно пользоваться на всех этапах проектирования.
Алгоритм работы над проектом.
6.
Название.
1.
Учебная тема.
2.
Типология проекта
3.
Цель, поставленная учителем при организации работы над проектом.
4.
Цель, поставленная учащимися при работе над проектом.
5.
План организации проектной деятельности.
6.
Ожидаемый результат.
7.
8.
Затруднения, возникшие при организации проектной деятельности.
труктурно логическая схема организации проектной деятельности.
Организационно методическое обеспечение включает:
разработку нормативных методических документов, регламентирующих
проектную деятельность;
составление планов, графиков проектных работ, утверждение сроков;
предоставление места для работы;
разработку примерного перечня тем проектных работ;
координацию межпредметных связей.
Материально техническое обеспечение включает в себя набор необходимых
для выполнения проекта материалов и оборудования ( включая компьютеры).
Учебно методическое обеспечение включает в первую очередь учебную и
методическую литературу, справочные пособия, энциклопедии, словари и т.д.
20 Для успешной работы над проектом учащиеся должны иметь достаточный
выбор источников информации.
Критерии
оценки
проекта
Актуальность
поставленной
проблемы
Теоретическая
и/или
практическая
ценность
Методы
исследования
Качество
содержания
проектной
работы
Качество
продукта
проекта
(презентации,
сайта,
информационног
о диска)
Компетентность
участника
Критерии оценивания проектов учащихся
Содержание критерия оценки
Насколько работа интересна в практическом или
теоретическом плане?
Насколько работа является новой? Обращается ли
автор к проблеме, для комплексного решения
которой нет готовых ответов?
Верно ли определил автор актуальность работы?
Верно ли определены цели, задачи работы?
Результаты исследования доведены до идеи
(потенциальной возможности) применения на
практике проделанная работа решает или детально
теоретические вопросы в определенной научной
прорабатывает на материале проблемные области
Целесообразность применяемых методов
соблюдение технологии использования методов
Колво
баллов
От 0 до 1
От 0 до 1
От 0 до 1
От 0 до 2
От 0 до 2
Выводы работы соответствуют поставленным
целям
оригинальность, неповторимость проекта
в проекте есть разделение на части, компоненты, в
каждом из которых освещается отдельная сторона
работы
есть ли исследовательский аспект в работе
есть ли у работы перспектива развития
Интересная форма представления, но в рамках
делового стиля;
логичность,
фотографий и т.д.
форма материала соответствует задумке
текст легко воспринимается
отсутствие грамматических ошибок, стиль речи
последовательность
слайдов,
От 0 до 2
От 0 до 2
1
1
2
2
1
2
1
1
1
1
Четкие представления о целях работы, о
направлениях ее развития, критическая оценка
работы и полученных результатов
От 0 до 2
21 при
работы
защите
временные
выдержал
докладчик изъясняется ясно, четко, понятно, умеет
заинтересовать аудиторию, обращает внимание на
главные моменты в работе
докладчик опирается на краткие тезисы, выводы,
оформленные в презентации,
и дополняет,
объясняет их аудитории
докладчик
рамки
выступления и успел раскрыть основную суть
работы
докладчик сумел аргументировано ответить на
заданные вопросы либо определить возможные
пути поиска ответа на вопрос (если вопрос не
касается непосредственно проделанной работы).
Если проект групповой – то вопросы задаются не
только докладчику, но и остальным авторам
проекта
Итого
Сумма баллов
От 0 до 2
От 0 до 2
От 0 до 2
От 0 до 2
Максиму
м
45 баллов
Общая оценка за проект выставляется при выполнении
вышеуказанных требований на:
6580% – оценка «3»;
8090% – оценка «4»;
90100% – оценка «5».
Таким образом, можно сказать, что проект является продуктом
межпредметной интеграции. Предлагаемая структура, поэтапная организация
деятельности ребят по освоению метода проектов, типы проектов, критерии их
оценки делают каждый этап работы логически завершенным, то есть
ученический проект может рассматриваться как этап подготовки к работе на
следующем этапе.
Проектный метод обучения окончательно не отказывается от традиционных
моделей обучения, но предоставляет ученику право выбора, тем самым
позволяет ему самостоятельно строить свою личность.
5.Функции компетенций в обучении.
«Понятие компетентности включает не только когнитивную и
операциональнотехнологическую составляющие, но и мотивационную,
этическую, социальную и поведенческую» (Хуторской А.В.). То есть
компетентность всегда окрашена качествами конкретного ученика. Данных
качеств может быть множество – от смысловых и связанных с целеполаганием
22 (зачем мне необходима данная компетенция), до рефлексивнооценочных
(насколько успешно я применяю данную компетенцию в жизни) Компетенция
не сводится только к знаниям или только к умениям. Компетенция является
сферой отношений, существующих между знанием и действием в практике.
Анализ различных перечней компетенций показывает их креативную
(творческую) направленность. К собственно креативным компетенциям можно
отнести следующие: «уметь извлекать пользу из опыта», «уметь решать
проблемы», « раскрывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий», «уметь
находить новые решения». В то же время, указаний на данные умения еще
недостаточно, для того чтобы целостно представить весь комплекс знаний,
умений, способов деятельности и опыта ученика в отношении его креативных
компетенций.
5.1. Основные функции ключевых компетенций.
Основные функции ключевых компетенций, которые выделены на основании
анализа их роли и места в обучении:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
отражать социальную востребованность на молодых граждан,
подготовленных к участию в повседневной жизни;
быть условием реализации личностных смыслов ученика в обучении,
средством преодоления его отчуждения от образования;
задавать реальные объекты окружающей действительности для целевого
комплексного приложения знаний, умений и способов деятельности;
задавать опыт предметной деятельности ученика, необходимый для
формирования у него способности и практической подготовленности в
отношении к реальным объектам действительности;
быть частью содержания различных учебных предметов и
образовательных областей в качестве метапредметных элементов
содержания образования;
соединять теоретические знания с их практическим использованием для
решения конкретных задач;
представлять собой интегральные характеристики качества подготовки
учащихся и служить средствами организации комплексного личностно и
социально значимого образовательного контроля.
Компетенции различаются по своей значимости. В соответствии с
разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех
предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных
областей) и предметное (для каждого учебного предмета), выстраиваются три
уровня:
23 1.
2.
3.
ключевые компетенции относятся к общему (метапредметному)
содержанию образования;
общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу
учебных предметов и образовательных областей;
предметные компетенции частные по отношению к двум предыдущим
уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность
формирования в рамках учебных предметов.
5.2. Формирование ключевых компетенций на уроках технологии.
Особенности технологической подготовки, принципиально отличающая
её от трудовой подготовки, лежит в сфере целеполагания. Учебное
целеполагание при подготовке к труду всегда направлено на развитие у
учащихся способностей выполнять трудовые действия в идеальных условиях
осуществления технологического процесса. Но знания, умения, навыки,
которые ученик получил в процессе обучения на индивидуальной модели
технологического процесса, часто оказываются несопоставленными с
реальными производственными и жизненными ситуациями. Эта особенность
выдвигает специфические требования к содержанию обучения технологии:
формировать гибкие, мобильные знания, а также умение применять их в
нетипичных ситуациях.
Для решения этой педагогической задачи на уроках технологии я успешно
применяю компетентностный подход в обучении посредством использования
метода проектов.
Коммуникативные компетенции:
Умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми, поведение в обществе
– этикет, умение работать самостоятельно, индивидуальная работа,
формирование бригад, групп, где дети учатся распределять обязанности, есть
ответственные за определённый «фронт» работ, самоконтроль (такой метод
применяется во время кулинарных работ, лабораторно – практических работах,
устные ответы, защита проектов, сообщений.
Социокультурные компетенции:
применение на практике и в жизни ЗУНов.
У девочек:
Умение рассчитывать семейный бюджет, распределение обязанностей в быту,
определение потребностей, навыки при приготовлении пищи, применение основ
конструирования и элементов пошива (пришить пуговицы, наложить
декоративную заплатку, штопка), рукоделие (вязание, вышивка)
Ценностносмысловые компетенции предполагают умения:
24 каталогов,
CDRom,
Интернета.
Осуществлять индивидуальную и поисковую деятельность при работе над
проектом: выбор темы, актуальность, исследовательская деятельность.
Информационные компетенции:
Самостоятельная подготовка сообщений, проектов с использованием
различных источников информации: книг, учебников, справочников,
энциклопедий,
Владение навыками
использования информационных устройств: компьютера, принтера, модема,
копира.
Культуроведческая и природоведческие компетенции:
Знакомство с культурой своего края, с культурой других стран и народов, уход
за растениями, в том числе экзотическими.
Здоровьесберегающая компетенция:
Знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном
здоровье, личной безопасности; ухаживать за ребёнком; владеть способами
оказания первой медицинской помощи.
Учебнопознавательные компетенции:
Межпредметная связь: география, биология – в материаловедении (знакомство
с различными видами волокон, и их происхождением); черчение, математика –
при расчётах и построении чертежей; физика – по теме металлообработка;
русский язык, литература – оформление сообщений и творческих проектов;
ИЗО – при выполнении эскизов изделий).
С точки зрения вклада в формирование ключевых компетенции,
представленное программное содержание образования должно быть
комплексным. В образовательной области «Технология» следует определить
необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых
объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов
деятельности,
составляющих содержание определённых компетенции.
Проектируемое на такой основе образование сможет обеспечивать как
предметное, так и целостное компетентностное образование. Образовательные
компетенции ученика будут играть большую многофункциональную
метапредметную роль, проявляющуюся и в школе, и в семье, и в кругу друзей,
и в будущих профессиональных отношениях. Всё это даёт возможность
использовать приобретенные знания и умения, как в повседневной жизни, так и
в профессиональной деятельности.
Формирование ключевых компетенций на уроках технологии
25 Комп
етенц
ия
Характеристика
компетенции
Поведение в обществе
– Этикет.
Формирование компетенции
учителем
учеником
Работа по
формированию навыков
на теоретических и
практических занятиях.
Защита сообщений по
выбранной теме,
сервировка стола,
поведение за столом
я
а
н
в
и
т
а
к
и
н
у
м
м
о
К
я
а
н
р
у
т
ь
л
у
к
о
и
ц
о
С
Распределение
обязанностей в
группах и бригадах,
оценка друг друга и
самооценка
Ведение кассовой
книги семьи,
составление
семейного бюджета,
пирамиды Маслоу.
Уборка кабинета,
приготовление пищи.
Во время кулинарных
работ – отработка
полученных навыков
на практических
занятиях.
Работа в группах,
бригадах
Руководство во время
кулинарных работ и
практических занятий
Применение на
практике и в жизни
ЗУНов: умение
рассчитывать
распределять
обязанности в быту,
определять
потребности, навыки
при приготовлении
семейный бюджет,
пищи, применять
основы
конструирования и
элементов пошива
(пришить пуговицы,
наложить
декоративную
заплатку, штопка),
рукоделие (вязание,
вышивка и т.д.),
ремонтные работы в
быту, уход за домом.
Профориентационная
работа, связь с
училищем.
На теоретических
занятиях – умение
рассчитывать семейный
бюджет, правила и
последовательность
приготовления пищи.
Обучение основам
конструирования,
моделирования и
элементам пошива .
Контроль и помощь во
время практических
занятий.
26 Помощь при выборе
темы проекта и при его
создании
Исследовательская
деятельность при
создании проекта,
индивидуально и в
группах
я Умение осуществлять
а
в
о
л
с
ы
м
с
о
н
т
с
о
н
н
е
Ц
индивидуальную и
поисковую
деятельность при
работе над проектом:
выбор темы,
актуальность,
исследовательская
деятельность.
Использование краевого
компонента в
преподавании
Поисковая
деятельность,
выполнение эскизов
костюмов,
приготовление
различных
национальных блюд и
т. п.
я Знакомство с
культурой своего
народа, края , с
культурой других
стран и народов, уход
за растениями, в том
числе экзотическими.
а
к
с
е
ч
д
е
в
о
д
о
р
и
р
п
и
я
а
к
с
е
ч
д
е
в
о
р
у
т
ь
л
у
К
Выработка навыков
работы со справочной
литературой
я
а
н
н
о
и
ц
а
м
р
о
ф
н
И
Самостоятельная
подготовка сообщений,
проектов с
использованием
различных источников
информации: книг,
учебников,
справочников,
энциклопедий,
Умение пользоваться
компьютерными
технологиями,
умение работать со
справочной
литературой – поиск
информации для
подготовки
сообщений проектов
27 каталогов, CDRom,
Интернета. Владение
навыками
использования
информационных
устройств:
компьютера, принтера,
модема, копира.
Межпредметная связь:
география, биология –
в материаловедении
(знакомство с
различными видами
волокон и их
происхождением);
черчение, математика –
при расчётах и
построении чертежей;
русский язык,
литература –
оформление сообщений
и творческих проектов;
ИЗО – при выполнении
эскизов изделий.
Знать и применять
правила личной
гигиены, уметь
заботиться о
собственном здоровье,
личной безопасности,
ухаживать за ребёнком,
владеть способами
оказания первой
медицинской помощи.
я
а
н
ь
л
е
т
а
в
а
н
з
о
п
о
н
б
е
ч
У
я
а
щ
ю
а
г
е
р
е
б
с
е
ь
в
о
р
о
д
З
.
Инструктаж по
построению чертежей
конструкций,
ознакомление с видами
волокон, тканей.
Использование
демонстрационного
материла
Умение пользоваться
инструкционной
картой, оформление
сообщений и
творческих проектов,
выполнение эскизов
изделия,
исследовательская
работа по выбору
материалов для
выбранного изделия.
Инструктаж по технике
безопасности
санитарной гигиене,
обучение методам
оказания первой
медицинской помощи
Соблюдение правил
личной гигиены,
правил техники
безопасности при
работе в швейном
цехе и при
проведении
кулинарных работ.
Оказание первой
медицинской помощи.
Важнейшей задачей для нас являлась создание системы формирования
мотивации учения на уроках и во внеклассной работе по технологии,
конструирование
формирование положительной мотивации обучения,
28 мотивационного процесса, как основы усвоения содержания технологического
образования.
Для реализации компетентностного подхода важно учитывать, что
компетентности формируются не только в школе, но и под воздействием
семьи,
реализация
компетентностного подхода зависит от всей образовательнокультурной
ситуации, в которой живёт и развивается школьник.
политики,
религии,
друзей,
культуры,
т.е.
6. Результаты реализации педагогического проекта
Для оценки результатов реализации педагогического проекта будем
исходить из того, что цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать
условия, при которых учащиеся:
самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных
источников;
учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и
практических задач;
приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
развивают у себя исследовательские навыки;
формируют ключевые компетенции;
развивают системное мышление.
Исходные теоретические позиции проектного обучения:
в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих
способностей;
образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике
деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его
мотивацию в учении;
глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет
универсального их использования в разных ситуациях.
темы проектов связаны с жизнью учащихся и миром за пределами класса. Это
означает, что учащиеся исследуют реальные проблемы и могут представить
свои результаты реальной аудитории, пользоваться ресурсами сообщества,
конечные продукты исследования дают учащимся возможность
самовыражения и осознания самостоятельности учебной деятельности.
Предметные результаты учащихся, задействованных в реализации
педагогического проекта позволяют сделать вывод о наличии положительной
динамики обученности учащихся: качество знаний обучающихся составляет:
29 20122013 учебный год 72%, 20132014 год 76%, 20142015 год82%, 2015
2016 год – 85% при успеваемости 100%.
Во внеурочное время учащиеся плодотворно занимаются проектно
исследовательской деятельностью: Мои ученики являются победителями и
призерами городских, окружных и всероссийских конкурсов. Подготовка и
реализация ученического проекта неизбежно охватывает все стороны жизни
ученика, привлекает весь его опыт, заставляет искать новые решения и, в
конечном счете, выводит на новый уровень саморазвития. Специфика курса
технологии в средней школе усиливает эффект интеграции различных сторон
жизни ребенка. Метапредметные результаты обучения – это результаты
деятельности на разных учебных предметах, применяемые учащимися в
обучении, на практике и перенос во внеучебную (жизненную) деятельность.
Таким образом, можно сделать вывод, что универсальность проектного
метода позволяет мотивировать саморазвитие учеников не только с признаками
предметной одаренности, но и учащихся, испытывающих затруднения в
освоении предметного содержания. Подтверждением эффективности этой
деятельности является стабильное сохранение показателя успеваемости
учащихся – 100%. Педагогический проект предусматривает формы
организации педагогической деятельности с учащимися, имеющими разный
уровень предметной подготовки и мотивации. Кроме того, достоинства и
целевые установки использования метода проектов предусматривают изучение
курса технологии через призму существующих социальных реалий.
Результаты мониторинга реализации педагогического проекта позволяют
сделать вывод о его эффективности с точки зрения соотнесения затрат на его
воспроизведение с педагогической отдачей.
Результаты отслеживания уровня сформированности ключевых
компетенций на уроках технологии в 7 в классе:
Результаты первичной диагностики уровня развития ключевых
компетентностей 2014 год
Надпредметные компетенции
№
ФИ
коммуника
тивная
Социо
культурн
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Оля
Алина
Алсу
Елена
Татьяна
Эльвина
Мария
Арина
с
в/с
с
в/с
в/с
с
с
в/с
ая
н/с
с
н/с
с
с
н/с
н/с
с
Ценност
но
смыслов
культу
роведч
еская
инфор
мацион
ная
Учебно
познава
тельная
здоровь
есберег
ающая
предме
тная
н/с
с
н/с
с
с
н/с
н/с
с
с
в/с
с
н/с
в/с
с
с
в/с
в/с
в/с
в/с
в
в/с
в/с
в/с
в/с
с
н/с
с
н/с
н/с
с
с
н/с
с
в/с
с
с
в/с
с
с
в/с
ая
с
с
с
в/с
с
с
с
с
30 9.
10.
11.
12.
13.
14.
Наташа
Лиана
Анастаси
я
Наида
Милена
Екатерин
а
с
с
в/с
с
в/с
с
н/с
н/с
с
н/с
с
н/с
с
с
с
с
с
с
н/с
н/с
с
н/с
с
н/с
с
с
в/с
с
в/с
с
в/с
в/с
в/с
в/с
в/с
в/с
с
с
н/с
с
н/с
с
Коммуникативная компетенция
Социокультурная компетенция
н
0
н
0
н
0
н
0
н/с
0
с
8
в/с
6
Ценностносмысловая компетенция
н/с
0
с
13
в/с
1
в
0
в
0
Информационная компетенция
н/с
1
с
8
в/с
5
в
0
Здоровьесберегающая компетенция
н/с
6
с
8
в/с
0
в
0
н
0
н/с
8
с
6
в/с
0
культуроведческая компетенция
н/с
8
в
н
0
0
Учебнопознавательная компетенция
в
н
0
1
н/с
0
с
6
с
0
в/с
0
в/с
13
Предметная компетенция
н
0
н/с
0
с
9
в/с
5
в
0
Результаты диагностики уровня развития ключевых компетентностей
2015 год
№
ФИ
Надпредметные компетенции
Ценност
но
смыслов
культу
роведч
еская
инфор
мацион
ная
Учебно
познава
тельная
здоровь
есберег
ающая
предме
тная
с
с
в/с
с
в/с
с
в
0
в/с
в/с
в/с
в/с
в/с
в/с
в/с
в/с
в/с
в/с
в/с
в/с
в/с
в/с
в
0
коммуника
тивная
Социо
культурн
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Оля
Алина
Алсу
Елена
Татьяна
Эльвина
Мария
Арина
Наташа
Лиана
Анастаси
я
Наида
Милена
Екатерин
а
в/с
в
с
в/с
в
с
в/с
в
с
в/с
в
с
в/с
в
ая
в/с
в/с
с
в/с
в/с
с
в/с
в/с
с
в/с
в/с
с
в/с
в/с
ая
с
с
в/с
с
с
в/с
с
с
в/с
с
с
в/с
с
с
с
с
с
с
с
с
с
с
с
с
с
с
с
с
в/с
в/с
в/с
в/с
в/с
в/с
в/с
в/с
в/с
в/с
в/с
в/с
в/с
в/с
в/с
в
в
в/с
в
в
в/с
в
в
в/с
в
в
в/с
в
с
с
в/с
с
с
в/с
с
с
в/с
с
с
в/с
с
с
Коммуникативная компетенция
Социокультурная компетенция
н
н/с
0
с
4
в/с
5
в
5
н
0
31
н/с
0
с
4
в/с
10 Ценностносмысловая компетенция
культуроведческая компетенция
н
0
н
0
н
0
н/с
0
с
10
в/с
4
Информационная компетенция
н/с
0
с
0
в/с
14
Здоровьесберегающая компетенция
н/с
0
с
10
в/с
4
в
0
в
0
в
0
с
14
н/с
0
в
н
0
0
Учебнопознавательная компетенция
в
н
9
н/с
0
в/с
0
в/с
5
с
0
Предметная компетенция
н
0
н/с
0
с
0
в/с
14
в
0
Результаты диагностики уровня развития ключевых компетентностей
2016 год
№
ФИ
Надпредметные компетенции
коммуника
тивная
Социо
культурн
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Оля
Алина
Алсу
Елена
Татьяна
Эльвина
Мария
Арина
Наташа
Лиана
Анастаси
я
Наида
Милена
Екатерин
а
в
в
в/с
в/с
в
в
в/с
в/с
в
в
в/с
в/с
в
в/с
ая
в/с
в
с
в/с
в/с
в
с
в/с
в/с
в
с
в/с
в
с
Коммуникативная компетенция
н/с
0
с
0
в/с
7
Ценностносмысловая компетенция
н/с
0
с
0
в/с
14
Информационная компетенция
н/с
0
с
0
в/с
8
Здоровьесберегающая компетенция
н/с
0
с
6
в/с
8
н
0
н
н
0
н
0
в
7
в
0
в
6
в
0
Ценност
но
смыслов
культу
роведч
еская
инфор
мацион
ная
Учебно
познава
тельная
здоровь
есберег
ающая
предме
тная
ая
в/с
в/с
в/с
в/с
в/с
в/с
в/с
в/с
в/с
в/с
в/с
в/с
в/с
в/с
в/с
с
с
в/с
в/с
с
с
в/с
в/с
с
с
в/с
с
с
в
в/с
в/с
в
в
в/с
в/с
в
в
в/с
в/с
в
в/с
в/с
в
в
в
в
в
в
в
в
в
в
в
в
в
в
в
в
в
в
в/с
в
в/с
в/с
в
в/с
в/с
в
в/с
в
в
в
в
в
в
в
в
в
в
в
в
в
в
в
Социокультурная компетенция
н
0
н/с
0
с
4
в/с
6
культуроведческая компетенция
в
4
с
8
н/с
0
н
в
0
0
Учебнопознавательная компетенция
в
н
0
14
н/с
0
в/с
0
в/с
6
с
0
Предметная компетенция
н
0
н/с
0
с
0
в/с
0
в
14
Сравнительная динамика уровня развития ключевых компетенций в
период с 2014года по 2016 год
32 Вывод: Проведенный мониторинг уровня сформированности ключевых
компетенций учащихся на уроках технологии показал
положительную
динамику роста качества обученности учащихся и развития компетенций через
реализацию в педагогической практике метода учебных проектов. Метод
учебных проектов обеспечивает деятельностную среду обучения, через
которую и возможна систематическая работа по формированию ключевых
компетенций.
7.
Риски и ограничения в реализации педагогического проекта.
Конечно, метод проектов, как и любой другой не может быть универсальным.
Его эффективное применение требует сочетания множества факторов, которые
и складываются в оптимальную педагогическую ситуацию, позволяющую
максимально эффективно использовать данный метод. Поэтому необходимо
учитывать возможные некоторые негативные эффекты, возникающие в
условиях многообразия психологической типологии участников ученического
проекта (классификация по Гребенковой О.А.):
33 Эффект социальной лености
Маскируется нежелание учащегося заниматься проектной деятельностью,
«размывается ответственность» участников проекта в группе.
∙ Эффект огруппления («выравнивания») мышления
В целях поддержания «группового духа» некоторые члены группы склонны
присоединяться к точке зрения наиболее влиятельных участников, создавая
иллюзию единомыслия внутри группы.
∙ Эффект неоптимальной самодостаточности
Желание повысить свой статус в группе мотивирует некоторых участников
проекта к принятию ответственности за результаты проектирования на себя,
что ограничивает других членов группы.
∙ Эффект деструктивного конфликта
Проектная деятельность, предполагающая рассмотрение различных вариантов
решения проблемы проекта, в группе может привести к противостоянию
участников, отстаивающих собственные позиции.
Возникновение указанных эффектов может быть сведено к минимуму при
организации информационно консультативного сотрудничества с педагогом
психологом, своевременного проведения коррекционных мероприятий
психолого педагогического характера.
Проблемные зоны, ресурсы и направления дальнейшего развития.
Работа над теоретическим обоснованием темы показала, что проблема
применения методов развивающего обучения имеет очень большую историю.
Но данное направление работы остается востребованным и современным. И
это, наверное, правильно. Социологами установлено, что очередной новый
виток изменений в общественной жизни, технологиях, информационном
пространстве и, как результат, в психологии людей происходит каждые 5 лет.
Видимо, поэтому, можно предположить, что проблема формирования
компетентного, во всех смыслах этого слова, человека будет оставаться
актуальной не только для каждого нового поколения школьников, но и в
рамках одного поколения при изменении их статуса при переходе из одной
ступени образования на другую.
Взрастает значение социального
моделирования и социального проектирования, где учебная деятельность
станет лишь одной из составляющих формирования личности. В связи с этим на
предстоящий аттестационный период необходимо продолжить работу в
избранном направлении, определив сферу осуществления самообразования
учителя:
8.
Выявление ресурсов и совершенствование технологии применения
проектного метода обучения на этапе внедрения Федеральных
34 государственных образовательных стандартов на ступени основного общего
образования.
Таким образом,
можно сделать вывод,
что проведенная в
межаттестационный период работа является результативной. Подготовленные
программные материалы, методический опыт имеют практическое значение и
используются коллегами школы и города в преподавании и других учебных
предметов.
35
Педпроект учителя технологии
Педпроект учителя технологии
Педпроект учителя технологии
Педпроект учителя технологии
Педпроект учителя технологии
Педпроект учителя технологии
Педпроект учителя технологии
Педпроект учителя технологии
Педпроект учителя технологии
Педпроект учителя технологии
Педпроект учителя технологии
Педпроект учителя технологии
Педпроект учителя технологии
Педпроект учителя технологии
Педпроект учителя технологии
Педпроект учителя технологии
Педпроект учителя технологии
Педпроект учителя технологии
Педпроект учителя технологии
Педпроект учителя технологии
Педпроект учителя технологии
Педпроект учителя технологии
Педпроект учителя технологии
Педпроект учителя технологии
Педпроект учителя технологии
Педпроект учителя технологии
Педпроект учителя технологии
Педпроект учителя технологии
Педпроект учителя технологии
Педпроект учителя технологии
Педпроект учителя технологии
Педпроект учителя технологии
Педпроект учителя технологии
Педпроект учителя технологии
Педпроект учителя технологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.