Педсовет «Игра — королева детства»
Оценка 5

Педсовет «Игра — королева детства»

Оценка 5
docx
08.02.2023
Педсовет «Игра — королева детства»
ПедСовет ИГРА.docx

 

Педсовет «Игра — королева детства»

Цель: объединить усилия коллектива ДОУ для повышения уровня организации игровой деятельности с детьми дошкольного возраста.

Подготовка к педсовету:

1) Тематический контроль с целью выявления эффективности системы работы педагогов по игровой деятельности и развитию игровых навыков у детей дошкольного возраста.

2) Консультирование педагогов при подготовке к выступлению на педсовете.

3) Изготовление дидактических игр педагогами.

4) Выставка в методическом кабинете методической литературы и рекомендаций по игровой деятельности.

5) Организация фотовыставки «Игры детей».

6) Изготовление буклетов для педагогов «Памятка по организации игровой деятельности детей»

Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема нашего сегодняшнего педсовета «Игра – королева детства» и проведём мы её в виде судебного заседания. Я возьму на себя роль «обвинителя», вы – «свидетели и защитники» игры.

План:

1. Справка тематической проверки «Система работы педагогов по игровой деятельности и развитию игровых навыков у детей дошкольного возраста».

2. Вступительное слово старшего воспитателя и «обвинение» в адрес игры.

3. Выступление педагогов в «защиту» игры.

4. Аукцион педагогических идей «Дидактические игры руками педагогов».

5. Вынесение «приговора» по игре. (Решение педсовета)

 

1. Начну своё выступление словами В. А. Сухомлинского:

“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир

ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”.

В дошкольном возрасте ведущей, главной деятельностью ребенка является игра. Это не только забава, удовольствие, баловство. Игра – это способ познания себя и окружающего мира, возможность научиться соотносить свои желания с желаниями других, развитие коммуникативных умений, нормы поведения в той или иной ситуации, формирование понятия правила.

Почему в дошкольном возрасте все познается легко, запоминается быстро, и тот объем информации, который ребенок так спокойно усваивает за первые 5-6 лет, просто огромен? Ответ очевиден. В детстве все познается в игре, непроизвольно запоминаются яркие впечатления и интересные факты, которые потом помнятся очень долго.

В нашем детском саду проходила тематическая проверка с целью выявления эффективности системы работы педагогов по игровой деятельности и развитию игровых навыков у детей дошкольного возраста. Позвольте, зачитать справку тематической проверки.

Справка по результатам тематического контроля.

 

2. Тема педсовета выбрана не случайно. К сожалению, наши дети стали меньше играть. Исследования показывают, что у ребят отсутствуют игровой опыт и умение развивать игровой сюжет. У детей мало впечатлений, эмоций, без которых невозможно развитие игры. Большинство впечатлений дети получают из телевизионных передач, компьютерных игр, качество которых оставляют желать лучшего. Педагоги стремятся выполнить «социальный заказ» родителей, т. е. обучить и подготовить детей к школе. Время, отведённое для игры, заполняется чтением книг, подготовкой к праздникам, организационными видами деятельности. Некоторые родители поздно приводят детей в детский сад и рано забирают. Многие родители считают игру ненужным, пустым времяпрепровождением. Взрослые не играют вместе с ребёнком.

А между тем время на игру в ДОУ есть – это заложено в нормативных документах, в частности в инструктивно-методическом письме «О гигиенических требованиях…», в СанПиНах, программе.

Другая проблема – восстановить у взрослых, педагогов умение играть вместе с детьми и грамотно руководить детской игрой.

Итак, обвиняется игра:

- в уходе на второй план, уступив место учебным занятиям;

- игрушки быстро надоедают детям; их качество оставляет желать лучшего;

- сюжетно - ролевая - в сложности организации.

Что вы можете сказать в защиту игры и доказать её пользу для развития личности ребёнка?

 

3. Выступление «защитников».

1) «Роль игры во всестороннем развитии ребёнка»

2) «Организация сюжетно-ролевых игр»

3) «Роль игрушки в жизни ребёнка»

4. Перед тем как вынести окончательный «приговор» игре, я объявляю аукцион «Педагогических идей», на котором с помощью торга вы можете продать дидактические игры, изготовленные своими руками.

Аукционеры имеют право ознакомиться и приобрести тот или иной заинтересовавший их лот. Он достанется тому, кто назовет самую высокую цену. Обратите внимание на денежные знаки — купоны, которые лежат на столах. У каждого из вас имеется по 5 купонов. Итак, внимание!

Аукцион открыт (стук молотка). Объявляются торги педагогическими идеями.

В каждом пособии есть идеи, «толки»,

Пусть не пылятся у вас на полке.

Покупайте, не стесняйтесь,

А купив – не удивляйтесь!

Сегодня на продажу выставлены следующие лоты:

1. Лот – дидактическая игра "Наряди солнышко"

2. Лот – дидактическая игра "Сенсорный куб"

3. Лот – дидактическая игра "Игры с прищепками"

4. Лот – дидактическая игра "Кому что нужно для работы"

5. Лот – дидактическая игра "Поможем гному"

6. Лот – дидактическая игра «Весёлые снеговики».

   

Поздравляю вас с приобретением новых игр в свою развивающую среду.

5. Сегодня игра во многом претерпевает существенные изменения. Это не только появление новых игр – компьютерных, видеоигр. Это новый ориентир игры, необходимость перестраивать активность современного ребенка в соответствии с запросами времени. Но, детям нужно играть, учиться взаимодействовать, внимать новым веяниям педагогики и воспитания, тогда они превратятся в адаптированных, коммуникабельных взрослых, способных помогать друг другу и взаимодействовать друг с другом.

Дошкольное детство должно быть радостным воспоминанием каждого ребенка. Принудительный труд – чтение, счет, письмо - все это придет к детям в свое время. А до семи лет, до начала школьной жизни ребенку нужно дать возможность наиграться.

Новый стандарт дошкольного образования ориентирован на играющего дошкольника – все обучение нужно строить через детскую игру. Требования ФГОС направлены на недопущение учебно-дисциплинарной модели в детских садах: приоритетом в образовательном процессе должно быть не одностороннее влияние на ребенка, а развивающее взаимодействие дошкольника со сверстниками и взрослыми.

Итак, на сегодняшнем педсовете выносится оправдательный приговор игре и принимается решение:

1. Не заменять игру другими видами деятельности.

Срок: постоянно Ответственные: воспитатели групп.

2. Продолжать совершенствовать работу педагогов по игровой деятельности и развитию игровых навыков у детей дошкольного возраста.

Срок: постоянно Ответственные: воспитатели групп.

3. Пополнять развивающую среду групп новыми играми и атрибутами.

Срок: 1 раз в квартал. Ответственные: воспитатели групп.

4. Систематически проводить просветительскую работу с родителями. Подготовить консультативный материал для родителей, пропагандирующий важную роль игры в жизни ребёнка.

 

 

 

«Сюжетно-ролевая игра дошкольников как условие успешной социализации ребенка»

                                                 

Цель: повысить компетентность педагогов в вопросах руководства и планирования сюжетно- ролевой игры детей.

Участники: воспитатели дошкольной образовательной организации.

Подготовка к Педагогическому совету: Проведение консультации с воспитателями «Развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте».

Изучение методической литературы: – Комарова Н. Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду. — Москва, Издательство «Скрипторий 2003", 2012 – Игра дошкольника /под ред. С. Л. Новосёловой. — М.:Просвещение, 1989 – Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. М: Просвещение, 1988 г – Короткова Н. А. Сюжетная игра старших дошкольников (5–7 лет) //Ребенок в детском саду. 2006, № 5, 6

Провести тематический контроль «Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ и роль воспитателя в руководстве этой деятельностью». Подготовить раздаточный материал для заданий.

Организация воспитателей:вмузыкальном зале, предложить разделиться на команды (в зависимости от количества педагогов). Пригласить команды за отдельные столики.

Ход Педагогического совета:

Упражнение-разминка «Пересаживания».

Цель: создание положительного эмоционального настроя на работу, групповой сплоченности. Вариант игры: «Пересядьте пожалуйста те, кто сегодня в брюках…», «Пересядьте пожалуйста те, у кого день рождения весной…» и т. д. Так продолжается до тех пор, пока кто-то не оказывается на месте, где уже сидел. Ведущий может предложить придумать оптимальную стратегию для пересаживания.

Упражнение-разминка «Новости информагенств». Цель: проявить остроумие и воображение. Каждый должен придумать какую-нибудь забавную вымышленную «новость». Ведущий «А вы слышали, что завтра объявили выходной?». Следующий участник: «А вы слышали, что новый год будет весной?» и т. д. и т. п. В конце можно спросить, чья новость была самая забавная.

Итоги тематического контроля «Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ и роль воспитателя в руководстве этой деятельностью». Воспитателям предлагается задание: «Определить этап развития сюжетно-ролевой игры». У каждой команды на столике лежат разрезанные полоски бумаги с этапами развития сюжетно-ролевой игры:

Ознакомительный этап. Отобразительная игра Сюжетно-отобразительная игра Начальная форма сюжетно-ролевой игры Развитая форма сюжетно-ролевой игры. Воспитателям дается задание: «По описанию характеристики этапа развития сюжетно-ролевой игры определить его название и возраст детей». Ведущий дает описания этапов, воспитатели определяют его название и возраст детей. Манипуляции. Ребенок стучит предметами, бросает их, рассматривает, облизывает и т. д., то есть обследует всеми органами чувств. Как называется этап? Каков возраст детей?

(0–1 год) Ребенок знакомится с назначением предметов: машина возит грузы; расческой причесывает; кормит маму, папу, мишку. Игры нет. Это начало формирования предметной деятельности. То есть ребенок передаёт отдельные действия с игрушками. Здесь дети роль не принимают. Воображаемая ситуация не создаётся ребенком, взрослый делает это за него: «Ты как мама варишь суп», «Ты как водитель крутишь руль» и т. д. Как называется этап? Каков возраст детей?

(1–2 года). Действия объединяются в цепочку (сюжет): накормил куклу, покатал на коляске, уложил спать в кроватку. Простые бытовые действия. Сначала действия развернутые (долго моет посуду), затем действия обобщает (как бы помыл). В этом возрасте надо учить действовать с предметами-заместителями. Дети решают игровые задачи предметными способами: 1) Игрушки 2) Предметами-заменителями 3) Воображаемыми предметами 4) Словами («Всё, поел»..) Ребенок играет с игрушкой, а не с партнером. Роль он не принимает, хотя некоторые уже могут. Дети уже симпатизируют друг другу. Надо создавать условия для объединения детей (катать друг другу мячик).

2–3 года. Ребенок берет на себя роль «Я- мама», «Я- шофёр». Ребенок выполняет ролевые действия труда персонажа — мама- кормит детей, шофер — рулит, чинит машину, заливает бензин. Ребенок уже использует не только предметные, но и ролевые действия (мимику, жесты, пантомимику). Ребенок уже использует отдельные ролевые высказывания. Дети уже объединяются по 2–3 человека. Группировки быстро распадаются. Частые конфликты — из-за игрушек, предметов. На этом этапе важно учить детей играть вместе, договариваться, сотрудничать. Как называется этап? Каков возраст детей?

 (3–4 года) Дети отражают взаимоотношения между людьми. Возникновение режиссерской игры. В режиссерской игре ребенок наделяет ролью не себя, а игрушку или предмет-заместитель. Как называется этап? Каков возраст детей? (4–7 лет).

Проходит обсуждение выполнения задания.

Задание командам: «Для каждой возрастной группы детей составить набор игрушек и описать требования к ним». Подсказка для проверяющего: 0–1 год. Ознакомительный этап – Погремушки – Резиновые игрушки – Формочки (вкладыши) – Пирамидки – Кольца – Книжки (звуковые, сенсорные) – Звуковые игрушки – Баночки и т. д.

1–2 года. Отобразительная игра – Игрушки-предметы, изображающие быт – Знакомые животные – Игрушки-двигатели – Модули – Народные игрушки

2–3 года. Сюжетно-отобразительная игра – Мир посуды классических цветов (красный, желтый, зеленый, синий) – Мебель: стулья, стол, кроватка, соразмерная куклам. Все легкое, чтобы ребенок мог перенести – Мир животных, которые ребенка окружают (кошка, собачка) – Транспорт (машины, машины-двигатели, тележки, конь-качалка, руль, коробка, оклеенная цвет тканью) – Кукла голыш с лепным паричком, нарисованными глазками, ручки-ножки двигаются, с одеждой домашней, зимней. Чтобы было видно пол — мальчик или девочка (без анатомических особенностей, только вид одежды) – Предметы-заместители (кусок ткани, брусок, кубик, мех) – Модули – Ширмы – Нарисованные предметы (круг-тарелка, на ней нарисованы овощи — помидор, огурец) – Ведерки – Телефоны (разные — дисковые, кнопочные, сотовые) – Крупные панно-изображения съемные (уголок ванной комнаты) или уголок кухни. Их надо менять – Игрушка-самоделка (в рост ребенка или в ½ роста — лисичка, Машенька. Все игрушки должны быть крупных размеров, не сборно-разборные, без деталей — обобщенные.

3–4 года. Начальная форма сюжетно-ролевой игры Добавляются – Грузовые машины, разные виды машин (пожарная, скорая помощь), ракеты, корабли — транспорт разного вида – Посуда – Модули более сложных геометрических форм – Предметы-заместители, нарисованные предметы (коробки, банки, палки, рисунок с размытым контуром) – Детские поделки должны быть в среде – Элементы костюмов — юбки, сарафаны, бусы, галстуки, шляпы, сумки, маски (уголок ряжения). ролевые атрибуты — руль, бинокль, фонендоскоп, швабра, утюги, пылесосы, холодильник, каски, фуражки и др. – Ширмы – Игрушки меньших размеров – ЛЕГО крупное – Макеты кораблей, автобусов, автомобилей – Никаких уголков по сюжетам («Магазин», «Парикмахерская») и т. д. Сложить все в коробки (коробка мелких предметов, коробка крупных предметов)

4–7 лет. Развитая форма сюжетно-ролевой игры. Ко всему, что выше, добавляются мелкие игрушки для режиссерской игры (макеты, игровые поля, пластиковые конструкции) Проходит обсуждение выполнения задания. Задание командам: выбрать тему из перспективно-календарного планирования и спланировать перспективную работу по развитию сюжетно-ролевой игры по схеме: Ознакомление сокружающим Обогащение игрового опыта Среда Активизирующее общение Примерные темы: «Животные» (2 группа раннего возраста) «На чем ездят люди» (первая младшая группа) «Я и моя семья» (вторая младшая группа) «Здравствуй, зимушка-зима!» (средняя группа) «Лес в жизни человека и животных» (старшая группа) «Измерение времени-календарь» (подготовительная группа) Проходит обсуждение выполнения задания.

Решения Педагогического совета: Выполнить рекомендации по тематической проверке. Срок, ответственные. Использовать памятку «Этапы развития сюжетно-ролевой игры в работе с детьми». Срок, ответственные. Проанализировать соответствие игрушек в группе возрасту и индивидуальным особенностям детей. Срок, ответственные. Планировать сюжетно-ролевую игру перспективно и календарно. Срок, ответственные. Литература: Белая К. Ю. Педсовет в дошкольном образовательном учреждении: Подготовка и проведение». — М.: ТЦ Сфера, 2004. Голицына Н. С. Система методической работы с кадрами. — М.: «Издателство Скрипторий 2003», 2004. Л. М. Волобуева Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами.- М.: ТЦ Сфера, 2003. Стулова Е. А. Педагогический совет в ДОО в условиях реализации ФГОС. — ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.




ПЕДСОВЕТ НА ТЕМУ: «И ВСЕ-ТАКИ ИГРА!»


Цель:

1.Помочь педагогам осознать , прочувствовать значимость игры в становлении

личности ребенка.

2.Привести в систему знания по методике руководства сюжетно-ролевой игрой детей на основе рекомендаций современной психологии и педагогики.


Повестка дня: 
1.Анализ качества выполненных решений предыдущего педсовета.

2.Вступительное слово заведующей детского сада

3.Просмотр видеоматериала (фрагмент сюжетно-ролевой игры во 2 младшей группе). Анализ просмотренного.

4. Игра и обучение.

5. Экспресс-турнир.

Анализ уровней сформированности игровых умений по группам, выраженных в круговой диаграмме.

6. Результаты тематической проверки и смотра-конкурса.

Требования к предметно-развивающей среде

7.Деловая игра : «Совместное педагогическое предприятие»

1.«Открывая педсовет на тему: «И все таки игра!», по сложившейся традиции начнем с анализа решений предыдущего педсовета по теме:

2. «Эпиграфом к сегодняшнему педсовету нами взяты слова психолога А.С.Спиваковской: «Игра-модель реальной жизни. Отражая подлинность взаимоотношений людей, она в тоже время полна чудес, волшебных превращений».В этих словах, на наш взгляд, подчеркнута самоценность игры как основного вида деятельности ребенка.

Французский ученый-естествоиспытатель Ж.Фабру, очень далекий от проблем детства и дошкольной педагогики, но хорошо понимавший, как много значит игра в жизни ребенка, исключительно точно выразил суть проблемы руководства детской игрой. Вот его слова: «школа правильного руководимой игры открывает ребенку окно в мир шире и надежнее, чем чтение…»

Воспитателю, взявшемуся за самую ответственную миссию -растить Человека, очень важно быть рядом с ребенком и в игре, руководить ею., но так, чтобы ребенок видел в нем друга, партнера. Легко сказать, а как это сделать?

Вот почему проблема детской игры и ныне является самой актуальной в дошкольной педагогике и детской психологии.

Почему? Ученые называют две причины:

-С одной стороны, увлечение разного рода обучающими программами все меньше времени оставляет детям для игры и общения со сверстниками.

-С другой стороны, педагоги часто неверно понимают характер руководства игрой, заменяя его жесткой регламентацией детской игровой деятельности. А это лишает игру творчества и инициативы, фантазии и выдумки.

Эти и многие другие причины вызвали огромный интерес отечественных и зарубежных ученых и практиков к проблемам игры детей дошкольного возраста

И вот осенью 2001 года в Казани состоялась республиканская научно –практическая конференция по проблемам игровой деятельности. В нашем дошкольном учреждении проблема руководства сюжетно-ролевой игрой детей стоит не менее остро, чем в других детских садах.

Мы осознаем всю меру сложности овладения искусством руководства детской игрой. Надеемся . что сегодняшний педсовет поможет нам хотя бы частично овладеть школой правильно руководимой игры. Чтобы руководствуясь словами В.А. Сухомлинского об игре, действительно превратили ее в то огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка будет вливаться живительный поток представлений, понятий об окружающим мире, в ту искру, которая зажжет огонек пытливости и любознательности в душе каждого ребенка.

Как вы понимаете название темы педсовета? 
3.Сюжетно-ролевая игра-это таинство, это 
сотворчество, не терпящее соглядатаев. Чтобы не спугнуть малышей своим присутствием, мы воспользовались техникой. Предлагаем вам видеоматериал-фрагмент игры. В процессе просмотра прошу вас делать пометки, продумать вопросы, чтобы обменятся мнением об увиденном. По окончании -слово воспитателю нашего детского сада Хабибуллиной Асие Зуфаровне. Она расскажет , как осуществляет руководство сюжетно-ролевой игрой во 2 младшей группе.

Хотелось бы послушать коллег.

-Подошел ли педагог к решению основной задачи года -формированию у детей умения взаимодействовать с партнером в соответствии с игровой ролью?

-Что использовал в качестве опоры для игры при формировании умений вступать в ролевое взаимодействие (однотемные двухперсонажные сюжеты с взаимодополнительными ролями, где для ребенка очевидна их тесная смысловая и функциональная взаимосвязь, уже сама по себе вызывающая ролевое взаимодействие: доктор-пациент, продавец-покупатель, шофер-пассажир).

-Втягивает ли ребенка в игру, развертывающуюся преимущественно на уровне ролевого диалога?

-Какую тактику использует в работе с детьми? (вовлекает ребенка в игру, взяв на себя игровую роль и предложив подходящую по смыслу роль ребенку).Кроме этого тактика может быть двоякой. Можно подключатся к уже возникшей игре ребенка, подбирая себе подходящую роль. В обоих случаях , играя с детьми, взрослый активно использует игровую роль, смещая игру в плоскость ролевого диалога.

Асия Зуфаровна уже подошла к тому, что уступает ребенку свою игровую роль, расширяет число участников игры. В видеосюжете было много пациентов , пассажиров и тд.

Воспитатель опирается на интересы каждого из детей, развертывая в игре близкую им тематику: жизнь семьи, детского сада, поездка на транспорте.

-Используются ли предметы заместители в игре ?.

-Ваши предложения по совершенствованию игры.

4.А теперь уясним некоторые педагогические аспекты игры – экспресс-турнир:

-Почему дошкольный возраст называют возрастом игры:

-Почему ребенок вначале обыгрывает один и тот же повторяющийся сюжет?

-Какие особенности руководства игрой в раннем возрасте?

-Существует ли различие между сюжетно-ролевыми играми девочек и мальчиков?

-Основная задача воспитателя в руководстве игровой деятельностью детей ? (средней группы: формировать более сложное ролевое поведение: умение изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, менять игровую роль и вновь обозначать ее для партнеров в процессе развертывания игры. Для того чтобы сформировать эти умения, включается в совместную игру с детьми в качестве участника. В старшей группе: задача-дальнейшее развитие гибкого ролевого поведения как основы развертывания разнообразных сюжетов игры. Для решения этой задачи воспитатель подключается к игре, подсказывая новое направление сюжетных событий через введение нового персонажа (беря на себя его роль. В подготовительной группе: задача-формирование у детей умений строить новые разнообразные сюжеты игры, согласовывать творческие индивидуальные игровые замыслы с партнерами-сверстниками. В этой группе организовываются небольшими группами 2-4 человека, совместные игры-продумывания, которые развертываются в речевом плане, освобождают участников от необходимости осуществлять предметно-игровые и ролевые действия. Воспитатель участвует как партнер детей, демонстрирует возможность соединения в новом сюжете разнообразных знаний, получаемых при восприятии окружающего, из литературных произведений и сказок, при просмотре детских телевизионных передач.)

-Каким образом воспитатель обеспечивает условия для самостоятельной свободной деятельности? ( в младшей группе: педагог поддерживает попытки детей подбирать атрибуты для роли, недостающие предметы для дополнения игровой обстановки, показывает детям , как можно использовать для игры крупный и настольный строительный материал, природный материал, в средней группе-помогает им выбирать удобное место для игры, стимулирует к использованию строительного материала и других предметов для создания игровой обстановки, в случае необходимости помогает ребенку подключиться к игре сверстников, находя для себя подходящую по смыслу игровую роль, поощряет самостоятельную совместную игру детей в небольших подгруппах , обеспечивает условия для индивидуальной игры детей (режиссерской ) с игрушечными персонажами. В старшей и подготовительной группах создает условия для игры с настольными игрушечными персонажами, с которыми можно разыгрывать разнообразные события, поддерживает интерес к игре –ипровизации. )

-Что дает игра ребенку?

-Что дает игра воспитателю? 
4.Большинство взрослых -причем не только мамы, папы и бабушки, но и профессиональные педагоги , а порой даже и детские психологи

-уверены, что нельзя все время играть с ребенком, надо оставить место и «чистому» обучению. А вы как считаете? Вопреки их мнению я считаю, что вообще нельзя никого учить без игры. Для того чтобы аргументировать свою точку зрения, попробуем выяснить в чем специфика игры и каков ее психологический смысл.

Итак, в истории психологии есть четко выраженные две позиции , касающиеся критериев игровой деятельности. Наибольшую известность получил критерий Д.Б.Эльконина, который связывал игру с ролью. Есть роль -есть игра, нет роли -нет игры.

Вторая точка зрения принадлежит Л.С. Выготскому, который видел специфику игры в воображаемой или мнимой ситуации.

Что же определяет игру? Как вы думаете? Мне кажется, что самой главной чертой игровой деятельности, отличающей ее от всех других видов деятельности, является способность играющего субъекта «Плакать как пациент, и одновременно радоваться, как играющий» (Л.С.Выготский). Если попытаться сформулировать эту способность, то можно сказать, что в игре играющий одновременно находится и внутри , и вне игровой ситуации. Многие родители хорошо знакомы с такой картиной: ребенок изображает какой-то -персонаж, роль, образ. Затем вдруг выпрямляется и говорит: «Мама , ладно , я сейчас не играю, пойду погуляю». Не проходит и пяти минут он снова становится на четвереньки и говорит писклявым голосом, снова продолжает играть. Эта способность ребенка удерживать одновременно по крайней мере две позиции обеспечивает человеку возможность осознавать себя как личность. Она помогает человеку заниматься самоконструированием, самовоспитанием, саморазвитием.

Что же дает такая игра обучению? (ответы педагогов).Во-первых, она придает ему личностный характер. Поэтому необходимо, чтобы игре в обучении было отведено надлежащее место, в противном случае обучение будет носить отчужденный характер Во- вторых. Вклад игры в обучение связан со смыслом. В игре ребенок переосмысливает как реальные предметы, так и отношения между ними. Например, большой герой или предмет в игре может оказаться совсем маленьким, а страшная баба-яга – старушкой, которой очень холодно и одиноко в лесу. По мере реализации игры ребенок обретает способность придавать смысл всем , на первый взгляд, даже бессмысленным заданиям и инструкциям. Поэтому если игра включена в обучение. То обучение становится осмысленным и перестает носить отчужденный характер.

Таким образом, чтобы научить ребенка чему то необходима игра, только тогда содержание обучения станет глубоко понятно ребенку. И не важно, что в одном случае это будут специальные игры –«обучалки», в другом игра будет предшествовать обучению , а в третьем игра сможет быть перенесена во внутренний план.

5. Мы с вами поговорили о необходимости игры в обучающий процесс, а вообще сколько времени вы отводите в течении дня игровой деятельности, ведь она как известно, ведущая в дошкольном возрасте. В практику работы нашего детского сада прочно вошло диагностирование качественного уровня освоения программы . И просила вас сделать диагностику игровой деятельности, а также составить диаграмму уровней сформированности игровых умений детей групп. Составленные диаграммы по соотношению основных видов деятельности прошу сдать. Мы их проанализируем, сопоставим с рекомендованным соотношением и результат доведем до вашего сведения на следующем педсовете, а предварительно послушаем вас, как вы ее составляли, довольны ли результатами? От чего зависит соотношение основных видов деятельности?

6.В процессе подготовки к педсовету был проведен смотр-конкурс по сюжетно-ролевым играм и тематическая проверка . Послушайте , пожалуйста, справки по их результатам. В справке было отмечено, что во многих группах предметно-развивающая среда не соответствует требованиям современного дизайна, поэтому на требованиях к предметно-развивающей среды остановимся отдельно. Каковы они по-вашему должны быть? ( -Оборудование должно быть размещено таким образом, чтобы дети находились постоянно в поле зрения воспитателя.

-Предметно-развивающая среда должна обеспечивать эмоциональный комфорт и благополучие детей (отсутствие невнимания, травмирующих факторов, наличие уединенных уголков).

-Наличие оборудования из мягких материалов

-Наличие материалов, соответствующих функциональным возможностям детей.

-использование в оформлении неярких (пастельных) цветов.

-Многофункциональность развивающей среды, наличие возможности ее изменения детьми (ширмы, передвижки)

-Обеспечит ли среда полноценное развитие детей: наличие игрушек и дидактических материалов, развивающих все стороны личности ребенка

-Соответствие материалов возрастным возможностям детей

-Наличие возможности для самостоятельной деятельности детей: Многообразие материалов, возможность свободного доступа детей к ним.

-Соответствие оформляющей среды требованиям современного дизайна

-В среде должна быть разумная предоставленность ребенка.

Наш педсовет подошел к концу, но мы не исчерпали тему. Ведь игра это целый мир. На следующем педсовете подробнее поговорим о развивающих играх.

Есть ли у кого замечания по педсовету?

Для выработки проекта решения педсовета проведем деловую игру:«Совместное педагогическое предприятие»


Проект решения педсовета:

Осознав особую значимость игры в формировании личности ребенка педсовет постановляет:

1.Продолжить работу по теме «Игра», для чего включить ее в годовую задачу на следующий учебный год, добиваясь создания модели организации педагогического процесса, которая бы обеспечила наиболее гармоничное взаимопроникновение игры и обучения.

В течении года Методист, педагоги


2.Продолжать практику диагностирования воспитателями уровней игровых умений каждого ребенка группы не менее двух раз в год, на основании схемы анализа, разработанной…

Апрель-май с.г Методист, воспитатели


3.Ознакомить педколлектив с анализом диаграмм соотношения видов деятельности и с нормативным вариантом.

1 декада апреля с.г. Методист

4.Направлять усилия всего коллектива д\у на создание воспитывающей и развивающей среды в д\с и дома для формирования у детей качеств, позволяющих противостоять негативным воздействиям микро и макро среды

Постоянно Педагоги , родители




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогический совет «Детство — это игра, игра — это детство»

 

            Форма проведения – круглый стол

Цель:

  1. Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей.
  2. Повышать методический уровень
  3. Способствовать творческому поиску педагогов.

Подготовка к педсовету.

  1. В методическом кабинете организовать выставку методической литературы по игровой деятельности детей дошкольного возраста для ознакомления воспитателями.
  2. Провести анкетирование воспитателей по игровой деятельности дошкольников
  3. Провести беседу с детьми. Цель: выявить отношение детей к игре, их предпочтения в выборе тематики игры.

Вопросы:
— В какие игры ты любишь играть в детском саду?
-В какие игры ты играешь дома?
— С кем тебе больше нравиться играть, с детьми или взрослыми?
— В какие игры тебе нравиться играть со взрослыми, а в какие с детьми?

  1. Наблюдение за самостоятельной игровой деятельностью детей в режимные моменты.
  2. Семинар – практикум «Педагогические технологии руководства игрой дошкольника в детском саду» .

Цель: Повысить эффективность руководства игрой с целью развития сюжета.

Занятие 1. — Общие методы и приёмы руководства игрой.
— Руководство игрой в раннем возрасте
— Обыгрывание сюжетно — ролевой игра « В гости зайка пришёл»
Занятие 2. — Руководство сюжетно-ролевыми играми дошкольников.
— Анализ планов-конспектов проведения сюжетно-ролевой
игры с детьми своей группы.

  1. Составить кроссворд по игровой деятельности.
  2. Оформить фотостенд для родителей «Игра – королева детства».
  3. Воспитателям продумать вопрос- ситуацию к деловой игре «Телефон доверия».
  4. Подготовить памятку для воспитателей по организации игровой деятельности детей, разработанную Р.К.Шаеховой.
  5. Оформить папку-ширму для родителей «Игра — это серьёзно» с рекомендациями по правильному выбору развивающих игр и игрушек для детей.

Повестка дня:

  1. Анализ качества выполнения решений предыдущего педсовета.
  2. Вступительное слово заведующей детским садом «Проблемы организации игровой деятельности в современном детском саду»
  3. Интеллектуальная игра «Заморочки из бочки» (теоретическая)
  4. Диспут «Игрушка в жизни малыша»
  5. Деловая игра «Телефон доверия»
  6. Решение кроссворда «И всё-таки игра!»
  7. Деловая игра «Совместное педагогическое мероприятие»

Ход педсовета.

  1. Открывая свой педсовет на тему: «Детство – это игра, игра – это детство», по сложившейся традиции начнём с анализа решений предыдущего педсовета на тему «…..»
  2. Сегодняшний педагогический совет мне хочется начать словами известного педагога В.А.Сухомлинского, который сказал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире». Мы все знаем, как важна игра для детей дошкольного возраста. Из всех видов детской игры наиболее значимой является сюжетно-ролевая игра, как особая форма удовлетворения его потребности занять определенное место в окружающем мире. Вместе с тем сегодня исследователи (Р.А.Иванкова,Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова). отмечают , что в детском саду наблюдается «вытеснение» игры учебными занятиями. Игры детей, особенно сюжетно-ролевые бедны по содержанию, тематике, в них отмечается многократная повторяемость сюжетов, в чем мы смогли убедиться после проведённой беседы с детьми и наблюдения самостоятельной игровой деятельности детей в режимные моменты.

Анализ анкетирования воспитателей позволил установить следующее:
— Вы скорее не удовлетворены, тем как сегодня играют детей – 7, скорее удовлетворены, чем нет – 4, затруднился ответить – 1;
— в группе преобладают дидактические игры – 9, сюжетно-ролевые -3.
На вопрос занимает ли сюжетно-ролевая игра должное место в жизни детей, утвердительно ответили – 3, отрицательно – 9.. Все согласны с тем, что воспитатель должен принимать участие в организации сюжетно-ролевой игры. На ваш взгляд эта работа должна заключаться в объяснении и показе игры – 5, в организации игровой среды – 6, в обогащении жизненного опыта – 7, в необходимости заинтересовать и привлечь большее количество детей -3
Все вы ответили, что испытываете трудности в организации сюжетно-ролевых игр. Трудности заключаются в непосредственном участии взрослого в игре -6, обогащении содержания игр – 4, организации игровой среды – 4. Причины этих трудностей в недостаточном педагогическом опыте – 4, нехватке методической литературы по проблеме – 3. (Приложение 1)
Таким образом, все вы осознаете важность сюжетно-ролевой игры, связываете роль педагога с развитием игровых умений детей, но при этом не владеете в достаточной мере технологическими подходами к организации детской игры. Надеемся, что сегодняшний педсовет поможет вам хотя бы частично овладеть умением грамотно руководить детской игрой.

  1. И начнём наш педагогический совет с интеллектуальной игры «Заморочки из бочки». (Воспитателям предлагается вытянуть из мешочка бочонок с номером, в соответствии с которым будет задан вопрос)

Вопросы к обсуждению:
— В чём заключается развивающий характер сюжетно-ролевой игры ? ( требования, которые необходимы для того, чтобы игра носила развивающий характер : это умение ребёнка действовать в воображаемом плане, что ведёт к построению воображаемой ситуации; это умение ребёнка ориентироваться в системе человеческих взаимоотношений, так как игра направлена именно на ихвоспроизведение и формирование реальных взаимоотношений между играющими детьми; это согласованность действий всех участников игры).
— Перечислите, в какие сюжетно-ролевые игры должны играть младшие (средние) дошкольники.( в младшей группе дети играют в «Дочки-матери», «Парикмахерская», «Пароход», «Автобус», «Больница», «Детский сад», «Магазин», с машинами и со строительным материалом; в средней группе добавляется «Столовая» и «Кукольный театр»
— Какие сюжетно-ролевые игры добавляются в старшем дошкольном возрасте? ( в старшем дошкольном возрасте добавляются такие игры, как «Аптека», «Поликлиника», «Салон красоты», «Макдональдс» «Космонавты», «Мы строители», «Библиотека», «Школа», военизированные игры т.е. всё зависит от игровых предпочтений детей)
— Назовите условия, необходимые для развития сюжетно-ролевой игры. (соответствующая предметно-игровая среда, определённые знания по теме игры и умение их реализовывать в практической деятельности, совместная игра взрослого с детьми, где взрослый демонстрирует образцы ролевого взаимодействия в виде ролевого диалога, создание игровой ситуации и т.д..)
— На какие группы делятся приёмы руководства сюжетно-ролевой игрой? (прямые и косвенные) 
— Какие приёмы руководства относятся к первой группе? (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснения, показ оказание помощи, совет в случае затруднений и т.д.)
— Какие приёмы руководства относятся ко второй группе? (дидактические игры, чтение художественной литературы, беседы о прочитанном, экскурсии и целевые прогулки, составление альбомов ,просмотр диафильмов, встречи с людьми разных профессий, изготовление элементов костюмов, атрибутов и т.д.)
— Чем отличаются приёмы руководства сюжетно-ролевой игрой у малышей от приёмов руководства сюжетно-ролевой игрой у старших дошкольников? Почему? (с детьми младшего дошкольного возраста воспитатель в основном использует прямые, а детьми старшего дошкольного возраста косвенные приемы руководства)
— Допустима ли в игре регламентация и почему? (в игре недопустима регламентация, так как – это детская самодеятельность. Ей характерна свобода действий, саморегуляция действий и поступков участников на основе созданных ими правил)
— Прослушайте аудиозапись и определите, с детьми какого возраста проводится данная игра. Почему вы так думаете? (младшая, старшая группы)

  1. Я думаю, что никто из присутствующих не будет спорить, что для развития сюжетной игры большое значение имеет игрушка. А вот какая она должна быть и нужно ли учить детей использовать в игре предметы-заместители мы попытаемся разобраться в ходе нашего диспута. Предлагаю разделиться на две группы:

— первая группа попытается доказать, что игрушка должна быть очень детализирована, кукла должна быть типа «Барби», игрушек должно быть очень много и разных, а использование предметов – заместителей необязательно;
— вторая группа попытается доказать, что игрушка должна быть многофункциональна, их не должно быть чрезмерно много, присутствие предметов – заместителей обязательно. (каждая из групп пытается доказать предложенную гипотезу)
Вывод: Для игры дошкольникам не нужны какие-либо особые игрушки «К игрушкам нужно подойти с точки зрения того, насколько эта игрушка помогает изучать окружающее, насколько она помогает активности и самодеятельности ребят» — писала Н.К.Крупская. Игрушка должна быть функциональной, безопасной, привлекательной и эстетичной. Предметы-заместители необходимы, так как они развивают фантазию, творческое воображение детей, не дают угаснуть возникшему замыслу.

  1. При организации, руководстве и проведению сюжетно – ролевых игр большинство из вас сталкивалось с определёнными проблемами, разрешить которые мы попытаемся в деловой игре «Телефон доверия». Вы подготовили вопросы, которые сейчас и зададите друг другу. (от лица начинающего педагога)

Примерные вопросы — ситуации:

·       Однажды в раздевальной комнате я услышала от детей такой уговор: «Я тебе дам значок, а ты меня примешь в игру» Я молодой воспитатель и не знала, что делать. Как, по – вашему мнению, я должна была поступить?

·       Я работаю в младшей группе. Дети моей группы с удовольствием играют с игрушками, при этом раскидывая их. Но когда приходит время убирать , мне очень трудно заставить детей это делать. Часто приходится убирать игрушки самой. Посоветуйте, как приучить детей не раскидывать игрушки, а, если раскидали, убирать их на место.

·       Как-то раз в соседней группе я наблюдала, как дети с интересом играли в сюжетно-ролевую игру «Зоопарк». Мне захотелось, чтобы и мои дети играли в эту игру. Я сделала атрибуты к игре: клетки, вольеры, подобрала животных. Но игра не получилась. Мне приходилось все время подсказывать, что делать дальше. Объясните, пожалуйста, что я сделала не так?

·       Я воспитатель средней группы. В группу ходит девочка Алёна. Она очень любит играть с мальчиками. Охотно строит с ними из строительного материала, играет с машинками, в военизированные игры и совершенно не обращает внимание на куклы. Я думаю, что это неправильно. Посоветуйте, как увлечь её играми для девочек.

·       Я воспитатель старшей группы. Я замечаю, что дети не принимают в свои игры одного из сверстников, не хотят с ним вставать в пару на танец, не выбирают ведущим. Какие методы вы посоветуете использовать в работе с детьми, с этим ребёнком, чтобы исправить ситуацию?

(высказывать своё мнение могут несколько педагогов)

6. А сейчас я вам предлагаю «зарядку» для ума – разгадывание кроссворда «И всё-таки игра» (Приложение 2). Кроссворд будем разгадывать по группам. Чья группа раньше справится с заданием, получит приз (всем участникам команды – победительницы вручается приз)

7. Наш педсовет подошёл к концу, но мы не исчерпали тему. Ведь игра – это целый мир. Для выработки проекта решения педсовета проведём с вами деловую игру «Совместное педагогическое предприятие», где каждая из групп в течение 5 минут должна разработать свой проект решения педсовета и после совместного обсуждения выработать общий проект.

Проект решения педсовета:

  1. Не заменять игру другими видами деятельности.

Срок : постоянно Ответственные : воспитатели групп

  1. Продолжать проводить диагностику уровня развития игровых умений у детей всех возрастных групп ( по Д.Б. Эльконину) как в начале, так и в конце учебного года и строить работу по развитию игровой деятельности дошкольников с учётом полученных результатов.

Срок: в течение года Ответственные: ст. воспитатель, воспитатели групп

  1. Разработать тематический план развития сюжетно-ролевой игры:

1 младшая группа – «Дочки- матери», «Больница»;
2 младшая группа – «Детский сад», «Парикмахерская»;
Средняя группа – «Поликлиника», « Мы – военные»;
Старшая группа – «Библиотека», « Мы – строители»;
Старшая логопедическая группа — «Зоопарк», «Мы — спасатели»;
Подготовительная логопедическая группа – «Школа», «Театр».
Срок : февраль- март Ответственные: воспитатели групп

  1. Провести День открытых дверей для родителей на тему :

«Мы играем целый день, Целый день играть не лень!»

Срок: апрель Ответственные: ст.воспитатель, воспитатели групп

Завершая педагогический совет, позвольте вручить вам Памятку по организации игровой деятельности, разработанную Р.К.Шаеховой, которая, я надеюсь, поможет вам в вашей работе. (Приложение 3)

 

Приложение N 1
Анкета для воспитателей

1. Удовлетворяет ли Вас то, как играют сегодня дети?
2. Какие виды игр преобладают в группе?
3. На Ваш взгляд, занимает ли сюжетно-ролевая игра должное место в жизни детей? Почему?
4. Каково значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника?
5. Должен ли педагог принимать участие в организации сюжетно-ролевой игры? Если да, то в чем будет заключаться эта работа?
6. Вносят ли дети новые линии развития сюжета в «вечные» темы сюжетных игр, например, «семья», «школа», «больница»? Что может являться мотивом такого обогащения игры?
7. Как Вы заботитесь о создании игровой обстановки?
8. Что, по Вашему мнению, не хватает для обогащения сюжетно-ролевых игр?
9. Что Вам необходимо для достижения достаточного уровня организации сюжетно-ролевой игры?

 

 Приложение N 2

ВОПРОСЫ К КРОССВОРДУ НА ТЕМУ «ИГРА»

По горизонтали:

  • Разговор между двумя лицами? (диалог)
  • Качество знаний, иначе, по — другому? (уровень).
  • Современный лёгкий детский конструктор? (лего)
  • Место покупок в быту и в игре? (магазин)
  • Свод требований, предъявляемый к кому0то, к чему-то? (правила)
  • Игры, обогащённые жизненным опытом? (сюжетные)
  • Первая игрушка малыша? (погремушка)
  • Необходимый компонент игры- без чего не начнёшь игру? (замысел)
  • Спутник жизни детей? (игрушка)

По вертикали:

  • Автор цитаты «Игра для ребёнка и труд, и мышление, и искусство, и реальность, и фантазия, и отдых» (Аркин Е.А.)
  • Вид спортивной игры с использованием мяча? (футбол)
  • Любимая самостоятельная деятельность детей? (игра)
  • Атрибуты как для подвижной , так и для театрализованной игры? (маски)
  • Пособия для организации сюжетно-ролевой игры? (атрибуты)
  • Старинная настольно-печатная игра? (лото)
  • Ход игры по — другому? (содержание игры)
  • Что распределяют между собой участники игры? (роли)



ПАМЯТКА
Несколько полезных советов по организации игровой деятельности детей

  • Не заменять игру другими видами деятельности
  • Собирайте как особую ценность любимые игры детей: развивающие, коммуникативные, терапевтические, соревновательные, игры-импровизации.
  • Включайте игру во все сферы жизни ребёнка.
  • Радуйтесь, если ребёнок пригласил Вас в игру, это хороший знак доверия и принятия с его стороны.
  • Играя с детьми, постарайтесь не быть взрослыми.
  • Не наказывайте ребёнка лишением игры.
  • Если ребёнок нарушает правила игры, постарайтесь к этому отнестись спокойно, это может быть поводом для доброжелательного разговора, объяснения.
  • Не препятствуйте объединению детей разного возраста в единое игровое сообщество, прогулка для этого наилучшее условие.
  • Избегайте насильственного распределения ролей, лучшая психологическая помощь – это ознакомление с различными сферами действительности.
  • Готовясь к очередному рабочему дню, помните, что новая игра – это лучший подарок детям.

 

Скачано с www.znanio.ru

Педсовет «Игра — королева детства»

Педсовет «Игра — королева детства»

Итак, обвиняется игра : - в уходе на второй план, уступив место учебным занятиям; - игрушки быстро надоедают детям; их качество оставляет желать лучшего; -…

Итак, обвиняется игра : - в уходе на второй план, уступив место учебным занятиям; - игрушки быстро надоедают детям; их качество оставляет желать лучшего; -…

Сюжетно-ролевая игра дошкольников как условие успешной социализации ребенка»

Сюжетно-ролевая игра дошкольников как условие успешной социализации ребенка»

Ребенок уже использует отдельные ролевые высказывания

Ребенок уже использует отдельные ролевые высказывания

ПЕДСОВЕТ НА ТЕМУ: «И ВСЕ-ТАКИ

ПЕДСОВЕТ НА ТЕМУ: «И ВСЕ-ТАКИ

Как вы понимаете название темы педсовета? 3

Как вы понимаете название темы педсовета? 3

В старшей и подготовительной группах создает условия для игры с настольными игрушечными персонажами, с которыми можно разыгрывать разнообразные события, поддерживает интерес к игре –ипровизации

В старшей и подготовительной группах создает условия для игры с настольными игрушечными персонажами, с которыми можно разыгрывать разнообразные события, поддерживает интерес к игре –ипровизации

Предметно-развивающая среда должна обеспечивать эмоциональный комфорт и благополучие детей (отсутствие невнимания, травмирующих факторов, наличие уединенных уголков)

Предметно-развивающая среда должна обеспечивать эмоциональный комфорт и благополучие детей (отсутствие невнимания, травмирующих факторов, наличие уединенных уголков)

Педагогический совет «Детство — это игра, игра — это детство»

Педагогический совет «Детство — это игра, игра — это детство»

Вместе с тем сегодня исследователи (Р

Вместе с тем сегодня исследователи (Р

Допустима ли в игре регламентация и почему? (в игре недопустима регламентация, так как – это детская самодеятельность

Допустима ли в игре регламентация и почему? (в игре недопустима регламентация, так как – это детская самодеятельность

Проект решения педсовета:

Проект решения педсовета:

По вертикали: Автор цитаты «Игра для ребёнка и труд, и мышление, и искусство, и реальность, и фантазия, и отдых» (Аркин

По вертикали: Автор цитаты «Игра для ребёнка и труд, и мышление, и искусство, и реальность, и фантазия, и отдых» (Аркин
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2023