Семейный клуб в ДОУ
как форма
взаимодействия с родителями
в процессе социального развития дошкольников
Человек не может жить один. Высшее счастье и
радость человеческая – общение с другими людьми. Каждый твой шаг, каждое слово,
даже взгляд, даже то, как ты открыл глаза или поднял руку, – всё это отзывается
в сердце другого человека.
В.А.Сухомлинский
Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников
является одним из важнейших условий развития личности ребенка и его
социализации в условиях общественного и семейного воспитания.
Сегодня изменилось отношение государства к
семье, стала другой и сама семья. Впервые в вышедшем недавно приказе Министерства образования и науки
Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об
утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к
структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования" официально утверждено положение о том, что именно родители
являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ существует в помощь семье.
Сменились акценты, главной стала семья, хотя вопросы педагогического
просвещения по-прежнему актуальны. Но это должно быть не одностороннее
воздействие на родителей, а взаимодействие ДОУ и семьи, которое предполагает
обмен мыслями, чувствами, идеями, переживаниями.
Признание приоритета семейного воспитания
требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно,
сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
Что значит взаимодействие педагогов с
родителями? Для того, чтобы точно ответить на этот вопрос давайте обратимся к
словарям русского языка.
В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова сказано
так:
«Взаимодействие:
1.Взаимная связь двух явлений
2. Взаимная поддержка
Но вместе с тем актуальность проблемы
обусловлена рядом противоречий:
Попытка частично разрешить обозначенные противоречия
представлена в моем опыте работы, целью которого
является содействие становлению родительской компетентности в вопросах
приобщения детей к национальной культуре, к семейным традициям в условиях
клубной работы.
Достижение обозначенной цели возможно путем
решения задач по становлению ключевых компетенций.
Информационная компетенция:
способствовать формированию основ
психолого-педагогических знаний по вопросам:
Мотивационная компетенция:
- содействовать
становлению устойчивого интереса родителей к воспитательным возможностям
русской народной культуры, семейных традиций.
Коммуникативная компетенция:
Рефлексивная компетенция:
Семейный клуб - это перспективная форма работы с родителями,
учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной
жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче
опыта в воспитании детей.
Эффективной формой взаимодействия с родителями в
приобщении детей и взрослых к истокам народной культуры, семейным традициям
выступает семейный клуб «На все руки мастера».
Выбор тематики и планирование работы клуба
согласовывается с результатами опроса родителей (анкетирование) и годовыми
задачами ДОУ.
Этапы работы:
Первый этап: организационный
Цель: подготовка к работе по данному
направлению
Задачи:
Познакомиться с литературой по данной теме.
Подобрать практический материал.
Результат:
разработка тематического плана семейного клуба
«На все руки мастера».
Второй этап: внедренческий
Цель: Повышение социокультурной компетентности родителей по
вопросам патриотического и нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Основным содержанием работы на данном этапе
является реализация тематического плана семейного клуба «На все руки мастера».
Формы работы клуба могут быть разными в
зависимости от темы, состава участников и задач:
круглый стол;
тренинг;
практикум;
решение педагогических ситуаций;
обмен опытом семейного воспитания;
видеопросмотры по организации жизни детей в
учреждении;
организация совместной деятельности детей и
родителей.
Направления деятельности:
1. Просветительское (представление информации для повышения социокультурной компетентности родителей);
2. практически-действенное (повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении).
Занятия семейного клуба проводятся в помещении
детского сада 1 раз в месяц. Участвовать в работе клуба приглашаются все
желающие родители или члены семьи, а также гости, т.е. привлеченные специалисты
(педагоги дополнительного образования детского дома творчества, работники
районной библиотеки и другие) в соответствии с выявленными предварительно
запросами.
Цель третьего этапа работы: Определение эффективности проделанной работы, сопоставление
начального и конечного уровней психолого-педагогической и социокультурной
компетентности родителей.
Результаты:
Работа семейного клуба в детском саду
способствовала:
Созданию положительной эмоциональной среды
общения между детьми, родителями и педагогами
Активизации и обогащению педагогических знаний и
умений родителей
Повышению психолого-педагогической и правовой
культуры родителей
Развитию креативных способностей детей и
родителей в совместной деятельности
Обобщению опыта семейного воспитания
Выводы:
Организация взаимодействия ДОУ и семьи в форме
семейного клуба представляет собой интересную современную модель работы по
привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе
и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями
воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создана не
только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужило
раскрытию творческих способностей детей и взрослых.
Вся деятельность клуба осуществляется в тесном
контакте педагогов, родителей и детей. Широко используется система домашних
заданий для родителей и их силами организуются тематические фотовыставки,
выставки рисунков и плакатов.
Таким образом, детский сад выступает
социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей
целостной картины мира, воспитания патриотизма, основ гражданственности, а так
же интереса и любви к своей малой Родине.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.