Семейный клуб в ДОУ как форма взаимодействия с родителями в процессе социального развития дошкольников
Оценка 4.9

Семейный клуб в ДОУ как форма взаимодействия с родителями в процессе социального развития дошкольников

Оценка 4.9
docx
08.02.2023
Семейный клуб в ДОУ как форма взаимодействия с родителями  в процессе социального развития дошкольников
Семейный клуб в ДОУ.docx

 

Семейный клуб в ДОУ

как форма взаимодействия с родителями 
в процессе социального развития дошкольников


Человек не может жить один. Высшее счастье и радость человеческая – общение с другими людьми. Каждый твой шаг, каждое слово, даже взгляд, даже то, как ты открыл глаза или поднял руку, – всё это отзывается в сердце другого человека.
                                                                                                 В.А.Сухомлинский

Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников является одним из важнейших условий развития личности ребенка и его социализации в условиях общественного и семейного воспитания.

Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. Впервые в
 вышедшем недавно приказе Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования" официально утверждено положение о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ существует в помощь семье. Сменились акценты, главной стала семья, хотя вопросы педагогического просвещения по-прежнему актуальны. Но это должно быть не одностороннее воздействие на родителей, а взаимодействие ДОУ и семьи, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, идеями, переживаниями.

Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно, сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

Что значит взаимодействие педагогов с родителями?
 Для того, чтобы точно ответить на этот вопрос давайте обратимся к словарям русского языка.

В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова сказано так:
«Взаимодействие:
1.Взаимная связь двух явлений
2. Взаимная поддержка
Но вместе с тем актуальность проблемы обусловлена
 рядом противоречий:

  • между необходимостью совершенствования системы взаимосвязи ДОУ и семьи и поиском новых форм взаимодействия;
  • между необходимостью формирования педагогической компетентности у родителей и недостаточным количеством технологических решений по реализации данной проблемы.

Попытка частично разрешить обозначенные противоречия представлена в моем опыте работы, целью которого является содействие становлению родительской компетентности в вопросах приобщения детей к национальной культуре, к семейным традициям в условиях клубной работы.
Достижение обозначенной цели возможно путем решения
 задач по становлению ключевых компетенций.
Информационная компетенция:
способствовать формированию основ психолого-педагогических знаний по вопросам:

  • о роли национальной культуры в личностном развитии ребенка;
  • о значении семейных традиций в воспитании детей;
  • о создании условий, способствующих своевременному и качественному социальному развитию

Мотивационная компетенция:

- содействовать становлению устойчивого интереса родителей к воспитательным возможностям русской народной культуры, семейных традиций.
Коммуникативная компетенция:

  • способствовать становлению основ социальной ориентации в общении со своим ребенком, предопределяющим его восприятие как равноправного партнера в межличностном диалоге;
  • формировать способы бесконфликтного взаимодействия;
  • обогащать сферы межличностных отношений.

Рефлексивная компетенция:

  • содействовать проявлению устойчивого интереса к оценке собственных воспитательных достижений;
  • обогащать опыт рефлексии своих влияний на личностное развитие детей дошкольного возраста.

Семейный клуб - это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.
Эффективной формой взаимодействия с родителями в приобщении детей и взрослых к истокам народной культуры, семейным традициям выступает
 семейный клуб «На все руки мастера». 
Выбор тематики и планирование работы клуба согласовывается с результатами опроса родителей (анкетирование) и годовыми задачами ДОУ.

Этапы работы:
Первый этап: организационный
Цель: подготовка к работе по данному направлению
Задачи:

  • Определить начальный уровень психолого-педагогической и социокультурной компетентности родителей.

Познакомиться с литературой по данной теме.


Подобрать практический материал.

Результат: 
разработка тематического плана семейного клуба «На все руки мастера».

Второй этап: внедренческий
Цель:
 Повышение социокультурной компетентности родителей по вопросам патриотического и нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Основным содержанием работы на данном этапе является реализация тематического плана семейного клуба «На все руки мастера».

Формы работы клуба могут быть разными в зависимости от темы, состава участников и задач: 
круглый стол;
тренинг;
практикум;
решение педагогических ситуаций;
обмен опытом семейного воспитания;
видеопросмотры по организации жизни детей в учреждении;
организация совместной деятельности детей и родителей.

Направления деятельности:
 

1.     Просветительское (представление информации для повышения социокультурной компетентности родителей);

2.     практически-действенное (повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении).


Занятия семейного клуба проводятся в помещении детского сада 1 раз в месяц. Участвовать в работе клуба приглашаются все желающие родители или члены семьи, а также гости, т.е. привлеченные специалисты (педагоги дополнительного образования детского дома творчества, работники районной библиотеки и другие) в соответствии с выявленными предварительно запросами.

Цель третьего этапа работы:
 Определение эффективности проделанной работы, сопоставление начального и конечного уровней психолого-педагогической и социокультурной компетентности родителей.

Результаты:
Работа семейного клуба в детском саду способствовала:
Созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами
Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей
Повышению психолого-педагогической и правовой культуры родителей
Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности
Обобщению опыта семейного воспитания

Выводы:
Организация взаимодействия ДОУ и семьи в форме семейного клуба представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых.

Вся деятельность клуба осуществляется в тесном контакте педагогов, родителей и детей. Широко используется система домашних заданий для родителей и их силами организуются тематические фотовыставки, выставки рисунков и плакатов.
Таким образом, детский сад выступает социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной картины мира, воспитания патриотизма, основ гражданственности, а так же интереса и любви к своей малой Родине.


 

Семейный клуб в ДОУ как форма взаимодействия с родителями в процессе социального развития дошкольников

Семейный клуб в ДОУ как форма взаимодействия с родителями в процессе социального развития дошкольников

Достижение обозначенной цели возможно путем решения задач по становлению ключевых компетенций

Достижение обозначенной цели возможно путем решения задач по становлению ключевых компетенций

Подобрать практический материал

Подобрать практический материал

Обобщению опыта семейного воспитания

Обобщению опыта семейного воспитания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2023