Муниципальное общеобразовательное учреждение Джанкойского района
«Столбовская школа»
Разработка урока
по изобразительному искусству
на тему: «Пейзаж – большой мир»
для 6 класса
учителя изобразительного искусства
Иваниченко Оксаны Викторовны
2020 г.
Иваниченко О.В.
Предмет изобразительное искусство
Класс 6
Урок № 29
Дата 09.04.2020
Тип урока: урок открытия новых знаний
Общая тема: Человек и пространство. Пейзаж.
Тема урока: Пейзаж – большой мир
Планируемые результаты:
Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала, познавательную активность, вырабатывают свои мировоззренческие осознают свои эмоции, адекватно выражают и контролируют их, осознают свои интересы и цели.
Метапредметные: научаться соблюдать нормы коллективного общения, планировать деятельность в учебной ситуации, определять проблему возможностей освещения в портрете, способы достижения практической цели, корректировать свое мнение.
Предметные: учить изображать пейзаж по законам перспективы с передачей глубины пространства; расширить знания учащихся о пейзаже как самостоятельном жанре в искусстве, об отличительных особенностях разных видов пейзажа, цвете как основном средстве художественной выразительность живописи.
Оборудование: картины из картотеки с изображениями пейзажей: И.И. Шишкин, И.И. Левитан, И.К. Айвазовский, А. Саврасов., бумага, акварельные или гуашевые краски, кисти, карандаши, латекс, баночка с водой.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Объяснение нового материала
Послушайте стихотворение:
Если видишь на картине,
Нарисована река,
Живописные долины
И дремучие леса,
Белокурые березки
Или старый крепкий дуб,
Или вьюга, или ливень,
Или солнечный денек.
Нарисованный быть может
Или север, или юг.
И любое время года
Мы в картине разглядим.
Не задумываясь, скажем:
Называется пейзажем!
Итак, о чем же мы с вами сегодня поговорим? (учащиеся определяют тему урока)
Верно. Тема нашего урока «Пейзаж – большой мир». Давайте подробнее поговорим о видах пейзажа.
- Городской пейзаж – это здания, улицы, деревья, проспекты, площади, сделанные руками человека.
- Морской пейзаж (марина) – это пейзаж, изображающий морской вид.
- Лирический пейзаж (пейзаж настроения) – картина, в которой чувства, душевные переживания (тоски, грусти, радости).
- Исторический пейзаж – это изображение исторических событий, что ушло в прошлое.
- Индустриальный (промышленный) пейзаж – стремление художника показать роль и значение человека – созидателя, строителя заводов, фабрик, ажурных конструкций.
- Космический пейзаж – изображение наземных пространств и природы в других условиях.
- Сельский пейзаж (деревенский быт).
- Парковый пейзаж (уголки для отдыха).
- Архитектурный пейзаж (памятники).
- Декоративный пейзаж – картина для украшения.
Учитель: Сейчас вы прослушали определение разных видов пейзажа. Предлагаю вам определить, к какому виду пейзажа относится та или иная картина, и назвать отличительные особенности их, и какие картины не подходят к нашей теме и почему?
Работа по группам. Три человека показывают картины, каждый своему ряду. Ученики должны определить и найти лишнее. (картины из картотеки)
3. Практическая часть
Сегодня вам предлагается выполнить рисунок пейзажа, пейзажа настроения, в котором вы сможете выразить свое настроение, как грустная и радостная.
При создании пейзажа особенно важна работа над его композицией. На одних композициях дерево выступает в качестве единственного героя и располагается в центре композиции. В этом случае выразительность пейзажа зависит от характера образа этого дерева.
М.Ю. Лермонтов посмотрел на картину И.И. Шишкина написал стихотворение:
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
1. Прежде всего определим композицию листа (вертикально или горизонтально)
2. Определить линию горизонта
- Где будет линия горизонта?
- Что такое линия горизонта?
Если больше хотим показать землю, линию горизонта располагаем выше, а можем изображать без линии горизонта.
3. Размещаем предметы, соблюдая пространственные отношения, первый план рисуем всегда больше, средний меньше, задний план еще меньше.
4. Детально прорисовывать рисунок.
В процессе работы учитель делает целевые обходы, проверяя организацию рабочего места, правильность выполнения приемов работы, оказывая помощь учащимся, испытывающим затруднения, контролируя объем и качество выполненной работы.
4. Закрепление пройденного материала
Пейзаж многолик в живописи. В этом жанре создано множество бессмертных шедевров. Пейзажисты переносят на холсты леса и моря, грозы и радугу, архитектуру и даже просторы космоса. Иногда они заглядывают в прошлое, а иногда в будущее. Часто отражают реальность, нередко дают волю фантазии, а порой переливают в краски своё настроение.
5. Итог. Рефлексия
Выставка работ учащихся.
Что нового вы узнали?
Что больше всего понравилось?
Продолжите фразу:
Я смог….
Было трудным…
Мне бы хотелось…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.