ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА В СФЕРЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ
THE PENITENTIARY SYSTEM IN THE SPHERE OF NATIONAL SECURITY OF THE COUNTRY
К.М. Бухазма
Научный руководитель: А.М. Архипов, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой правового обеспечения национальной безопасности
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с понятием пенитенциарной системы, ее общей характеристикой, функциями, а также её значением в сфере национальной безопасности страны, что является одним из условий совершенствования и развития самой системы, без которой невозможен контроль за осуществлением исправительных процессов, за обеспечением безопасности и режима.
Annotation. The article deals with the issues related to the concept of the penitentiary system, its General characteristics, functions, as well as its significance in the sphere of national security of the country, which is one of the conditions for improving and developing the system itself, without which it is impossible to monitor the implementation of correctional processes, security and regime.Ключевые слова: пенитенциарный, система, безопасность, законность, наказание.
Keywords: penitentiary, system, security, legality, punishment.
Важное место в сфере обеспечения национальной безопасности принадлежит пенитенциарной системе. Государство через пенитенциарную систему определяет цели, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы борьбы с преступностью. Приступая к рассмотрению вопроса, связанного с пенитенциарной системой России, прежде всего необходимо дать ее понятие и общую характеристику. В настоящее время в публикациях, в выступлениях, в исследованиях, посвященных деятельности органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, стало часто применяться понятие «пенитенциарная система», «пенитенциарные органы и учреждения», «пенитенциарная политика» и другие словосочетания с прилагательным «пенитенциарный». Преимущественно вышеуказанные словосочетания применяются в юридической литературе и исследованиях теоретико-правового и историко-правового характера, а также в случаях, когда исследования касаются деятельности пенитенциарных учреждений в ближнем и дальнем зарубежье. Употребление понятия «пенитенциарная система» в современных условиях обусловлено в основном следующими причинами: прежде всего необходимостью использования обобщающего термина для обозначения деятельности органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания на различных этапах в истории государства и права России, в зарубежных странах (в работах историко-правового и теоретико-правового характера) и использованием словосочетаний с прилагательным «пенитенциарный» в международных договорах и соглашениях Российской Федерации, международно-правовых актах, которые в нашей стране ратифицированы и используются в повседневной деятельности органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания [4].
Существовавшие и существующие подходы к понятию «пенитенциарная система», сводящие наказание исключительно к отбыванию такого вида наказания, как лишение свободы в тюрьмах и исправительных учреждениях, не в полной мере раскрывают природу пенитенциарной системы. Нужно отметить, что в настоящее время наряду с наказанием, связанным с изоляцией от общества в виде лишения свободы, часто применяются и наказания, не связанные с изоляцией от общества (штраф, принудительные и исправительные работы, обязательные работы, ограничение свободы и т. п.). Исходя из изложенного можно сказать, что в пенитенциарную систему вместе с государственными органами исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы входят и другие учреждения и органы государства, исполняющие все виды наказаний, предусмотренных уголовным законодательством и обеспечивающих решение задачи исправления осужденных (следственные изоляторы, уголовно-исполнительные инспекции, исправительные колонии, система судебных приставов, дисциплинарные воинские части и т. д.).
Основываясь на вышеизложенном, представляется возможным понимание пенитенциарной системы в качестве совокупности органов и учреждений государства, осуществляющих и обеспечивающих деятельность по исполнению уголовных наказаний и мер процессуального пресечения в отношении признанных виновными либо обвиняемыми в совершении преступлений лиц, то есть определенную систему субъектов исполнения наказаний, предусмотренных Уголовным кодексом РФ, а также организационно-правовых, социальных и общественных институтов, участвующих в исправлении осужденных.
В настоящее время пенитенциарную систему России можно представить в виде централизованной структурной и функциональной системы, формирование, развитие и деятельность которой осуществляется от имени государства и связанной с обеспечением законности, общественной безопасности и общественного порядка в обществе, исполнением уголовных наказаний, исправлением осужденных и проведением работы по предупреждению совершения новых преступлений [4].
Место любого органа, системы, в том числе пенитенциарной, в государственном механизме определяется исходя из осуществляемых ими функций. Вместе с тем одной из многих функций, которые осуществляет государство, является функция обеспечения законности и правопорядка в обществе, борьба с преступностью, предупреждение преступлений. В связи с этим пенитенциарная система выделяется в особый специфический вид государственных органов, деятельность которых направлена на реализацию вышеуказанной функции, и представляет собой совокупность государственных органов и учреждений, наделенных полномочиями по реализации данного вида деятельности.
Ряд исследователей одной из составляющих государственной политики противодействия преступности (с нашей точки зрения, вполне правомерно) считает пенитенциарную систему. Такая постановка вопроса неизбежно приводит к мысли о возможности осмысления проблем национальной безопасности через концепцию пенитенциарной системы [3].
Развитие пенитенциарной системы в последние десятилетия не позволяют говорить о положительных тенденциях в ее развитии, оптимистическом прогнозе соответствия ее требованиям, предъявляемым современным российским обществом. Все это требует принятия соответствующих мер со стороны государства, направленных на преодоление негативных тенденций в развитии пенитенциарной системы с целью выведения ее на качественно новый уровень. Хотя нужно отметить, что со стороны государства неоднократно предпринимались попытки предать определенный положительный импульс в развитии системы (перевод системы из Министерства внутренних дел в Министерство юстиции, создание самостоятельной Федеральной службы исполнения наказаний, принятие Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2020 г.).
В современных условиях деятельность пенитенциарной системы непосредственно связана с реализацией таких задач, сформулированных в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, как: повышение эффективности функционирования правоохранительных органов и спецслужб; создание единой государственной системы профилактики преступности и иных правонарушений, включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики; разработка и использование специальных мер, направленных на снижение уровня криминализации общественных отношений. Решение данных задач должно способствовать обеспечению государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу [2].
Сегодня очевидно, что успешное преодоление проблем обеспечения национальной безопасности в значительной степени зависит и от созданий условий для безопасного развития пенитенциарной системы.
Обусловлено это, прежде всего, тем обстоятельством, что учреждения и органы пенитенциарной системы, обеспечивают государственную безопасность путем изоляции от общества наиболее опасных преступников, лишая их возможности вновь совершать преступления против социума.
В связи с этим выявление стратегических рисков развития пенитенциарной системы на современном этапе и определение возможных путей их ограничения представляются крайне актуальными и жизненно важными для дальнейшего развития пенитенциарной системы и обеспечения национальной безопасности страны в целом.
Литература
1. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 06.02.2020) «О безопасности» // СПС Консультант Плюс, 2020.
2. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 // СПС Консультант Плюс, 2020.
3. Некишев В.Л. Концепция национальной безопасности: уголовно-исполнительный аспект / В.Л. Некишев, В.М. Морозов // Вестн. Владим. юрид. ин-та. – 2017. – № 1(42).
4. Пенитенциарная безопасность: национальные традиции и зарубежный опыт: материалы Всероссийской научно-практической конференции: в 2 ч. – Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2019. – Ч. 1. – 250 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.