ШРР «Надежда»
Конспект занятия по развитию речи
2 год обучения (возраст детей 6-7 лет)
Педагог: Кадонцева О. А.
Тема: Пересказ сказки Л. Н. Толстого «Волк и белка».
Цель: Формирование навыка связного последовательного пересказа текста. Задачи:
1. Формировать умения понимать и пересказывать текст.
2. Развивать речь: учить детей высказываться полными предложениями, последовательно излагать мысли.
3. Воспитывать доброжелательные отношения к окружающим людям.
Тип занятия:
Изучение нового материала.
Форма организации занятия:
Занятие.
Методы:
- словесные (учебный диалог, чтение литературного произведения, анализ текста)
- наглядные (иллюстрационный)
- практические (драматизация, игровой)
Оборудование:
1. текст рассказа "Белка и волк" Л.Н.Толстого;
2. портрет Л. Н. Толстого;
3. картинки с изображением волка и белки;
4. маски волка и белки;
5. мяч.
Ход занятия
1. Организационный этап – 2 мин
· Приветствие детей.
· Настрой на работу
2. Подготовительный этап – 3 мин
· Вводное слово педагога.
· Загадывание загадок.
· Привлечение детей к формулированию темы занятия.
Педагог: Ребята, подумайте, о каком животном я говорю?
Все
зубами щелк да щелк,
Бегает по лесу,
Не умеет он дружить,
Оттого так скучно жить.
Дети:- Волк.
Педагог: Молодцы, а какие слова помогли вам догадаться, что это волк?
(Ответы детей)
На доску вывешивается картинка с изображением волка. (Приложение 1)
Педагог: А сейчас о каком животном я говорю?
По
веткам скачет и играет,
Никого не обижает.
Известна добротой своей,
Шубка рыжая на ней.
Дети: белка.
Педагог: Какие слова помогли вам догадаться. Что это белка?
(Ответы детей)
На доску вывешивается картинка с изображением белки. (Приложение 2)
Педагог: Как вы думаете, почему я загадала загадки про белку и про волка?
(Ответы детей)
Педагог: Молодцы! Мы
сегодня прочитаем сказку, которая так и называется "Волк и белка".
3. Основной этап – 21 мин
· Демонстрация портрета писателя.
· Чтение сказки.
· Анализ произведения.
· Игра «Скажи наоборот».
· Драматизация сказки.
Педагог демонстрирует портрет писателя. (Приложение 3)
Педагог: Написал сказку великий русский писатель Л.Н.Толстой.
Педагог
читает сказку:
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на спящего волка. Волк вскочил и
хотел её съесть.
Белка стала просить: "Пусти меня". Волк сказал: "Хорошо, я пущу
тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а
на вас посмотришь, вы там все вверху играете и прыгаете". Белка сказала:
"Пусти меня сначала на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь
тебя". Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: "Тебе
оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы
добры и никому зла не делаем".
Физминутка-игра «Скажи наоборот»
Педагог: Устали? Я предлагаю вам поиграть. Эта игра называется "Скажи наоборот". Давайте встанем в круг. Я буду бросать вам мяч и начинать предложение, а вы, поймав мяч, продолжите его.
Дети выполняют задание.
- Волк
злой, а белка ...
Ответы детей: добрая...
- Ему всегда грустно, а ей...
Ответы детей: весело...
- Волк белку схватил, а потом...
Ответы детей: отпустил...
- Волк сидит внизу, а белка...
Ответы детей: наверху...
- Волк сидит под деревом, а белка...
Ответы детей: на дереве...
- Волк спрашивает, а белка...
Ответы детей: отвечает...
- Белка говорит, а волк ее...
Ответы детей: слушает...
Беседа по содержанию сказки:
Педагог: Молодцы, присаживайтесь на места. Понравилась вам сказка?
Дети: Да.
Педагог:
Расскажите,
ребята, как волк поймал белку?
Дети: Белка прыгала по веткам и сама упала на волка.
Педагог: Что волк хотел сделать с белкой?
Дети: Волк хотел ее съесть.
Педагог: О чем белка попросила волка?
Дети: Она попросила отпустить ее.
Педагог: Что ей ответил волк?
Дети: Сказал, что отпустит, если она ответит на его вопросы.
Педагог: Что спросил волк у белки?
Дети: Почему белки всегда веселые? Почему волку всегда скучно?
Педагог: Что ответила
волку белка: почему волку всегда скучно?
Дети: Потому что он злой, злость ему сердце жжет.
Педагог: Белка сказала: «Злость тебе сердце жжет». Как вы понимаете это выражение?
(Ответы детей)
Педагог: А чем можно обжечься?
Дети: Огнем, кипятком, паром, горячим чаем.
Педагог: Кто из вас обжигался, поднимите руку?
Педагог: Это больно?
Дети: Да.
Педагог: А когда больно, хочется веселиться или плакать? (Плакать).
Педагог: Вот и волку всегда скучно и грустно, потому что он злой. Злость его сердце жжет, ему больно и веселиться не хочется.
Педагог: Почему белки такие веселые?
Дети: Потому что они добрые и никому зла не делают.
Педагог: Устали? Предлагаю
отдохнуть и немного размяться.
Проводится физминутка "В лесу":
Однажды дети в лес пошли, (маршируют на месте)
Всю поляну обошли, (маршируют друг за другом)
К старой ели подошли, (присели)
Там огромный гриб нашли, (встали, руки развели в стороны)
Гриб сорвали, положили, (имитация срывания гриба)
И домой все поспешили. (Бег на месте)
Педагог: Ребята, наши гости хотят, чтобы вы рассказали эту сказку. Но не просто рассказали, а показали её. Послушайте сказку еще раз, постарайтесь все запомнить. Потом мы будем показывать сказку нашим гостям.
Повторное чтение сказки.
Педагог выбирает автора, белку и волка. На головы героев надеваются соответствующие маски. Ребята инсценируют сказку. Остальные дети помогают действующим лицам в случае затруднения.
4. Итоговый этап – 2 мин
Педагог: Ребята, как вы думаете, зачем Л. Н. Толстой рассказал нам эту сказку? Чему она учит?
(Ответы детей)
Педагог: На кого бы вы хотели быть похожими? Почему?
(Ответы детей)
5. Рефлексивный этап – 2 мин
- Чему вы сегодня на занятии научились?
- Что больше всего запомнилось?
- Понравилось ли вам занятие?
- Мне очень понравилось, как вы работали. Молодцы! Я надеюсь, вы никогда не будете такими злыми как волк, вам никогда не будет скучно и грустно.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.