ПЕРЕСТРОЙКА И ЕЁ ИТОГИ
Гласность и эволюция государственного строя
Цели:
Сформировать представление о причинах,
сути и последствиях перестройки в СССР.
Выделить причинноследственные связи
событий;
Формировать навыки анализа исторических
документов;
Развивать умения использовать ИКТ на
уроках;
Воспитывать чувство сопричастности к
истории страны
Задачи урока
Обучающая: 1)обобщить и конкретизировать полученные
учащимися знания о развитии страны в «застойный» период 2)
обозначить причины перестройки; 3) уяснить такие понятия
как «перестройка», «ускорение», термины: «хозрасчёт»,
«гласность»; 4) понять суть экономических реформ.
Развивающая: 1) Умение работать с текстом учебника,
раздаточным материалом (с документами, таблицами), с
терминологией, понятиями.
2) умение сравнивать, сопоставлять, что сохранялось от
периода застоя, и что стало в период реформирования,
различные точки зрения и отношение к перестройке.
Воспитательная: постепенно приучать учащихся к
трудолюбию и уважению к друг к другу во время
самостоятельной работы, уметь выслушать точку зрения своих
товарищей, сообща работать над поставленной проблемой.
Истоки и причины перестройки
.
Выбор стратегии реформ.
Задание учащимся
В обыденном сознании наших людей
существует три точки зрения на предпосылки
и начало перестройки.
Одна: не нужно было ничего не менять, жили
тихо, небогато, но зато стабильно, не думая о
завтрашнем дне.
Вторая: кризис назрел, страна катилась в
пропасть, реформы необходимы.
Третья: перестройка – это цепь заговоров
мирового империализма с целью ослабления
и развала «великой державы».
Вопросы
Что вы думаете по этому поводу?
К какой точке зрения вы
склоняетесь?
Аргументируйте свой ответ.
Основное содержание перестройки:
в экономической сфере:
Перевод государственных предприятий на хозрасчет и
самоокупаемость. Поскольку оборонные предприятия были не
способны действовать в новых условиях, проводится конверсия
– перевод производства на мирные рельсы (демилитаризация
экономики).
На селе было признано равенство пяти форм хозяйствования:
совхозов, колхозов, агрокомбинатов, арендных коллективов и
фермерских хозяйств.
Для контроля за качеством продукции была введена
госприемка. Директивный государственный план сменился
госзаказом.
Реформа политической
системы.
Испытывая нарастающие трудности в экономике,
руководство страны во главе с М. С. Горбачевым с
лета 1988 года решилось на реформирование
политической системы СССР.
На первом этапе целью политической реформы
было укрепление руководящей роли КПСС в
обществе через оживление Советов. В соответствии
с решениями XIX Всесоюзной конференции КПСС
(июнь 1988 г.) учреждается новый высший орган
законодательной власти Съезд народных депутатов
СССР и соответствующие республиканские съезды.
Выборы депутатов проводились в 1989 1990 гг. на
альтернативной основе
Из числа народных депутатов были сформированы
постоянно действующие Верховные Советы СССР и
республик. Вводился новый пост – председателя
Совета (от Верховного до районного). Председателем
Верховного Совета СССР стал Генеральный
секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев (март 1989 г.),
председателем Верховного Совета РСФСР – Б. Н.
Ельцин (май 1990 г.).
С середины 1987 года был провозглашен курс на
«гласность», то есть на контролируемое сверху
смягчение цензуры над средствами массовой
информации. Однако вскоре выяснилось, партаппарат
не способен удержать поток свободы слова.
Основные этапы
перестройки в СССР
1) С 1985 г. до начала 1987 г. Он характеризуется, с одной стороны, попытками
решить проблемы административным путем запретов, контроля,
перетряхивания аппарата. С другой – началом либерализации внутренней
жизни и гласностью.
2) С января 1987 г. (январский Пленум ЦК) и до выборов на съезд
народных депутатов весной 1989 г. Здесь начинается политика гласности,
начало демократизации партии, внедрение первых элементов
самостоятельности в экономику, начало разоружения и конверсии. В этот же
период развитие экономики достигает пика объемов и начинает снижаться. А
национальные движения активизируются.
3) С весны 1989 г. по лето 1990 г. С одной стороны, демократизация
расширяется, происходят выборы в союзных автономных республиках. С другой
– начинается распад Союза, которому предшествовал распад социалистической
системы. Обостряются отношения между союзным и новым российским
руководством. А дефицит принимает прямотаки чудовищные формы.
4) С лета 1990 г. по осень 1991 г. – конец перестройки: глубокий
национальный кризис, полный раскол между союзным и российским
правительствами, наступление противников дальнейших реформ, попытка
государственного переворота. Наконец, роспуск КПСС.
Распад СССР
Распад СССР — процессы системной
дезинтеграции, происходившие в
экономике (народном хозяйстве),
социальной структуре, общественной и
политической сфере Советского Союза,
приведшие к прекращению
существования СССР в декабре 1991
года.
В декабре 1991 г. Президент Горбачев ушел в
отставку. СССР прекратил свое существование.
Причины распада
СССР.
Исторически СССР повторил судьбу
многонациональных империй, которые
закономерным образом приходили к своему
краху. Распад СССР явился также
результатом воздействия объективных и
субъективных причин. Среди первой группы
предпосылок неудачи экономических
реформ, осуществлявшихся в горбачевский
период; ослабление КПСС и последующая
ликвидация партийнополитической
монополии, составлявшей основу СССР;
движение за национальное
самоопределение республик, начавшееся в
ходе перестройки.
Основные причины распада были как
внутренними (многолетний
экономический спад, непреодолимые
межнациональные проблемы,
особенно в балтийских республиках,
репрессивный характер советского
государства), так и внешними
холодная война.
Закрепление – тест презентация
по теме «Перестройка и её итоги»
1. Выберите основную причину перехода СССР к перестройке:
а) резкое обострение международной обстановки
б) затяжной экономический и политический кризис в стране
в) массовые демонстрации населения.
2. Назовите главное направление первоначального варианта
экономических реформ, предложенного М.С. Горбачёвым:
а) ускорение социальноэкономического развития;
б) переход к регулируемому рынку;
в) переход к свободной рыночной экономике;
Тестовая работа
3. К чему привела экономическая реформа в 1990 году:
а) увеличению золотого запаса страны;
б) увеличению производства в сельском хозяйстве;
в) к нормированному распределению продуктов;
г) увеличению валового национального продукта.
4. Основные причины обострения межнациональных отношений в
СССР:
а) недостаток внимания центральной власти к национальным
проблемам;
б) амбиции местных национальных лидеров;
в) неудача экономических реформ;
г) влияние войны в Чечне;
д) ослабление центральной власти.
Тестовая работа
5. Что произошло в ночь с 18 на 19 августа 1991 г.?
а) Чернобыльская катастрофа;
б) попытка государственного переворота («путч»);
в) всероссийская забастовка
6. Какие республики СССР приняли участие в подписании
«Беловежского соглашения» 8 декабря 1991 г.?
а) Россия, Казахстан, Белоруссия;
б) Украина, Россия, Армения;
в) Россия, Украина, Белоруссия.