ПЕРЕСТРОЙКА И ЕЁ ИТОГИ
Гласность и эволюция государственного строя
Перестройка и ее итоги
Цели:
Сформировать представление о причинах,
сути и последствиях перестройки в СССР.
Выделить причинноследственные связи
событий;
Формировать навыки анализа исторических
документов;
Развивать умения использовать ИКТ на
уроках;
Воспитывать чувство сопричастности к
истории страны
Перестройка и ее итоги
Задачи урока
Обучающая: 1)обобщить и конкретизировать полученные
учащимися знания о развитии страны в «застойный» период 2)
обозначить причины перестройки; 3) уяснить такие понятия
как «перестройка», «ускорение», термины: «хозрасчёт»,
«гласность»; 4) понять суть экономических реформ.
Развивающая: 1) Умение работать с текстом учебника,
раздаточным материалом (с документами, таблицами), с
терминологией, понятиями.
2) умение сравнивать, сопоставлять, что сохранялось от
периода застоя, и что стало в период реформирования,
различные точки зрения и отношение к перестройке.
Воспитательная: постепенно приучать учащихся к
трудолюбию и уважению к друг к другу во время
самостоятельной работы, уметь выслушать точку зрения своих
товарищей, сообща работать над поставленной проблемой.
Перестройка и ее итоги
Истоки и причины перестройки
Перестройка и ее итоги
.
Выбор стратегии реформ.
Перестройка и ее итоги
Задание учащимся
В обыденном сознании наших людей
существует три точки зрения на предпосылки
и начало перестройки.
Одна: не нужно было ничего не менять, жили
тихо, небогато, но зато стабильно, не думая о
завтрашнем дне.
Вторая: кризис назрел, страна катилась в
пропасть, реформы необходимы.
Третья: перестройка – это цепь заговоров
мирового империализма с целью ослабления
и развала «великой державы».
Перестройка и ее итоги
Вопросы
Что вы думаете по этому поводу?
К какой точке зрения вы
склоняетесь?
Аргументируйте свой ответ.
Перестройка и ее итоги
Основное содержание перестройки:
в экономической сфере:
Перевод государственных предприятий на хозрасчет и
самоокупаемость. Поскольку оборонные предприятия были не
способны действовать в новых условиях, проводится конверсия
– перевод производства на мирные рельсы (демилитаризация
экономики).
На селе было признано равенство пяти форм хозяйствования:
совхозов, колхозов, агрокомбинатов, арендных коллективов и
фермерских хозяйств.
Для контроля за качеством продукции была введена
госприемка. Директивный государственный план сменился
госзаказом.
Перестройка и ее итоги
Реформа политической
системы.
Испытывая нарастающие трудности в экономике,
руководство страны во главе с М. С. Горбачевым с
лета 1988 года решилось на реформирование
политической системы СССР.
На первом этапе целью политической реформы
было укрепление руководящей роли КПСС в
обществе через оживление Советов. В соответствии
с решениями XIX Всесоюзной конференции КПСС
(июнь 1988 г.) учреждается новый высший орган
законодательной власти Съезд народных депутатов
СССР и соответствующие республиканские съезды.
Выборы депутатов проводились в 1989 1990 гг. на
альтернативной основе
Перестройка и ее итоги
Из числа народных депутатов были сформированы
постоянно действующие Верховные Советы СССР и
республик. Вводился новый пост – председателя
Совета (от Верховного до районного). Председателем
Верховного Совета СССР стал Генеральный
секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев (март 1989 г.),
председателем Верховного Совета РСФСР – Б. Н.
Ельцин (май 1990 г.).
С середины 1987 года был провозглашен курс на
«гласность», то есть на контролируемое сверху
смягчение цензуры над средствами массовой
информации. Однако вскоре выяснилось, партаппарат
не способен удержать поток свободы слова.
Перестройка и ее итоги
Основные этапы
перестройки в СССР
1) С 1985 г. до начала 1987 г. Он характеризуется, с одной стороны, попытками
решить проблемы административным путем запретов, контроля,
перетряхивания аппарата. С другой – началом либерализации внутренней
жизни и гласностью.
2) С января 1987 г. (январский Пленум ЦК) и до выборов на съезд
народных депутатов весной 1989 г. Здесь начинается политика гласности,
начало демократизации партии, внедрение первых элементов
самостоятельности в экономику, начало разоружения и конверсии. В этот же
период развитие экономики достигает пика объемов и начинает снижаться. А
национальные движения активизируются.
3) С весны 1989 г. по лето 1990 г. С одной стороны, демократизация
расширяется, происходят выборы в союзных автономных республиках. С другой
– начинается распад Союза, которому предшествовал распад социалистической
системы. Обостряются отношения между союзным и новым российским
руководством. А дефицит принимает прямотаки чудовищные формы.
4) С лета 1990 г. по осень 1991 г. – конец перестройки: глубокий
национальный кризис, полный раскол между союзным и российским
правительствами, наступление противников дальнейших реформ, попытка
государственного переворота. Наконец, роспуск КПСС.
Перестройка и ее итоги
Распад СССР
Распад СССР — процессы системной
дезинтеграции, происходившие в
экономике (народном хозяйстве),
социальной структуре, общественной и
политической сфере Советского Союза,
приведшие к прекращению
существования СССР в декабре 1991
года.
Перестройка и ее итоги
В декабре 1991 г. Президент Горбачев ушел в
отставку. СССР прекратил свое существование.
Перестройка и ее итоги
Причины распада
СССР.
Исторически СССР повторил судьбу
многонациональных империй, которые
закономерным образом приходили к своему
краху. Распад СССР явился также
результатом воздействия объективных и
субъективных причин. Среди первой группы
предпосылок неудачи экономических
реформ, осуществлявшихся в горбачевский
период; ослабление КПСС и последующая
ликвидация партийнополитической
монополии, составлявшей основу СССР;
движение за национальное
самоопределение республик, начавшееся в
ходе перестройки.
Перестройка и ее итоги
Основные причины распада были как
внутренними (многолетний
экономический спад, непреодолимые
межнациональные проблемы,
особенно в балтийских республиках,
репрессивный характер советского
государства), так и внешними
холодная война.
Перестройка и ее итоги
Закрепление – тест презентация
по теме «Перестройка и её итоги»
1. Выберите основную причину перехода СССР к перестройке:
а) резкое обострение международной обстановки
б) затяжной экономический и политический кризис в стране
в) массовые демонстрации населения.
2. Назовите главное направление первоначального варианта
экономических реформ, предложенного М.С. Горбачёвым:
а) ускорение социальноэкономического развития;
б) переход к регулируемому рынку;
в) переход к свободной рыночной экономике;
Перестройка и ее итоги
Тестовая работа
3. К чему привела экономическая реформа в 1990 году:
а) увеличению золотого запаса страны;
б) увеличению производства в сельском хозяйстве;
в) к нормированному распределению продуктов;
г) увеличению валового национального продукта.
4. Основные причины обострения межнациональных отношений в
СССР:
а) недостаток внимания центральной власти к национальным
проблемам;
б) амбиции местных национальных лидеров;
в) неудача экономических реформ;
г) влияние войны в Чечне;
д) ослабление центральной власти.
Перестройка и ее итоги
Тестовая работа
5. Что произошло в ночь с 18 на 19 августа 1991 г.?
а) Чернобыльская катастрофа;
б) попытка государственного переворота («путч»);
в) всероссийская забастовка
6. Какие республики СССР приняли участие в подписании
«Беловежского соглашения» 8 декабря 1991 г.?
а) Россия, Казахстан, Белоруссия;
б) Украина, Россия, Армения;
в) Россия, Украина, Белоруссия.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.