Периодизация карьерного и профессионального развития личности
Оценка 4.8

Периодизация карьерного и профессионального развития личности

Оценка 4.8
pptx
09.01.2023
Периодизация карьерного  и профессионального развития личности
Периодизация карьерного и профессионального развития личности.pptx

Периодизация карьерного и профессионального развития личности

Периодизация карьерного и профессионального развития личности

Периодизация карьерного и профессионального развития личности

Актуальность: любая периодизация предполагает деление изучаемого процесса развития на отдельные стадии, периоды, фазы, опираясь при этом на формальные и содержательные основания

Актуальность: любая периодизация предполагает деление изучаемого процесса развития на отдельные стадии, периоды, фазы, опираясь при этом на формальные и содержательные основания



Актуальность: любая периодизация предполагает деление изучаемого процесса развития на отдельные стадии, периоды, фазы, опираясь при этом на формальные и содержательные основания. специфика психологических периодизаций, разрабатываемых в психологии развития и психологии жизненного пути, заключается в том, что в качестве содержательных оснований используются психические и личностные новообразования, а в качестве формальных – хронологический (паспортный) возраст человека.
Предметом психологии профессионализации также является развитие человека, но только его особый вид – профессиональное развитие. поэтому в теории психологии профессионализации также активно разрабатываются различные виды периодизации. но основания этих периодизаций не всегда совпадают с теми, которые используются в психологии развития и психологии жизненного пути.

Цель работы: рассмотреть периодизации карьерного и профессионального развития личности, а также основания классификации

Цель работы: рассмотреть периодизации карьерного и профессионального развития личности, а также основания классификации



Цель работы: рассмотреть периодизации карьерного и профессионального развития личности, а также основания классификации
Задачи работы:
Анализ учебно – методической литературы о периодизациях карьерного и профессионального развития личности.
Рассмотреть определение периодизации, основания для выделения периодов развития и значимость периодов
Рассмотреть концепцию психологического исследования профессионализма
Систематизировать полученную в ходе анализа теории информацию
Обобщить проанализированный материал

Определение периодизации и основания для выделения периодов развития

Определение периодизации и основания для выделения периодов развития

Определение периодизации и основания для выделения периодов развития

Учитывая междисциплинарную функцию данного методического приема в энциклопедическом словаре ему дается следующее определение:
«Периодизация – деление процессов развития на основные, качественно отличающиеся друг от друга периоды в соответствии с объективными закономерностями природы и общества».
Из данного определения следует, что в основе создания любой периодизации лежит решение двух ведущих проблем: определение оснований для разбиения процесса развития на этапы и обоснование их качественной и количественной специфики.

Теоретическая и практическая значимость

Теоретическая и практическая значимость

Теоретическая и практическая значимость

Теоретическая значимость

Практическая значимость

Периодизация позволяет систематизировать и обобщить многочисленные эмпирические факты и частные закономерности. А это, в свою очередь, является концептуальной основой для того, чтобы представить исследуемый процесс в целом, как динамическую систему, что способствует более глубокому проникновению в его сущность, более точному планированию направлений дальнейшего исследования.

Адекватная концепция периодизация определяет методологические основания для разработки эффективной программы сопровождения субъекта труда на разных стадиях профессионализации и для выработки адекватных методических рекомендаций по его диагностике, оценке и оптимизации.

Специфика оснований периодизации

Специфика оснований периодизации

Специфика оснований периодизации

Для лучшего понимания необходимо уточнить психологическую специфику содержательных и формальных оснований периодизации профессионализации.
Содержательные основания периодизации профессионализации непосредственно связаны с пониманием психологической сущности профессионализации личности. В настоящее время в психологии сложились два ведущих подхода к исследованию профессионализации личности, которые опираются на разные теоретические конструкты. Базовым конструктом первого подхода является понятие "становление профессионала" (профессиональное становление), а второго - "карьера профессионала" (профессиональная карьера).

Возраст» Понятие возраста исследуется в психологии с различных сторон

Возраст» Понятие возраста исследуется в психологии с различных сторон

«Возраст»

Понятие возраста исследуется в психологии с различных сторон. Остановимся на содержании данного понятия более подробно. Возраст одна из фундаментальных и сложных категорий психологической науки. Классики отечественной психологии уделяли самое пристальное внимание анализу понятия "возраст" и его операционализации.
В отечественной психологии традиционно выделяют 4 типа возрастов человека: хронологический, биологический, социальный и психологический.

Возраст» Хронологический Биологический

Возраст» Хронологический Биологический

«Возраст»

Хронологический

Биологический

Социальный

Психологический

Хронологический (паспортный или календарный) возраст соответствует количество прожитых лет (по паспорту), начиная от рождения и до фактического момента (до настоящего времени).

Степень роста, созревания и изношенности организма; определяет состояние обмена веществ и функций организма; за основу оценки биологического возраста берутся генетические, морфологические, физиологические и нейрофизиологические изменения.

Репертуар, качественные и количественные особенности социальных ролей и функций, которые выполняет человек; уровень его социальных достижений (карьера, социальное положение, семейный статус; определяется деятельностью человека по ходу адаптации в социальной среде

Это степень развития психических способностей, их уровень определяется на основе диагностики когнитивной зрелости (уровень развития интеллекта), социальной зрелости (уровень развития социального интеллекта), эмоциональной зрелости (сформированность, произвольность эмоциональной сферы личности).

Не трудно заметить, что предложенное выделение возрастов является достаточно условным, т

Не трудно заметить, что предложенное выделение возрастов является достаточно условным, т

Не трудно заметить, что предложенное выделение возрастов является достаточно условным, т.к. Они в определённой степени пересекаются, а в ряде случаев совпадают (например, социальный возраст и социальная зрелость психологического возраста). Поэтому в психологии используют и другие классификации, которые описывают возраст с несколько иных, более системных позиций. В частности, выделяют абсолютный (объективный, реальный), условный и субъективный возраст.

Классификация Абсолютный (календарный, хронологический)

Классификация Абсолютный (календарный, хронологический)

Классификация

Абсолютный (календарный, хронологический)

Условный возраст (или возраст развития)

Субъективный возраст личности

Возраст выражается количеством временных единиц, отделяющих момент возникновения объекта от момента измерения его возраста. Это чисто количественное, абстрактное понятие, обозначающее длительность существования объекта, его локализацию во времени. Определение абсолютного возраста называется датировкой.

Определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционно генетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании различных качественно-количественных признаков. В данном случае это система показателей биологического, социального и психологического возраста, которые фиксируются в процессе объективной диагностики. Условный возраст может совпадать и отличаться от абсолютного в сторону уменьшения или увеличения.

(в ряде случаев его называют психологическим) имеет внутреннюю систему отсчета. Под этим понятием подразумевается собственная оценка человеком своего возраста, возрастное самосознание, зависящее от напряженности, событийной наполненности жизни. Основой субъективного возраста является самоощущение. Следовательно, субъективный возраст так же относительно свободен от хронологического возраста. Человек может ощущать себя старше своих лет, младше или соответственно своему возрасту.

Значимость периодизации Теоретическая значимость данной проблемы состоит в том, что периодизация позволяет систематизировать и обобщить многочисленные эмпирические факты и частные закономерности

Значимость периодизации Теоретическая значимость данной проблемы состоит в том, что периодизация позволяет систематизировать и обобщить многочисленные эмпирические факты и частные закономерности

Значимость периодизации

Теоретическая значимость данной проблемы состоит в том, что периодизация позволяет систематизировать и обобщить многочисленные эмпирические факты и частные закономерности. А это, в свою очередь, является концептуальной основой для того, чтобы представить исследуемый процесс в целом, как динамическую систему, что способствует более глубокому проникновению в его сущность, более точному планированию направлений дальнейшего исследования.
Практическая значимость заявленной проблемы видится в том, что адекватная концепция периодизация определяет методологические основания для разработки эффективной программы сопровождения субъекта труда на разных стадиях профессионализации и для выработки адекватных методических рекомендаций по его диагностике, оценке и оптимизации.

Онтогенетические периодизации профессионализации

Онтогенетические периодизации профессионализации

Онтогенетические периодизации профессионализации.

Главная особенность данного типа периодизации, заключается в том, что в качестве формального основания для выделения стадий в них используется хронологический (паспортный) возраст профессионала. Большинство известных периодизаций относится именно к этому типу. Автором будет рассмотрено 3 универсальных периодизации профессионального становления Д. Сьюпера и В.А. Бодрова, универсальную периодизацию профессиональной карьеры Е. Шейна и профессионально ориентировочную периодизацию карьеры руководителя Е.Г. Молл.

Периодизация профессионализации

Периодизация профессионализации

Периодизация профессионализации Д. Сьюпера.

Данная периодизация была разработана Д. Сьюпером в рамках его психологической теории "профессиональной зрелости". При её создании Сьюпер опирался на периодизации жизненного пути личности, предложенные Ш. Бюллер и Э. Эриксоном, и она включает 5 стадий, часть которых разбивается на отдельные фазы.
Стадия пробуждения (от рождения до 14 лет).
Стадия исследования (15 – 24 лет).
Стадия консолидации (25 – 44 лет).
Стадия сохранения (45 – 64 лет).
Стадия спада (с 65 лет).

Д. Сьюпер отмечал, что предложенная им периодизация профессионализации является лишь некоторым нормативным инвариантом и поэтому может иметь различные индивидуальные вариации

Д. Сьюпер отмечал, что предложенная им периодизация профессионализации является лишь некоторым нормативным инвариантом и поэтому может иметь различные индивидуальные вариации

Д. Сьюпер отмечал, что предложенная им периодизация профессионализации является лишь некоторым нормативным инвариантом и поэтому может иметь различные индивидуальные вариации. Он выделил следующие виды карьерных периодизаций:
Стабильная карьера: развивается в рамках одной профессии, оценивается в логике «дела всей жизни», предполагает глубокую идентификацию личности с профессией
Обычная карьера: то есть полностью соответствует пяти выделенным Сьюпером стадиям профессионализации.
Нестабильная карьера: то есть карьера, предполагающая более двух смен профессии
Карьера с множественными пробами: в ходе такой карьеры наблюдается большое количество смен профессий
Карьера домохозяйки: Сьюпер считает, что такая карьера может быть только у женщин, но в настоящее время такой вид карьер отмечается и у мужчин
Двухлинейная карьера: для человека одинаково значима и семья, и профессия
Прерванная карьера: характерна для женщин, которые временно оставляют работу в связи с рождением и уходом за ребенком

Периодизация профессионализации

Периодизация профессионализации

Периодизация профессионализации В. А. Бодрова.

Онтогенетическая периодизация профессионализации человека, предложенную отечественным психологом Бодровым В. А. Он выделил:
1 этап. Допрофессиональное развитие.
Стадия предыгры («эпоха раннего детства», по Б. Д. Эльконину) - от рождения до 3 – х лет.
Стадия игры (период дошкольного детства) – с 3 до 6 – 8 лет.
Стадия овладения учебной деятельностью (период младшего школьного возраста) с 6 – 8 до 11 – 12 лет.
2 этап. Развитие в период выбора профессии.
Стадия оптации (выбор профессии) – 11 – 12 до 14 – 18 лет.
3 этап. Развитие в период профессиональной подготовки и дальнейшего становления профессионала.
Стадия профессионального обучения – 15 – 18 до 19 – 23 лет.
Стадия профессиональной адаптации – 19 – 21 до 24 – 27 лет.
Стадия развития профессионала – с 21 – 27 до 45 – 50 лет.
Стадия реализации профессионала – 45 – 50 до 60 – 65 лет.
Стадия спада – с 61 – 66 и более лет.

Периодизация карьеры Е. Шейна.

Периодизация карьеры Е. Шейна.

Периодизация карьеры Е. Шейна.

Представляет интерес периодизация карьеры профессионала, которая была предложена Е. Шейном. Он выделил следующие стадии карьеры:
Стадия – рост, фантазия и исследование;
Стадия 2 – вхождение в мир работы;
Стадия 3 – основное обучение;
Стадия 4 – полное участие в ранней карьере;
Стадия 5 – полное участие в середине карьеры;
Стадия 6 – кризис середины карьеры;
Стадия 7 – заключительная стадия карьеры в не руководящей или руководящей роли;
Стадия 8 – упадок и отход от дел;
Стадия 9 – выход на пенсию

Профессионально ориентированная периодизация профессионализации

Профессионально ориентированная периодизация профессионализации

Профессионально ориентированная периодизация профессионализации Е.Г. Молл.

При разработке периодизации карьеры менеджера Е. Г. Молл опиралась на следующие положения:
Возрастное развитие менеджеров выражается в общем изменении личности (качественном, направленном, необратимом), причем возрастные границы имеют не абсолютное, а относительное значение (Д. Б. Эльконин).
В основе периодизации должны лежать не изменения отдельных свойств, а целостные структурные преобразования личности или возникновение системных новообразований.
Рассмотрение возрастного развития руководителей должно осуществляться в единстве внутренних и внешних детерминант.
Развитие руководителя представляет собой постоянное восстановление соответствия между мотивационно-потребностной сферой, направленностью личности и операционной составляющей (навыки, умения, знания и т. п.).
Многоуровневость и полиструктурность развития не позволяют свести возрастное развитие к функциональному, однако первое тесно связано со вторым.
Понимание сущности и закономерностей переходов от одного возрастного периода к другому возможно при соотнесении субъективной картины развития, пусковых механизмов и объективной картины. Это положение связано с тем, что в онтогенезе человек формируется как субъект развития.

Используя рассмотренные положения

Используя рассмотренные положения

Используя рассмотренные положения Е.Г. Молл, предложила следующую периодизацию карьеры менеджера.
- Период 1. Возраст 25 – 35 лет. Т. Ценностный конфликт: общественное и личное. Основные источники развития: изучение производства, самостоятельность. Фаза 1: 25– 30 лет. Фаза 2: 31– 35 лет.
Период 2. Возраст 36 – 45 лет. Ценностный конфликт: активность, пассивность. Направление развития: адекватная оценка социального окружения. Основные источники развития: изучение взаимоотношений, продвижение. Фаза 1: 36 – 40 лет. Фаза 2: 41 – 45 лет.
Период 3. Возраст 46 – 55 лет. Ценностный конфликт: рассогласование потребностей и возможностей. Направление развития: изменение отношения к труд. Основные источники развития: не указаны. Фаза 1: 46 – 50 лет. Фаза 2: 51 – 55 лет.

Принимая во внимание большой опыт применения периодизации для исследования различных процессов, следует говорить о содержательных и формальных основаниях для выделения периодов развития

Принимая во внимание большой опыт применения периодизации для исследования различных процессов, следует говорить о содержательных и формальных основаниях для выделения периодов развития

Принимая во внимание большой опыт применения периодизации для исследования различных процессов, следует говорить о содержательных и формальных основаниях для выделения периодов развития. К первым относится качественные изменения, говоря иначе, новообразования, характерные для каждого периода. Ко вторым, т.е. Формальным основаниям, относится время, длительность исследуемого процесса, которое в зависимости от специфики изучаемого явления измеряется в неделях, годах, веках и т.д.
Кроме того, необходимо подчеркнуть, что периодизации начинают разрабатываться лишь на определенном этапе изучения соответствующего процесса, когда накоплено большое количество фактического материала, выявлены частные и общие закономерности, определены возможные тенденции развития.
Проведенный обзор свидетельствует, что в психологии ведется активная исследовательская работа по разработке различных типов и видов периодизации профессионализации. Такая повышенная активность свидетельствует, прежде всего о том, что существующие психологические периодизации по ряду существенных позиций не соответствуют тем требованиям, которые предъявляют к ним ученые, и практики. Эта активность указывает на то, что и ученые, и практики высшей степени заинтересованы в создании адекватной периодизации профессионализации, ориентированной на решение широкого комплекса проблем психологии профессионального и карьерного развития личности.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.01.2023