Психология профессионального кризиса
Оценка 4.7

Психология профессионального кризиса

Оценка 4.7
Лекции +1
pptx
психологическая работа
09.01.2023
Психология профессионального кризиса
Психология профессионального кризиса.pptx

Психология профессионального кризиса

Психология профессионального кризиса

Психология профессионального кризиса

Актуальность: проблема кризиса и кризисных состояний в настоящее время остается по-прежнему актуальной как для психологической науки, так и для общества в целом

Актуальность: проблема кризиса и кризисных состояний в настоящее время остается по-прежнему актуальной как для психологической науки, так и для общества в целом

Актуальность: проблема кризиса и кризисных состояний в настоящее время остается по-прежнему актуальной как для психологической науки, так и для общества в целом. Перманентные изменения во многих общественных институтах, экономическая нестабильность, процессы глобализации обусловливают не только нарастание социальной напряженности, но и усиление чувства личной незащищенности и нестабильности, которые переживает современный человек. Невозможность удовлетворить свои потребности, реализовать себя в семье, профессии и в жизни в целом приводят к возникновению кризисных состояний, заставляющих личность искать выходы из них, подчас не всегда конструктивные.
При всем многообразии исследований профессиональных кризисов на сегодняшний день остаются не до конца раскрытыми механизмы переживания кризиса. Выявление условий, обеспечивающих успешное преодоление профессионального кризиса личности, позволит определить эффективные технологии профилактики возникновения кризисных явлений профессионального развития и коррекции актуальных состояний и сформированных поведенческих паттернов.

Цель работы: изучить психологию профессионального кризиса, а также всевозможные кризисные состояния и пути выхода из них

Цель работы: изучить психологию профессионального кризиса, а также всевозможные кризисные состояния и пути выхода из них

Цель работы: изучить психологию профессионального кризиса, а также всевозможные кризисные состояния и пути выхода из них.
Задачи работы:
Анализ научно – методической литературы по теме профессионального кризиса.
Выделить понятие кризис, его виды, и пути выхода из кризисных состояний.
Обобщить проанализированный материал.

Профессиональный кризис Профессиональный кризис личности – это своего рода «переходная» точка, точка бифуркации, прохождение которой предопределяет дальнейшую траекторию развития личности в профессии, обеспечивает переход на…

Профессиональный кризис Профессиональный кризис личности – это своего рода «переходная» точка, точка бифуркации, прохождение которой предопределяет дальнейшую траекторию развития личности в профессии, обеспечивает переход на…

Профессиональный кризис

Профессиональный кризис личности – это своего рода «переходная» точка, точка бифуркации, прохождение которой предопределяет дальнейшую траекторию развития личности в профессии, обеспечивает переход на следующую стадию профессионального становления или приводит к стагнации, профессиональной деградации.

Дословно «кризис» (krisis) в переводе с греческого означает решение, поворотный пункт, исход. Самые ранние обращения к категории «кризис» в зарубежной психологии можно встретить в работах таких психологов, как А. Адлер, З. Фрейд, К. Г. Юнг. В трудах этих авторов кризис описывается как состояние, которое сопровождает развитие и становление личности. Позднее категории «кризис» и «кризисные состояния» стали исследовать через призму травматических стрессовых событий.

Первые исследования Первые исследования кризисной проблематики в контексте травмирующей ситуации были проведены

Первые исследования Первые исследования кризисной проблематики в контексте травмирующей ситуации были проведены

Первые исследования

Первые исследования кризисной проблематики в контексте травмирующей ситуации были проведены E. Lindemann. В рамках его исследований кризис рассматривается как состояние, возникающее вследствие воздействия на человека психотравмирующих событий.
Именно работы e. Lindemann явились основанием для возникновения теории кризисов. По мнению ряда зарубежных психологов (R. H. Moos, V. D. Tsu), на теорию кризисов повлияли четыре интеллектуальных движения:
Теория эволюции и ее приложение к проблемам общей и индивидуальной адаптации
Теория достижения и роста человеческой мотивации
Изучение человеческого развития с точки зрения жизненных циклов
Концепция совладения с экстремальными стрессами

Как отмечает Дж. Якобсон, отличительными чертами теории кризисов можно считать следующие:

Как отмечает Дж. Якобсон, отличительными чертами теории кризисов можно считать следующие:

Как отмечает Дж. Якобсон, отличительными чертами теории кризисов можно считать следующие:
Относится главным образом к индивиду, хотя некоторые ее понятия используются применительно в семье, малым и большим группам.
Рассматривает человека в его собственной экологической перспективе, в его естественном человеческом окружении
Подчеркивает не только возможные патологические следствия кризиса, но и перспективы роста и развития личности

По мнению G. Caplan, кризис – это период неравновесия, ограниченный по времени, сопровождаемый неприятными психическими и физическими чувствами (ощущениями), иногда сильно истощающий способности личности компетентно…

По мнению G. Caplan, кризис – это период неравновесия, ограниченный по времени, сопровождаемый неприятными психическими и физическими чувствами (ощущениями), иногда сильно истощающий способности личности компетентно…

По мнению G. Caplan, кризис – это период неравновесия, ограниченный по времени, сопровождаемый неприятными психическими и физическими чувствами (ощущениями), иногда сильно истощающий способности личности компетентно преодолевать ситуацию или справляться с ней. Нарушение душевного равновесия возникает, когда индивид сталкивается с важной жизненной проблемой, от которой он не может уйти и которая не может быть решена в короткое время обычным путем с помощью механизмов ответной регуляции, доступных в настоящее время. G. Caplan описал четыре последовательных стадии кризиса:
Первичный рост напряжения, стимулирующий привычные способы решения проблем
Дальнейший рост напряжения в условиях, когда эти способы оказываются безрезультатными
Еще большее увеличение напряжения, требующее мобилизации внешних и внутренних источников
Если все оказывается тщетным, наступает четвертая стадия, характеризующаяся повышением тревоги и депрессии, чувствами беспомощности и безнадежности, дезорганизацией личности.

Кризисные жизненные ситуации и кризисные состояния личности

Кризисные жизненные ситуации и кризисные состояния личности

Кризисные жизненные ситуации и кризисные состояния личности

Проблематика кризисов в индивидуальной жизни традиционно находилась в центре внимания гуманитарного (в частности, психологического) научного мышления, однако теоретическое изучение механизмов возникновения и факторов преодоления кризисов развивается с относительно недавних пор.
В данном пособии рассматриваются два взаимосвязанных понятия – кризисное состояние личности и критическая ситуация, которая может послужить толчком к возникновению кризисных переживаний. В этой связи необходимо также отметить, что вопросы оказания экстренной психологической помощи населению в экстремальных и критических ситуациях в настоящее время все еще остаются достаточно новыми для психолога.

Кризисы Нормативные кризисы (Внутренние)

Кризисы Нормативные кризисы (Внутренние)

Кризисы

Нормативные кризисы
(Внутренние)

Ненормативные кризисы
(Внешние)

Внутренние (нормативные) кризисы, которые имеют относительно выраженный хронологический, возрастной характер, а при- 9 чиной является естественное развитие личности; их переживают все люди, но уровень выраженности кризиса не всегда приобретает характер конфликта

Внешние (ненормативные) кризисы, в которых в качестве стрессора выступают внешние травматические события – экстремальные кризисные ситуации, обладающие мощным негативным последствием, ситуации угрозы жизни для самого себя или значимых близких; они имеют вероятностный характер, время наступления, жизненные обстоятельства, сценарии; участники кризиса случайны, возникают вследствие стечения обстоятельств

Кризисы психического развития Кризисные явления развиваются в определенные относительно короткие периоды

Кризисы психического развития Кризисные явления развиваются в определенные относительно короткие периоды

Кризисы психического развития

Кризисные явления развиваются в определенные относительно короткие периоды. Но их никак не инициирует возраст. Возраст — лишь фон, на котором проявляется кризис, главное — изменение социальной ситуации и ведущей деятельности. И конечно, кризисы психического развития не ограничиваются периодом детства. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность меняются и за пределами детского возраста.
Итак, кризисы психического развития — это переход от одной стадии развития к другой, для которой характерно изменение социальной ситуации, смена ведущей деятельности и возникновения психологических новообразований.
С 14 – 16 лет смена ведущей деятельности и социальной ситуации и дальше инициирует возникновение кризисов психического развития. Поскольку ведущей деятельностью взрослого человека становится учебно-профессиональная и профессиональная, оправданно называть эти кардинальные изменения кризисами профессионального развития личности.

Возрастные кризисы Возраст — это в первую очередь биологический фактор, обусловленный созреванием, перестройкой, старением организма человека

Возрастные кризисы Возраст — это в первую очередь биологический фактор, обусловленный созреванием, перестройкой, старением организма человека

Возрастные кризисы

Возраст — это в первую очередь биологический фактор, обусловленный созреванием, перестройкой, старением организма человека. В исследованиях ленинградских психологов, начатых еще под руководством Б.Г. Ананьева, показана гетерохронность интеллектуального развития взрослых. Изменения психических способностей являются следствием возрастных изменений.
В психологии обстоятельно исследованы кризиса детства. Обычно выделяют кризис первого года жизни, кризис 3 – х лет, кризис 6 – 7 лет и подростковый кризис 10 – 12 лет (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, T.B. Драгунова, Д.Б. Эльконин и др.). Форма, продолжительность и острота переживания кризисов заметно отличаются в зависимости от индивидуально-типологических особенностей ребенка, социальных условий, особенностей воспитания в семье и педагогической системы в целом.

Е. Эриксон выдвинул постулат, что каждый возрастной этап имеет свою точку напряжения — кризис, порожденный конфликтом развития «я»-личности

Е. Эриксон выдвинул постулат, что каждый возрастной этап имеет свою точку напряжения — кризис, порожденный конфликтом развития «я»-личности

Е. Эриксон выдвинул постулат, что каждый возрастной этап имеет свою точку напряжения — кризис, порожденный конфликтом развития «я»-личности. Человек сталкивается с проблемой соответствия внутренних и внешних условий существования. «Каждая следующая стадия... Является потенциальной кризисом в результате радикального изменения перспективы.
Значит, правомерно считать возрастные изменения человека, порождаемые биологическим развитием, самостоятельным фактором, детерминирующим возрастные кризисы. Эти кризисы относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития

Кризисы невротического характера

Кризисы невротического характера

Кризисы невротического характера

Стадия

Психосоциальное развитие

Сильный аспект личности

Детство (0 – 1 год)

Основная вера и надежда против основной безвыходности (доверие – недоверие)

Надежда

Раннее детство (1 – 3 год)

Самостоятельность против чувства вины и страха осуждения (самостоятельность - стыд, сомнение)

Сила воли

Возраст игры (3 – 6 лет)

Личная инициатива против чувства вины и страха осуждения (инициативность – чувство вины)

Целеустремленность

Младший школьный возраст (6 – 12 лет)

Предприимчивость против чувство неполноценности (трудолюбие – чувство неполноценности)

Компетентность

Подростковый возраст – ранняя юность (12 – 19 лет)

Идентичность против смещения идентичности (эгоидентичность – ролевое смещение)

Верность

Юность (20 – 25 лет)

Интимность против изоляции (интимность – изоляция)

Любовь

Взрослость (26 – 64 лет)

Производительность против застоя, увлеченность собой (производительность – застой)

Забота

Старость (65 – смерть)

Целостность, универсальность против отчаяния (эгоинтеграция – отчаяние)

Мудрость

Жизненные кризисы Наряду с названными группами психологических кризисов имеется еще один огромный пласт кризисных явлений, обусловленных значительными резкими изменениями условий жизни

Жизненные кризисы Наряду с названными группами психологических кризисов имеется еще один огромный пласт кризисных явлений, обусловленных значительными резкими изменениями условий жизни

Жизненные кризисы

Наряду с названными группами психологических кризисов имеется еще один огромный пласт кризисных явлений, обусловленных значительными резкими изменениями условий жизни. Жизненные кризисы являются предметом пристального внимания зарубежных психологов, в частности Ш. Бюлер, Б. Ливехуда, Е. Эриксона. Разделяя человеческую жизнь на периоды, этапы, они обращают внимание на трудности перехода от одного этапа к другому. При этом подчеркивают особенности кризисных явлений у женщин и мужчин, анализируют факторы, которые инициируют кризиса. В зависимости от научной ориентации одни исследователи видят причины кризисов в биологическом развитии человека, обращают внимание на сексуальные изменения, другие большее значение придают социализации личности, еще другие - духовному, нравственному становлению.

Детерминанты жизненного кризиса

Детерминанты жизненного кризиса

Детерминанты жизненного кризиса

Окончание учебного заведения

Трудоустройство

Вступление в брак

Рождение ребенка

Уход на пенсию

Смена место жительства

Критически – смысловые кризисы

Критически – смысловые кризисы

Критически – смысловые кризисы

Следует выделить еще одну группу кризисов, обусловленных критическими обстоятельствами жизни: драматическими, а иногда и трагическими событиями. Эти факторы имеют разрушительный, подчас катастрофический исход для человека. Происходит кардинальная перестройка сознания, пересмотр ценностных ориентации и смысла жизни вообще. Протекают эти кризисы на грани человеческих возможностей и сопровождаются запредельными эмоциональными переживаниями. Их вызывают такие ненормативные события, как потеря трудоспособности, инвалидность, развод, вынужденная безработица, миграция, неожиданная смерть близкого человека, лишение свободы и т.п.
Р.O. Ахмеров выделял следующие виды кризиса:
Кризис нереализованности – субъективное негативное переживание жизненной программы
Кризис опустошенности – душевная усталость и переживания отсутствия достижений
Кризис бесперспективности – отсутствие перспектив профессионального роста реальных планов на будущее.

Заключение Профессиональный кризис личности – это своего рода «переходная» точка, точка бифуркации, прохождение которой предопределяет дальнейшую траекторию развития личности в профессии, обеспечивает переход на следующую…

Заключение Профессиональный кризис личности – это своего рода «переходная» точка, точка бифуркации, прохождение которой предопределяет дальнейшую траекторию развития личности в профессии, обеспечивает переход на следующую…

Заключение

Профессиональный кризис личности – это своего рода «переходная» точка, точка бифуркации, прохождение которой предопределяет дальнейшую траекторию развития личности в профессии, обеспечивает переход на следующую стадию профессионального становления или приводит к стагнации, профессиональной деградации.
При всем многообразии исследований профессиональных кризисов на сегодняшний день остаются не до конца раскрытыми механизмы переживания кризиса. Выявление условий, обеспечивающих успешное преодоление профессионального кризиса личности, позволит определить эффективные технологии профилактики возникновения кризисных явлений профессионального развития и коррекции актуальных состояний и сформированных поведенческих паттернов.
В разнообразных концепциях кризис детерминирован определенного рода противоречиями: внешними или внутренними. Именно в процессе разрешения этих противоречий осуществляется прогрессивное развитие личности, происходит перестройка внутреннего переживания за счет изменения отношения к окружающей действительности, а также потребностей и побуждений, определяющих поведение человека, опыт и направленность личности.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.01.2023