Проблема буллинга в образовательных организациях и детских коллективах
Травля детей сверстниками («буллинг») –распространенная проблема в образовательных организациях и детских коллективах, которая увеличивает риск суицида среди подростков, приводит к эскалации агрессии и насилия в группе и в учреждении, снижению успеваемости, эмоциональным и невротическим проблемам.
В России ежегодно до 30% молодых людей в возрасте от 14 до 24 лет подвергаются насилию в различных формах.
В группе повышенного риска дети 11 -12 лет.
Особенную актуальность вопросы толерантности и противостояния агрессии приобретают в подростковом возрасте в силу его кризисности, отсутствия стабильности и чувства защищенности.
Характеристика и виды буллинга
Буллинг (bullying) — систематическое, регулярно повторяющееся насилие, травля со стороны одного или группы школьников в отношении отдельного школьника, который не может себя защитить. Цель — затравить жертву, вызвать у нее страх, деморализовать, унизить, подчинить.
Виды буллинга:
Моббинг
Хейзинг
Кибер-моббинг и кибербуллинг (интернет-травля)
Предпосылки буллинга:
.
Зависть, желание унизить жертву ради удовлетворения своих амбиций, для развлечения, самоутверждения
Желание подчинить, контролировать кого-то
Виктимность жертвы
Последствия буллинга: от не успешности в учебной деятельности и в жизни и до самоубийства.
методы, ориентированные на конкретных детей и подростков
методы, ориентированные на ближайшее окружение ребѐнка (микросоциум).
методы, ориентированные на семейные отношения
Направления работы: с педагогическим коллективом, родителями и учащимися.
Основные группы методов профилактики
Направления работы
С педагогическим коллективом и родителями:
консультативно-образовательная работа с педагогическим составом и родителями;
программы повышение психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов).
С учащимися:
консультативно-коррекционная работа с детьми, подвергшимися жестокому обращению;
информационно-просветительская работа с коллективом обучающихся;
повышение уровня коммуникативной культуры обучающихся;
профилактика и коррекция отклонений в эмоциональной сфере подростков;
профилактика асоциального поведения обучающихся;
развитие навыков стрессоустойчивости, конструктивного поведения в конфликте и уверенного поведения, навыков саморегуляции.
Направления профилактики
Первичная профилактика | 1. Создание условий недопущения буллинга. |
Вторичная профилактика | Своевременное выявление у подростков патологических последствий буллинга и оказание квалифицированной комплексной помощи. |
Третичная профилактика | Реабилитация детей и подростков с тяжелыми формами последствий травли. |
Ключевые слова, раскрывающие сущность профилактики буллинга:
предохранение, предупреждение, предостережение, устранение и контроль.
Основная цель профилактических мероприятий- помочь ребенку совладать со стрессовой ситуацией и агрессией.
Рекомендации специалистам образовательной организации по выявлению и противодействию буллингу
1. Начните с точного, приемлемого для вашего образовательного учреждения определения буллинга.
2. Установите формы буллинга, которые имеются в образовательной организации.
3. Для оценки ситуации составить и использовать короткие анкеты, на вопросы которых смогли бы анонимно ответить все члены школьного сообщества.
4. К организации действий приступать только после исследования проблемы насилия в учреждении образования.
5. Проводить обсуждение проблемы, беседы с детьми как в группе, так и индивидуальные.
6. Беседуйте не только с «обидчиками», но и с их
родителями.
7. Помогите ребенку, который стал жертвой,
решить проблему.
8. Конструктивно работайте с родителями.
(Чаще всего виновные в ситуациях буллинга —
дети из неблагополучных семей).
Обязательные правила профилактики буллинга для всех взрослых, работающих в образовательной организации:
1. Не игнорировать, не преуменьшать значение
2. Проявить активность в данной ситуации
3. Разговор с "агрессором" буллинга
4. Разговор с "жертвой" буллинга
5. Разговор с классом, группой
6. Проинформировать педагогический коллектив
7. Пригласить родителей для беседы
8. Наступление последствий
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.