Этические аспекты психологического консультирования
1. Консультант ответственен в своей работе:
перед своим клиентом,
перед членами семьи клиента,
перед организацией, в которой он работает,
вообще перед общественностью,
перед своей профессией.
2. Клиент должен принять решение о своем вступлении в процесс психологического консультирования осознанно, поэтому до начала процесса консультирования консультант обязан во время первой встречи предоставить клиенту максимум информации о процессе консультирования:
об основных целях консультирования,
о своей квалификации,
об оплате за консультирование,
о приблизительной продолжительности консультирования,
о целесообразности консультирования в данной ситуации,
о риске временного ухудшения состояния клиента в процессе консультирования,
о границах конфиденциальности.
Конфиденциальность
Требования к проведению консультирования
месторасположение здания и интерьер его
Нельзя размещать консультацию рядом или внутри торговых организаций, рядом с проезжей частью или другими шумными объектами, с милицией и т.п.
Обязательно должно быть отдельное, изолированное, тихое помещение, создающее иллюзию открытого пространства.
Классический вариант – в распоряжении консультанта находятся две комнаты: одна – для диагностики, ведения документации; другая – для консультативной беседы.
Расстояние между консультантом и клиентом от 60 – 70 см до 100 – 110см, размещаться желательно в креслах, под углом, между ними может находиться журнальный столик.
В помещении, где проводится консультация, могут находиться часы в стороне от клиента, посторонних, отвлекающих предметов не должно быть.
Виды консультативной психологической помощи семье
По своему характеру психологическая помощь может состоять
в рекомендации организационных мер, связанных с воспитанием ребенка
в рекомендации методов воспитания, обучения
в определении готовности ребенка к школьному обучению и выявлении причин трудностей в учении
в профессиональной ориентации подростков
в осуществлении психотерапевтических и психокоррекционных воздействий
Стадии психологического консультирования
Эта модель, отражающая консультативный процесс, помогает лишь лучше понять, как происходит конкретное консультирование. Реальный процесс консультирования значительно обширнее и нередко не подчиняется данному алгоритму. Выделение стадий условно, поскольку в практической работе одни стадии смыкаются с другими, и их взаимозависимость сложнее, чем в представленной схеме.
Этапы психологического консультирования
Р.С. Немов предлагает пять этапов
1. Подготовительный этап -20 – 30 минут. На этом этапе консультант изучает документацию клиента, подбирает литературу по проблеме, вырабатывает план проведения консультации.
2. Настроечный этап – 5 – 7 минут. Встреча клиента, установление контакта.
3. Диагностический этап – 60 минут (иногда 4-6-8 часов). Проводится диагностика личности клиента, наличия у него ресурсов для решения проблемы, а также недостающих ресурсов. Данный этап включает в себя также исповедь клиента.
4. Рекомендательный этап. На нем происходит, на основе полученной информации, выработка алгоритма разрешения проблемы.
5. Контрольный этап – 20 – 30 минут. Психолог-консультант и клиент договариваются о способах контроля за реализацией найденного алгоритма.
В случае необходимости может быть назначена дополнительная встреча.
Список литературы
Р.Кочюнас. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ. М.: "Академический проект", 1999.
Кораблина, Е. П. Психологическое консультирование : практ. пособие для вузов / Е. П. Кораблина, И. А. Акиндинова, А. А. Баканова, А. М. Родина ; под ред. Е. П. Кораблиной. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 323 с
Минуллина А.Ф., Солобутина М.М. С60 Основы психологического консультирования: Методическое пособие.- Казань: ТГГПУ, 2007.- 329с.: ил
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.