История государства Древняя Индия насчитывает несколько периодов своего развития и становления. Это государство является основателем мировой религии такого как буддизм. Восточное государство развивалось не так, как государства запада, тем и интереснее его изучать. Чтобы узнать почему так в стране, а не иначе, стоит заглянуть в его историю зарождения и развития.
Периодизация государства Древней Индии.
3.1. Периодизация истории харапской и ведической цивилизации Индии.
История Древней Индии распадается на два крупных периода — хараппскую и
ведическую цивилизации. Первый из них воспринимают сегодня как период
протоиндуистской культуры, возникшей около 3000 г. до н. э. в северозападной
части современной Индии и протянувшейся вдоль реки Инд. Она была названа
хараппской по названию места раскопок 1922 г., которые обнаружили реликты
однородной городской, а также письменной (морфемнослоговой) культуры. К ней
относятся два города, в которых производились раскопки, — Хараппа, древняя
столица Пенджаба на берегу реки Рави, и МохенджоДаро, расположенный в 645 км
от него, на берегу реки Инд, в штате Синд. Здесь сильны были пережитки
матриархата, что, по всей видимости, сказывалось и на сакральной характеристике
царской власти: цари, подобно правителям Египта или Шумера, считались сынами
божества, а МатьБогиня выступала одновременно символом созидания и
продолжения жизни. Существовало также изображение мужского бога с рогами и
тремя лицами, вероятно символизировавшего священную троицу — Тримурти,
позднее воплощенную в союзе трех богов — Брахмы, Вишну и Шивы. Этот бог
изображался в позе йога — того, кто практикует йогу как путь
самосовершенствования.
Второй период связан с экспансией и расселением в этом районе арийских
племен с середины 2го тысячелетия до середины 1го тысячелетия до н. э., когда
были созданы несколько новых царств и распространились священные гимны и
песнопения ариев под названием Веды (от слова с тем же корнем, что и русское
«ведать», т. е. знать).
Из четырех дошедших до нас Вед наиболее известна и почитаема самая
древняя — Ригведа («знание гимнов»), состоящая из 10 книг (мандал) и содержащая
1028 гимнов (10462 стиха), обращённых к различным божествам.
Период оформления и распространения священных текстов на рубеже 2—1го
тысячелетий до н. э. становится периодом стабилизации социальной и политической
структуры, однако в конце своего тысячелетнего существования ведическаяцивилизация стала иметь дело с возникающими новыми религиозными доктринами и
культовой практикой, в частности с буддизмом и джайнизмом.
В этот же период Индия испытывает вторжение нескольких могущественных
завоевателей. В 512 г. до н. э. персидский царь Дарий завоевывает провинции
Гандахар и Синд. В 327—325 гг. до н. э. Александр Македонский предпринимает
поход в Индию, но его движение было приостановлено рядом внутренних и внешних
трудностей.
В 321 г. до н. э. индийский правитель Чандрагупта основывает династию
Маурьев, правившую почти полтора столетия. Ему же удастся в 305 г. до н. э.
приостановить вторжение Селевка Никатора, правителя династии Селевкидов.
Около 272 231 гг. до н. э. Ашока, внук Чандрагупты, объединяет большую часть
Индии под своей властью и принимает буддизм. После его смерти империя
распадается. Греки из Бактрии, которая была частью империи Селевкидов,
вторгаются в страну и основывают малые царства в Пенджабе.
О хараппской цивилизации известно лишь из археологических материалов. В
ней насчитывалось 140 городов (3 из них были крупными). Улицы прокладывались
прямые и длинные. Дома возводились из обожженного кирпича с комнатами, кухней
и ванной. Имелись также сооружения с бассейнами, в которых совершались
ритуальные омовения.
После вторжения индоариев центр переместился в бассейн Ганга, откуда арии
заселили центральную часть полуострова, колонизировали территорию острова Шри
Ланка и через Гималаи проникли в Китай, Арии помимо вероятного включения
местных богов в свой пантеон научились у местных жителей строительству
ирригационных сооружений, приручению слонов, выведению новых пород скота,
Индия в этот период становится страной воинов и священнической знати,страной
искусных ремесленников, умелых купцов, менял и актеров. По некоторым
сведениям, древние жители еще в хараппские времена имели торговые отношения с
Месопотамией и Средней Азией.
Таким образом, в древнеиндийской истории можно выделить следующие
периоды: протоиндийская, или хараппская, цивилизация (конец 4 — середина 2готысячелетия до н. э.), ведическая цивилизация (1500—600 гг. до н. э.), последующий
магадскомаурийский период (V в. до н. э. — II в. н. э.). Последний период получил
название от государства Магадха и империи Маурьев (основана в 321 г. до н. э. царем
Чандрагуптой I в Северной и Центральной Индии).
3.2. Магадхо Маурийская эпоха.
В МагадхоМаурийскую эпоху (IV II вв. до н.э.) были заложены основы многих
государственных институтов, получивших развитие в последующие периоды. Эпоха
названа так потому, что самым крупным и сильным государством из возникших в
ведийский период был Магадха, а наивысшего расцвета это государство достигло в
IV— Ш вв. до н.э. при правлении династии Маурьев, которая объединила под своей
властью почти всю территорию Индостана. Этот исторический период
характеризуется усилением монархической власти, а также падением роли
институтов племенного управления.
Хотя
создание объединенного индийского государства способствовало
общению различных народов, взаимодействию их культур, стиранию узких
племенных рамок, но империя Маурьев все же состояла из племен и народов,
находившихся на разных ступенях развития.
Поэтому правителям династии не удалось сохранить единство государства —
во II в. до н.э. Индия несмотря на сильную армию и крепкий аппарат управления
распалась на множество автономных государственных образований.
Общественный строй. Разложение первобытнообщинного строя и развитие
общественного и имущественного неравенства привело к появлению сословий —
вари. Все свободные стали делиться на группы, не равные по своему общественному
положению, правам и обязанностям.
С оформлением рабовладельческого государства деление всех свободных на
четыре варны было объявлено извечно существующим порядком и освящено
религией. В соответствии с Законами Ману существовали следующие варны:
брахманы — члены жреческих родов;
кшатрии — военная и светская аристократия;
вайшьи (вайшии) — лично свободные полноправные общинники;шудры — низшая варна, неполноправные члены общины.
Образ жизни каждой варны был сформулирован в специальных
законоустановлениях — дхармах. В компетенцию первых двух варн входило
государственное управление в самом широком значении. Вайшьям предписывалось
заниматься земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей. Шудры должны
были находиться в услужении у трех высших варн.
С течением времени сословия становились все более замкнутыми. Этому
способствовали:
заключение браков между представителями одной варны, т.е. строгая
эндогамность;
определенная, наследственно закрепленная профессия;
поклонение одним и тем же богам.
Переход из одной варны в другую строго запрещался. Ограничивалась
возможность смешанных браков; устанавливалось разное материальное возмещение
за убийство лица в зависимости от его принадлежности к определенной варне: за
проступки члена высшей варны по отношению к члену низшей полагалось более
мягкое наказание и, наоборот. Впоследствии, с превращением свободных
общинников в зависимых крестьян, вайшьи стали по значению приближаться к
шудрам, а две первые варны окончательно обособились от двух низших. С началом I
тысячелетия новой эры варны плавно преобразуются в касты — профессионально
замкнутые корпорации.
Важнейшим компонентом социального, общественного и экономического строя
в Маурийский период, как и везде на Древнем Востоке, была община, поскольку она
объединяла значительную часть населения — свободных земледельцев. Самой
распространенной формой общины была сельская, хотя коегде еще существовала и
примитивная родовая.
В общине сохранялись черты единого коллектива и старые общинные традиции
— свободные жители на собраниях решали различные вопросы управления. Со
временем все большее значение приобретали главы деревни. Вначале глава общинывыбирался на собрании общинников, затем утверждался государственной властью,
постепенно превращаясь в ее представителя.
Периодизация истории Индии.
1. XXIIXVIII вв. до н.э. древнейшая (Индская, Харрапская) цивилизация
(возникновение первых городов, образование ранних государств);
2. конец II тыс. середина I тыс. до н.э. «ведийский» период (именуется по
созданной в это время священной литературе вед).
1) XIIIХ вв. до н.э. ранний (характеризуется расселением племен ариев в
Северной Индии);
2) IXVI вв. до н.э. – поздний, (характеризуется социальной и политической
дифференциацией, приведшей к образованию первых государств (главным образом в
долине Ганга).
3. VIIII вв. до н.э. магадхскомаурийский или «буддийский период» (время
возникновения и распространения буддийской религии. С точки зрения социально
экономической и политической истории период отмечен началом урбанизации и
появлением крупных государств вплоть до создания общеиндийской державы
Маурьев).
4. II в. до н.э. – V в. н.э. – «классическая эпоха» древнеиндийской цивилизации,
время становления наиболее характерных особенностей социальной организации и
культуры Южной Азии. Южная Азия одна из тех областей древнего мира, для
которых особенно характерна преемственность развития. В древности и в средние
века здесь не было резкой смены населения, устойчивостью отличались как
социальные отношения (кастовый строй), так и культурные традиции. Многие
произведения на литературных языках древней Индии (санскрите, пали) до сих пор
почитаются как священные книги индуизма или буддизма.