Перспективное планирование.
Оценка 4.8

Перспективное планирование.

Оценка 4.8
docx
25.09.2023
Перспективное планирование.
Внеурочная деятельность Косицына А. В..docx

 

 

                                                                 Пояснительная записка.

    В проблеме социальной реабилитации детей с низким зрением важную роль играет психологическая компенсация отставания в развитии. Для решения теоретических и практических задач психологической коррекции нарушений зрительно-образных форм познания в процессе школьного обучения возникла необходимость создания системы компенсации и развития нарушенного зрительного восприятия.

    В предлагаемой программе весь материал сгруппирован по разделам, позволяющим вести целенаправленную работу по развитию различных сторон зрительного восприятия (развитию восприятия основных сенсорных эталонов, формированию зрительных представлений о явлениях и предметах окружающего мира и др.) в тесной связи с развитием других психических процессов и в связи с изучением школьных предметов. Материал программы представлен так, что позволяет осуществлять преемственность в работе по развитию зрительного восприятия.

     Предмет «Охрана зрения и развитие зрительного восприятия» является важным и необходимым в школе для детей с нарушением зрения. Этот предмет призван сохранять общее здоровье и остаточное зрение.

 

Цель данной программы: компенсация нарушений сенсорного и зрительного восприятия в единстве с развитием познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, речи, а так же мотивации, установок, интересов; стимуляция зрительной, познавательной, творческой активности; овладение знаниями о здоровье сберегающем процессе по охране зрения, а также помощь в адаптации к учебе, жизни.

                                                                   Задачи программы:

1.     Дать знания об основных тифлопедагогических требований для поддержания остаточного зрения.

2.     Формирование зрительных сенсорных эталонов через расширение и углубление знаний о свойствах и качествах предметов.

3.     Формирование у детей навыков зрительного обследования предметов за счет сохранных анализаторов с использованием средств коррекции.

4.     Развитие умения сочетать цвета друг с другом, различать их оттенки при увеличении поля восприятия и расстояния между объектами.

5.     Развитие восприятия глубины пространства и способности ориентироваться в пространстве.

В курсе используются психофизиологический и психолого-педагогический методы.

Психофизиологический метод состоит в использовании специально организованной зрительной стимуляции, которая повышает функциональную активность анализатора, улучшает состояние основных функций зрения.       

Психолого-педагогический метод направлен на развитие анализа и синтеза сенсорной информации, ее интерпретации и категоризации; развитие мышления, речи, памяти, внимания.

    Программа рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся по подгруппам 1раз в неделю. Развитие зрительного восприятия реализуется в ходе фронтальной и индивидуальной работы с детьми.

  

                                                   

                                 

                          

 

                                                   Содержание программы.

Объем часов – 35ч. Занятия проводятся по подгруппам 1 раз в неделю.

 

                                                                        Основные разделы программы:

 

 I раздел. Оценка уровня зрительного восприятия – 2 часа

-определение уровня знаний, умений и навыков после 2-го года обучения.

 

         II раздел. Охрана зрения – 4 часа

- понятие «острота зрения»;

- основные тифлопедагогические требования, их соблюдение в школе и дома.

 

III раздел. Восприятие цвета – 10часов

- совершенствование восприятия цветов и их оттенков, умения сочетать цвета в орнаменте;

-формирование зрительных представлений по теме: «Перелетные птицы», умение сравнивать контурные и заполненные изображения птиц.

- фиксация цвета по насыщенности;

- развитие зрительно-моторной координации.

 

 

IV раздел. Восприятие формы и величины предметов – 10часов

- упражнения в классификации фигур по форме и величине, соотнесении изображения предмета и геометрической фигуры;

-  упражнения на развитие наглядно-образного мышления: сходство и различие фигур,  нахождение 4-го лишнего.

- формирование зрительных представлений по теме: «Деревья и кустарники» распознавание деревьев и кустарников по листьям, плодам,

- проведение зрительных диктантов;

 

V раздел.   Ориентировка в  пространстве  и на плоскости– 9часов

- взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости,  в заданном по отношению друг к другу положению; умение словесно объяснить положение предметов;

-развитие зрительного глазомера;

- формирование зрительных представлений по теме: «Моя квартира», составление плана комнаты ;

- экскурсия «Улица, на которой расположена школа»;

 

                                               Требования к уровню подготовки учащихся:

 

 

1.     Умение узнавать предметы в новых усложненных условиях восприятия в связи с заболеванием.

2.     Умение сохранять остаточное зрение.

3.     Знание тифлопедагогических требований и соблюдение их в школе и дома.

4.     Умение сочетать цвета друг с другом в орнаменте, при изготовлении различных поделок.

5.     Умение выполнять рисунки по клеткам по заданному образцу.

6.     Умение располагать предметы в пространстве и на плоскости в заданном направлении и правильно словесно обозначать их расположение с помощью предлогов.

7.     Умение классифицировать фигуры по форме и величине.

8.     Иметь сформированные зрительные представления по следующим темам: «Деревья и кустарники», «Моя квартира», «Перелетные птицы нашего края»,

9.     Умение выделять лишний объект, сличать сходные изображения.

10. Умение располагать предметы в пространстве и на плоскости в заданном направлении и правильно словесно обозначать их.

11. Умение ориентироваться в пространстве.

12. Умение зрительным способом выделять пространственное положение в группе предметов.

                                                        

 

 

                                             

 

 

                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно - тематическое планирование

 

 

Изучаемый раздел. Тема учебного материала

Кол-во часов

Календарные сроки

Фактичес. сроки

Планируемый результат

Вид контроля

Коррекц. задачи

знания

умения

ОУУН и способы действий

 

 

I. Раздел. Оценка уровня развития зрительного восприятия. ( 2 часа)

 

1.

Оценка уровня развития зрительного восприятия.

1

 

 

Важность и необходимость иметь навыки зрительных умений.

 

Узнавать предметы в новых усложненных условиях восприятия в связи с заболеванием.

 

Свободно ориентироваться в свойствах и качествах предметов.

Тест.

Совершенствование предметного восприятия.

 

2

Оценка уровня развития зрительного восприятия

1

 

 

Важность и необходимость иметь навыки зрительных умений.

 

Узнавать предметы в новых усложненных условиях восприятия в связи с заболеванием.

 

Свободно ориентироваться в свойствах и качествах предметов.

Тест.

Совершенствование предметного восприятия.

 

II.Раздел. Охрана зрения. (4часа)

3

Понятие «острота  зрения».

1

 

 

Знание, что такое «острота зрения».

Сохранять остаточное зрение.

 

Работать в заданном режиме.

 

 

 

 

Воспитание правильного отношения к своему дефекту.

4

Понятие «острота  зрения».

1

 

 

Знание, что такое «острота зрения».

Сохранять остаточное зрение.

 

Работать в заданном режиме.

 

 

 

 

Воспитание правильного отношения к своему дефекту.

5

Основные тифлопедагогические требования. 

 

 

1

 

 

Важность соблюдения гигиены глаза, Знание основных тифлопедагогических требований.

Соблюдать гигиену глаз, выполнять тифлопедагогические требования в  школе  и дома.

 

Самостоятельно выполнять правила гигиены глаза.

 

Расширение навыков самообслуживания.

 

6

Основные тифлопедагогические требования. 

 

 

1

 

 

Важность соблюдения гигиены глаза, Знание основных тифлопедагогических требований.

Соблюдать гигиену глаз, выполнять тифлопедагогические требования в  школе  и дома.

 

Самостоятельно выполнять правила гигиены глаза.

 

Расширение навыков самообслуживания.

 

III. Раздел. Восприятие цвета. (10 часов)

 

7

Сочетание цветов.

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

Знание правил сочетания цветов и их оттенков.

Сочетать цвета друг с другом

В орнаменте, при изготовлении различных поделок.

Определение соотношения компонентов объектов.

 

 

.

Развитие наглядно-образного мышления.

8

 

 

 

 

 

Сочетание цветов.

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

Знание правил сочетания цветов и их оттенков.

Сочетать цвета друг с другом

В орнаменте, при изготовлении различных поделок.

Определение соотношения компонентов объектов.

 

 

Практическая работа.

Развитие наглядно-образного мышления.

9

Сочетание цветов.

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

Знание правил сочетания цветов и их оттенков.

Сочетать цвета друг с другом

В орнаменте, при изготовлении различных поделок.

Определение соотношения компонентов объектов.

 

 

Практическая работа.

Развитие наглядно-образного мышления.

10

Сочетание цветов.

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

Знание правил сочетания цветов и их оттенков.

Сочетать цвета друг с другом

В орнаменте, при изготовлении различных поделок.

Определение соотношения компонентов объектов.

 

 

Практическая работа.

Развитие наглядно-образного мышления.

11

Сочетание цветов.

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

Знание правил сочетания цветов и их оттенков.

Сочетать цвета друг с другом

В орнаменте, при изготовлении различных поделок.

Определение соотношения компонентов объектов.

 

 

Практическая работа.

Развитие наглядно-образного мышления.

12

Сочетание цветов.

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

Знание правил сочетания цветов и их оттенков.

Сочетать цвета друг с другом

В орнаменте, при изготовлении различных поделок.

Определение соотношения компонентов объектов.

 

 

Практическая работа.

Развитие наглядно-образного мышления.

13

Формирование зрительных представлений по теме «Перелетные птицы нашего края».

1

 

 

Сформированность зрительных представлений по теме «Перелетные птицы».

 

Опознавать перелетных птиц по значимым признакам.

 

 

Выполнение анализа частей и опознавание предметов.

 

 

Развитие зрительного восприятия.

 

 

14

Формирование зрительных представлений по теме «Перелетные птицы нашего края».

1

 

 

Сформированность зрительных представлений по теме «Перелетные птицы».

 

Опознавать перелетных птиц по значимым признакам.

 

 

Выполнение анализа частей и опознавание предметов.

 

 

Развитие зрительного восприятия.

 

 

15

Формирование зрительных представлений по теме «Перелетные птицы нашего края».

1

 

 

Сформированность зрительных представлений по теме «Перелетные птицы».

 

Опознавать перелетных птиц по значимым признакам.

 

 

Выполнение анализа частей и опознавание предметов.

 

 

Развитие зрительного восприятия.

 

 

16

Формирование зрительных представлений по теме «Перелетные птицы нашего края».

1

 

 

Сформированность зрительных представлений по теме «Перелетные птицы».

 

Опознавать перелетных птиц по значимым признакам.

 

 

Выполнение анализа частей и опознавание предметов.

 

 

Развитие зрительного восприятия.

 

 

IV. Раздел. Восприятие формы и величины предметов. (10 часов)

17

Из каких фигур состоит предмет.

 

1

 

 

Соотнесение изображения предмета и геометрической фигуры.

Классифицировать фигуры по форме и величине.

 

 

Осуществление

анализа; синтеза сенсорной информации.

Практическая работа.

Развитие зрительного восприятия.

 

18

Из каких фигур состоит предмет.

 

1

 

 

Соотнесение изображения предмета и геометрической фигуры.

Классифицировать фигуры по форме и величине.

 

 

Осуществление

анализа; синтеза сенсорной информации.

Практическая работа.

Развитие зрительного восприятия.

 

19

 

 

 

Упражнения в  классификации фигур по форме, величине. 

1

 

 

 

 

 

 

Развитие наглядно - образного мышления.

Находить сходство и различие фигур.

 

Выявление существенных признаков объекта.

Практическая работа.

Выделение из группы предметов одного лишнего.

20

Упражнения в  классификации фигур по форме, величине. 

1

 

 

 

 

 

 

Развитие наглядно - образного мышления.

Находить сходство и различие фигур.

 

Выявление существенных признаков объекта.

Практическая работа.

Выделение из группы предметов одного лишнего.

21

Формирование зрительных представлений по теме «Деревья и  кустарники ».

 

1

 

 

Знание наиболее распространенных деревьев и кустарников нашего края.

Зрительно узнавать их в природе.

 

 

Опознавание, описывание различных объектов.

 

Расширение объема зрительной памяти.

 

22

Формирование зрительных представлений по теме «Деревья и  кустарники ».

 

1

 

 

Знание наиболее распространенных деревьев и кустарников нашего края.

Зрительно узнавать их в природе.

 

 

Опознавание, описывание различных объектов.

 

Расширение объема зрительной памяти.

 

23

Формирование зрительных представлений по теме «Деревья и  кустарники ».

 

1

 

 

Знание наиболее распространенных деревьев и кустарников нашего края.

Зрительно узнавать их в природе.

 

 

Опознавание, описывание различных объектов.

 

Расширение объема зрительной памяти.

 

24

Формирование зрительных представлений по теме «Деревья и  кустарники ».

 

1

 

 

Знание наиболее распространенных деревьев и кустарников нашего края.

Зрительно узнавать их в природе.

 

 

Опознавание, описывание различных объектов.

 

Расширение объема зрительной памяти.

 

25

Графический диктант.

1

 

 

Развитие зрительно-моторной координации

 

Выполнять рисунок по инструкции и самостоятельно по клеткам.

 

Свободно ориентироваться на плоскости.

 

Практическая работа.

Тактильно-зрительный способ выделения и анализа формы.

26

Графический диктант.

1

 

 

Развитие зрительно-моторной координации

 

Выполнять рисунок по инструкции и самостоятельно по клеткам.

 

Свободно ориентироваться на плоскости.

 

Практическая работа.

Тактильно-зрительный способ выделения и анализа формы.

V. Раздел. Ориентация в пространстве и на плоскости. (9 часов)

27

Взаимное   расположение предметов в пространстве.

1

 

 

Развитие зрительного глазомера.

 

Ориентироваться в пространстве.

Проведение разных видов сравнения.

Практическая работа.

Развитие зрительного анализа и синтеза.

28

Взаимное   расположение предметов в пространстве.

1

 

 

 

 

 

 

Развитие зрительного глазомера.

 

Ориентироваться в пространстве.

Проведение разных видов сравнения.

Практическая работа.

Развитие зрительного анализа и синтеза.

29

Практическая деятельность в свободном пространстве.

 

 

1

 

 

Развитие зрительно-моторной координации.

 

Располагать предметы в пространстве и на плоскости в заданном направлении и правильно словесно обозначать их расположение.

Оперирование понятиями, суждениями.

 

Практическая работа.

Ориентирование на основе пространственных представлений

 

30

Практическая деятельность в свободном пространстве.

 

 

1

 

 

Развитие зрительно-моторной координации.

 

Располагать предметы в пространстве и на плоскости в заданном направлении и правильно словесно обозначать их расположение.

Оперирование понятиями, суждениями.

 

Практическая работа.

Ориентирование на основе пространственных представлений

 

31

Формирование зрительных представлений по теме: «Моя квартира».

 

1

 

 

Знание правил составления плана комнаты, рационального расположения мебели.

Зрительным способом выделять пространственное положение в группе предметов.

 

Построение на плоскости заданных рисунков.

 

 

Совершенствование зрительно- моторной координации.

 

 

32

Формирование зрительных представлений по теме: «Моя квартира».

 

1

 

 

Знание правил составления плана комнаты, рационального расположения мебели.

Зрительным способом выделять пространственное положение в группе предметов.

 

Построение на плоскости заданных рисунков.

 

 

Совершенствование зрительно- моторной координации.

 

 

33

Экскурсия «Улица, на которой расположена моя школа».

1

 

 

Формирование адекватных зрительных образов предметов, объектов и явлений окруж. действит., их положение в пространстве.

Узнавать предметы и объекты на большом расстоянии.

 

Ориентирование на местности.

 

 

Целенаправленно развивать пространственное восприятие.

 

 

34

 

 

 

 

 

35-36

 

 

Экскурсия «Улица, на которой расположена моя школа».

 

Экскурсия «Улица, на которой расположена моя школа».

3

 

 

Формирование адекватных зрительных образов предметов, объектов и явлений окруж. действит., их положение в пространстве.

Узнавать предметы и объекты на большом расстоянии.

 

Ориентирование на местности.

 

 

Целенаправленно развивать пространственное восприятие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Форма контроля познавательной деятельности: индивидуальный контроль со стороны учителя, самоконтроль, взаимоконтроль.

 

Ученик должен понимать:

- значение зрения для человека; 

- важность соблюдения гигиены глаз.

 Должен знать:

- понятие «острота зрения»;

- основные тифлопедагогические требования.

Должен уметь:

- сохранять остаточное зрение;

- определять и сочетать различные цвета;

-ориентироваться на основе пространственных представлений;

- ориентироваться на плоскости и в пространстве

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              Литература и средства обучения, в том числе электронные образовательные ресурсы.

 

                                                       Основная литература:

1.      Тупоногов Б.К. Основы коррекционной педагогики. –Москва, 2004.

2.      Программа коррекционного курса «Охрана зрения и зрительного восприятия для учащихся 1 – 7 классов» школы-интерната IV  вида г.Владимира, 2010. Разработала: тифлопедагог Ксенофонтова Н.В.

3.      Плаксина Л.И. Психолого – педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. –М.:РАОИКП, 1999. Сайт в Интернете: www.pedlib.ru (Педагогическая библиотека).

                                            

                            Дополнительная литература:

  1. Пузанов Б.П. Коррекционная педагогика. – Москва, 1999.
  2. Денискина В.З. Коррекционные занятия по социально- бытовому ориентированию в школе для детей с нарушением зрения. – Москва, 2008.

3.      Шевлякова И.Н. Посмотри внимательно на мир. Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста.— М.: Генезис, 2003. Сайт в Интернете: www.pedlib.ru (Педагогическая библиотека).

  1. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. – Москва, «Просвещение», 1090.
  2. Грищенко Т.А. Педагогическая технология развития зрительного восприятия графических изображений слабовидящими школьниками. Сайт в Интернете: www.superin.ru (Лучшие работы в сети по логопедии и коррекционной педагогике).
  3. Сайт в Интернете: www. Festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей) и другие.

7.       Л. П. Григорьева, С. В. Сташевский. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. Учебно-методическое пособие. –Москва, 1990 http://www.twirpx.com/.

 

                                  Средства обучения:

Занятия проводятся в кабинете охраны зрения. Для организации теоретической и практической работы используются:

·         различные по форме и цвету элементов мозаики и конструктора (белого, черного, насыщенного красного, желтого, зеленого, синих цветов;

·         наборы черно-белых и цветных изображений предметов,  сюжетных ситуаций по темам, указанным в содержании курса;

·         цветные фломастеры, карандаши;

·         таблицы;

·         специализированные тифлосредства (лупы,  цветовые фоны, рельефно-графические пособия, специальные сигнализаторы);

·         персональный компьютер, различные презентации по темам и с заданиями,

·         видео и музыка для релаксации и другое.


 

Скачано с www.znanio.ru

Пояснительная записка. В проблеме социальной реабилитации детей с низким зрением важную роль играет психологическая компенсация отставания в развитии

Пояснительная записка. В проблеме социальной реабилитации детей с низким зрением важную роль играет психологическая компенсация отставания в развитии

Психофизиологический метод состоит в использовании специально организованной зрительной стимуляции, которая повышает функциональную активность анализатора, улучшает состояние основных функций зрения

Психофизиологический метод состоит в использовании специально организованной зрительной стимуляции, которая повышает функциональную активность анализатора, улучшает состояние основных функций зрения

IV раздел. Восприятие формы и величины предметов – 10часов - упражнения в классификации фигур по форме и величине, соотнесении изображения предмета и геометрической фигуры; -…

IV раздел. Восприятие формы и величины предметов – 10часов - упражнения в классификации фигур по форме и величине, соотнесении изображения предмета и геометрической фигуры; -…

Иметь сформированные зрительные представления по следующим темам: «Деревья и кустарники», «Моя квартира», «Перелетные птицы нашего края», 2

Иметь сформированные зрительные представления по следующим темам: «Деревья и кустарники», «Моя квартира», «Перелетные птицы нашего края», 2

Календарно - тематическое планирование №

Календарно - тематическое планирование №

Важность соблюдения гигиены глаза,

Важность соблюдения гигиены глаза,

Сочетание цветов. 1

Сочетание цветов. 1

Формирование зрительных представлений по теме «Перелетные птицы нашего края»

Формирование зрительных представлений по теме «Перелетные птицы нашего края»

Знание наиболее распространенных деревьев и кустарников нашего края

Знание наиболее распространенных деревьев и кустарников нашего края

Взаимное расположение предметов в пространстве

Взаимное расположение предметов в пространстве

Экскурсия «Улица, на которой расположена моя школа»

Экскурсия «Улица, на которой расположена моя школа»

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Литература и средства обучения, в том числе электронные образовательные ресурсы

Литература и средства обучения, в том числе электронные образовательные ресурсы

· таблицы; · специализированные тифлосредства (лупы, цветовые фоны, рельефно-графические пособия, специальные сигнализаторы); · персональный компьютер, различные презентации по темам и с заданиями, · видео и…

· таблицы; · специализированные тифлосредства (лупы, цветовые фоны, рельефно-графические пособия, специальные сигнализаторы); · персональный компьютер, различные презентации по темам и с заданиями, · видео и…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.09.2023