Пояснительная записка.
В проблеме социальной реабилитации детей с низким зрением важную роль играет психологическая компенсация отставания в развитии. Для решения теоретических и практических задач психологической коррекции нарушений зрительно-образных форм познания в процессе школьного обучения возникла необходимость создания системы компенсации и развития нарушенного зрительного восприятия.
В предлагаемой программе весь материал сгруппирован по разделам, позволяющим вести целенаправленную работу по развитию различных сторон зрительного восприятия (развитию восприятия основных сенсорных эталонов, формированию зрительных представлений о явлениях и предметах окружающего мира и др.) в тесной связи с развитием других психических процессов и в связи с изучением школьных предметов. Материал программы представлен так, что позволяет осуществлять преемственность в работе по развитию зрительного восприятия.
Предмет «Охрана зрения и развитие зрительного восприятия» является важным и необходимым в школе для детей с нарушением зрения. Этот предмет призван сохранять общее здоровье и остаточное зрение.
Цель данной программы: компенсация нарушений сенсорного и зрительного восприятия в единстве с развитием познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, речи, а так же мотивации, установок, интересов; стимуляция зрительной, познавательной, творческой активности; овладение знаниями о здоровье сберегающем процессе по охране зрения, а также помощь в адаптации к учебе, жизни.
Задачи программы:
1. Дать знания об основных тифлопедагогических требований для поддержания остаточного зрения.
2. Формирование зрительных сенсорных эталонов через расширение и углубление знаний о свойствах и качествах предметов.
3. Формирование у детей навыков зрительного обследования предметов за счет сохранных анализаторов с использованием средств коррекции.
4. Развитие умения сочетать цвета друг с другом, различать их оттенки при увеличении поля восприятия и расстояния между объектами.
5. Развитие восприятия глубины пространства и способности ориентироваться в пространстве.
В курсе используются психофизиологический и психолого-педагогический методы.
Психофизиологический метод состоит в использовании специально организованной зрительной стимуляции, которая повышает функциональную активность анализатора, улучшает состояние основных функций зрения.
Психолого-педагогический метод направлен на развитие анализа и синтеза сенсорной информации, ее интерпретации и категоризации; развитие мышления, речи, памяти, внимания.
Программа рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся по подгруппам 1раз в неделю. Развитие зрительного восприятия реализуется в ходе фронтальной и индивидуальной работы с детьми.
Содержание программы.
Объем часов – 35ч. Занятия проводятся по подгруппам 1 раз в неделю.
Основные разделы программы:
I раздел. Оценка уровня зрительного восприятия – 2 часа
-определение уровня знаний, умений и навыков после 2-го года обучения.
II раздел. Охрана зрения – 4 часа
- понятие «острота зрения»;
- основные тифлопедагогические требования, их соблюдение в школе и дома.
III раздел. Восприятие цвета – 10часов
- совершенствование восприятия цветов и их оттенков, умения сочетать цвета в орнаменте;
-формирование зрительных представлений по теме: «Перелетные птицы», умение сравнивать контурные и заполненные изображения птиц.
- фиксация цвета по насыщенности;
- развитие зрительно-моторной координации.
IV раздел. Восприятие формы и величины предметов – 10часов
- упражнения в классификации фигур по форме и величине, соотнесении изображения предмета и геометрической фигуры;
- упражнения на развитие наглядно-образного мышления: сходство и различие фигур, нахождение 4-го лишнего.
- формирование зрительных представлений по теме: «Деревья и кустарники» распознавание деревьев и кустарников по листьям, плодам,
- проведение зрительных диктантов;
V раздел. Ориентировка в пространстве и на плоскости– 9часов
- взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости, в заданном по отношению друг к другу положению; умение словесно объяснить положение предметов;
-развитие зрительного глазомера;
- формирование зрительных представлений по теме: «Моя квартира», составление плана комнаты ;
- экскурсия «Улица, на которой расположена школа»;
Требования к уровню подготовки учащихся:
1. Умение узнавать предметы в новых усложненных условиях восприятия в связи с заболеванием.
2. Умение сохранять остаточное зрение.
3. Знание тифлопедагогических требований и соблюдение их в школе и дома.
4. Умение сочетать цвета друг с другом в орнаменте, при изготовлении различных поделок.
5. Умение выполнять рисунки по клеткам по заданному образцу.
6. Умение располагать предметы в пространстве и на плоскости в заданном направлении и правильно словесно обозначать их расположение с помощью предлогов.
7. Умение классифицировать фигуры по форме и величине.
8. Иметь сформированные зрительные представления по следующим темам: «Деревья и кустарники», «Моя квартира», «Перелетные птицы нашего края»,
9. Умение выделять лишний объект, сличать сходные изображения.
10. Умение располагать предметы в пространстве и на плоскости в заданном направлении и правильно словесно обозначать их.
11. Умение ориентироваться в пространстве.
12. Умение зрительным способом выделять пространственное положение в группе предметов.
Календарно - тематическое планирование
№ |
Изучаемый раздел. Тема учебного материала |
Кол-во часов |
Календарные сроки |
Фактичес. сроки |
Планируемый результат |
Вид контроля |
Коррекц. задачи |
||
знания |
умения |
ОУУН и способы действий |
|||||||
I. Раздел. Оценка уровня развития зрительного восприятия. ( 2 часа)
|
|||||||||||
1. |
Оценка уровня развития зрительного восприятия. |
1 |
|
|
Важность и необходимость иметь навыки зрительных умений.
|
Узнавать предметы в новых усложненных условиях восприятия в связи с заболеванием.
|
Свободно ориентироваться в свойствах и качествах предметов. |
Тест. |
Совершенствование предметного восприятия.
|
||
2 |
Оценка уровня развития зрительного восприятия |
1 |
|
|
Важность и необходимость иметь навыки зрительных умений.
|
Узнавать предметы в новых усложненных условиях восприятия в связи с заболеванием.
|
Свободно ориентироваться в свойствах и качествах предметов. |
Тест. |
Совершенствование предметного восприятия.
|
||
II.Раздел. Охрана зрения. (4часа) |
|||||||||||
3 |
Понятие «острота зрения». |
1 |
|
|
Знание, что такое «острота зрения». |
Сохранять остаточное зрение.
|
Работать в заданном режиме.
|
|
Воспитание правильного отношения к своему дефекту. |
||
4 |
Понятие «острота зрения». |
1 |
|
|
Знание, что такое «острота зрения». |
Сохранять остаточное зрение.
|
Работать в заданном режиме.
|
|
Воспитание правильного отношения к своему дефекту. |
||
5 |
Основные тифлопедагогические требования.
|
1 |
|
|
Важность соблюдения гигиены глаза, Знание основных тифлопедагогических требований. |
Соблюдать гигиену глаз, выполнять тифлопедагогические требования в школе и дома.
|
Самостоятельно выполнять правила гигиены глаза. |
|
Расширение навыков самообслуживания.
|
||
6 |
Основные тифлопедагогические требования.
|
1 |
|
|
Важность соблюдения гигиены глаза, Знание основных тифлопедагогических требований. |
Соблюдать гигиену глаз, выполнять тифлопедагогические требования в школе и дома.
|
Самостоятельно выполнять правила гигиены глаза. |
|
Расширение навыков самообслуживания.
|
||
III. Раздел. Восприятие цвета. (10 часов) |
|||||||||||
7 |
Сочетание цветов.
|
1
|
|
|
Знание правил сочетания цветов и их оттенков. |
Сочетать цвета друг с другом В орнаменте, при изготовлении различных поделок. |
Определение соотношения компонентов объектов.
|
. |
Развитие наглядно-образного мышления. |
||
8
|
Сочетание цветов.
|
1
|
|
|
Знание правил сочетания цветов и их оттенков. |
Сочетать цвета друг с другом В орнаменте, при изготовлении различных поделок. |
Определение соотношения компонентов объектов.
|
Практическая работа. |
Развитие наглядно-образного мышления. |
||
9 |
Сочетание цветов.
|
1
|
|
|
Знание правил сочетания цветов и их оттенков. |
Сочетать цвета друг с другом В орнаменте, при изготовлении различных поделок. |
Определение соотношения компонентов объектов.
|
Практическая работа. |
Развитие наглядно-образного мышления. |
||
10 |
Сочетание цветов.
|
1
|
|
|
Знание правил сочетания цветов и их оттенков. |
Сочетать цвета друг с другом В орнаменте, при изготовлении различных поделок. |
Определение соотношения компонентов объектов.
|
Практическая работа. |
Развитие наглядно-образного мышления. |
||
11 |
Сочетание цветов.
|
1
|
|
|
Знание правил сочетания цветов и их оттенков. |
Сочетать цвета друг с другом В орнаменте, при изготовлении различных поделок. |
Определение соотношения компонентов объектов.
|
Практическая работа. |
Развитие наглядно-образного мышления. |
||
12 |
Сочетание цветов.
|
1
|
|
|
Знание правил сочетания цветов и их оттенков. |
Сочетать цвета друг с другом В орнаменте, при изготовлении различных поделок. |
Определение соотношения компонентов объектов.
|
Практическая работа. |
Развитие наглядно-образного мышления. |
||
13 |
Формирование зрительных представлений по теме «Перелетные птицы нашего края». |
1 |
|
|
Сформированность зрительных представлений по теме «Перелетные птицы».
|
Опознавать перелетных птиц по значимым признакам.
|
Выполнение анализа частей и опознавание предметов.
|
|
Развитие зрительного восприятия.
|
||
14 |
Формирование зрительных представлений по теме «Перелетные птицы нашего края». |
1 |
|
|
Сформированность зрительных представлений по теме «Перелетные птицы».
|
Опознавать перелетных птиц по значимым признакам.
|
Выполнение анализа частей и опознавание предметов.
|
|
Развитие зрительного восприятия.
|
||
15 |
Формирование зрительных представлений по теме «Перелетные птицы нашего края». |
1 |
|
|
Сформированность зрительных представлений по теме «Перелетные птицы».
|
Опознавать перелетных птиц по значимым признакам.
|
Выполнение анализа частей и опознавание предметов.
|
|
Развитие зрительного восприятия.
|
||
16 |
Формирование зрительных представлений по теме «Перелетные птицы нашего края». |
1 |
|
|
Сформированность зрительных представлений по теме «Перелетные птицы».
|
Опознавать перелетных птиц по значимым признакам.
|
Выполнение анализа частей и опознавание предметов.
|
|
Развитие зрительного восприятия.
|
||
IV. Раздел. Восприятие формы и величины предметов. (10 часов) |
|||||||||||
17 |
Из каких фигур состоит предмет.
|
1 |
|
|
Соотнесение изображения предмета и геометрической фигуры. |
Классифицировать фигуры по форме и величине.
|
Осуществление анализа; синтеза сенсорной информации. |
Практическая работа. |
Развитие зрительного восприятия.
|
||
18 |
Из каких фигур состоит предмет.
|
1 |
|
|
Соотнесение изображения предмета и геометрической фигуры. |
Классифицировать фигуры по форме и величине.
|
Осуществление анализа; синтеза сенсорной информации. |
Практическая работа. |
Развитие зрительного восприятия.
|
||
19
|
Упражнения в классификации фигур по форме, величине. |
1
|
|
|
Развитие наглядно - образного мышления. |
Находить сходство и различие фигур.
|
Выявление существенных признаков объекта. |
Практическая работа. |
Выделение из группы предметов одного лишнего. |
||
20 |
Упражнения в классификации фигур по форме, величине. |
1
|
|
|
Развитие наглядно - образного мышления. |
Находить сходство и различие фигур.
|
Выявление существенных признаков объекта. |
Практическая работа. |
Выделение из группы предметов одного лишнего. |
||
21 |
Формирование зрительных представлений по теме «Деревья и кустарники ».
|
1 |
|
|
Знание наиболее распространенных деревьев и кустарников нашего края. |
Зрительно узнавать их в природе.
|
Опознавание, описывание различных объектов. |
|
Расширение объема зрительной памяти.
|
||
22 |
Формирование зрительных представлений по теме «Деревья и кустарники ».
|
1 |
|
|
Знание наиболее распространенных деревьев и кустарников нашего края. |
Зрительно узнавать их в природе.
|
Опознавание, описывание различных объектов. |
|
Расширение объема зрительной памяти.
|
||
23 |
Формирование зрительных представлений по теме «Деревья и кустарники ».
|
1 |
|
|
Знание наиболее распространенных деревьев и кустарников нашего края. |
Зрительно узнавать их в природе.
|
Опознавание, описывание различных объектов. |
|
Расширение объема зрительной памяти.
|
||
24 |
Формирование зрительных представлений по теме «Деревья и кустарники ».
|
1 |
|
|
Знание наиболее распространенных деревьев и кустарников нашего края. |
Зрительно узнавать их в природе.
|
Опознавание, описывание различных объектов. |
|
Расширение объема зрительной памяти.
|
||
25 |
Графический диктант. |
1 |
|
|
Развитие зрительно-моторной координации
|
Выполнять рисунок по инструкции и самостоятельно по клеткам.
|
Свободно ориентироваться на плоскости.
|
Практическая работа. |
Тактильно-зрительный способ выделения и анализа формы. |
||
26 |
Графический диктант. |
1 |
|
|
Развитие зрительно-моторной координации
|
Выполнять рисунок по инструкции и самостоятельно по клеткам.
|
Свободно ориентироваться на плоскости.
|
Практическая работа. |
Тактильно-зрительный способ выделения и анализа формы. |
||
V. Раздел. Ориентация в пространстве и на плоскости. (9 часов) |
|||||||||||
27 |
Взаимное расположение предметов в пространстве. |
1 |
|
|
Развитие зрительного глазомера.
|
Ориентироваться в пространстве. |
Проведение разных видов сравнения. |
Практическая работа. |
Развитие зрительного анализа и синтеза. |
||
28 |
Взаимное расположение предметов в пространстве. |
1
|
|
|
Развитие зрительного глазомера.
|
Ориентироваться в пространстве. |
Проведение разных видов сравнения. |
Практическая работа. |
Развитие зрительного анализа и синтеза. |
||
29 |
Практическая деятельность в свободном пространстве.
|
1 |
|
|
Развитие зрительно-моторной координации.
|
Располагать предметы в пространстве и на плоскости в заданном направлении и правильно словесно обозначать их расположение. |
Оперирование понятиями, суждениями.
|
Практическая работа. |
Ориентирование на основе пространственных представлений
|
||
30 |
Практическая деятельность в свободном пространстве.
|
1 |
|
|
Развитие зрительно-моторной координации.
|
Располагать предметы в пространстве и на плоскости в заданном направлении и правильно словесно обозначать их расположение. |
Оперирование понятиями, суждениями.
|
Практическая работа. |
Ориентирование на основе пространственных представлений
|
||
31 |
Формирование зрительных представлений по теме: «Моя квартира».
|
1 |
|
|
Знание правил составления плана комнаты, рационального расположения мебели. |
Зрительным способом выделять пространственное положение в группе предметов.
|
Построение на плоскости заданных рисунков.
|
|
Совершенствование зрительно- моторной координации.
|
||
32 |
Формирование зрительных представлений по теме: «Моя квартира».
|
1 |
|
|
Знание правил составления плана комнаты, рационального расположения мебели. |
Зрительным способом выделять пространственное положение в группе предметов.
|
Построение на плоскости заданных рисунков.
|
|
Совершенствование зрительно- моторной координации.
|
||
33 |
Экскурсия «Улица, на которой расположена моя школа». |
1 |
|
|
Формирование адекватных зрительных образов предметов, объектов и явлений окруж. действит., их положение в пространстве. |
Узнавать предметы и объекты на большом расстоянии.
|
Ориентирование на местности.
|
|
Целенаправленно развивать пространственное восприятие.
|
||
34
35-36
|
Экскурсия «Улица, на которой расположена моя школа».
Экскурсия «Улица, на которой расположена моя школа». |
3 |
|
|
Формирование адекватных зрительных образов предметов, объектов и явлений окруж. действит., их положение в пространстве. |
Узнавать предметы и объекты на большом расстоянии.
|
Ориентирование на местности.
|
|
Целенаправленно развивать пространственное восприятие.
|
||
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Форма контроля познавательной деятельности: индивидуальный контроль со стороны учителя, самоконтроль, взаимоконтроль.
Ученик должен понимать:
- значение зрения для человека;
- важность соблюдения гигиены глаз.
Должен знать:
- понятие «острота зрения»;
- основные тифлопедагогические требования.
Должен уметь:
- сохранять остаточное зрение;
- определять и сочетать различные цвета;
-ориентироваться на основе пространственных представлений;
- ориентироваться на плоскости и в пространстве
Литература и средства обучения, в том числе электронные образовательные ресурсы.
Основная литература:
1. Тупоногов Б.К. Основы коррекционной педагогики. –Москва, 2004.
2. Программа коррекционного курса «Охрана зрения и зрительного восприятия для учащихся 1 – 7 классов» школы-интерната IV вида г.Владимира, 2010. Разработала: тифлопедагог Ксенофонтова Н.В.
3. Плаксина Л.И. Психолого – педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. –М.:РАОИКП, 1999. Сайт в Интернете: www.pedlib.ru (Педагогическая библиотека).
Дополнительная литература:
3. Шевлякова И.Н. Посмотри внимательно на мир. Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста.— М.: Генезис, 2003. Сайт в Интернете: www.pedlib.ru (Педагогическая библиотека).
7. Л. П. Григорьева, С. В. Сташевский. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. Учебно-методическое пособие. –Москва, 1990 http://www.twirpx.com/.
Средства обучения:
Занятия проводятся в кабинете охраны зрения. Для организации теоретической и практической работы используются:
· различные по форме и цвету элементов мозаики и конструктора (белого, черного, насыщенного красного, желтого, зеленого, синих цветов;
· наборы черно-белых и цветных изображений предметов, сюжетных ситуаций по темам, указанным в содержании курса;
· цветные фломастеры, карандаши;
· таблицы;
· специализированные тифлосредства (лупы, цветовые фоны, рельефно-графические пособия, специальные сигнализаторы);
· персональный компьютер, различные презентации по темам и с заданиями,
· видео и музыка для релаксации и другое.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.