Перспективный план организованной учебной деятельности
для средней группы
Образовательная область: «Познание »
Раздел: «Формирование элементарных математических представлений»
№
1
2
3
4
5
6
Содержание
Тема: «Сравнение двух групп предметов (один и много)»
Цель: Сформировать представление о понятиях один и
много.
Задачи: Учить детей сравнивать равные и неравные группы
предметов, пользуясь приемами приложения предметов
одной группы к предметам другой, устанавливать равенство,
обозначать результаты сравнения словами «больше»,
«меньше», «поровну». Развивать умения сравнивать предметы
контрастные и одинаковые по длине, употребляя слова и
выражения «длиннее», «короче», «одинаковые по длине».
Тема: «Широкий – узкий»
Цель: Учить детей сравнивать предметы по ширине.
Задачи : Продолжать учить детей сравнивать предметы по
ширине. Развивать умения находить признаки сходства и
различия предметов одинаковых и разных по ширине.
Тема: «Число и цифра 1»
Цель: Познакомить с цифрой 1.
Задачи : Учить детей различать группы предметов,
содержащие 1 и 1, 1 и много предметов, сравнивать, называть
число предметов.
Дидактическа игра «Что изменилось?» закрепление
геометрических фигур.
Тема: «Геометрические фигуры»
Цель: Сформировать представление о геометрических
фигурах.
Задачи: Учить детей узнавать и называть геометрические
фигуры: круг, квадрат, треугольник; обследовать форму
фигур, используя осязание и зрение. Тренировать
мыслительные операции, развивать речь.
Тема: «Число и цифра 2»
Цель: Познакомить с цифрой 2.
Задачи: Учить детей сравнивать группы, содержащие 1 и 2, 2
и 2 предмета, устанавливать равенство и неравенство,
называть число предметов, обозначать цифрой. Упражнять в
сравнении предметов по высоте и толщине. Ориентировка во
времени: части суток (дидактическая игра «Когда это
бывает?»).
Тема: «Ориентировка в пространстве по отношению к
себе»
Цель: Учить детей различать и называть пространственное
направление от себя: «слева», «справа», «на», «под».
Задачи : Формировать навыки определения пространственных
Количество
организованной
учебной
деятельности
1
1
1
1
1
17
8
9
10
11
12
направлений вне посредственной близости от себя. Закрепить
умение сравнивать предметы по величине: толстый, тонкий,
выделяя признаки сходства и различия.
Тема: «Число и цифра 3»
Цель: Познакомить с цифрой 3.Сравнивать предметы по
ширине.
Задачи : Учить сравнивать группы, содержащие 2 и 2, 2 и 3
предмета, называть число предметов, устанавливать равенство
и неравенство. Закрепить сравнение предметов по ширине.
Дидактическая игра «Угадай, что где находится?»,
ориентировка в пространстве.
Тема: «Утро, вечер, день, ночь»
Цель: Дать понятие о частях суток.
Задачи : Расширять представление о частях суток,
обучать правильной последовательности при их назывании
:утро, день, обед, вечер, ночь.
Сравнение чисел 2 и 3. установление равенства и
неравенства. Продолжать учить сравнивать знакомые
предметы по величине (большой, поменьше, маленький).
Тема: «Счет в пределах 3х. Соотнесение цифры и числа»
Цель: Развивать навыки количественного счета в пределах 3.
Задачи: Продолжать учить детей считать в пределах 3. Учить
детей отсчитывать предметы по заданию, обозначать цифрой.
Закреплять знание геометрических фигур (квадрат, круг,
треугольник) дидактическая игра «Из каких фигур состоит
предмет?»
Тема: «Выше ниже одинаковые по высоте»
Цель: Учить сравнивать предметы по высоте.
Задачи : Учить детей сравнивать два контрастных предмета
по высоте, пользуясь приемами приложения, обозначать
результаты сравнения словами: «выше», «ниже»,
«одинаковые по высоте». Закреплять умения детей
выполнять столько движений, сколько игрушек стоит (в
пределах от 1 до 3).Расширять представление детей о частях
суток (утро,день,вечер, ночь).
Тема: «Счет до 3х. Соотнесение цифр и чисел 1,2 и 3»
Цель: Развивать навыки порядкового счета в пределах 3х.
Задачи : Продолжать учить считать в пределах 3, называя
числительные по порядку, согласовывая в роде, числе и
падеже; называть итоговое число. Закрепить знание цифр 1, 2
и 3. Упражнять в ориентировке в пространстве (по отношению
к себе).
Тема: «Впереди сзади, слева справа»
Цель: Учить ориентировать в пространстве.
Задачи : Учить определять направления и расположение
предметов от себя (впереди, сзади, слева, справа).
Закрепить умение вести счет в пределах 3, находить столько
игрушек, сколько кружков на числовой карточке.
Дидактическая игра «Из каких фигур состоит предмет?»,
1
1
1
1
1
113
14
15
16
17
18
знание геометрических фигур.
Тема: «Число и цифра 4.
Цель: Познакомить с цифрой 4.
Задачи: Учить детей сравнивать группы предметов в
пределах 4, познакомить с цифрой 4. Формировать понятие,
что число не зависит от формы расположения предметов.
Познакомить детей с новой геометрической фигурой
прямоугольник.
Тема: «Куб»
Цель: Дать представление о кубе.
Задачи : Познакомить детей с кубом в сравнении с
квадратом, упражнять в обследовании фигуры и формы
осязательнодвигательным путем.
Упражнять в установлении равенства между группами
предметов (добавлять или убавлять один предмет).
Дидактическая игра «Положи, куда скажу» учить
выкладывать по образцу.
Тема: «Количественный и порядковый счет»
Цель: Учить различать количественный и порядковый счет.
Задачи: Учить детей считать предметы в пределах 4,
различать
количественный и порядковый счет, отвечать на вопросы:
«Сколько всего?», «Который?», «Какой по счету?».
Упражнять в различении куба с квадратом.
Упражнять в сравнении предметов по высоте.
Тема: «Шар»
Цель: Дать представление о шаре.
Задачи: Познакомить детей с шаром в сравнении с кругом,
упражнять в обследовании фигуры и формы осязательно
двигательным путем.
Упражнять в отсчитывании предметов по образцу и
названному числу. Упражнять в сравнении предметов по
длине д.и «Наоборот
Тема: «Измерение длины с помощью условной мерки»
Цель: Учить определять величину предмета с помощью
условной мерке.
Задачи :Учить детей измерять длину двух предметов с
помощью условной мерки.
Упражнять в сравнении двух групп предметов до 4 д.и.
«Кому сколько?»
Учить различать понятия: «вчера», «сегодня», «завтра»,
правильно пользоваться словами.
Тема: «Число и цифра 5»
Цель: Познакомить с цифрой 5
Задачи: Учить детей считать в пределах 5, называть
числительные по порядку, указывая на предметы,
расположенные в ряд.
Продолжать учить обозначать словами положение предмета
по отношению к себе: впереди, позади, справа, слева, внизу,
1
1
1
1
1
1далеко, близко.
Дидактическая игра «Найди такую же» закрепить умение
соотносить геометрическую фигуру с образцом.
Тема: «Цилиндр»
Цель: Дать представление о цилиндре.
Задачи: Познакомить детей с цилиндром в сравнении с
прямоугольником, упражнять в обследовании фигуры и
формы осязательнодвигательным путем.
Упражнять в отсчитывании предметов по образцу и
названному числу.
Тема: «Количественный и порядковый счет»
Цель: Научить детей различать порядковый и
количественный
счет.
Задачи: Развивать навыки порядкового счета , назвать
порядковые числительные, отвечать на вопросы
«Который?» «Какой по счету?» Продолжать учить детей
пользоваться условной меркой при сравнении двух
предметов.
Упражнять в отсчитывании предметов по образцу и
названному числу.
Дидактическая игра «Какая по счету игрушка спрятана?»
Тема: «Шире , уже. одинаковые по толщине»
Цель: Сравнение предметов по ширине
Задачи: Учить раскладывать предметы в убывающем и
возрастающем порядке по ширине. (Например: самая широкая,
уже, ещё уже, самая узкая).
Закрепление количественного счета и навыков счета в пределах
пяти.
Определение пространственного расположения геометрических
фигур и воспроизведение того же расположения дидактическая
игра «Которая игрушка спряталась?»
Тема: «Что мы знаем и умеем»
Цель: Продолжать учить считать предметы в пределах 5
Задачи: Сравнивая две группы предметов отвечать на
вопросы «Сколько было?» ,«Сколько стало ?», добавляя к
меньшей группе недостающий предмет (или убирая из
большей группы предмет). Закрепить умение раскладывать
предметы слева, справа, сверху, внизу по отношению к себе.
Дидактическая игра «Что это?» учить способам
осязательного обследования узнавать геометрические
фигуры (куб, шар, цилиндр.).
Тема: «Волшебная страна геометрических фигур»
Цель: Упражнять в умение различать геометрические тела и
фигуры.
Задачи: Учить различать и называть геометрические тела
(куб, шар, цилиндр) и фигуры (квадрат, круг, треугольник,
прямоугольник, овал). Дидактическая игра «На что это
похоже?» находить предметы подобной геометрической
формы в окружающей обстановке. Упражнять в отсчитывании
геометрических фигур и тел по образцу и названному числу.
Тема: «Какой по счету?» «Который?»
19
20
21
22
23
24
1
1
1
1
1
1Цель: Развивать навыки порядкового счета в пределах .
Задачи: Закреплять представления о порядковом счете,
умение правильно отвечать на вопросы: «Какой по счету?»,
«Который?». Продолжать учить считать предметы в пределах
5, относить последнее числительное ко всей группе,
(например: всего 5 мячей).
Учить детей двигаться в заданном направлении (впередназад,
вправовлево, встать между предметами). Дидактическая игра
«Угадай сколько?»
Тема: «Далеко близко»
Цель: Учить ориентироваться в пространстве.
Задачи :Продолжать учить определять пространственное
расположение предметов по отношению к себе. Например:
далеко близко, высоко низко, вверху внизу, позади
впереди. Устанавливать независимость числа предметов от
формы расположения, размера, расстояния между ними.
Продолжать учить отсчитывать определенное число
предметов по образцу и названному числу.
Тема: «Больше, меньше, поровну»
Цель: Учить устанавливать равенства двумя способами.
Задачи : Учить детей устанавливать равенство и неравенство
групп предметов, когда предметы находятся на различном
расстоянии друг от друга.
Продолжать учить раскладывать предметы в возрастающем и
убывающем порядке по длине (самая длинная, короче, ещё
короче, самая короткая).
Счет предметов с помощью разных анализаторов.
Тема: «Быстро медленно, скоро»
Цель: Познакомить с временным понятием: быстро,
медленно, скоро.
Задачи :Раскрыть на конкретных примерах понятия быстро ,
медленно , скоро.
Упражнять в сравнении предметов по величине.
Сравнивать различные предметы с геометрическими
фигурами.
Дидактическая игра «Наш день» части суток.
Тема: «Столько же, поровну»
Цель: Продолжать развивать навыки счета.
Задачи :Устанавливать равенство между группами,
состоящими из одинакового количества разных предметов
(«на верхней полосе 5 морковок, а на нижней 5 грибков,
морковок и грибков поровну»). Упражнять детей в сравнении
куба и шара, пользуясь осязательнодвигательным и
зрительным путем. Дидактическая игра «Что изменилось?»
(количественный и порядковый счет).
Тема: «Утровечер, деньночь»
Цель: Продолжать расширять представления о частях суток.
Задачи : Закрепить части суток: утро, вечер, день, ночь.
Продолжать учить различать и называть геометрические тела:
куб, шар.
Упражнять в обследовании формы предметов осязательно
двигательным путем.Дидактическая игра «Живые цифры».
25
26
27
28
29
1
1
1
1
130
31
32
33
34
35
36
Тема: «Сравнение групп предметов»
Цель: Упражнять в умение сравнивать предметы множенств.
Задачи : Продолжать учить устанавливать равенство и
неравенство групп предметов, когда они различны по
величине и различна форма их расположения.
Дидактическая игра. «Выложи фигуру» (по образцу из
счетных палочек).
Дидактическая игра «Когда это бывает?» (времена года).
Тема: «Измерение длины с помощью условной мерки»
Цель: Продолжать учить детей измерять два предмета с
помощью третьего условной меры.
Задачи : Развивать умение детей выявлять свойства
предметов, сравнивать предметы по их свойствам,
устанавливать общее свойство предметов и находить лишний
предмет. Дидактическая игра «У кого столько же?»
Тема: «Порядковый счет»
Цель: Продолжать учить детей считать в пределах 5 по
порядку.
Задачи: Учить отгадывать загадки на основе зрительно
воспринимаемой информации, понимать поэтические
сравнения, лежащие в основе загадки (логические задачи).
Закреплять знание геометрических фигур (круг, треугольник,
квадрат, прямоугольник). Их отличие от геометрических тел
(куб, шар). Дидактическая игра «Когда это бывает?»
Тема: «Вчера, сегодня, завтра»
Цель: Учить детей пользоваться словами «вчера», «сегодня»,
«завтра».
Задачи: Продолжать учить детей отсчитывать предметы по
названному числу (отсчитывай три утки, пять зайчат и т. д.).
Закрепить умение раскладывать предметы в возрастающем и
убывающем порядке по высоте (самый высокий, ниже, ещё
ниже, самый низкий и наоборот самый низкий, выше, ещё
выше, самый высокий).
Дидактическая игра «Соедини правильно».
Тема: «Счет по образцу и названному числу»
Цель: Закрепить навыки порядкового счета..
Задачи: Продолжать учить отсчитывать предметы по образцу
и названному числу. Раскладывать предметы в возрастающем
и убывающем порядке по толщине (самый толстый, толстый,
тоньше, ещё тоньше, тонкий, самый тонкий и наоборот).
Тема: «Веселая угадайка»
Цель: Развивать навыки порядкового счета с помощью
различных анализаторов.
Задачи : Развивать логическое мышление, восприятие,
закреплять навыки счета, знание цифр ( 1,2,3,4,5),
геометрических фигур ( круг, квадрат, прямоугольник, овал,
треугольник .Воспитывать усидчивость , желание доводить
начатое дело до конца.
Тема: «Чему мы научились» Контрольное
Цель: Отслеживание навыков практической работы.
Задачи :Числа и цифры в пределах 5
Сравнение групп предметов, установление равенства и
1
1
1
1
1
1
1неравенства
Порядковый счет
Вчера, сегодня, завтра
Измерения с помощью условной мерки
Итого:
36