Перспективный план по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и обучению элементам грамоты (1 период сентябрь, октябрь, ноябрь)
составитель учитель-логопед высшей квалификационной категории Маковей ЛГ.
Пояснительная записка к перспективному плану по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и обучению элементам грамоты.
Части занятия проводятся в определенной последовательности.
Работа на уровне звука, слога.
1.Характеристика звука (гласный или согласный, звонкий или глухой, мягкий или твердый вариант звучания)
2.Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец слова)
3.Анализ прямых слогов с изучаемым звуком типа ПА ПО ПУ ПИ ПЫ (далее ПЯ ПЁ ПЮ ПЕ)
4.Печатание слогов под диктовку (для ослабленных детей пишется образец на доске, затем вытирается и дети пишут по памяти).
5.Чтение написанных слогов.
Работа на уровне слова.
6.Звуко-слоговой анализ одного слова с изучаемым звуком, зарисовка схемы слова.
7.Деление слов на слоги, формирование понимания слогообразующей роли гласных (в слове столько слогов, сколько гласных звуков, определение ударного слога.
8.Звуко-слоговой анализ с последуюшим написанием и прочтением слов с постепенно усложняющейся структурой:
-односложные типа СОК КИТ;
-двухсложные типа КАША ПИЛА;
-двухсложные со стечением согласных типа КОШКА (набор слов со вторым слогом КА или КИ);
-трехсложные типа МА-ЛИ-НА;
-односложные со стечением согласных типа СТОЛ;
- трехсложные со стечением согласных типа КОРЗИНА.
Преобразование слов путем замены, перестановки, добавления звука.
Работа на уровне предложения.
9.Определение количества слов в предложении, зарисовка схемы предложения с постепенно усложняющейся структурой:
-предложение из двух слов типа «Лиса бежит». «Лиса хитрая».
- предложение из трех слов типа «Мама варит кашу». «Вот рыжая кошка».
-предложение с простым предлогом типа «У кота лапы». «На реке лодка». «В лесу ходит волк». «Мальчик идет из магазина». «Кот сидит под стулом». «Маша и Дима кушают суп».
-предложение, распространенное словами-признаками типа «Вот летит легкая снежинка». «На столе стоит большая ваза».
-предложения с однородными членами типа «Мама купила картошку, капусту, горох».
10.Написание одного предложения после предварительного разбора (для ослабленных детей пишется образец на доске, затем вытирается и дети пишут по памяти, по одному слову).
Овладение умением постановки вопросов к словам предложения.
Усвоение правил правописания.
-раздельное написание слов в предложении;
-обозначение границ предложения (заглавная буква в начале предложения, точка в конце предложения);
-написание имен и кличек животных с заглавной буквы;
-написание слов с сочетаниями ШИ ЖИ ЧА ЩА ЧУ ЩУ.
Усвоение понятий «звук», «слог», «слово», «предложение», «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «ударение», «вопросительный знак», «восклицательный знак».
В ходе занятия по мере утомляемости детей проводится:
-упражнения на релаксацию;
-упражнения на согласование речи с движением;
-пальчиковая гимнастика.
С целью усвоения грамматических форм языка проводятся дидактические игры, насыщенные речевым материалом в соответствии с изучаемым звуком (по методике Пожиленко И.А.).
Большое внимание уделяется дифференциации звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам (С-СЬ; З-ЗЬ; С-З; Ц; С-Ц; Ш-Ж; Ш-С; Ж-З; А-Я; У-Ю; О-Ё; Л-ЛЬ; Р-РЬ; Ч-ТЬ; Щ-Ч; Ф-В; К-КЬ-Г-ГЬ; К-Г-Х; Й-ЛЬ)
Дата |
Тема |
Аналитико – синтетическая деятельность. |
Развитие графомоторных навыков, чтение, печатание |
Развитие фонематического слуха, слухового внимания, памяти. |
Развитие лексико – грамматического строя речи. |
|
Звук и буква С,СЬ |
са со сы су си нос сок Вот сок.
|
буква с С са со сы су си Схема односложного слова«нос»,«сок». Схема, печатание двухсоставного предложения.«Вот сок.» |
Нахождение места звука в слове. д/и «Не ошибись» (с.15) |
Образование существительных в творит.падеже ед. и мн. числа (с.26) |
|
Дифференциация С-Сь |
сом сон Понятие «слово – предмет». Предметы живые и неживые. |
сом сон Рисование по клеткам «Елочка» |
Нахождение места звука в слове. д/и «Чего много» (с. 16) |
Образование возвратной формы глаголов (с.27) |
|
Звук и буква З |
за зо зу зы зи зуб зонт Вот суп.
|
буква з, З за зозузызи Схема односложного слова «зуб»,«зонт». Схема двухсложного слова«козы» Схема, печатание двухсоставного предложения. «Вот суп.»
|
Игра – загадка «Подскажи словечко» (с.29) |
Образование относительных прилагательных (с.29) |
|
Дифференциация З-ЗЬ |
зубы Понятие «слово – предмет». Предметы живые и неживые. |
Схема двухсложного слова «зубы». Деление слов на слоги, схема слов с гласными буквами |
Игра «Не ошибись» (с.28) |
Составление предложений с предлогом «за» по демонстрации действий (с.29) |
|
Дифференциация С-З |
зима косы Понятие «слово – действие». Там козы. |
са за со зо сы зы су зу ас аз ос оз ус уз сок суп сам зуб сын зал Схема двухсложного слова «зима»,«косы». Деление слов на слоги, схема слов с гласными буквами. Схема двухсоставного предложения, печатание «Там козы.»
|
Знакомство со словами – паронимами. (с.30) |
Составление предложений с предлогами с, со, из, из-за (с.30) |
Дата |
Тема |
Аналитико – синтетическая деятельность. |
Развитие графомоторных навыков, чтение, печатание. |
Развитие фонематического слуха, слухового внимания, памяти. |
Развитие лексико – грамматического строя речи. |
|
Звук[Ш]. Буква Ш |
каша Маша Даша Паша Тут шуба. Понятие «слово – действие». |
буква ш Ш ша шу шо ши Схема двухсложного слова «каша». Маша Даша Паша Схема предложения, печатание «Тут шуба.» |
Игра – загадка «Подскажи словечко» (с.42) |
Образование уменьшительной формы существительных с суф. –ушк -- (с.42) |
|
Слог ШИ |
шина шипы уши Понятие «слово – признак». |
слог ШИ Схема двухсложного слова «шина». шипы уши Схема предложения с предлогом «у», печатание «У шины шипы. У мыши уши.» |
Подбор слов – признаков к слову – предмет; согласование прилагательных с сущ.
|
Образование относительных прилагательных (с.42) |
|
Звук и буква Ж. Слог ЖИ. |
шажожужи жар жук жир кожа Вот сидит жаба.
|
жажожужи жар жук жир кожа; ужи пажи ножи лужи лыжи Схема двухсложного слова «кожа». Схема предложения, печатание «Вот сидит жаба.»
|
Игра «Запомни и повтори» (с.45) |
Образование (существительных с суф. –ок - (с.45) |
|
Дифференциация звуков Ш - Ж |
шу жушажа ши жишожо шар жар пушок лужок Шар у Шуры. Жар у Жоры.
|
шу жушажа ши жишожо шар жар пушок лужок Схема предложения, печатание «Шар у Шуры. Жар у Жоры.» Схема предложения типа «Художник рисует картину». Слова – предметы, слова – действия. |
Знакомство с новыми словами – паронимами. (с.47) |
Образование притяжательных прилагательных от названий животных (с.47) |
|
Дифференциация С-Ш. |
саша со шо су шу сы ши Саша мишка миска кашка каска
|
саша со шо су шу сы ши Преобразование слов, печатание: мишка - миска, кашка - каска. Схема слова «Саша». Схема предложения типа «Вот бежит рыжая лиса». Слова – предметы, слова – действия, слова – признаки. Главные слова предложения. |
Знакомство с новыми словами – паронимами (с.43) Игра «Не ошибись» (с.43) |
Дополнение предложений предлогами (с.44) |
Дата |
Тема |
Аналитико – синтетическая деятельность. |
Развитие графомоторных навыков, чтение, печатание |
Развитие фонематического слуха, слухового внимания, памяти. |
Развитие лексико – грамматического строя речи. |
|
Дифференциация звуков Ж - З |
жа за жозожузужизы жар зал коза кожа
|
жа за жозожузужизы жар зал коза кожа Схема двухсложного слова «Зина»; «кожа». Схема предложения типа «Жираф жует зеленую траву». Слова – предметы, слова – действия, слова – признаки. Главные слова предложения. |
Исправить и воспроизвести предложение (с.47) |
Согласование прилагательных с сущ. и составление предложений с ними.(с.47) (с.47) |
Звук и буква Л.
|
ла лолулы лак лужа полкаМила мыла пол. |
Преобразование слов, печатание палка – полка; лодка – ложка; лапа – лупа. Схема двухсложного слова «палка» Схема предложения, печатание «Мила мыла пол». Слова – предметы, слова – действия. Главные слова предложения. |
Игра – загадка «Подскажи словечко» (с 44) |
Образование прошедшего времени глаголов (с.44) |
|
|
Дифференциация звуков Л - ЛЬ |
Нахождение места звука в слове лак липа лужа лимон малина молоко Лиза солит суп. |
Схема слова «липа»; «лимон». Схема предложения, печатание «Лиза солит суп». Слова – предметы, слова – действия. Схема предложения типа «Легкий листик летит на землю». Слова – предметы, слова – действия, слова – признаки, предлог «на». Главные слова предложения. |
Игра «Запомни и повтори» (с.45) |
Образование существительных с суф. –онок -,(с.45) |
|
Звук и буква Я. |
Нахождение места звука в слове яркий змея пояс якорь Яна катит мяч. |
тямяня ля дясязяпябя Коля Толя Оля няня дядя Схема слова «яма». Схема предложения, печатание «Яна катит мяч». Слова – предметы, слова – действия. Схема предложения типа «Длинная палка лежит под лавкой.». Слова – предметы, слова – действия, слова – признаки, предлог «под».». Главные слова предложения.
|
Игра «Закончи слово» звуком Я: коль - ;стуль - ; перь - ; копь - ; брать - ; хлопь -; клочь - ;сыновь -. |
Образование глаголов с приставками по-, у-, с-, подо-.(с.45) Составление предложений из деформированного текста |
|
Дифференциация звуков А-Я |
мамя та тясася ла ля да дя Таня Валя Надя Катя вяжет носок. |
мамя та тясася ла ля да дя Схема слова «мята», «маяк». Схема предложения, печатание «Катя вяжет носок». Слова – предметы, слова – действия. Схема предложения типа «Зеленая лягушка выпрыгнула из лужи.». Слова – предметы, слова – действия, слова – признаки, предлог «из». Главные слова предложения. |
Игра «Сигнальщики» Цель: Дифференциация твердых – мягких звуков в словах: мясо, мак, лямка, лак, дядя, дары.
|
Согласование прилагательных с сущ. и составление предложений с ними. (с.47) |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.