Перспективный план по обучению элементам грамоты
Оценка 4.9

Перспективный план по обучению элементам грамоты

Оценка 4.9
docx
12.12.2021
Перспективный план по обучению элементам грамоты
перспективный план по обучению элементам грамоты.Документ Microsoft Word.docx

Перспективный план по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и обучению элементам грамоты (1 период сентябрь, октябрь, ноябрь)

составитель учитель-логопед высшей квалификационной категории Маковей ЛГ.

Пояснительная записка к перспективному плану по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и обучению элементам грамоты.

Части занятия проводятся в определенной последовательности.

Работа на уровне звука, слога.

1.Характеристика звука (гласный или согласный, звонкий или глухой, мягкий или твердый вариант звучания)

2.Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец слова)

3.Анализ прямых слогов с изучаемым звуком типа ПА ПО ПУ ПИ ПЫ (далее ПЯ ПЁ ПЮ ПЕ)

4.Печатание слогов под диктовку (для ослабленных детей пишется образец на доске, затем вытирается и дети пишут по памяти).

5.Чтение написанных слогов.

Работа на уровне слова.

6.Звуко-слоговой анализ одного слова с изучаемым звуком, зарисовка схемы слова.

7.Деление слов на слоги, формирование понимания слогообразующей роли гласных (в слове столько слогов, сколько гласных звуков, определение ударного слога.

8.Звуко-слоговой анализ с последуюшим написанием и  прочтением слов с постепенно усложняющейся структурой:

-односложные типа СОК  КИТ;

-двухсложные типа КАША  ПИЛА;

-двухсложные со стечением согласных типа КОШКА (набор слов со вторым слогом КА или КИ);

-трехсложные типа МА-ЛИ-НА;

-односложные со стечением согласных типа СТОЛ;

- трехсложные со стечением согласных типа КОРЗИНА.

Преобразование слов путем замены, перестановки, добавления звука.

Работа на уровне предложения.

9.Определение количества слов в предложении, зарисовка схемы предложения с постепенно усложняющейся структурой:

-предложение из двух слов типа «Лиса бежит». «Лиса хитрая».

- предложение из трех слов типа «Мама варит кашу». «Вот рыжая кошка».

-предложение с простым предлогом типа «У кота лапы». «На реке лодка». «В лесу ходит волк». «Мальчик идет из магазина». «Кот сидит под стулом». «Маша и Дима кушают суп».

-предложение, распространенное словами-признаками типа «Вот летит легкая снежинка». «На столе стоит большая ваза».

-предложения с однородными членами типа «Мама купила картошку, капусту, горох».

10.Написание одного предложения после предварительного разбора (для ослабленных детей пишется образец на доске, затем вытирается и дети пишут по памяти, по одному слову).

Овладение умением постановки вопросов к словам предложения.

Усвоение правил правописания.

-раздельное написание слов в предложении;

-обозначение границ предложения (заглавная буква в начале предложения, точка в конце предложения);

-написание имен и кличек животных с заглавной буквы;

-написание слов с сочетаниями ШИ ЖИ ЧА ЩА ЧУ ЩУ.

Усвоение понятий «звук», «слог», «слово», «предложение», «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «ударение», «вопросительный знак», «восклицательный знак».

В ходе занятия по мере утомляемости детей проводится:

-упражнения на релаксацию;

-упражнения на согласование речи с движением;

-пальчиковая гимнастика.

С целью усвоения грамматических форм языка проводятся дидактические игры, насыщенные речевым материалом в соответствии с изучаемым звуком (по методике Пожиленко И.А.).

Большое внимание уделяется дифференциации звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам (С-СЬ; З-ЗЬ; С-З; Ц; С-Ц; Ш-Ж; Ш-С; Ж-З; А-Я; У-Ю; О-Ё; Л-ЛЬ; Р-РЬ; Ч-ТЬ; Щ-Ч; Ф-В; К-КЬ-Г-ГЬ; К-Г-Х; Й-ЛЬ)

 

Дата

Тема

Аналитико – синтетическая деятельность.

Развитие графомоторных навыков, чтение, печатание

Развитие фонематического слуха, слухового внимания, памяти.

Развитие лексико – грамматического строя речи.

 

Звук и буква С,СЬ

са со сы су си

нос сок

Вот сок.

 

буква с С

са со сы су си

Схема односложного слова«нос»,«сок».

Схема, печатание двухсоставного предложения.«Вот сок.»

Нахождение места звука в слове.

д/и «Не ошибись» (с.15)

Образование существительных в творит.падеже ед. и мн. числа (с.26)

 

Дифференциация С-Сь

сом сон

Понятие «слово – предмет». Предметы живые и неживые.

сом сон

Рисование по клеткам «Елочка»

Нахождение места звука в слове.

д/и «Чего много» (с. 16)

Образование возвратной формы глаголов (с.27)

 

Звук и буква З

за зо зу зы зи

зуб зонт

Вот суп.

 

буква з, З

за зозузызи

Схема односложного слова «зуб»,«зонт».

Схема двухсложного слова«козы»

Схема, печатание двухсоставного предложения. «Вот суп.»

 

 

Игра – загадка «Подскажи словечко» (с.29)

Образование относительных прилагательных (с.29)

 

Дифференциация З-ЗЬ

зубы

Понятие «слово – предмет». Предметы живые и неживые.

Схема двухсложного слова «зубы».

Деление слов на слоги, схема слов с гласными буквами

Игра «Не ошибись» (с.28)

Составление предложений с предлогом «за» по демонстрации действий (с.29)

 

Дифференциация С-З

зима косы

Понятие «слово – действие».

Там козы.

са за со зо сы зы су зу ас аз ос оз ус уз

сок суп сам зуб сын зал

Схема двухсложного слова «зима»,«косы».

Деление слов на слоги, схема слов с гласными буквами.

Схема двухсоставного предложения, печатание «Там козы.»

 

 

Знакомство со словами – паронимами. (с.30)

Составление предложений с предлогами с, со, из, из-за (с.30)

 

 

Дата

Тема

Аналитико – синтетическая деятельность.

Развитие графомоторных навыков, чтение, печатание.

Развитие фонематического слуха, слухового внимания, памяти.

Развитие лексико – грамматического строя речи.

 

Звук[Ш]. Буква Ш

каша Маша Даша Паша

Тут шуба.

Понятие «слово – действие».

буква ш Ш

ша шу шо ши

Схема двухсложного слова «каша».

Маша Даша Паша

Схема предложения, печатание «Тут шуба.»

Игра – загадка «Подскажи словечко» (с.42)

Образование уменьшительной формы  существительных с суф. –ушк --  (с.42)

 

Слог ШИ

шина шипы уши

Понятие «слово – признак».

слог ШИ

Схема двухсложного слова «шина».

шипы уши

Схема предложения с предлогом «у», печатание «У шины шипы. У мыши уши.»

Подбор слов – признаков к слову – предмет; согласование прилагательных с сущ.

 

Образование относительных прилагательных (с.42)

 

Звук и буква Ж.

Слог ЖИ.

шажожужи

жар жук жир кожа

Вот сидит жаба.

 

жажожужи

жар жук жир кожа; ужи пажи ножи лужи лыжи

Схема двухсложного слова «кожа».

Схема предложения, печатание «Вот сидит жаба.»

 

Игра «Запомни и повтори» (с.45)

Образование (существительных с суф. –ок - (с.45)

 

Дифференциация звуков

Ш - Ж

шу жушажа ши жишожо

шар жар пушок лужок

Шар у Шуры.

Жар у Жоры.

 

шу жушажа ши жишожо

шар жар пушок лужок

Схема предложения, печатание «Шар у Шуры. Жар у Жоры.»

Схема предложения типа «Художник рисует картину». Слова – предметы, слова – действия.

Знакомство с новыми словами – паронимами. (с.47)

Образование притяжательных прилагательных от названий животных (с.47)

 

Дифференциация С-Ш.

саша со шо су шу сы ши

Саша мишка миска кашка каска

 

 

саша со шо су шу сы ши

Преобразование слов, печатание: мишка -  миска,  кашка -  каска.

Схема слова «Саша».

Схема предложения типа «Вот бежит рыжая лиса». Слова – предметы, слова – действия, слова – признаки. Главные слова предложения.

Знакомство с новыми словами – паронимами (с.43)

Игра «Не ошибись» (с.43)

Дополнение предложений  предлогами  (с.44)

       Дата

Тема

Аналитико – синтетическая деятельность.

Развитие графомоторных навыков, чтение, печатание

Развитие фонематического слуха, слухового внимания, памяти.

Развитие лексико – грамматического строя речи.

 

Дифференциация звуков

Ж - З

жа за жозожузужизы

жар зал коза кожа

 

жа за жозожузужизы

жар зал коза кожа

Схема двухсложного слова «Зина»; «кожа».

Схема предложения типа «Жираф жует зеленую траву». Слова – предметы, слова – действия, слова – признаки. Главные слова предложения.

Исправить и воспроизвести предложение (с.47)

Согласование прилагательных с сущ. и составление предложений с ними.(с.47) (с.47)

Звук и буква Л.

 

ла лолулы

лак  лужа полкаМила мыла пол.

Преобразование слов, печатание палка – полка; лодка – ложка; лапа – лупа.

Схема двухсложного слова «палка»

Схема предложения, печатание «Мила мыла пол». Слова – предметы, слова – действия. Главные слова предложения.

Игра – загадка «Подскажи словечко» (с 44)

Образование прошедшего времени глаголов (с.44)

 

 

Дифференциация звуков

Л - ЛЬ

Нахождение места звука в слове лак липа лужа лимон малина молоко

Лиза солит суп.

Схема слова «липа»; «лимон».

Схема предложения, печатание «Лиза солит суп». Слова – предметы, слова – действия.

Схема предложения типа «Легкий листик летит на землю». Слова – предметы, слова – действия, слова – признаки, предлог «на». Главные слова предложения.

Игра «Запомни и повтори» (с.45)

Образование существительных с суф. –онок -,(с.45)

 

 Звук и буква Я.

Нахождение места звука в слове яркий змея пояс якорь

Яна катит мяч.

тямяня ля дясязяпябя

Коля Толя Оля няня дядя

Схема слова «яма».

Схема предложения, печатание «Яна катит мяч». Слова – предметы, слова – действия.

Схема предложения типа «Длинная палка лежит под лавкой.». Слова – предметы, слова – действия, слова – признаки, предлог «под».». Главные слова предложения.

 

Игра «Закончи слово» звуком Я:

коль - ;стуль - ; перь - ; копь - ; брать - ; хлопь -;

клочь - ;сыновь -.

Образование глаголов с приставками по-, у-, с-, подо-.(с.45)

Составление предложений из деформированного текста

 

Дифференциация звуков

А-Я

мамя та тясася ла ля да дя

Таня Валя Надя

Катя вяжет носок.

мамя та тясася ла ля да дя

Схема слова «мята», «маяк».

Схема предложения, печатание «Катя вяжет носок». Слова – предметы, слова – действия.

Схема предложения типа «Зеленая лягушка выпрыгнула из лужи.». Слова – предметы, слова – действия, слова – признаки, предлог «из». Главные слова предложения.

Игра «Сигнальщики» Цель: Дифференциация твердых – мягких звуков в словах: мясо, мак, лямка, лак, дядя, дары.

 

Согласование прилагательных с сущ. и составление предложений с ними. (с.47)

 


 

Перспективный план по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и обучению элементам грамоты (1 период сентябрь, октябрь, ноябрь) составитель учитель-логопед высшей квалификационной категории

Перспективный план по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и обучению элементам грамоты (1 период сентябрь, октябрь, ноябрь) составитель учитель-логопед высшей квалификационной категории

Преобразование слов путем замены, перестановки, добавления звука

Преобразование слов путем замены, перестановки, добавления звука

С целью усвоения грамматических форм языка проводятся дидактические игры , насыщенные речевым материалом в соответствии с изучаемым звуком (по методике

С целью усвоения грамматических форм языка проводятся дидактические игры , насыщенные речевым материалом в соответствии с изучаемым звуком (по методике

Там козы. са за со зо сы зы су зу ас аз ос оз ус уз сок суп сам зуб сын зал

Там козы. са за со зо сы зы су зу ас аз ос оз ус уз сок суп сам зуб сын зал

Дифференциация С-Ш.саша со шо су шу сы ши

Дифференциация С-Ш.саша со шо су шу сы ши

Схема предложения типа «Длинная палка лежит под лавкой

Схема предложения типа «Длинная палка лежит под лавкой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.12.2021