Перспективный план деятельности краеведческого музея
Оценка 4.8
Библиография
docx
воспитательная работа
1 кл—11 кл
04.03.2018
Воспитание обучающихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из основополагающих задач развития личности. Выполнению этой задачи способствует программа деятельности школьного краеведческого музея. Школьный краеведческий музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы, экспонаты.
Посещая и беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, обучающиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего края. Они учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном крае, школе.
Таким образом, музей является одним из центров патриотического воспитания обучающихся МОУ сош с. Дьяковка. Область применения методического материала: программа деятельности музея является методическим обеспечением поисково-исследовательской деятельности обучающихся МОУ сош с. Дьяковка, мощным воспитательно-образовательным ресурсом, используемым в образовательных целях, и решающим задачи патриотического воспитания подрастающего поколения.Перспективный план деятельности краеведческого музея
МОУ сош с. Дьяковка на 2017 - 2018 г. руководитель кружка Дьякова Н.Г.
Перспективный план деятельности краеведческого музея.docx
Перспективный план деятельности краеведческого музея
МОУ сош с. Дьяковка на 2017 2018 г.
Пояснительная записка.
Воспитание обучающихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из
основополагающих задач развития личности. Выполнению этой задачи способствует программа деятельности школьного краеведческого
музея. Школьный краеведческий музей обладает огромным образовательновоспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует
подлинные исторические документы, экспонаты.
Посещая и беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, изобразительными объектами
наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, обучающиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре
и природе своего края. Они учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические,
политические и социальноэкономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном крае,
школе.
Таким образом, музей является одним из центров патриотического воспитания обучающихся МОУ сош с. Дьяковка. Область применения методического материала: программа деятельности музея является методическим обеспечением поисковоисследовательской
деятельности обучающихся МОУ сош с. Дьяковка, мощным воспитательнообразовательным ресурсом, используемым в образовательных
целях, и решающим задачи патриотического воспитания подрастающего поколения.
Программа деятельности музея рассчитана на обучающихся с 1 по 11 классы, разновозрастные группы. Программа основана на достигнутых
результатах в деятельности музея. Поэтому в её реализации действует принцип преемственности, что способствует накоплению и
систематизации материала, соблюдению музейных традиций. Выполнение программы основано на теоретической и практической деятельности
в работе музея. Это обусловлено его спецификой, необходимостью сбора материала, связанного с историей родного края и школы.
Центральной идеей программы является идея гуманизма и сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего Отечества, родного
края, школы.
Цель реализации программы:
воспитание гражданскопатриотических качеств личности на основе организации краеведческой поисковой деятельности, направленной на
познание традиций своего народа, истории родного края, жизни выпускников.
Задачи реализации программы:
интеграция основного и дополнительного образования детей, сближение процессов воспитания, обучения и развития.
Создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей предков, их быта, обычаев.
Создание нравственного и эмоционально благоприятной среды для формирования классного и школьного коллектива, развитие
личности ребёнка в них.
Активизация работы школьного самоуправления.
Развитие учебноисследовательских навыков в процессе работы другие.
Принципы построения программы.
принцип личностно ориентированного подхода, позволяющий поддерживать процессы самореализации, саморазвития личности
обучающегося;
принцип педагогической поддержки, который предполагает деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям
в решении их индивидуальных проблем;
принцип научности, который позволяет достичь высокого уровня достоверности информации;
принцип системности;
принцип самовыражения участников образовательного процесса.
Программа должна способствовать творческой самореализации подростков посредством участия в различных формах краеведческой
деятельности:
создание хроник, летописей, атласов, проектов
составление родословных и семейных летописей;
сбор материалов о старейших краеведах, педагогах, известных людях, писателях, учёных и т.д.;
формирование банка краеведческих данных,
экскурсии,
презентации,
конференции,
викторины,
заседания клуба «Память»,
поисковая деятельность,
Методы работы школьного музея:
1. Словесные – беседы, рассказ, объяснение.
2. Наглядные – фото и видеоматериалы, карты, схемы, плакаты, и т.д.
3. Игровые методы – играпутешествие, театрализация, инсценировка и т.д.
4. Репродуктивный метод – повторение, закрепление, обобщение материала.
5. Эвристический метод – поисковые задания, составление анкет и т.д.
6. Исследовательский метод – исследование, изучение документов, краеведческих находок, их описание.
7. Информационнорецептивный метод – восприятие, осознание готовой информации.
8. Практический метод – оформление краеведческого материала.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Результат реализации программы определяется личностным ростом школьников. Программа призвана помочь каждому школьнику
осмыслить его место в жизни, приобщиться к целому ряду ценностных понятий, помочь сформировать собственный взгляд на жизнь, свое
мировоззрение и в то же время знать и уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей семьи.
Результаты реализации программы можно разделить на внешний и внутренний.
Внешний результат:
работа поисковых отрядов по заданиям совета музея;
постоянное развитие музея, увеличение количества его экспонатов, появление новых материалов, разделов;
развитие интереса обучающихся к поисково – краеведческим экспедициям.
становление школьного музея как базового методического центра.
Внутренний результат выражается в положительных изменениях, происходящих с личностью обучающихся, в их духовном росте:
выработка у обучающихся комплекса качеств, характерных для гражданина и патриота.
Повышение интереса к деятельности школьного музея у жителей поселка и района.
Формирование благоприятной среды для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей.
Корректировка и совершенствование учебновоспитательного процесса.
Диагностика реализации программы осуществляется с помощью разнообразных методов:
собеседования с обучающимся,
методики сочинений, незаконченного предложения,
наблюдения,
тестирования,
анкетирования. Обеспечение программы.
Для осуществления программы школа располагает следующей материальной и научнометодической базой и кадровым обеспечением:
Комнатамузей.
Руководитель краеведческого музея.
Кафедра воспитательной работы в лице заместителя директора по ВР, ШМО классных руководителей
Поисковый клуб «Память».
Компьютерный класс и выход в Интернет.
Копировальное оборудование.
Совет музея.
Близкое расположение районного краеведческого музея, районного архива, школьной библиотеки.
Перспективный план деятельности краеведческого музея
МОУ сош с. Дьяковка на 2017 2018 г.
Мероприятия
Форма подведения итогов
Ожидаемые результаты
Оформление фондовых
документов – книги учета
основного и вспомогательного
фондов и др.
План работы клуба.
Положения по описанию объекта.
Овладение знаниями по данному
вопросу.
Заинтересованность
обучающихся в работе клуба,
вовлечение других ребят в эту
работу.
Освоение теоретическими
знаниями по данной проблеме.
Направления
деятельности
1. Фондовая работа.
Сбор документов,
Работа с фондовыми
материалами.
2. Организация
работы школьного
краеведческого
клуба
«Память».
2. Проведение
теоретических
занятий.
Организация клуба,
составление плана работы на
очередной учебный год.
Дни учёбы актива краеведов с
целью изучения теоретических
основ составления плана
описания объектов, правила
работы с источниками и т.п.
3. Исследовательская Внеурочная и урочная
Планшеты, альбомы, папки
Расширение кругозора, умение работа
4. Просветительская
работа.
5. Методическая
работа.
6.
Экспозиционная
работа.
7. Проведение
конкурса
краеведческих
находок между 1
деятельность по разделам
экспозиций музея (посещения
ветеранов, старожилов,
известных людей поселка,
выпускников школы и их
родных, мест трудовой славы,
поселкового музея и т.п. с
целью накопления материала).
Проведение экскурсий,
тематических классных часов,
лекций, викторин бесед и т.п. по
разделам экспозиций музея.
Создание виртуального музея.
Помощь активам классов,
краеведамактивистам,
классным руководителям в
организации, проведении и
подведении итога при
выполнении краеведческого
задания.
Сбор и оформление новых
материалов по истории школы,
о знаменитых выпускниках
школы.
раскладушки,
презентации,
стенды
и т.п.
общаться с людьми, брать
интервью, воспитание уважения к
старшему поколению,
формирование активной
жизненной позиции.
Создание «копилки» музея.
Отчёт о проделанной работе
Включение детей в занятия
кружка историкокраеведческого
музея школы, формирование
нравственных качеств,
творческой и социальной
активности. Укрепление связи
школы, музея с общественностью,
выпускниками школы.
Постоянная связь с активами
классов, краеведами –
активистами, сотрудниками
поселкового музея.
Альбомы, стенды, презентации,
рефераты по темам «Наши
знаменитые выпускники».
Навыки с работы материалами,
умение выбрать главное,
эстетическое оформление.
Организация конкурсной
работы.
Пополнение экспонатов музея.
Активизация работы классного
самоуправления, воспитание
гражданскопатриотических
качеств личности ребёнка, 11 классами.
8. Участие в
районных,
областных и
других конкурсах,
связанных с
краеведческой
работой.
Организация конкурсной
работы.
Пополнение материалов музея об
истории края, школы, земляков и
др.
изучение истории своих
земляков, дедов и прадедов,
традиций своего народа.
Воспитание гражданско
патриотических качеств личности
ребёнка, изучение истории своих
земляков, дедов и прадедов,
традиций своего народа. Этапы реализации программы.
I этап 20082009 учебный год:
сбор материала о выпускниках школы –
ученых: Голубеве В. И.
(защита исследовательской работы об ученом),
Рыбакове Ф. В.,
Чеботаре Е. В.
улицы поселка рассказывают (участие в конкурсе «Моя улица»;
создание виртуального музея;
участие в краеведческих конкурсах, викторинах;
II этап 20092010 учебный год:
сбор материала о родителях выпускниках школы; обряды и традиции (написание исследовательской работы о свадебных традициях Сосновского района);
награды в моем доме рассказывают – к 65летию Победы;
быт местного населения;
III этап 20102011 учебный год:
сбор материала о выпускниках школы писателях, поэтах;
увлечения и интересы моей семьи;
гордость нашего дома (семьи), реликвии семьи;
создание экспозиции «Семейные реликвии»
IV этап 20112012 учебный год:
сбор материала о деятелях искусства
выпускниках школы;
о деятельности пионерской и
комсомольской организаций
в годы Великой Отечественной войны, в 5080е годы (организация встреч с ветеранами организаций, походов);
создание альбома по истории организаций.
V этап 20122013 учебный год:
топонимика родного края;
фольклор жителей родного края (организация экспедиций);
сбор материала о традициях деревянного зодчества края;
история семей по фотографиям семейного альбома.
поисковой работы об ученыхвыпускниках МОУ
Сосновская сош № 1 (продолжение).
Планирование работы с обучающимися –
членами музейного клуба «Память»
на 20092010 учебный год. Направления
работы.
1. Наши находки.
Содержание работы.
Подведение итогов летней работы,
связанных с поиском материалов о
родителях учеников выпускниках
школы.
Оформление собранных
материалов.
Фондовая работа с найденным
материалом.
Сбор новых экспонатов.
2. Поисково –
исследовательская
работа.
(Этнографические
экспедиции по
Сосновскому краю)
Исследование по истории
свадебных обрядов поселка
Сосновское в середине XX в.
Встречи с местными жителями,
беседы об обрядах.
Оформление полученных
материалов.
Участие в краеведческой
викторине.
Сроки
осуществления
плана.
сентябрь
Сентябрь
декабрь
Сентябрь октябрь
В течение
учебного года.
Сентябрь –
ноябрь.
Ноябрь –
декабрь
Декабрь 3. Экскурсионная
работа
4. Работа по
пополнению
материалов для
виртуального
музея.
Подготовка исследовательской
работы по теме «Свадебные обряды
поселка жителей поселка
Сосновское».
Декабрь январь
Участие в районном конкурсе
«Юный экскурсовод».
Составление экскурсии
Составление презентации по
материалам экскурсии.
Поиск материала по областной
краеведческой викторине «Мой
край».
Проведение экскурсий по музею.
Репетиция экскурсий для новых
членов музея.
Систематизация имеющегося в
музее материала, касающегося
истории самого музея и его
экспонатов.
октябрь
ноябрь
Октябрь – ноябрь.
ноябрь.
Сентябрь –
май
Ноябрь – декабрь.
Продолжение работы по сбору
материала об истории
топонимических мест поселка.
Декабрь.
Подготовка материалов для
презентации по топонимике
Январь февраль. 5. Школа, в
которой
я учусь.
Поиск материалов, связанных с
историей
Сосновской средней школы №1.
Февральмай.
Сбор материала о туристической
работе в школе в 60 70е гг. 20 в.
Февральмарт.
Беседа с одним из организаторов
туристической работы –
Черкасовой В. В.
Апрель.
Оформление собранных
материалов.
Апрельиюнь.
Беседы и встречи с
учителями –
ветеранами.
6. Судьбы
выпускников нашей
школы.
Фондовая работа.
Апрельиюнь.
Апрельмай.
Поиск материала о наших
знаменитых выпускниках.
Апрельиюнь.
Беседы и встречи с бывшими
выпускниками.
Майиюнь.
Сбор материалов.
Майиюнь. Сбор материала об ученом–
земляке. Оформление материала об
ученомземляке Верхневе В. А.
Встреча с матерью ученого,
учителями, одноклассниками).
Оформление собранного материала. Майиюнь.
Фондовая работа.
7. «Памяти павших
будем достойны».
Проведение экскурсий,
посвященных Великой
Отечественной войне.
Апрельиюнь.
Апрельиюнь.
8. Наши планы.
Урок мужества на тему «История
края в годы Великой
Отечественной».
Знакомство с боевым путем тех,
чьи награды хранятся в музее.
Февраль.
Март.
Встречи с ветеранами боевых
действий в «горячих» точках нашей
страны.
Планирование работы на учебный
год.
Сентябрь.
Подведение итогов работы за год.
Май.
Планирование летней работы (для
профильного лагеря).
Начало июня. Подведение итогов работы лагеря.
Конец июня.
Положение о краеведческом музее школы.
1. Общие положения.
1.1. Краеведческий музей школы является тематическим систематизированным собранием материалов и документов по
истории Сосновской сош № 1 и Сосновского района.
1.2. Краеведческий музей создан в 1964 году учениками и учителями школы.
1.3. Экспонаты музея собраны учителями и учениками школы, фонд музея постоянно пополняется.
2. Цели и задачи музея:
2.1. Краеведческий музей создан с целью систематизации накопленного материала по краеведению и истории родного
края.
2.2. Задачи музея:
Изучение истории возникновения и развития поселка Сосновское, истории МОУ Сосновская сош № 1, быта и культуры
населения.
Изучение материала о знаменитых земляках, в том числе выпускниках Сосновской сош № 1.
Поисковая работа по краеведению родного края.
Проведение экскурсионной работы на базе накопленного материала.
Постоянное осуществление связи с работниками краеведческого музея, районного архива, со старожилами села,
ветеранами ВОВ и боевых действий.
3. Направления деятельности музея, содержание и формы работы. 3.1. Основными направлениями деятельности музея являются:
Поисковая работа.
Просветительская деятельность.
Организационнотехническое обеспечение (создание и пополнение фондов).
3.2. Руководитель и актив музея проводят следующую работу по направлениям деятельности:
Организуют сбор, накопление, оформление материалов и документов для пополнения фондов музея.
Осуществляют поисковую работу по всем направлениям деятельности музея.
Проводят экскурсии по экспозициям музея, беседы, лекции, игры тренинги, конкурсы.
Участвуют в районных и других конкурсах, смотрах школьных музеев.
Сотрудничают с другими музеями района, с общественными организациями, районной газетой.
Организуют встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, локальных войн и конфликтов, старожилами поселка.
Проводят декады, линейки, митинги, вечера, конкурсы, праздники, слеты, уроки мужества, конференции и другие
мероприятия, связанные с историей района, школы, жизнью знаменитых земляков.
Помогают учащимся в написании рефератов, подготовке докладов, выступлений по тематике музея.
Создают и обновляют экспозиции, стационарные и передвижные выставки, выпускают стенные газеты.
4. Структура и руководство музеем:
4.1. Музей имеет два экспозиционных зала, оборудованный витринами, стенными и переносными стендами. Временные и
постоянные фонды хранятся в шкафах.
4.2. Руководитель музея назначается директором школы и непосредственно подчиняется заместителю директора школы
по воспитательной работе.
4.3. Для организации работы музея его руководитель подбирает актив из числа педагогов и учащихся школы. 5. Документация школьного музея:
Паспорт музея.
Инвентарная книга.
Программа работы музея на 35 лет.
План работы на год.
Отчеты о проделанной работе.
1. Героикопатриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность /
Список литературы.
авт.сост. Т. А. Орешкина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 122 с.
2. Голиков А. Г., Круглова Т. А. Источниковедение отечественной истории. — М., 2001.
3. Голышева Л. Б. Музейная педагогика/ Преподавание истории в школе № 2, 2003 г.
4. Методика историко краеведческой работы в школе, под ред. Н.С. Борисова. М., 1982.
5. Музей образовательного учреждения. Проблемы, опыт, перспективы. Сборник нормативно правовых и методических
материалов. Новосибирск, НИПК и ПРО, 2004.
6. Столяров Б. А., Соколова Н. Д., Алексеева Н. А. Основы экскурсионного дела: Учеб. пособие. — СПБ., 2002.
7. Туманов Е.Е., Школьный музей, М, 2002.
8. Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (№ 54 от 26.05.96).
Перспективный план деятельности краеведческого музея
Перспективный план деятельности краеведческого музея
Перспективный план деятельности краеведческого музея
Перспективный план деятельности краеведческого музея
Перспективный план деятельности краеведческого музея
Перспективный план деятельности краеведческого музея
Перспективный план деятельности краеведческого музея
Перспективный план деятельности краеведческого музея
Перспективный план деятельности краеведческого музея
Перспективный план деятельности краеведческого музея
Перспективный план деятельности краеведческого музея
Перспективный план деятельности краеведческого музея
Перспективный план деятельности краеведческого музея
Перспективный план деятельности краеведческого музея
Перспективный план деятельности краеведческого музея
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.