В нарождающейся культуре можно заметить элементы творчества. Происходит накопление знаний. Это, например, ориентирование на местности по приметам, по звездам, по солнцу, включение в рацион питания новых растений и животных, набор нового материала для орудийной деятельности, преодоление животного страха перед огнем, а затем умение добывать огонь и использовать его. Активная сторона культуры проявляется в желании людей подчинить себе мир, сделать его родственным себе: так рождается первобытная мифология, прогностика (гадания, знамения), практическая магия.
Реальная культурная сила деятельности человека на ранних стадиях истории еще очень невелика, однако ее творения лежат в основе современной цивилизации.
Введение
Палеолитическое искусство.
Первые образцы палеолитического искусства были найдены пещерах Франции в 40-х годах XIX в., когда многие, под влиянием библейских взглядов на прошлое человека, не верили в самое существование людей каменного века — современников мамонта.В 1864 г. в пещере Ля-Мадлен (Франция) было обнаружено изображение мамонта на костяной пластинке, показавшее, что люди этого отдалённого времени не только жили вместе с мамонтом, но и воспроизводили это животное в своих рисунках.
Появление первобытного искусства было подготовлено сотнями тысячелетий развития общества и труда, в процессе которого происходило прогрессивное изменение природы самого человека, его органов чувств и способностей. Огромное значение имело при этом развитие и совершенствование человеческой руки.
В начальное время верхнего палеолита, в ориньякских памятниках Европы, обнаруживаются образцы правдивого рисунка и скульптуры, а также одинаковые с ними по духу пещерные росписи. Палеолитический человек сначала ограничивался тем, что только раскрашивал свои контурные рисунки сильными и яркими тонами минеральных красок. Это было вполне естественно в тёмных •пещерах, тускло освещённых еле горящими фитилями или огнём дымного костра, где полутона были бы попросту незаметны. Пещерные рисунки ориньякского времени представляют собой обычно фигуры зверей, выполненные только одним линейным контуром, обведённые красными или жёлтыми полосами, иногда сплошь заполненные внутри круглыми пятнами или залитые краской.
На следующем этапе происходят новые прогрессивные изменения в искусстве верхнего палеолита, главным образом в пещерных росписях. Они выражаются в переходе от простейших контурных и гладко залитых краской рисунков к многоцветным росписям, от линии и гладкого однотонного красочного поля к пятну, передающему объём и форму предмета различной густотой краски, изменением силы тона. Простые, хотя и красочные рисунки ориньякского времени вырастают теперь, следовательно, в настоящую пещерную живопись с характерной для её лучших образцов, например в Альтамире, передачей форм живого тела изображаемых зверей.
Очень рано, ещё в ориньякское время, рядом с рисунками и барельефами появляется круглая скульптура, обычно это — изображения женщин. Статуэтки обнаружены в различных поселениях верхнего палеолита приледниковой зоны на огромных ее пространствах от Средиземного моря до Байкала. В числе лучших образцов таких изображений находятся всемирно известные статуэтки, найденные в Советском Союзе. Особенно замечательны по жизненной передаче форм обнажённого женского тела и выразительности две статуэтки, найденные в Костёнках. Вместе с пластическими изображениями женщин для искусства верхнего палеолита столь же характерны одинаково верные природе скульптурные изображения животных из бивня мамонта, кости и даже глины, смешанной с костной золой. Таковы фигуры мамонта, бизонов, лошадей и других животных, в том числе хищников
Палеолитическое искусство доста вляло людям того времени удовлетво рение соответствием изображений при роде, чёткостью и симметричным рас положением линий, силой цветовой гаммы этих изображений. Обильные и тщательно выполнен ные украшения радовали глаз человека. Возник обычай покрывать орнаментом самые простые бытовые вещи и придавать им нередко скульптурные формы. Таковы, например, кинжалы, рукоять которых превращена в фигурку оленя или козла, копьемоталка с изображением куропатки.
Первобытные религиозные представления
Памятники первобытного искусства свидетельствуют о развитии сознания человека, о его жизни в то отдалённое время. Они рассказывают и о верованиях первобытного человека. К фантастическим представлениям, из которых возникли древнейшие религиозные верования охотников каменного века, следует отнести зачатки почитания сил природы и прежде всего культ зверя.
Зарождение грубого культа зверя и охотничьего колдовства обусловлено было значением охоты, как главного источника существования древних людей этого периода, той реальной ролью, которая принадлежала зверю в их повседневной жизни. Звери с самого начала заняли важное место в сознании первобытного человека и в первобытной религии.
С охотничьими колдовскими обрядами в значительной мере связаны были, как полагают, и женские статуэтки верхнего палеолита. Их значение определяется, согласно этим взглядам, представлениями древних охотников, веривших в своего рода «разделение труда» между мужчинами, убивающими зверей, и женщинами, которые своим колдовством должны были якобы «привлекать» животных под удары копий охотников.
Эпоха неолита
Для этой эпохи характерны глубокие и качественные изменения, происходящие в культуре в целом и во всех ее областях. Одно из них заключается в том, что культура перестает быть единой и однородной: она распадается на множество этнических культур, каждая из которых приобретает неповторимые особенности, становится самобытной.
В неолитической мелкой пластике образ женщины претерпевает сильные изменения, становясь все более схематичным и даже абстрактным. Женские статуэтки южноевропейских земледельческих культур крайне упрощены и часто выглядят как стерженьки, на которые нанесены символические знаки пола.
Связанными с культами плодородия следует считать и солярные (солнечные) культы, которые были особенно важны для земледельцев, так как хозяйственно-календарный цикл их работ был приурочен к годовому циклу движения солнца. Об их наличии говорят многочисленные солярные знаки, изображения солнечной ладьи, странствующей по морю, сюжеты, известные по более поздним мифам, о борьбе солнца с чудовищами. Многие из этих образов и символов встречаются и на памятниках изобразительного искусства лесной зоны. Исследователи считают, что это результат межкультурных обменов и влияний.
Искусство неолитических земледельческих племен представлено небольшим числом образцов, среди которых выделяется монументальная живопись, мелкая пластика и прикладное искусство.
Наряду с дальнейшим усложнением религии появляется мифология. Первые мифы представляли собой ритуальные обряды с плясками, в которых разыгрывались сцены из жизни далеких предков данного племени или рода, которые изображались в виде полулюдей- полуживотных. Описания и объяснения этих обрядов передавались из поколения в поколение, постепенно обособлялись от самих обрядов и превращались в мифы в собственном смысле слова — сказания о жизни предков.
Позднее содержание мифов составляют не только деяния предков, но и поступки реальных героев, которые совершили нечто исключительное — основали новый обычай, предостерегли от беды, нашли выход из затруднения, принесли какое-либо другое благо. Вместе с возникновением веры в демонов и духов, примерами которых выступали водяные, лешие, русачки, эльфы, наяды и т.п., начинают создаваться религиозные мифы, повествующие о похождениях и деяниях этих божеств.
Погребенье.
Интересныеданные для изучения духовной культуры неолитических общин дают могильники и отдельные погребения, которых известно для этого времени очень много. Для всей эпохи, но особенно для развитого и позднего неолита, следует отметить заметную, по сравнению с предыдущими эпохами, «стандартизацию» погребального обряда, которая выражается и в устойчивых формах погребальных сооружений, и в позах погребенных, и в наборах сопровождающего их инвентаря. По-видимому, это может свидетельствовать о наличии достаточно устойчивой системы представлений мировоззренческого порядка. Естественно, что они были различными у обществ, ведущих разную хозяйственную жизнь.
Искусство эпохи энеолита
Раскопки гумельницких поселений(так археологи называют поселения на территории Восточной Болгарии, юго-западной Румынии, южной Молдовы (левобережье нижнего Дуная)) позволили археологам собрать великолепную коллекцию посуды, украшенной врезанными по сырой глине бороздами, разного рода налепами. Но наиболее эффектны сосуды, расписанные графитом и разноцветными красками. Роспись состоит из ритмично повторяющихся геометрических мотивов: вписанных углов, волнообразных и подковообразных линий, меандра.
Весьма интересную группу керамических изделий представляют собой статуэтки. В подавляющем большинстве случаев это стоящие женские изображения с подчеркнутыми признаками пола. Очевидно, что они служили олицетворением местных божеств, среди которых особо почитаемой была Богиня-мать, хранительница домашнего очага.
Мир, по представлениям древних земледельцев, состоял из трех зон (ярусов): зона земли с растениями, зона Среднего неба с солнцем и дождями и зоны Верхнего неба, хранящего наверху запасы небесной воды, которая может пролиться при дожде. Верховным владыкой мира было женское божество. Картина мира трипольцев очень близка к той, которая отражена в древнейших гимнах индийской «Ригведы».
Религия
Вывод
Таким образом, начиная с эпохи палеолита, культура сильно изменилась. Появлялись новые техники создания скульптур и рисунков. В неолитическую эпоху появляются погребения, имеющие разный порядок для людей, ведущих разную хозяйственную жизнь. Также в эпоху неолита появляются мифы, которые передавались из поколения в поколение. В эпоху энеолита стали считать, что мир состоит из 3 ярусов, и что Верховным владыкой мира является женское божество.
Заключение
На протяжении неолита и энеолита идёт процесс складывания обширных комплексов природно-исторических святилищ. В эпоху бронзы складывается несколько типов сооружений, являющихся не только природными памятниками, но и результатом масштабной (впервые!) строительной деятельности человека. Менгиры - отдельно стоящие или группы вертикально поставленных камней. Известно "Каменное войско" в Армении и алиньяны во Франции - протяжённые поля каменных столбов. Дольмены - вид сооружения, в котором несколько камней перекрываются камнем-крышей. Кромлехи - древнейшие архитектурные комплексы, имеющие сложную композицию и являющиеся не только культовыми сооружениями, но и выполняющими роль астрономического прибора или календаря. Стоунхендж является самым крупным сооружением первобытной архитектуры, где в столь мощном масштабе осуществляется попытка организации земного хаоса и космической гармонии.
Список литературы
https://fs03.metod-kopilka.ru/images/doc/23/17294/img
http://7oom.ru/powerpoint/fony-dlya-prezentacii-po-is..
http://7oom.ru/powerpoint/fony-dlya-prezentacii-po-is..
http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000016/st006...
https://civilka.ru/wp-content/uploads/2015/08/neolit_..
http://arheologija.ru/wp-content/uploads/gumelnickiy-..
https://studfiles.net/preview/1488812/page:3/
https://studfiles.net/preview/1488812/page:5/
Каландадзе А.Н. Культурные остатки мезолита и неолита. 1996. (ред.)
5. Формозов А.А. Каменный век и энеолит М.: Наука,1995,
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.