Мудрец и ученик.
Существует притча.
Мудрец говорит своему ученику
– Вот этот глиняный горшок я могу наполнить доверху три раза подряд, ни разу не опустошая. Ученик не поверил. Тогда мудрец набросал в горшок камней.
– Наполнился? – спросил он.
– Наполнился, – ответил ученик.
После этого поверх камней мудрец насыпал песок.
– Снова наполнился?
– Снова…
– А теперь смотри, наполнится и в третий раз! – сказал мудрец и залил содержимое горшка водой.
Инструкция По охране труда при проведении лабораторных работ и лабораторного практикума по физике
Требования безопасности перед началом работы.
2.1. Внимательно изучить содержание и порядок проведения лабораторной работы или лабораторного практикума, а также безопасные приемы его выполнения.
2.2 Подготовить к работе рабочее место, убрать посторонние предметы. Приборы и оборудование разместить таким образом, чтобы исключить их падение и опрокидывание.
2.3. Проверить исправность оборудования, приборов, целостность лабораторной посуды и приборов из стекла.
Требования безопасности во время работы.
3.1. Точно выполнять все указания учителя (преподавателя) проведении лабораторной работы или лабораторного практикума, без его разрешения не выполнять самостоятельно никаких работ.
3.2. При работе со спиртовкой беречь одежду и волосы от воспламенения, не зажигать одну спиртовку от другой, не извлекать из горящей спиртовки горелку с фитилем, не задувать пламя спиртовки ртом, а гасить его, накрывая специальным колпачком.
3.3. При нагревании жидкости в пробирке или колбе использовать специальные держатели (штативы), отверстие пробирки или горлышко колбы не направлять на себя и на своих товарищей.
Требования безопасности во время работы.
3.7. При сборке электрической схемы использовать провода с наконечниками, без видимых повреждений изоляций, избегать пересечений проводов, источник тока подключать в последнюю очередь.
3.8. Собранную электрическую схему включать под напряжение только после проверки ее учителем (преподавателем) или лаборантом.
3.9. Не прикасаться к находящимся под напряжением элементам электрической цепи, к корпусам стационарного электрооборудования, к зажимам конденсаторов, не производить переключений в цепях до отключения источника тока.
Требования безопасности в аварийных ситуациях
4.1. При обнаружении неисправности в работе электрических устройств, находящихся под напряжением, повышенном их нагревании, появлении искрения, запаха горелой изоляции и т.д. немедленно отключить источник электропитания и сообщить об этом учителю.
4.2. При разливе легковоспламеняющейся жидкости и ее загорании немедленно сообщить об этом учителю и по его указанию покинуть помещение.
4.3. В случае, если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.
4.4. При получении травмы сообщить об этом учителю, которому немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
Требования безопасности по окончании работы
5.1. Отключить источник тока. Разрядить конденсаторы с помощью изолированного проводника и разобрать электрическую схему.
5.2. Разборку установки для нагревания жидкости производить после ее остывания.
5.2. Привести в порядок рабочее место, сдать учителю приборы, оборудование, материалы и тщательно вымыть руки с мылом.
Техника безопасности в кабинете физики
1. Будьте внимательны, дисциплинированны,
аккуратны, точно выполняйте указания учителя.
2. Запрещено входить в кабинет в верхней
одежде, головных уборах, в грязной обуви или
без сменной обуви.
3. Не делайте резких движений, чтобы не
зацепить оборудование руками.
4. Не приступайте к выполнению работы без
разрешения учителя.
5. Располагайте на рабочем месте приборы,
инструменты, материалы, оборудование в
порядке, указанном учителе или письменной
инструкцией.
Техника безопасности в кабинете физики
6. Не держите на рабочем месте предметы, не
требующиеся при выполнении задания.
7. Располагайте приборы, материалы,
оборудование таким образом, чтобы исключить
их падение или опрокидывание.
8. Не оставляйте рабочее место без разрешения
учителя.
9. При работе с приборами и оборудованием
учащийся :
- не растягивает пружину динамометра;
- не допускает механических ударов.
10. Не включайте источники электропитания без
разрешения учителя.
Техника безопасности в кабинете физики
15. Будьте внимательны и осторожны при работе
с колющими и режущимися предметами.
16. Берегите оборудование и используйте его по
назначению.
17. Соблюдайте порядок и чистоту на рабочем
месте.
18. В случае получения травмы (ранения, ожога)
или при недомогании немедленно сообщите
учителю.
Цель урока « Строение вещества. Молекулы и атомы» :
Образовательная: Познакомить учащихся со строением вещества. Дать представление о размерах молекул.
Развивающая: Развивать логическое и образное мышление.
Воспитывающая: Воспитывать в процессе обучения трудолюбие, чувство ответственности и дисциплины.
«Всё окружающее человека – вода, воздух, горы, деревья – обладают своими свойствами»
Ещё в глубокой древности, 2500 лет назад, некоторые учёные высказали предположение о строение вещества.
Греческий учёный Демокрит (460-370 до н.э.) считал, что все вещества в природе состоят из мельчайших частичек.
В научную теорию эта идея превратилась только в XVIII в. и получила дальнейшее развитие в XIX в.
Возникновение представлений о строении вещества позволило объяснить многие явления, предсказать, как они будут протекать в тех или иных условиях.
М. В. Ломоносов
Первый русский учёный-естествоиспытатель, энциклопедист, художник, поэт и филолог, химик, физик, астроном.
Первый дал определение физической химии, близкое к современному.
Предначертал обширную программу физико-химических исследований.
Его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи и многие фундаментальные законы.
Основатель атомно - молекулярного учения.
Открыл атмосферу у планеты Венера.
Основоположником науки о стекле, разработчик проекта Московского университета,
(1711-1765)
Опыт доказывающий, что частицы вещества малы
В сосуде с водой растворим маленькую крупинку гуаши. Через некоторое время вода в нём станет синей.
Отольём немного окрашенной воды в другой сосуд и дольём в него чистую воду. Раствор окрашен слабее, чем в первом.
Из второго сосуда отольём раствор в третий сосуд и дольём его вновь чистой водой. Раствор окрашен ещё слабее, чем во втором.
Вывод: В воде растворили очень маленькую крупинку гуаши и только часть её попала в третий сосуд, значит крупинка состояла из большого числа мельчайших частиц.
Немного истории…
Слово «Молекула» (molecula, уменьшительное от лат. moles — «маленькая масса». Термин ввёл в науку французский учёный Пьер Гассенди (1647 г.)
«Атом» - по-гречески «atomos», означает «неделимый». (Демокрит)
В 1860 г. в Карлсруэ (Германия) состоялся всемирный съезд химиков, на котором было принято следующее определение молекулы и атома:
«Молекула есть наименьшая частица вещества, которая способна существовать самостоятельно и не может дробиться дальше без потери основных химических свойств данного вещества.»
«Атом есть наименьшая частица элемента в молекулах простых и сложных веществ».
Размеры молекул
На электронных микрофотографиях крупных молекул можно рассмотреть отдельные атомы, но они настолько малы, что в обычный микроскоп не видны.
Диаметр молекулы воды -2*10 - 10 м.
Диаметр молекулы меди - 2,25*10 - 10 м.
диаметр молекулы водорода - 2,47*10 -10 м,
углекислого газа - 3,32*10 -10 м.
Значит, молекула имеет диаметр порядка 10 - 10 м.
На длине 1 см рядом могут расположиться 100 млн. молекул.
Массы молекулы сахара (C12H22О11) -57*10 -26 кг
воды - 3*10 -26 кг; атома (молекулы) меди -10,5*10 -23 кг,
свинца - 34,4*10 -23 кг, водорода - 33*10 -26 кг.
Если взять число кирпичей, равное числу молекул в 1 см3 воздуха (при н. у.), то, будучи плотно уложены, эти кирпичи покрыли бы поверхность всей суши земного шара слоем высотой в 120 м. (высота 28 – этажного дома)
Молекула – наименьшая устойчивая частица вещества, обладающая его химическими свойствами.
Атом — наименьшая, электронейтральная, химически неделимая частица вещества.
Атом водорода (Н)— самый маленький по размерам, его радиус составляет всего 0,5 • 10 -8 см.
Домашнее задание
Прочитать материал на стр.№№22-25 .Ответить на вопросы устно на стр. №25. Придумать один или несколько опытов, доказывающих, что между молекулами имеются промежутки, и доказывающих, что размеры молекул малы. Создать с помощью подручных средств (пластилина, бумаги, клея и т.д) макет молекулы воды.
Используемые источники
А. В. Перышкин. Физика 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений, 2-е издание, стереотипное. – М.: Дрофа, 2020. – 221 с.
Ф. Я. Божинова, Н. М. Кирюхин, Е. А. Кирюхина. Физика 7 кл.: Учебник. – Х.: Издательство «Ранок», 2007, 192 с.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Интернет-портал «allforchildren.ru» (Источник)
Интернет-портал «hemi.nsu.ru» (Источник)
Интернет-портал «school-collection.edu.ru» (Источник)
Интернет-портал «class-fizika.narod.ru» (Источник)
https://ya.ru/images/search?lr=160844&source=serp&stype=image&text=первоначальные%20сведения%20о%20строении%20вещества%20картинки
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.