Первые дни ребенка в школе: материалы по взаимоотношению детей и учителя, детей между собой, учителя и родителей
Оценка 4.8

Первые дни ребенка в школе: материалы по взаимоотношению детей и учителя, детей между собой, учителя и родителей

Оценка 4.8
docx
17.01.2021
Первые дни ребенка в школе: материалы по взаимоотношению детей и учителя, детей между собой, учителя и родителей
материалы по взаимоотношению детей и учителя, детей между собой, учителя и родителей.docx

материалы по взаимоотношению детей и учителя, детей между собой, учителя и родителей

Сотрудничество и взаимодействие семьи и школы

Задача школы - сделать семью помощником и другом, как для самого ребенка, так и для школы.

Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.

Сегодня учитель, общаясь с родителями, может рассчитывать только на ту информацию, которую ему готовы доверить родители, поскольку вмешательство в чужую жизнь, а тем более использование частной информации во вред семье и ребенку в условиях демократии совершенно недопустимы. Но исследования проблем семьи и семейного степени нейтрализовать его недостатки. Однако до сих пор проблема тесного сотрудничества семьи и школы остается нерешенной. Причин здесь много. Они кроются как в действиях педагогов, так и в позиции родителей.

Так, факторами, тормозящими развитие сотрудничества со стороны педагогов, являются:

·         авторитарный характер действий;

·         неумение трансформировать современные социальные требования и установки, направленные на решение педагогических задач; низкая педагогическая культура учителей;

·         статичность педагогической позиции; неспособность объективно оценивать воспитательный потенциал семьи;

·         нежелание работать с родителями, предвзятое отношение к ним.

С позиции родителей продуктивность сотрудничества сдерживается следующими факторами:

·         низкая общая и педагогическая культура;

·         недооценка роли сотрудничества в воспитательном процессе;

·         отсутствие должного внимания к воспитанию детей;

·         субъективный подход к оценке поведения и черт характера ребенка;

·         переоценка своих воспитательных возможностей.

Основная задача сотрудничества школы и семьи должна заключаться не в морализаторстве и насильственном исправлении «неудобных» родителей, а именно в оказании им психолого-педагогической помощи и поддержки в образовании и воспитании детей.

Основными условиями для такого сотрудничества должны выступать:

·         взаимная заинтересованность сторон в реализации конкретных педагогических целей;

·         открытость и взаимное доверие;

·         взаимопомощь;

·         совместные усилия в решении воспитательных проблем.

Сегодня учитель и родители должны рассматриваться как партнёры в воспитании детей, а это означает равенство сторон, взаимное уважение и заинтересованность в успешном сотрудничестве, что неизбежно влечёт за собой поиск новых форм взаимодействия школы и семьи.

Рассмотрим некоторые формы и методы работы с родителями, направленные на повышение их педагогической культуры.

·         Основная задача родительского семинара — расширение знаний родителей о психологии воспитания, о педагогических приемах взаимодействия с детьми; изменение отношения родителей к самому процессу воспитания. На семинарах родители учатся более адекватно воспринимать друг друга, у них меняется представление о своем ребенке, расширяется спектр воспитательных приемов, которые затем апробируются в повседневной жизни. Они вовлекаются в обсуждение и осмысление своих семейных проблем, обмениваются опытом, в ходе групповых дискуссий вырабатывают пути разрешения семейных конфликтов. В процессе такой работы с родителями могут быть использованы следующие приемы:

мини-лекции приглашенных специалистов (педагогов, психологов, социальных работников, дефектологов и т.п.) по отдельным вопросам. С этой целью заранее специально подбираются темы, интересующие конкретную группу родителей (например: «Индивидуальные особенности детей», «Возрастные кризисы развития ребенка», «Искусство хвалить и наказывать»). Необходимо следить, чтобы темы излагались простым языком, образно, живо и убедительно;

групповые дискуссиив основе которых — конкретные педагогические ситуации, пережитые родителями. Ситуации могут быть предложены и педагогами, например, в соответствии со следующими темами: «Нравственные основы родительства», «Как наши страхи становятся страхами детей», «Как сложилась бы наша жизнь, если бы не было детей», «Наши конфликты с детьми» и т.п. Цель дискуссии заключается в совместной выработке оптимального подхода к решению той и иной жизненной ситуации, основываясь на понимании ее психологического и педагогического смысла;

книжная терапиясуть которой заключается в обсуждении содержания специально подобранных педагогом к семинару научно-популярных, методических пособий, посвященных проблемам семейной жизни и семейного воспитания.

·         Помимо родительских семинаров в формировании педагогической культуры родителей большое значение имеет групповое и индивидуальное консультирование.

Основной задачей этого способа взаимодействия является изменение неадекватных родительских позиций, улучшение стиля внутрисемейного взаимодействия, расширение мотивов осознанности в воспитании детей, оптимизация форм родительского воздействия.

Групповое консультирование назначается учителем для родителей, чьи дети имеют общие особенности в успеваемости, поведении, состоянии здоровья, условиях воспитания и т.д. Консультация состоит из небольшого сообщения учителя и ответов на вопросы родителей. Так, например, если в классе есть несколько учащихся, которые мало читают и не любят книг, то их родителей может собрать учитель-словесник и рассказать, как заинтересовать детей чтением. Подобная беседа может быть проведена с родителями неуспевающих учеников (эти консультации также могут проводиться с участием учителей-предметников, школьного врача, психолога). В родительских группах часто используются игровые приемы работы: разыгрываются ситуации взаимодействия с детьми в семье, ситуации поощрения и наказания, отрабатываются приемы общения с детьми. На групповых консультациях общепедагогические положения рассматриваются в конкретном приложении к определенным частным случаям. Консультация может носить либо выраженный инструктивный характер, либо проходить в форме обсуждения сложных воспитательных ситуаций, которые вызывают затруднения у родителей. Это делает консультирование важным элементом в общей системе работы с родителями. Необходимо отметить, что консультации могут проводиться не только в школе, но и дома. И в том, и в другом случае есть свои преимущества и недостатки. Придя в школу, родители могут получить совет учителя-предметника, классного руководителя, врача, школьного психолога по интересующим их вопросам. Но здесь советы даются часто только на основании слов родителей. Консультируя на дому, педагог пользуется не только информацией родителей, но и своими впечатлениями, наблюдениями, полученными непосредственно на месте.

Еще одним направлением работы школы по повышению педагогической культуры родителей является целенаправленная просветительская деятельность в области педагогики воспитания. С этой целью в школе могут быть организованы следующие формы работы с родителями.

·         Классное родительское собрание до сих пор является основной формой взаимодействия учителя с родителями. Оно призвано стать местом обсуждения актуальных проблем учебно-воспитательной работы, проведения бесед педагогического содержания, организации обмена опытом по воспитанию детей в семье, анализа нестандартных подходов к реализации воспитательных задач и т.д.

Обычно родительские собрания проходят традиционно: доклад классного руководителя по проблемам реализации учебно-воспитательного процесса и обсуждение организационных вопросов. Как правило, на собраниях такого типа родители не проявляют никакой активности. Их безынициативность — это показатель либо незаинтересованности, либо того, что сама форма, проведения собрания не располагает к высказываниям со стороны родителей.

Для повышения эффективности этой работы необходимо организовать несколько семинаров-практикумов для педагогов, на которых стоит рассмотреть вопросы подготовки и проведения собраний, пути повышения активности родителей. Следует также определить общие требования к подготовке и проведению собраний, а также обсудить рекомендации к их проведению, предлагаемые в научно-методических пособиях. Несколько родительских собраний можно сделать открытыми, чтобы на них могли присутствовать все заинтересованные педагоги.

Подготовка и проведение собрания требуют большой изобретательности педагогов и учета особенностей взрослой аудитории.

Как педагог может подготовиться к родительскому собранию, чтобы конечный результат оправдал ожидания всех его участников? Вот основные моменты подготовки:

·         тщательно продумать «сценарий» собрания;

·         подготовить вопросы, которые следует задать родителям;

·         продумать оформление классной комнаты, чтобы она соответствовала проблеме обсуждения;

·         желательно заранее провести анкетирование родителей и (или) детей, чтобы посмотреть на проблему их глазами;

·         подготовить стенгазету, видеофрагменты и другие материалы, которые раскрывают отдельные моменты из жизни класса;

·         расставить столы и стулья по кругу, чтобы все чувствовали себя в одинаковых условиях;

·         продумать персонально приглашение каждому родителю на собрание;

·         привлекать к подготовке собрания родительский комитет класса или отдельных активных родителей.

Организуя таким образом родительские собрания, можно за короткое время добиться значительных результатов: родители становятся более заинтересованными в жизни класса и школы, принимают активное участие в ее работе. Подобная форма дает возможность родителям как бы заново узнать своего ребенка, наблюдая его в условиях школы: способствует повышению чувства ответственности за воспитание детей: сплачивает коллектив родителей; положительно скатывается на взаимоотношениях школы и семьи.

·         Наглядная педагогическая пропаганда позволяет познакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок и др.. а также непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс; передовые методы работы, помогает доступно и убедительно донести необходимую педагогическую информацию.

Можно составить и постоянно обновлять стенды «Для вас, родители», «Родителям о детях», содержащие информацию о повседневной жизни класса, о текущей и воспитательной работе в школе и семье. На стенде под заголовком, например. «Чем занимались ваши дети сегодня» могут помещаться выписки из календарных планов, краткие отчеты о выполнении программы. Стенд «Советы и рекомендации» может содержать рекомендации психолога и социального педагога по различным вопросам, отчеты членов родительского комитета о посещениях семей и др.

·         Деловая игра максимально приближает своих участников к реальной

обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку.

Конкретной, узконаправленной схемы проведения деловых игр не существует. Все зависит от компетентности, творческих способностей и выдумки руководителей.

Целью деловых игр является выработка и закрепление определенных навыков, умений предупреждать конфликтные ситуации. Роли в деловых играх могут распределяться по-разному. В них могут участвовать учителя, классные руководители, социальные педагоги, родители и др. Темой деловых игр могут быть разного рода конфликтные ситуации.

·         Вечера вопросов и ответов представляют собой сбор педагогической

информации по разнообразным проблемам. Ответы на вопросы зачастую носят дискуссионный характер и нередко переходят в заинтересованное обсуждение. Такие вечера должны проходить как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов. На них желательно присутствие большинства членов педагогического коллектива, а также специалистов — медиков, юристов, социальных педагогов, психологов и др., в зависимости от содержания обсуждаемых вопросов.

·         Встречи за «круглым столом» расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и педагогов. Их тематика может быть различной. Можно обсудить различные ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие в процессе воспитания детей в различных типах семей. Эта форма работы характеризуется тем, что практически ни один родитель не остается в стороне, все принимают активное участие, делясь интересными наблюдениями и высказывая дельные советы.

·         Родительские конференции предназначены для обмена опытом воспитания.

Мысли, высказанные на них родителями и подкрепленные их же опытом, приобретают особую убедительность и оказывают большое влияние на присутствующих. Конференции проводятся как по проблемам, затрагивающим широкий круг психолого-педагогических вопросов, так и по конкретным вопросам семейного воспитания, например: «Эстетическое воспитание детей в семье», «Воспитание дисциплинированности и культуры поведения», «Воспитание у детей познавательной активности и интереса к учению» и т.д.

Определив тему конференции, учителю следует выявить родителей, имеющих положительный опыт в решении соответствующей проблемы, и помочь им подготовиться к выступлению, дав возможность осмыслить то ценное, что есть в их воспитательной системе.

·         День открытых дверей объединяет целый комплекс мероприятий,

проводимых в масштабе всей школы в специально отведенный для этого день. К их проведению привлекаются методисты, социальные педагоги, психологи и т.д. Родители получают возможность:

а) наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной;

б) сравнивать умения и поведение своего ребенка с умениями и поведением других детей;

в) перенимать у педагога приемы воспитательных воздействий.

Родители могут увидеть уроки и внеклассные занятия, посмотреть, как учат их детей, как работают сами школьники, что требует от них учитель, какими приемами он пользуется. Отцы и матери убеждаются, как сложен и ответствен труд учителя, видят, чем располагает школа для обучения и воспитания детей.

·         Практические занятия, направленные на выработку и закрепление

педагогических умений и навыков мам и пап. Разрыв между теоретическими представлениями родителей о методах и средствах воспитания и умением применять их на практике является наиболее характерным недостатком образовательной системы. Так, например, родителям (после теоретического ознакомления с определенными аспектами воспитательной деятельности) можно предложить проиграть различные жизненные ситуации, в том числе и конфликтные. Умение идти на компромисс, слушать, разрешать спорные ситуации, понимать позиции другого человека и многое другое — это важные моменты в общении с детьми. Проигрывание различных «скандальных» сюжетов помогает родителям и детям найти способы взаимоопределяемых решений, позволяет посмеяться над ситуацией, а значит, посмотреть на нее со стороны, без излишней эмоциональной включенности.

Ведущую роль в отношениях «учитель - родители» играет педагог, для него воспитание является профессией. Он имеет специальную подготовку и владеет арсеналом воспитательных средств, которые умело использует в различных педагогических ситуациях.

 

Стили взаимоотношений

Характерной чертой гуманистического стиля взаимоотношений педагога и родителей является полное доверие друг другу и искренность. Родители должны быть уверены, что любое их сомнение, тревога или оценка поведения и наклонностей ребенка, высказанные учителю, не будут использованы во вред их сыну или дочери. И учитель, и родители должны уметь хранить тайны, доверенные им детьми. Взрослые люди в интересах самого ребенка могут рассказать друг другу об этих тайнах. Но важно, чтобы сам ребёнок об этом не знал. Нередко отношения между учителем и родителями, учителем и школьниками нарушаются потому, что ребенок узнал о разглашении его тайны.

Отношения между учителем и родителями могут оказывать существенное влияние и на другие отношения. Если взаимоотношения учителя и родителей не складываются удачно, то, к сожалению, иногда учитель переносит свою неприязнь и на ребенка. Это грубая педагогическая ошибка, и при таком положении дел нельзя надеяться на положительные результаты в воспитании детей. Или другая сторона: учитель и ученик в какой-то период не находят общего языка. Родители, вместо того чтобы разобраться в существе возникших противоречий, встают на сторону своего ребенка, винят во всем учителя и тем самым разрушают и свои отношения с ним.

Выделяют следующие уровни взаимодействия учителей и родителей, которые наиболее часто встречаются в педагогической практике школы.

Оптимальный или благоприятный уровень взаимодействия характеризуется целесообразностью и содержательностью, взаимопониманием и демократическим стилем общения. При таком уровне взаимодействия учитель четко определяет режим общения с родителями, положительно относится к ребенку и его семье, профессионально компетентен. Родители регулярно посещают родительские собрания, беседы и другие мероприятия, активно участвуют в дискуссиях, охотно делятся своим педагогическим опытом при критичном отношении к нему. Этот уровень взаимодействия предполагает высокую степень развития ценностной ориентации учителя, с одной стороны, и творческий характер и инициативность учителя во взаимодействии — с другой.

Для благоприятно-неустойчивого уровня взаимодействия характерна доброжелательность и открытость, стремление создать все условия для развития детей. Однако по ряду вопросов между учителем и родителями иногда нет полного взаимопонимания, вследствие чего на какое-то время родители теряют интерес к «школьной жизни», реже посещают школу.

Нейтральный уровень взаимодействия отличается относительной свободой и нерегламентированностью (пришел — хорошо, не пришел — ну и ладно). Взаимодействие учителя с родителями ситуативно, скоротечно и не отличается взаимной заинтересованностью в совместной деятельности.

Несогласованный уровень взаимодействия характеризуется стремлением представить свою точку зрения по вопросам обучения и воспитания как единственно правильную. Общение носит, как правило, рекомендательный характер. Рассогласованность взглядов и планов, требований и оценок учителя и родителей не благоприятствует развитию школьника. Сами же учителя и родители сдерживают внутренний конфликт, что порождает у них чувство тревожности.

Неблагоприятный или конфликтный уровень взаимодействия характеризуется преобладанием эмоциональности над чувством ответственности. Учитель и родители регулярно выясняют отношения, высказывают недовольство друг другом, сомнения в педагогической компетентности друг друга. Любой просчет партнера воспринимается как доказательство несовершенности его знаний, взглядов или действий. Такой тип взаимодействия оказывает негативное влияние на развитие школьника, порождает чувство его незащищенности и вины.

Современное образование вышло за стены школы. Школа и учитель сегодня не единственные носители знаний. Кроме того, сам процесс познания сегодня основывается не на трансляции, а интерактивных механизмах. Педагогам, если они хотят соответствовать новым условиям и широкому социально-культурному контексту образования, надо переосмыслить содержание и формы образования, преодолеть привычку следовать стандартным дидактическим требованиям и корпоративным установкам. Сотрудничество с родителями не должно строиться на традиционных директивных методах и ограничиваться обсуждением задач учебной работы ребёнка на уроках и дома. Должны доминировать формы интерактивного и делового общения.

Таким образом, необходимо отметить, что сотрудничество и деловые взаимодействия с родителями есть результат сознательной, целенаправленной, творческой работы учителя, его постоянного стремления включаться в процесс общения с родителями как с равными участниками, заинтересованными в успехе воспитания собственных детей.

 

Взаимоотношения педагога с учеником

Одна из важнейших задач педагога — построить процесс обучения по-новому, принципиально изменив в нем роль ученика, что дает качественно другой результат. Это выражается в следующем:

— ученик — равноправный участник обучения, он в равной с учителем мере отвечает за свои успехи и недостатки. Он участвует в контроле и оценке. Он сам (конечно, участии учителя) анализирует каждый шаг своей деятельности, определяет свое незнание, ищет причины этого и пути исправления;

— ученику предоставляется право выбора способа и пути деятельности. Его участие в обучении заключается не в принятии готового образа, а в высказывании предположений, коллективном обсуждении наиболее целесообразных учебных задач.

Учитель должен строить взаимодействие не только с каждым учеником в отдельности, но и с группами сотрудничающих учеников. Уже с первых дней пребывания в школе учителя начинают знакомить учащихся с работой в парах постоянного состава, в группах. Такая форма организации сотрудничества положительно влияет на академическую успеваемость, воздействуя, прежде всего

на эмоционально-мотивационные компоненты учения.

Сотрудничество учителя с учеником будет успешной, если учитель выберет позицию «рядом», позицию друга, помощника, наставника.

 

Типология отношений учителя и ученика

Правила эффективного взаимодействия классного руководителя и школьников

Правило 1. Воспитывая учащихся, необходимо делать то, что говоришь. Младшие школьники очень сильно разочаровываются, если взрослый не выполняет то, что говорит, и перестают ему доверять, замыкаются. Они открыто высказывают свое разочарование. Это часто приводит к конфликтным ситуациям в общении взрослого и ребенка.

Правило 2. Учащиеся требуют от педагога постановки четких целей и их практической реализации. Учащимся необходимы формулировки следующего содержания: «Если мы это сделаем, то... Для того чтобы мы могли..., нам необходимо...» и т. д.

Правило 3. Педагогу необходима постоянная обратная связь с учениками. Каждое достижение ребенка и поражение его на определенном этапе должно быть известно педагогу. Его анализ и оценка совместно с ребенком-основа обратной связи.

Правило 4. С первых дней существования детского коллектива в нем нужно запустить механизм успеха. Учащихся нужно научить понимать разницу между их сегодняшними возможностями и будущими целями, постоянно сокращая разрыв между ними. Чтобы «механизм успеха» действовал эффективно, ученики должны обучаться сравнению реалий текущего момента с поставленной ими целью. Классный руководитель должен уметь определить количество творческого напряжения для каждого ученика.

Правило 5. Педагог должен избегать резких суждений или устрашения, чтобы не манипулировать учениками.

Правило 6. Когда дети делают что-то неправильно или правильно, им необходимо говорить об этом прямо и при этом остерегаться расточать похвалу.

Правило 7. Все воспитательные мероприятия должны быть направлены на развитие детской инициативы, вдохновения и позитивного мышления.

Правило 8. Педагог должен быть терпелив в воспитании учащихся, ведь ему, как и детям, свойственны взлеты и падения, прогресс и регресс.

Правило 9. Педагог не должен допускать высмеивания и саркастической констатации неудачности ребенка. В его арсенале должен быть юмор как средство снятия стресса и страха. Каждая встреча должна создавать светлую и радостную перспективу общения.

Правило 10. Педагог не вовлекает «эго» ребенка в процесс познания. Искренне желая помочь своим учащимся достичь поставленных целей, педагог избегает проводить параллель между успеваемостью ученика и его личностными качествами.

Правило 11. Настоящий педагог старается, чтобы внеклассное мероприятие учило ребенка ставить вопросы. Это дает ученику возможность заниматься самоисследованием и делать свои самостоятельные открытия.

Правило 12. Педагог стимулирует самосовершенствование учащихся, ставит перед учащимися трудные задачи, не приукрашивает их достижения, щадя самооценку. Если педагог поступает иначе, он тем самым подрывает самосознание, порождая посредственность.

Правило 13. Педагог дает возможность своим учащимся быть в роли учителя и воспитателя. Если учащиеся будут обучать других тому, чему научились сами, это будет способствовать поднятию их знаний на более высокий уровень.

Правило 14. Истинный педагог стимулирует игровое творчество. Игра дает простор воображению и стимулирует развитие интеллекта.

Правило 15. Истинный педагог любит своих учеников не на словах, а на деле. Это проявляется в девизе: «Если не умею, учусь сам. Если умею, учу других, совершенствую себя».

Сотрудничество с родителями есть условие развития современной школы, достижения образовательных целей и создания наиболее благоприятных условий для образования школьников. Справедливо писал В.А. Сухомлинский, что без семьи, без помощи родителей нам не обойтись не только в изучении ребёнка, но и во всех других делах.


 

Сотрудничество и взаимодействие семьи и школы

Сотрудничество и взаимодействие семьи и школы

Они вовлекаются в обсуждение и осмысление своих семейных проблем, обмениваются опытом, в ходе групповых дискуссий вырабатывают пути разрешения семейных конфликтов

Они вовлекаются в обсуждение и осмысление своих семейных проблем, обмениваются опытом, в ходе групповых дискуссий вырабатывают пути разрешения семейных конфликтов

Классное родительское собрание до сих пор является основной формой взаимодействия учителя с родителями

Классное родительское собрание до сих пор является основной формой взаимодействия учителя с родителями

Деловая игра максимально приближает своих участников к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку

Деловая игра максимально приближает своих участников к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку

Проигрывание различных «скандальных» сюжетов помогает родителям и детям найти способы взаимоопределяемых решений, позволяет посмеяться над ситуацией, а значит, посмотреть на нее со стороны, без излишней…

Проигрывание различных «скандальных» сюжетов помогает родителям и детям найти способы взаимоопределяемых решений, позволяет посмеяться над ситуацией, а значит, посмотреть на нее со стороны, без излишней…

Сами же учителя и родители сдерживают внутренний конфликт, что порождает у них чувство тревожности

Сами же учителя и родители сдерживают внутренний конфликт, что порождает у них чувство тревожности

Если мы это сделаем, то... Для того чтобы мы могли

Если мы это сделаем, то... Для того чтобы мы могли
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2021