Практические рекомендации
по взаимоотношению с детьми
1. Первое условие школьного успеха
пятиклассника — безусловное принятие
ребенка, несмотря на, те неудачи, с
которыми он уже столкнулся или может
столкнуться.
2. Создавайте условия для развития
самостоятельности в поведении ребенка. У
пятиклассника непременно должны быть
домашние обязанности, за выполнение
которых он несет ответственность. Приучайте
его к самостоятельности постепенно.
3. Несмотря на кажущуюся взрослость,
пятиклассник нуждается в ненавязчивом
контроле со стороны родителей, поскольку не
всегда может сам сориентироваться в новых
требованиях школьной жизни.
4. Для пятиклассника учитель – уже не такой
непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес
учителей могут звучать критические
замечания. Важно обсудить с ребенком
причины его недовольства, поддерживая при
этом авторитет учителя.
5. Пятикласснику уже не так интересна учеба
сама по себе, многим в школе интересно
бывать потому, что там много друзей. Важно,
чтобы у ребенка была возможность обсудить
свои школьные дела, учебу и отношения с
друзьями в семье, с родителями.
6. Обязательное проявление родителями
интереса к школе, классу, в котором учится
ребенок, к каждому прожитому им
школьному дню.
7. Учет темперамента ребенка в период
адаптации к школьному обучению.
Медлительные и малообщительные дети
гораздо труднее привыкают к классу,
быстро теряют к нему интерес, если
чувствуют со стороны взрослых и
сверстников насилие, сарказм и
жестокость.
8. Исключение таких мер наказания, как
лишение удовольствий, физические и
психические наказания.
9. Поощрение ребенка, и не только за
учебные успехи. Моральное
стимулирование достижений ребенка.
10. Основными помощниками родителей в
сложных ситуациях являются терпение,
внимание и понимание. Постарайтесь
создать благоприятный климат в семье для
ребенка.
МБОУ СОШ №1
города Бирска
Первый класс в пятый класс:
психологическая адаптация пятиклассников
Информацию подготовил:
педагог-психолог МБОУ СОШ №1 города Бирска М.В. Закирьянова
Переход из младшей школы в среднюю — важный момент в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, форма обучения, которая в средней школе становится предметной, а иногда и одноклассники.
Пятиклассникам в школе и интересно, и тревожно:
им хочется быть:
- активными, умными и независимыми,
- нужными и успешными,
- хочется, чтобы новый учитель оценил и увидел
все самое лучшее в них.
Важно, чтобы у пятиклассников были сформированы умения и навыки, определяющие, успешность адаптации:
умение осознавать требования учителя и
соответствовать им;
умение устанавливать межличностные отношения с
педагогами;
умение принимать и соблюдать правила жизни класса
и школы;
навыки общения и достойного поведения с
одноклассниками;
навыки уверенного поведения;
навыки совместной (коллективной) деятельности;
навыки самостоятельного решения конфликтов
мирным путем;
навыки самоподдержки;
навыки адекватной оценки собственных возможностей
и способностей.
Успешность адаптации пятиклассника зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько:
- хорошо пятиклассник умеет налаживать
отношения,
- общаться с одноклассниками и педагогами,
- соблюдать школьные правила,
- ориентироваться в новых ситуациях.
Ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов.
Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому.
Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости—главного личностного
новообразования младшего подростка
Возрастные психологические особенности пятиклассников.
потребность в достойном положении в коллективе
сверстников, в семье;
повышенная утомляемость;
стремление обзавестись верным другом;
стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;
стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
отсутствие авторитета возраста;
отвращение к необоснованным запретам;
восприимчивость к промахам учителей, родителей;
переоценка своих возможностей, реализация которых
предполагается в отдаленном будущем;
отсутствие адаптации к неудачам;
ярко выраженная эмоциональность;
требовательность к соответствию слова делу;
повышенный интерес к спорту.
Признаки успешной адаптации:
удовлетворенность ребенка процессом обучения;
ребенок легко справляется с программой;
степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных
заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
удовлетворенность межличностными отношениями с одноклассниками и учителем.
Возможные проблемы пятиклассников:
очень много разных учителей;
непривычное расписание;
много новых кабинетов;
новые дети в классе;
новый классный руководитель;
проблемы со старшеклассниками;
возросший темп работы;
возросший объем школьных работ в классе и дома;
рассогласованность, даже противоречивость
требований отдельных педагогов;
ослабление или отсутствие контроля;
необходимость на каждом уроке приспосабливаться к
своеобразному темпу, особенностям речи
учителей;
несамостоятельность в работе с текстами;
слабое развитие навыков самостоятельной работы;
своеобразие подросткового возраста.
Признаки дезадаптации:
усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о
проведённом дне.
стремление отвлечь взрослого от школьных событий,
переключить внимание на другие темы.
нежелания выполнять домашние задания.
негативные характеристики в адрес школы, учителей,
одноклассников.
жалобы на те или иные события, связанные со
школой.
беспокойный сон.
трудности утреннего пробуждения, вялость.
постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.