Первый класс в пятый класс: психологическая адаптация пятиклассников

  • doc
  • 13.07.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Документ Microsoft Word.doc

Практические рекомендации

по взаимоотношению с детьми

 

1. Первое условие школьного успеха

пятиклассника — безусловное принятие

ребенка, несмотря на, те неудачи, с

которыми он уже столкнулся или может

столкнуться.

 

2. Создавайте условия для развития

самостоятельности в поведении ребенка. У

пятиклассника непременно должны быть

домашние обязанности, за выполнение

которых он несет ответственность. Приучайте

его к самостоятельности постепенно.

 

3. Несмотря на кажущуюся взрослость,

пятиклассник нуждается в ненавязчивом

контроле со стороны родителей, поскольку не

всегда может сам сориентироваться в новых

требованиях школьной жизни.

 

4. Для пятиклассника учитель – уже не такой

непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес

учителей могут звучать критические

замечания. Важно обсудить с ребенком

причины его недовольства, поддерживая при

этом авторитет учителя.

 

5. Пятикласснику уже не так интересна учеба

сама по себе, многим в школе интересно

бывать потому, что там много друзей. Важно,

чтобы у ребенка была возможность обсудить

свои школьные дела, учебу и отношения с

друзьями в семье, с родителями.

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Обязательное проявление родителями

интереса к школе, классу, в котором учится

ребенок, к каждому прожитому им

школьному дню.

 

7. Учет темперамента ребенка в период

адаптации к школьному обучению.

Медлительные и малообщительные дети

гораздо труднее привыкают к классу,

быстро теряют к нему интерес, если

чувствуют со стороны взрослых и

сверстников насилие, сарказм и

жестокость.

 

8. Исключение таких мер наказания, как

лишение удовольствий, физические и

психические наказания.

 

9. Поощрение ребенка, и не только за

учебные успехи. Моральное

стимулирование достижений ребенка.

 

10. Основными помощниками родителей в

сложных ситуациях являются терпение,

внимание и понимание. Постарайтесь

создать благоприятный климат в семье для

ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МБОУ СОШ №1

города Бирска

 

 

 

Первый класс в пятый класс:

психологическая адаптация пятиклассников

 

 

 

 

 

Информацию подготовил:

педагог-психолог МБОУ СОШ №1 города Бирска М.В. Закирьянова

 

 

Переход из младшей школы в среднюю — важный момент в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, форма обучения, которая в средней школе становится предметной, а иногда и одноклассники.

Пятиклассникам в школе и интересно, и тревожно:

им хочется быть:

- активными, умными и независимыми,

- нужными и успешными,

- хочется, чтобы новый учитель оценил и увидел

все самое лучшее в них.

 

Важно, чтобы у пятиклассников были сформированы умения и навыки, определяющие, успешность адаптации:

 умение осознавать требования учителя и

соответствовать им;

 умение устанавливать межличностные отношения с

педагогами;

 умение принимать и соблюдать правила жизни класса

и школы;

 навыки общения и достойного поведения с

одноклассниками;

 навыки уверенного поведения;

 навыки совместной (коллективной) деятельности;

 навыки самостоятельного решения конфликтов

мирным путем;

 навыки самоподдержки;

 навыки адекватной оценки собственных возможностей

и способностей.

 

Успешность адаптации пятиклассника зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько:

- хорошо пятиклассник умеет налаживать

отношения,

- общаться с одноклассниками и педагогами,

- соблюдать школьные правила,

- ориентироваться в новых ситуациях.

Ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов.

Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому.

Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости—главного личностного

новообразования младшего подростка

 

 

 

Возрастные психологические особенности пятиклассников.

 потребность в достойном положении в коллективе

сверстников, в семье;

 повышенная утомляемость;

 стремление обзавестись верным другом;

 стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;

 повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;

 стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;

 отсутствие авторитета возраста;

 отвращение к необоснованным запретам;

 восприимчивость к промахам учителей, родителей;

 переоценка своих возможностей, реализация которых

предполагается в отдаленном будущем;

 отсутствие адаптации к неудачам;

 ярко выраженная эмоциональность;

 требовательность к соответствию слова делу;

повышенный интерес к спорту.

 

Признаки успешной адаптации:

 удовлетворенность ребенка процессом обучения;

 ребенок легко справляется с программой;

 степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных

заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;

 удовлетворенность межличностными отношениями с одноклассниками и учителем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возможные проблемы пятиклассников:

 очень много разных учителей;

 непривычное расписание;

 много новых кабинетов;

 новые дети в классе;

 новый классный руководитель;

 проблемы со старшеклассниками;

 возросший темп работы;

 возросший объем школьных работ в классе и дома;

 рассогласованность, даже противоречивость

требований отдельных педагогов;

 ослабление или отсутствие контроля;

 необходимость на каждом уроке приспосабливаться к

своеобразному темпу, особенностям речи

учителей;

 несамостоятельность в работе с текстами;

 слабое развитие навыков самостоятельной работы;

 своеобразие подросткового возраста. 

 

Признаки дезадаптации:

 усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.

 нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о

проведённом дне.

 стремление отвлечь взрослого от школьных событий,

переключить внимание на другие темы.

 нежелания выполнять домашние задания.

 негативные характеристики в адрес школы, учителей,

одноклассников.

 жалобы на те или иные события, связанные со

школой.

 беспокойный сон.

 трудности утреннего пробуждения, вялость.

постоянные жалобы на плохое самочувствие.