Первый урок физики в 7 классе
Оценка 5

Первый урок физики в 7 классе

Оценка 5
Работа в классе
doc
физика
7 кл
28.01.2019
Первый урок физики в 7 классе
Урок по данной теме входит в раздел «Введение». Он является для учащихся первым уроком по новому предмету – физике. Отсюда особенное значение этого урока. Так как ученики 7 класса, первый раз пришедшие на урок физики, не имеют представления, что они будут изучать, то задача учителя – заинтересовать учащихся с первого урока, представить материал так, чтобы ученики почувствовали жажду новых знаний и ждали следующего урока. Важно показать на первом уроке всю красоту физики, в яркой и увлекательной форме показать широкое ее применение на практике, в жизни, помочь учащимся войти в мир новых научных и технических идей, зажечь ученика стремлением как можно больше узнать, понять.
Здравствуй, физика.doc
Тема урока: «Здравствуй, физика!» 1 Задачи урока:  Обучающие:  систематизировать, обобщить и углубить знания учащихся, проводить эксперименты и исследования, понять, объяснить и использовать их для нужд людей. Научиться определять наилучшие способы решения встающих перед нами задач и находить ответы на возникающие вопросы. Воспитывающие: убеждать учащихся в познаваемости окружающего мира, формировать интерес к познанию законов природы и их применению, создавать позитивное отношение к предмету. Развивающие: развивать экспериментальные умения, навыки логического мышления, умение обосновывать свои высказывания, делать выводы Оборудование: Поилка, барометр, ингалятор, круглые карандаши, брызгалка, мультимедийный проектор, компьютер Ход урока .   (Подготовить учащихся к уроку, объявить цели и I. Организационный момент задачи урока). II. Повторение. А) Вступительное слово    Физика ­ одна из наук о природе. Человек вносит в природу изменения благодаря своему уму и труду. Изучая изменения, происходящие в природе, учёные установили, что все они происходят закономерно, т.е. всегда существует какая – нибудь причина явления. Например, одна из причин  возникновения ветра ­ неравномерное нагревание воздуха; причиной падения на Землю различных предметов является притяжение их Землёй. Б) Решение ребуса (ответ: физика) Приложение 1 В) Решение кроссворда.  Приложение 2 Наблюдения и опыты – источники физических знаний . Каждый знает, что лёд в тёплом помещении тает, вода  на морозе замерзает, магнит притягивает железные предметы и  т. д. Откуда появились эти знания? Многие знания добыты людьми  из собственных наблюдений. Так, например, каждый из нас наблюдал, что ничем не удерживаемые тела падают на Землю. Именно благодаря наблюдениям накопились многие знания. III. Физика в вопросах и ответах. 1.Как трение влияет на инерцию? ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: показать, как трение влияет на инерцию. МАТЕРИАЛЫ: Коробка из­ под обуви, ножницы, помощник, линейка, 10 негранёных фломастеров, воздушный шарик. 1.Вырезать посередине меньшей стороны коробки отверстие в виде квадрата. Процесс: 1 2.Положить воздушный шарик  в коробку так, чтобы его отверстие  выходило  в квадратную 2 3.Надуйте шар  и зажмите  его отверстие пальцами. дырочку. 4.Положите под коробку фломастеры. 5.Отпустите шар. ИТОГИ: Когда шар сдувается, коробка движется вперёд. Когда воздух полностью вышел из шара, коробка продвинулась ещё на некоторое расстояние и остановилась. ПОЧЕМУ?  1 закон Ньютона гласит, что тело не изменит состояния покоя или равномерного прямолинейного движения, пока на него не подействует сила. Это стремление к сохранению прежнего состояния называется инерцией. Коробка останется там, где стояла , если её не толкнуть .Сдувающийся шарик подталкивает коробку вперёд. Под воздействием этой силы коробка приходит в движение и движется до тех пор , пока противодействующая ей  вторая сила­ трения­ постепенно не остановит коробку. Трение противодействует силе,  движущей предмет, и он, в конце концов, остановится. 2.Узнать, какую роль играет хвост у воздушного  змея? Материалы: один лист писчей бумаги, ножницы, клейкая лента, бечевка, линейка.  Отмерьте и отрежьте от листа бумаги полоску размером 5*30 см. Процесс:  Отрежьте кусок бечевки длиной примерно полметра и липкой лентой прикрепите его к бумажной полоске.  Возьмитесь за конец веревочки и взмахивайте перед собой, как бичом.  Отмерьте и вырежьте бумажную полоску размером 0,5*30 см и прикрепите ее лентой к свободному концу ранее отрезанной ленты.  Делайте такие же движения этими двумя соединенными лентами, как и ранее с одной. Итоги: Бумажная лента крутится, но после того, как к ней прикрепили другую ленту, она стала более устойчивой. 2 Почему? Бумага движется под углом к направлению движения, и поэтому воздух над верхней частью полоски движется быстрее. Но быстро движущийся воздушный поток 3 создает разряжение, из­за чего на полоску воздействует подъемная сила. Поскольку этот угол постоянно меняется, подъемная сила, воздействующая на него, а также неоднородности и завихрения воздушного потока тоже постоянно меняются. Из­за всего этого полоска мотается и крутится. Приделанный к полоске хвост из узкой полоски бумаги стабилизирует угол, под которым более широкая полоса движется по отношению к набегающему потоку воздуха. Благодаря этому набегающий поток становится равномернее, и бумажная полоска меньше крутится и болтается. III. Решение индивидуальной задачи: “Проблемы в моём доме.» 1.Чесночная плантация на бутылке. Зимой так хочется иметь дома свою свежую зелень, например  лук. Многие  выращивают его в ящиках, баночках…Берём пластиковую бутылку и обматываем её ватой. Потом небольшие луковицы или чеснок нанизываем на нитку, как бусы. Этими бусами спиралью обкручиваем бутылку с ватой так, чтобы зазоры  между рядами были как можно меньше. Закрепляем один конец нитки на донышке, а другой на горлышке. Поворачиваем зубчики  корешками к вате. Потом кладём всё это в тёплую воду. Через 2­3 часа устанавливаем бутылку  в миске с водой. Подливаем воду каждый день. Лучок врастает в вату, даёт прекрасную зелень и выглядит декоративно. Так же можно выращивать кресс­ салат. Попробуйте­ и вы забудете о ящичках и баночках 3 4 . 2. Вторая жизнь  для батарейки. 3.  Как можно продлить жизнь повседневной батарейки? Правда, восстановить можно не все батарейки, а только те , которые сели совсем недавно или же те, которые долго пролежали и испортились от времени, но нигде не использовались. Чтобы батарейка снова начала давать электричество, нужно  сначала сделать в ней шилом или длинным тонким гвоздем два прокола рядом с графитовым стержнем примерно ¾ высоты. При этом из отверстия  может политься мутная жидкость. Не пугайтесь­это нормально. Дайте жидкости вытечь , но старайтесь ,чтобы она не попала вам на кожу. Залейте в дырочки 9% ­ный уксус, а если его нет под рукой, подойдёт и обычная вода. Это удобно делать шприцем. Когда батарейка заполнится, закупорьте дырки пластилином или жвачкой. 4. Мой домашний барометр Чтобы знать, какая будет погода, я смастерила  собственный барометр. Чтобы сделать барометр, нужно отрезать небольшую часть (примерно 15 см) ствола молодой ели вместе с веткой и очистить от коры. Ствол закрепить неподвижно , на вертикальной плоскости , а ветку  оставить свободной.  Она будет реагировать на изменение погоды, опуская конец перед дождём  и поднимая его вверх перед ясной погодой. Амплитуда движения конца ветки зависит от её длины. Моя  длиной в 30 см двигается на 8­ 10 см. Понаблюдав за ней некоторое время,  рядом  с её концом нужно сделать пометки « ясно», «переменно», « пасмурно» и пользоваться как обычным барометром. 4 5 5.Ингалятор для всей семьи. В детстве я была болезненной, поэтому ингалятор БТР(банки, трубки, распылитель)  был просто необходим нашей семье. Для его изготовления берём обычную стеклянную банку (0,7 или 1,0 литра), обычную пластмассовую  крышку две трубки и распылитель. В крышке рядом, на расстоянии 40 мм  друг  от друга, делаем два отверстия, диаметр которых чуть меньше внешнего  диаметра трубки, чтобы она входила в отверстие крышки очень плотно. Надо взять два отрезка трубки ( длиной 100­200 мм)  и вставить  в отверстия крышки. Короткий  отрезок должен отстоять  от дна банки  на 20­25 мм. На него надевается распылитель для мойки посуды ( продаётся  в  хозяйственных магазинах). А верхний конец просто выходит в атмосферу. Второй, более длинный отрезок плотно вставляется  в крышку  на глубину 10­15 мм и всегда своим нижним концом должен находиться  в воздушном пространстве над раствором  для ингаляции. Когда мы вдыхаем воздух через длинную трубку, под крышкой возникает разрежение, которое компенсируется атмосферным воздухом. Он, пройдя распылитель и короткий отрезок трубки, создаёт на поверхности множество пузырьков, лечебный воздух из которых  мы и вдыхаем. В качестве  лекарственного раствора – антисептик. Я использую горячий отвар ромашки. Чтобы увеличить период остывания  и не обжигать  руки во время процедуры,  банку окутываю  полотенцем. Остаётся добавить , что на длинный отрезок необходимо надевать мундштук , для каждого ­ свой , или иметь несколько длинных отрезков. Приведённые размеры ­ некритичны, и их можно изменять. Можно, в принципе, обойтись  и без распылителя, но при этом эффективность ингаляции снизится. 6. Как обезвредить пролитую ртуть? Пары ртути, попадая в организм, вызывают очень тяжёлые хронические отравления, а при длительной работе в помещении с повышенным содержанием паров ртути в воздухе возникают заболевания печени, почек, нервной системы. 7.Что же делать, если ртуть пролита? Для её уборки можно использовать резиновую грушу(желательно со стеклянным наконечником):вместе с потоком воздуха в грушу втягиваются и капельки ртути. Из трудно доступных мест(щелей, трещин) ртуть можно удалить латунными или медными пластинами(ртуть смачивает медь и латунь). 5 Пролитую ртуть собирают в стеклянный сосуд, заливают слоем воды  (толщиной  не менее 10 мм), после  чего сосуд плотно закрывают. На то место, с которого была собрана ртуть надо (хлор образует со ртутью растворимое в воде соединение), после высыхания кашицы убрать положить слой кашицы хлорной извести 6 хлорную известь, а  это место несколько раз промыть тёплой водой. Собранную ртуть, использованные для её сбора резиновую грушу, латунные(медные пластины) следует сдать на санитарно­эпидемиологическую станцию, которая в свою очередь, проведёт анализ воздуха  на содержание паров ртути. 4.    Занимательные опыты 1 .Потрите газетой детский шарик, поднесите к потолку отпустите, Шар остаётся  висеть у потолка и может находиться в таком положении сутками. Почему? 2.Фонтан в пустоте. Рассмотрим явления, которые объясняются существованием атмосферного давления. Возьмём цилиндрический сосуд. Сосуд закрыт пробкой, в которую вставлена трубка с краном. Из сосуда насосом откачивают воздух. Затем конец трубки погружают в воду. Если теперь открыть кран, то вода фонтаном брызнет внутрь сосуда. Вода в сосуд поступает потому, что атмосферное давление больше давления разреженного воздуха в сосуде. 3.Вода, не выливающая из перевёрнутого стакана. Наполнить до краёв стакан водой и прикрыть листком плотной бумаги.  Опыт получается лучше с толстостенным стаканом. Перевернуть стакан, придерживая лист бумаги ладонью руки. Вода из стакана не выливается. Она удерживается атмосферным давлением. 4.Как «работает» шприц. Конец шприца опускают в жидкость.  Если поднимать поршень, то за ним будет подниматься жидкость. Происходит это потому, что  при подъёме поршня между ним  и жидкостью образуется безвоздушное пространство. В это пространство под давлением наружного воздуха и устремляется вслед за ним жидкость. 4.Итоги урока, задание на дом. Проделав простых, но интересных и увлекательных опытов можно найти ответы на многие интересующие нас вопросы. Для их проведения не потребуется дорогостоящего оборудования, всё необходимое можно найти у себя дома. Создать домашнюю  лабораторию. Список использованных источников и литературы. 1.Ван Клив Джон .200 экспериментов. М., «Джон Уайли энд Санз»,1995, 319 с. 2.Горев Л.А. Занимательные опыты по физике .М., «Просвещение»,1977, 152 с. 3.Коршунов А., Кочеткова Н., Пальмова С. Вестник «ЗОЖ», №18, сентябрь 2005г, 32 с. 6 4.Ланина Н.Я. Не уроком единым: Развитие интереса к физике. М., «Просвещение», 1991, 283 с. 5. Перышкин А.В. Родина Н.А. Физика 6­7 ,М., « Просвещение», 1985,319 с. 6.Черняк А. Народный совет. №48/29 ноябрь­5 декабрь 2005 г./,14 с. 7 Приложение 1 2 , , , 234 234 а Приложение 2 Кроссворд Кроссворд 7 1 2   3 6 4 5 Вопросы: 1.Наименьшая частица вещества. 2.физическое тело. 3.Наука о природе. 4.Датский физик. 5.Атом, потерявший электрон. 6.Английский физик, открывший законы движения 8 8

Первый урок физики в 7 классе

Первый урок физики в 7 классе

Первый урок физики в 7 классе

Первый урок физики в 7 классе

Первый урок физики в 7 классе

Первый урок физики в 7 классе

Первый урок физики в 7 классе

Первый урок физики в 7 классе

Первый урок физики в 7 классе

Первый урок физики в 7 классе

Первый урок физики в 7 классе

Первый урок физики в 7 классе

Первый урок физики в 7 классе

Первый урок физики в 7 классе

Первый урок физики в 7 классе

Первый урок физики в 7 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2019