Center
of Scientific Cooperation "Interactive plus"
Власова Светлана Юрьевна учитель-логопед
МБДОУ Д/С КВ второй категории №458 г. Челябинск, Челябинская область
ПЕСКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ КОРРЕКЦИИ
И РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: в данной статье рассматриваются проблемы коррекционной логопедической работы для детей с нарушениями речи, а именно использование в работе инновационных педагогических технологий.
Ключевые слова: нарушение речи, пескотерапия, речь детей, дошкольники.
Нарушение звукопроизношения является одним из наиболее распространенных проявлением речевой патологии. Дети с нарушениями речи – это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
Для коррекции, прежде всего, необходимо установить тесный контакт с ребенком, внимательно, бережно относиться к нему. Обучение состоит в коррекции дефекта устной речи и подготовке к усвоению грамоты. Пути компенсации зависят от природы дефекта и индивидуальных особенностей ребенка.
Большую помощь логопедам в коррекции и развитии речи может оказать
использование метода пескотерапии. Пескотерапия – одна из разновидностей игровой терапии. Песочная игротерапия или иначе песочные игры – очень интересная, эффективная педагогическая технология. Притягательность данной технологии заключается в том, что комплексное развитие личности ребенка происходит через игру, близкую и понятную ему.
Воспитанники проявляют особый интерес к играм с песком. Зона песочной игротерапии привлекает их внимание яркостью, необычностью, оригинальностью.
1 Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
Песочные игры очень интересны и разнообразны. Они являются обучающими, познавательными, проективными. Принципы игр на песке очень просты и незатейливы. Это создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, «оживление» абстрактных символов – букв, цифр и реальное проживание всевозможных ситуаций совместно с героями сказочных игр.
Дети с нарушениями речи быстро утомляются, когда сталкиваются со сложными заданиями. А песок помогает дольше сохранять работоспособность ребенка. Ведь на песке даже трудные задачи решаются легче. В песочных играх дети получают опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместно преодолевают трудности, учатся слышать и слушать друг друга.
Проводимая работа с воспитанниками показывает, что игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Она позитивно влияет на эмоциональное самочувствие, делает ее прекрасным средством для развития и саморазвития дошкольника. Важным является и то, что песочницу можно использовать в любое время года, не только на улице, но и в логопедическом кабинете. А самое главное – это детям близко, доступно, интересно.
Благодаря играм с песком развивается у детей тактильно-кинетическая чувствительность и мелкая моторика рук; снимает мышечную напряжённость; развивает мотивацию речевого общения; способствует расширению словарного запаса, помогает освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза; позволяет развивать фонематический слух и восприятие; способствует развитию связной речи, лексико-грамматических представлений; помогает в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.
Приёмы песочной терапии, которые можно использовать на коррекционных занятиях.
Рисование на песке дыханием через трубочку для коктейля.
Дети учатся дышать через трубочку, не затягивая в неё песок. Можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожела-
2 www.interactive-plus.ru
Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)
Center of Scientific Cooperation "Interactive plus"
ние песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка, выдувать изучаемую букву, цифру.
Посыпание, пересыпание песка из руки на руку или из ёмкости в ёмкость.
Само знакомство с песком очень полезно, когда человек берет в руки песок, начинает пересыпать его, наблюдая за движением песчинок, разравнивает или просто поглаживает, снимается стресс, общение с песком своеобразный медитативный процесс.
Поиск игрушек, спрятанных в песке.
Например, игру «Найди предмет» можно использовать при постановке или автоматизации определённого звука, классификации предметов на заданный звук и т. д.
Выкладывание на песке букв, цифр, композиций различными предметами:
фасолью, пуговицами, семечками, спичками, крупами, камушками и другим бросовым материалом.
Рисование на мокром песке тонким предметом.
Ребёнок не боится играть, рисовать в песке, потому что, если он ошибётся, то ошибку можно исправить. Причём делать это можно сколько угодно. Например, при знакомстве с буквой ребёнок пишет её на песке, и если не получилось, то это можно быстро переделать.
Создание на песке композиций, используя различные игрушки, иллюстрирование своих историй, разыгрывание уже известных сказок.
Примерные задания:
1. Пересыпать песок из руки в руку.
2. Погрузить в сухой песок кисти рук. Задача: полностью освободить руки от песка, не совершая резких движений, только шевеля пальцами и сдувая песчинки.
Игра «Картина из загадок».
Предлагается детям разгадать загадки, но не просто разгадать, а нарисовать ответы на песке, так чтобы получилась картина, т. е. надо рисовать так, чтобы
3 Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
ответы располагались на песке примерно там, где они обычно должны находиться.
Таким образом, средства и методы пескотерапии развивают интеллект ребенка, тактильную чувствительность, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов, существенно повышается мотивация ребенка к «занятиям».
1. Александрина У.Ю. Песочная арт-терапия, как технология в работе с детьми дошкольного возраста[Текст] / У.Ю. Александрина, Н.В. Янькова // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – №8.
2. Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. Методическое пособие для педагогов и родителей [Текст] / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1988. – 48 с.
3. Громова О.Е. Инновации – в логопедическую практику: Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений [Текст] / О.Е. Громова. – М.: Линка-Пресс, 2008. – 232 с.
4. Набойкина Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком [Текст] / Е.Л. Набойкина – СПб.: Речь, 2006. – 144 с.
5. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту [Текст] / Н.А. Сакович. – СПб.: Речь, 2006. – 176 с.
6. Филичева Т.Б. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова. – М.: Просвещение, 2009. – 221 с.
7. Беловинцева С.В. Мастер-класс «Использование приёмов песочной терапии как средство развития познавательных функций» [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://www.mbdou7.com/psiholog/75-pesok (дата обращения:
30.09.16).
4 www.interactive-plus.ru
Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.