Песни, рожденные войной
Оценка 4.9

Песни, рожденные войной

Оценка 4.9
Презентации учебные +1
docx
воспитательная работа +2
10 кл—11 кл
11.05.2019
Песни, рожденные войной
Публикация является частью публикации:
кл. час песни Победы.docx
ФКОУ СОШ УФСИН России по Томской области Песни, рожденные войной Подготовила  Учитель русского языка и литературы Максимова С.В. Томск 2019 Цели:  ­Формирование     уважительного   отношения   к   героям   ВОВ, благодарности   к   подвигу участников Великой Отечественной войны 1941 ­ 1945 г.  прошлому нашей Родины. ­Знакомство с песнями военных лет, воспевающими мужество, стойкость, героизм  советского народа, их значением для людей того времени Задачи: ­ раскрыть содержание песен, появившихся в годы ВОВ; ­ воспитывать у обучающихся патриотические чувства: уважение к старшему поколению,  чувство гордости за свой народ, свою Родину; ­ воспитывать любовь к поэзии и музыке; ­развивать устную монологическую  речь обучающихся; ­ развивать интерес к песням военных лет  Оборудование: компьютер, проектор, экран. Классный руководитель:  9 мая – День Победы над гитлеровской Германией в Великой Отечественной   войне   –   каждый   год   отмечает   весь   народ,   передовые   люди   всего   мира.   Эта великая  победа пришла благодаря массовому героизму  наших  воинов и  всего народа.  70лет миновало   с   того   незабываемого   дня,   когда   все   человечество   услыхало   долгожданное   слово: МИР. Песни, сложенные в годы войны, песни, которые помогали бойцам и в бою, и в походе, живы и любимы до сегодняшнего дня. Они занимают особое место в музыкальном творчестве. Написанные в годы тяжелых испытаний, разные по своей манере, они наполняли нашу жизнь, звали народ к борьбе во имя победы. И сегодня песни военных лет предстают перед слушателем как памятники истории, овеянные романтикой героизма всего народа. ( Звучит фонограмма I куплета и припева песни « Священная война») Чтец 1:  24 июня 1941 года на страницах газет « Известия» и « Красная звезда» было опубликовано   стихотворение   поэта   Василия   Лебедева   –   Кумача.   К   вечеру   того   же   дня композитор Александр Васильевич Александров написал музыку, а на следующее утро песню репетировал   Краснознаменный   Ансамбль   песни   и   пляски   Советской   Армии,   руководителем которого был сам автор песни – А.В.Александров( ныне этот ансамбль носит его имя). 26   июня   ансамбль   исполнил   эту   песню   для   бойцов,   уезжающих   на   фронт.   Очевидцы вспоминают, как Краснознаменный Ансамбль песни и пляски давал концерт в продымленном махоркой зале Белорусского вокзала…Заунывно перекликались паровозные гудки. При первых звуках песни все присутствующие в зале поднялись с мест. Солдаты и офицеры в походном снаряжении   сосредоточенно,   в   полной   тишине   слушали   песню.   Песня   «   Священная   война» звучала как воинская присяга, как клятва отстоять свободу и независимость Родины, чего бы это ни стоило. По требованию уезжавших на фронт Краснознаменный Ансамбль исполнил песню « Священная   война»   пять   раз   подряд.   Советские   воины   пронесли   эту   песню   от   Москвы   до берлинского рейхстага. Песня « Священная война» полна огромной силы, в ней сосредоточена великая энергия и воля к победе советского народа. « Священная война» звучала и в глубоком тылу, где формировалось пополнение и ковалось боевое оружие, и на фронтах Отечественной войны,   где   она   вливала   энергию   в   наших   верных   защитников   –   воинов   Советской   Армии   и призывала их к борьбе с врагом. Песню « Священная война» по праву назвали музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Классный   руководитель:  Песни   военных   лет   –   это   песни   о   героизме   и   мужестве,   о солдатской службе, о верности, о коротких минутах радости, о веселой шутке, придававшей бойцам силу и бодрость. Создателями песен были сами фронтовики: и поэты и композиторы. Они поднимали настроение солдат, помогали легче переносить разлуку с близкими, вселяли веру в победу. Многообразен мир песен фронтового быта: « В землянке», « В лесу прифронтовом», « Темная ночь», незатухающий « Огонек» и множество других… Чтец   2:  Песня­   это   голос   души   человека.   Радость   и   тоску,   горечь   потерь,   любовь   и преданность, гнев и боль­ все отражается в песнях военных лет. И песни эти роднят миллионы людей, единых по духу, связанных между собой общей Родиной­ ЛЮБИМОЙ  Россией.  Знакомство с историей создания песни «Шумел сурово Брянский лес»  Песня «Шумел сурово Брянский лес» была создана композитором С.А.Кацем на стихи А.В. Софронова по просьбе брянских партизан. Вскоре ее запела вся страна.  В военно­ мемуарных источниках  можно найти следующие сведения об этой песне: в конце августа 1941 года в Москву приехал молодой комиссар Брянского фронта с поручением от политуправления. Он разыскивал поэтов и композиторов. Комиссару нужны были песни для партизан. Однажды по радио из лесов пришла шифровка: «…патроны и оружие отберем у врага, а вот песни как трофей не возьмешь. Пришлите песню». Заказ был передан поэту Анатолию Софронову и композитору Сигизмунду Кацу. Над песней работали долго. Авторам приходилось много слышать и читать о партизанах. Но будет ли этого достаточно, чтобы почувствовать атмосферу и обстановку? Когда песня была готова, заказчика в Москве уже не было­ комиссар отбыл на фронт. Но обстоятельства складывались удачно: военного корреспондента «Известий» Анатолия Сафронова командировали на Брянский фронт, а Сигизмунду Кацу разрешили выехать вместе с ним. В одном из партизанских отрядов разучили песню «Шумел сурово Брянский лес». Вскоре эта песня широко зазвучала среди партизан. Сегодня ее мелодия звучит в Брянске ,на площади Партизан у Памятника вечной славы павшим в боях за освобождение Брянска и Вечного огня Слушание песни «Шумел сурово брянский лес». Чтец 3: Самыми популярными на фронте были песни о любви. О том, что это было именно так,   убедительнее   других   свидетельствует   судьба  «   Землянки»   Алексея   Сурикова.   За   свою долгую литературную жизнь поэт написал немало песен и стихотворений, которые, как казалось ему   самому,   могли   стать   песнями.   Но   что   из   песен   А.Суркова   осталось   в   благодарной   и признательной памяти на десятилетия, что и сейчас волнует душу слушателя и исполнителя? Пожалуй, только « Землянка». И секрет ее необыкновенного песенного успеха, может быть, как раз в том, что она не писалась для пения. Да и вообще не предназначалась для публикации. Это письмо, частное, личное, интимное письмо к любимой женщине. Сам поэт вспоминал об этом так:   «   оно   не   собиралось   быть   песней.   И   даже   не   претендовало   стать   печатаемым стихотворением. Это были шестнадцать « домашних» строчек из письма жене. Письмо было написано в конце ноября 1941 года, после одного очень трудного для меня фронтового дня под Истрой, когда нам пришлось ночью, после тяжелого боя, пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков». Как видим, это не просто письмо. Оно было написано сразу после того, как смерть была наверняка ближе, чем за четыре шага. Может быть, потому, что смерть отступила, поэт так благодарен жизни. За то, что она есть, за этот потрескивающий огонь в землянке, за смоляную слезу, за друзей, играющих на гармони и за самое светлое чувство, переполняющее сердце нежностью и грустью, тревогой и теплом. И он спешит сказать любимой « о своей негасимой любви», а тем поблагодарить ее и саму жизнь, саму судьбу. Оказавшись в ситуации, в которой побывали сотни тысяч солдат чуть ли не ежедневно, Сурков сказал то, что хотел бы сказать и тот, и другой, и третий. А потому « Землянку» сразу признали фронтовики.   Еще   до   того,   как   была   написана   известная   теперь   всем   музыка   композитором Константином Листовым, солдаты сами начали подбирать мелодию к полюбившимся словам. Текст « Землянки» переписывался в записные книжки. А вскоре солдаты стали посылать домой стихотворные письма, в которых легко узнавались интонация, отдельные слова, а иногда и целые строфы « Землянки». А затем эти песни, сочиненные солдатами на мотив « Землянки», начали петь.   В   годы   войны   фольклористы   записали   множество   таких   песен.   Часто   менялись географические координаты пишущего письмо: Про тебя мне шептали кусты В белорусских полях под Имгой… Но в остальном письма фронтовиков очень напоминали текст стихотворения Алексея Суркова. Чтец 4: Не остались равнодушными к стихотворным посланиям из землянок и окопов и те, для кого они сочинялись – жены и невесты воинов. В послевоенных фольклорных сборниках опубликованы сотни ответов на « Землянку». В этих ответах, которые женщины отправляли на фронт, слова поддержки, нежной любви, стремления ободрить любимого, укрепить его силы: Слышу голос тоскующий твой, Слышу песню двухрядки твоей. Не грусти, мой желанный, родной, Что – нибудь поиграй веселей. И вновь вспоминается вечный поэтический образ Ярославны, которая готова была стать горькой кукушкой и лететь через долгие версты к своему любимому мужу, чтобы отереть кровь с его ран. Много веков спустя неизвестная русская женщина тоже хотела бы превратиться в птицу, пролететь любые расстояния, чтобы оказаться рядом с любимым: Ветер, вьюга, снега и метель, Ночь морозная смотрит в окно. Я б хотела к тебе прилететь, Не видала тебя я давно. Интересно, что ответы на « Землянку», хотя они писались в самых разных уголках страны, женщинами разного возраста, объединяла довольно устойчивая система изобразительно – выразительных   средств.   Постоянными   здесь   становятся   темная   ночь(   именно   ночью пишется письмо), зима, метель, вьюга, разрисованное морозами оконное стекло. Часто в таких   письмах   женщина,   объединяя   воспоминания   и   мечту,   пытается   мысленно представить образ своего любимого, обстановку, которая его окружает: Вижу, как ты, усталый, сидишь Над раскрытою картой своей, И огонь все в печурке горит, Но холодная ночь все темней. Настроение   одиночества,   грусти,   вынужденной   разлуки   создается   нагнетанием   «   холодных» образов: И метель наметает сугроб, Потонула землянка в снегу. Но заканчиваются такие письма – песни обычно убежденностью в том, что любовь поможет преодолеть, победить и зимнюю стужу, и разлуку, победить врага, приблизить Победу: Не грусти, не печалься, родной, Пусть огонь не погаснет в груди­ Я в холодной землянке с тобой, И победа нас ждет впереди. Классный руководитель: В своих воспоминаниях – мемуарах Маршал Советского Союза И.Х.Баграмян отмечал6 « У народа слабого духом не могли родиться такие песни: песни – призывы, песни, вдохновляющие на справедливую борьбу с врагом, которого надо уничтожить, чтобы  спасти   Родину,  будущее   наших   детей,   счастье  и  цивилизацию   мира…   и  всегда  песня достигала   своей   благородной   цели:   звуки   ее   и   слова   как   нельзя   лучше   выражали   наши собственные чувства, и мы ощущали ее своей, родной, кровной помощницей». ( Просмотр видео записей песен « Соловьи», «Смуглянка», « Журавли») Чтец 1: В песне «Соловьи», написанной на исходе военного лихолетья, сурово и просто и вместе с тем очень задушевно высказано то, что было на душе у каждого солдата в дни, когда Победа была уже близка, но война еще не окончена. В одной из давних радиопередач автор стихов,   на   которые   написана   песня   «Соловьи»,   замечательный   советский  поэт   Алексей Иванович   Фатьянов  (1919—1959),   в   шинели   рядового   прошагавший   трудными   военными дорогами, рассказывал: «Помню фронт. В большой зеленой роще мы, солдаты, после только что   затихшего   боя   лежим,   отряхиваясь   от   крупинок   засыпавшей   нас   земли,   и   вдруг слышим: вслед за растаявшим вдали рокотом вражеских самолетов, во все горло, как бы утверждая жизнь, защелкал соловей! И это вошло в песню «Пришла и к нам на фронт весна» (таким было первоначальное название “Соловьев”. —  Ю. Б.).С первых дней Великой Отечественной войны, находясь в рядах нашей славной армии, я глубже стал понимать величие чувств людей, их душевную красоту, узнал цену дружбы и любви, цену вовремя сказанного, нужного   слова.   Герои   моих   песен   были   рядом   со   мной,   и   я   стал   писать   о   скромных, мужественных,   справедливых   советских   солдатах.   В   архиве   поэта   сохранился   черновик стихотворения «Пришла и к нам на фронт весна», датированный 1942 годом. В каких только фронтовых переделках не побывал этот исчерканный фатьяновской рукой листочек! Возможно, что как раз о тех самых днях, когда шли кровопролитные, тяжелые бои за освобождение Венгрии от   фашистов,   предпринимавших   отчаянные   попытки   остановить   стремительное   наступление наших войск. Подразделение, в составе которого находился рядовой Алексей Фатьянов, вело упорные бои. «Там он себя хорошо показал и был одним из первых, кто вступил в город, за что получил медаль «За отвагу» и краткосрочный отпуск, — вспоминал друг и соавтор поэта по многим песням  композитор В. П. Соловьев­Седой, — и вот тогда­то он привез мне оттуда и вручил слова двух песен, которые я, надо сказать, написал в один день. Это были “Соловьи” и “Ничего не говорила”. Чтец 2: ( Звучит фонограмма I куплета и припева песни « Бухенвальдский набат») Эта песня огромной эмоциональной силы. Она была написана композитором Вано Мурадели под впечатлением   от   посещения   концентрационного   лагеря   Освенцим,   где   фашисты   умертвили четыре миллиона человек. То, что увидел композитор в бывшем фашистском лагере смерти, так его потрясло, что он не мог не обратиться ко всему человечеству с призывом: « Этого забывать нельзя! Нельзя допустить, чтобы подобные зверства повторились!» Участник   Великой   Отечественной   войны   Александр   Соболев   написал   стихотворение   « Бухенвальдский набат». Правда, Бухенвальдский лагерь смерти помещался не в Польше, как Освенцим, а в Германии, но назначение всех подобных лагерей было одинаково – уничтожение людей. Бухенвальд – в переводе с немецкого – « буковый лес». В этом буковом лесу на окраине Веймара   –   города   великих   немецких   поэтов   Гете   и   Шиллера   –   помещался   лагерь   смерти Бухенвальд. Оттуда шел черный дым, стелившийся над черепичными крышами домов. В печах Бухенвальда были сожжены тысячи жертв. Теперь в Бухенвальде установлен памятник, представляющий собой башню с колоколом. Авторы памятника полагали, что глухой колокольный звон должен постоянно напоминать людям о тех муках и страданиях, которые перенесли узники страшного лагеря. Ежегодно   в   память   о   тех,   кто   здесь   страдал   и   погиб,   слышится   гул   набата,   звучит   клятва восставших узников: « Наш лозунг – полное искоренение нацизма! Наша цель – построение нового мира, в котором царит мир и свобода. Это наш долг перед нашими убитыми товарищами и их близкими. В знак нашей готовности к этой борьбе подымите для клятвы руки и повторите за мной « Клянемся!». Здесь, в Бухенвальде, погиб пламенный немецкий патриот, вождь немецких коммунистов Эрнст Тельман.   «   Бухенвальдский   набат»   ­   это   песня   –   предостережение,   песня   тревоги. Мужественные, суровые интонации песни не могут никого оставить равнодушным. Музыка и слова звучат в ней как единое целое. Суровый, сдержанный маршевый ритм; полная тревоги и драматизма   призывного   характера   мелодия   пронизана   грозно   звучащими   аккордами, изображающими мерное звучание колокола. Люди мира, на минуту встаньте! Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон. Это раздается в Бухенвальде Колокольный звон, колокольный звон… Эта песня будет долго звучать как призыв, чтобы люди во всем мире не допустили новой войны. ( Просмотр видео записей: « Объявление о капитуляции германских войск», песни « День Победы») Классный   руководитель:  Минули   годы   и   десятилетия…Но   и   сейчас   и   ветераны,   и молодежь с глубоким волнением обращаются  к песням, помогавшим громить врага, песням, запечатлевшим   пафос   и   величие   огненных   лет   Великой   Отечественной   войны.   Ветеранов Великой Отечественной войны с каждым годом становится меньше. Проявляйте к ним внимание и заботу в общественном транспорте, на улице.

Песни, рожденные войной

Песни, рожденные войной

Песни, рожденные войной

Песни, рожденные войной

Песни, рожденные войной

Песни, рожденные войной

Песни, рожденные войной

Песни, рожденные войной

Песни, рожденные войной

Песни, рожденные войной

Песни, рожденные войной

Песни, рожденные войной
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2019