Формирование познавательных интересов и познавательной мотивации к чтению; организация групповой поисковой работы; развитие познавательной сферы ребёнка, развитие внимания, памяти, навыков преобразования информации; воспитание любви к родному краю, к природе через знакомство с рассказами М.М. Пришвина.
Часть первая. Рассказ «Гости»
Часть вторая «По звериной тропе»
Часть третья. «Лечебница в лесу» или «Разговор растений»Пришвинские описания природы возбуждают интерес к природе, закрепляют в уме и чувствах её образы, помогают отчётливее и яснее усвоить её характерные черты, её душу. У Пришвина произведения дышат живой жизнью и правдой. Он мечтал: "Создать сказку жизни, чтобы читали мой детский рассказ, как сказку, все возрасты".
МКОУ «Лозовская СОШ», учитель начальных классов, Пахомова В.В.
"ПЕВЕЦ РУССКОЙ ПРИРОДЫ"
(игра по произведениям М.М. Пришвина)
ЦЕЛИ: Формирование познавательных интересов и познавательной мотивации к чтению; организация
групповой поисковой работы; развитие познавательной сферы ребёнка, развитие внимания, памяти,
навыков преобразования информации; воспитание любви к родному краю, к природе через знакомство с
рассказами М.М. Пришвина.
Слайд № 1
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Педагог: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся в литературную экспедицию по
произведениям великого певца русской природы писателя …., о котором Максим Горький сказал: (на
слайде): «Ни у одного из русских писателей я не встречал, не чувствовал такого гармоничного сочетания
любви к Земле и знания о ней, как вижу и чувствую это у Вас»
Переход на слайд № 2 щелчком мыши.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. РАССКАЗ "ГОСТИ"
Слайд № 2. КРОССВОРД
Задание № 1: Составьте из выделенных квадратиков с буквами фамилию автора и рассказ, с которым
сегодня мы будем знакомиться.
Ответы:
Автор этого рассказа Михаил Пришвин.
Рассказ называется "Гости".
Переход на слайд № 3 щелчком мыши.
На слайде: Открыть фамилию автора и название
триггер "картинки о природе" с правой стороны вверху и внизу.
Слайд № 3. О М.М.ПРИШВИНЕ
Ученик 1:
Страницы пожелтевших книг
Я вновь и вновь перелистаю, –
Рассказы Пришвина читаю,
Всё забывая в этот миг.
И вместе с ним по тем местам,
Где он бродил с ружьем когдато,
Вдруг окажусь в лучах заката,
И руки протяну цветам.
Сокровища родной страны…
Кладовой солнца – вся природа!
Герои, сами из народа,
В леса России влюблены.
Педагог: С книгами Михаила Пришвина мы знакомы с раннего детства. Вместе с ним мы радуемся звону
весенней капели, шелесту падающих листьев, первому зову кукушки, дробному стуку дятла о кору дерева.
Книги Михаила Пришвина написаны так, словно писатель охвачен волнением от встречи с чудом. Остановился
заворожённый и, взяв в руки карандаш, боясь, что этого никогда больше не увидит, с упоением описывает
каждый штрих, каждое мгновение из жизни природы.МКОУ «Лозовская СОШ», учитель начальных классов, Пахомова В.В.
М. М. Пришвин так любил лес и так умел его понимать, что даже в обыкновенной заячьей капусте видел
интересное: под жарким солнцем она закрывается, а к дождю раскрывается, чтобы ей больше дождинок
перепало. Как будто это растение живое, разумное существо.
Далеко не каждому природа раскрывает свои тайны. Она доверяет их обладающим особым талантом людям –
таким, как Михаил Пришвин.
Давайте поучимся у этого удивительного человека видеть, слышать, любить природу, проникать в её тайны,
беречь её сокровища.
Переход на слайд № 2 по гиперссылке "солнышко".
Слайд № 2.КРОССВОРД
Задание № 2: Будем читать рассказ "Гости", вставляя пропущенные названия животных.
Аудиозапись голосов включается по щелчку возле цифры в кроссворде.
Отключить аудиозаписи голоса животных гиперссылка "стоп".
№
Текст
Надпись на слайде
Подсказка
Сегодня с утра стали
собираться к нам
гости.
1
2
3
4
5
6
Первая прибежала ...
(трясогузка), просто так, чтобы
только на нас посмотреть.
Аудио запись голоса
00:33
Прилетел к нам в гости ...
(журавль) и сел на той стороне
речки, в жёлтом болоте, среди
кочек, и стал там разгуливать.
Клин летит, курлыча к
югу, Не желая
встретить вьюгу.
Облетая пол Земли,
Вдаль улетают ...
Ещё ... (скопа) прилетела, рыбный
хищник, нос крючком, глаза
зоркие, светложёлтые,
высматривает себе добычу сверху,
останавливалась в воздухе для
этого и пряла крыльями.
... (коршун) с круглой выемкой
на хвосте прилетел и парил
высоко.
Прилетел болотный ... (лунь),
большой любитель птичьих яиц.
Тогда все трясогузки
помчались за ним, как
комары.
К трясогузкам вскоре
присоединились ... (вороны),
стерегущие свои гнезда, где
Аудио запись голоса
01:01
Каркаркар! Каркар
кар! –МКОУ «Лозовская СОШ», учитель начальных классов, Пахомова В.В.
выводились птенцы.
Вот и весь репертуар.
Оглашает крону клёна
Своим пением …
У громадного
хищника был жалкий
вид: этакая махина и
улепётывает от птичек
во все лопатки.
Аудио запись голоса
00:24
Слышишь, "куку"
раздалось на опушке?
Это доносится
голос ...
Аудио запись голоса
00:21
Клюв у этой птицы
Как длиненькие
спицы.
Она по болоту гуляет,
Лягушек поджидает.
Неустанно куковала в бору ...
(кукушка)
... (цапля) вымахнула из сухих
старых тростников.
Болотная ... (овсянка) пикала и
раскачивалась на одной тоненькой
тростинке.
... (землеройка) пискнула в
старой листве.
Ранняя ива распушилась, и к ней
прилетела пчела, и шмель загудел,
и первая ... (бабочка) сложила
крылышки.
РЕБУС
Над цветком порхает,
пляшет,
Веерком узорным
машет.
... (гусь) запускал свою длинную
шею в заводь, доставал себе воду
клювом, поплёскивал водой на
себя, почёсывал чтото под
каждым пером ...
Аудио запись голоса
00:14
В воде искупался,
А сух остался.
7
8
9
10
11
12
И когда стало ещё
теплее, то листья
черёмухи, как птички
с зелёными
крылышками, тоже,
как гости, прилетели и
сели на голые веточки.
... а когда всё вымыл,
всё вычистил, то
поднял вверх к
солнышку высоко свой
серебряный, мокроМКОУ «Лозовская СОШ», учитель начальных классов, Пахомова В.В.
сверкающий клюв и
загоготал.
13
14
15
... (гадюка) просыхала на камне,
свернувшись в колечко.
... (лисица) лохматая озабоченно
мелькнула в тростниках.
И когда мы сняли палатку, то на её
место прилетели … (овсянка) и
стали чтото клевать. И это были
сегодня наши последние гости.
Аудио запись голоса
00:41
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост ее
краса.
Этот зверь лесной ….
Аудио запись голоса
01:03
Слайды №№ 4 6. ИГРА "ВЕРЮ НЕ ВЕРЮ"
Переход на слайд № 4 по гиперссылке "солнышко".
Открыть вопрос триггер "прямоугольник с цифрой".
Щелчком по тексту появляется "верю" или "не верю".
Если ответ "не верю" второй щелчок по тексту
появится правильный ответ.
1. События в рассказе происходят в лесу (ВЕРЮ)
2. Первой гостьей была землеройка (НЕ ВЕРЮ трясогузка)
3. Автор жил в палатке (ВЕРЮ)
4. К черёмухе прилетели шмели (НЕ ВЕРЮ иве)
5. Свернувшись в колечко, на камне просыхала кошка (НЕ ВЕРЮ гадюка)
6. Автор называл рыбным хищником цаплю (НЕ ВЕРЮ скопу)
7. Кукушка куковала в бору (ВЕРЮ)
8. Последними гостями автора были синички (НЕ ВЕРЮ овсянки)
9. Болотный лунь – любитель птичьих яиц (ВЕРЮ)
10. Листья берёзы автор сравнивает с птичками с зелёными крылышками (НЕ ВЕРЮ черёмухи)
11. Автор рассказа Михаил Пришвин (ВЕРЮ)
12. В жёлтом болоте, среди кочек, разгуливал журавль (ВЕРЮ)
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. "ПО ЗВЕРИНОЙ ТРОПЕ"
Слайд № 7
Педагог:МКОУ «Лозовская СОШ», учитель начальных классов, Пахомова В.В.
Когда читаешь рассказы Пришвина, кажется, что писатель взял тебя за руку и повёл за собой. Видишь,
словно перед глазами, всё о чём в них написано, учишься ещё лучше понимать и любить родную природу.
Она становится и твоим другом. А когда у человека есть настоящий друг, он становится умнее и добрее.
Пришвин был замечательный писатель. Он написал много книг, и они приносят нам радость всё новых и
новых открытий.
Ученик 2: (М. Цуранов «Старик»)
Всю жизнь бродил он по лесам
Деревьев знал язык,
Птиц различал по голосам
Знакомый мне старик.
Всегда он ведал наперед
Средь сосен и дубрав,
Где слаще ягода растет
И где полно грибов.
Никто не мог так передать
Красы полей и рек,
И так о лесе рассказать
Как этот человек.
Ученик 3:
Зимой вдали, за снежной мглой
Бывало, слышал он,
Как колокольчик луговой
Роняет синий звон.
Порой в бору, что мхом оброс,
Присядет на пенёк,
И верный спутник его – лес
Ложится возле ног.
Родных земель щедра краса
И светлый облик мил,
Любите дом вы и леса,
Как Пришвин их любил.
Педагог: Мы с вами очутились на звериной тропе. Необходимо узнавать следы животных из произведений
М.М.Пришвина.
Слайд № 8
Переход на следующий слайд № 7щелчком мыши.
На 2 человека выдаётся карточка подсказка: с текстом
и с изображением животных.
Задания:
Определите, используя подсказки, каким зверям принадлежат эти следы.
Назовите животное и рассказ Михаила Михайловича Пришвина.
Ученики работают с текстом.
Проверка выполнения задания. Учащиеся зачитывают текст и отвечают на вопросы.
Щелчком на цифру появляется рисунок и название животного.
Карточки с текстом.
1. «След вначале был прямой, лапка за лапкой, к ближайшему болотцу. Вдруг почемуто след сбивается,
дальше больше и больше». (следы лягушонка, «Лягушонок»)
ПОДСКАЗКА: М.Пришвин "Золотой луг", с. 142МКОУ «Лозовская СОШ», учитель начальных классов, Пахомова В.В.
2. «Еще забавнее было глядеть на птичку эту, всегда веселую, всегда дельную, когда снег с песчаного ярда
над рекой стал сползать. … (трясогузка) зачемто бегала по песку около самой воды. Пробежит и
напишет на песке строчку своими тонкими лапками.
(следы трясогузки, «Трясогузка»)
ПОДСКАЗКА: М.Пришвин "Золотой луг", с. 148
3. «У неё двойной замысел: смазать свой след и соблазнить Соловья какойнибудь свежей заячьей скидкой.
Так оно и случилось. Вот свежая скидка, и, кажется, под этим кустиком непременно белый лежит и
поглядывает своими чёрными блестящими пуговками».
(следы лисы, «Смертный пробег»)
ПОДСКАЗКА: М.М.Пришвин "Лесной хозяин", с. 158
4. «Свежий … (волчий) след на поле перехватили охотники, побежали на лыжах окладывать, но вдруг
помутилось небо, снег повалил, и ветер вовсе замёл … (волчьи) следы. Только в самой глубине леса, куда
и ветер не проходит, на пнях и волчьих кустарниках остались какието не засыпанные снегом … (волчьи)
заметки».
(след волка, «Волкиотцы»)
5. «Я сел отдохнуть возле одной необыкновенно ровной, как будто отполированной плиты горного сланца,
и когда смотрел на неё против солнца, то заметил на пыли, покрывавшей плиту, намёк на отпечаток мягкой
лапы красивого зверя».
(след леопарда, «Женьшень»)
6. «Сегодня, разглядывая на снегу следы зверушек и птиц, вот что я по этим следам прочитал: … (белка)
пробилась сквозь снег и мох, достала там с осени припрятанные два ореха, тут же их съела – я скорлупки
нашёл. Потом отбежала десяток метров, опять нырнула, опять оставила на снегу скорлупу и через
несколько метров сделала третью полазку».(следы белки, «Беличья память»)
ПОДСКАЗКА: М.Пришвин "Кладовая солнца", с. 95
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. "ЛЕЧЕБНИЦА В ЛЕСУ"
или "РАЗГОВОР РАСТЕНИЙ"
Слайд № 9
На слайде:
“Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее тайную жизнь и
воспел ее красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя Михаила Михайловича
Пришвина”
(Константин Георгиевич Паустовский)
Ученик 4:
Михаил Пришвин умел видеть красоту в неприметных оврагах, неглубоких вёртких речках, тонком
кружеве весенних лесов, в нитях осенней паутины, повисших на кленовых листьях… Он был страстным
охотником, очень любил бродить по лесам, лугам, полям. А журавли посылали ему прощальную песню,
еловая чаща расступалась перед ним, открывая свои тайны, одуванчики тянулись к нему навстречу своими
желтыми ладошками. И всем им – солнцу, облакам, деревьям, травам и цветам он говорил:
«Здравствуйте!» А главным героем пришвинских произведений была природа.
Ученик 5: "Памяти Пришвина" Дмитрий Тихонов:
Когда у полярного круга
Темно в снегопаде густом,МКОУ «Лозовская СОШ», учитель начальных классов, Пахомова В.В.
Беру я, как верного друга,
Волшебника Пришвина том.
И ветер, когда, завывая,
Несет ледяную метель,
Над книгой, о нем забывая,
Я слышу лесную капель…
Какое знакомое место:
В воде по колено кусты,
Роняют березкиневесты
На землю куски бересты.
Пускай озверело колотит
В борта штурмовая волна –
Я вижу на топком болоте
Ковер из кукушкина льна.
На дальний огонь деревушки
Иду не спеша через лес,
Где мачтовых сосен верхушки
Поднялись до самых небес…
Слайд № 10
Педагог: Предлагаем вам выполнить очередное задание: отгадать, о каком растении рассказывает
писатель. Чтобы облегчить вам задачу, я буду указывать, из какого рассказа взят этот отрывок.
Слайды №№11 15 ИГРА "ПОЛЕ ЧУДЕС"
Навигация по слайдам.
Слайды 11 14.
Барабан крутится – первоначально 2 щелчка, повторно – один (на поле барабана).
Буквы по периметру слайда (щелчком мыши) – неправильные исчезают,
правильные появляются в клеточках.
Появление правильного ответа и картинки – триггер «ответ».
Слайд 15. Супер игра.
Буквы по периметру слайда (щелчком мыши) – неправильные исчезают,
правильные появляются в клеточках.
Появление правильного ответа и картинки – триггер «ответ».
1 ТУР
"Кладовая солнца"
На слайде: "Так же и …, кровянокрасная ягода, листики тёмнозелёные, плотные, не желтеют, даже под
снегом, и так много бывает ягоды, что место, кажется, кровью полито" (БРУСНИКА)
2 ТУР
"Кладовая солнца"
На слайде: "Вот взять ягоду ..., та растёт, и её видишь: стебелёчектоненький тянется вверх, по стебельку
как крылышки в разные стороны зелёные маленькие листики, и у листиков сидят мелким горошком чёрные
ягодки с синим пушком"
(ЧЕРНИКА)
3 ТУР
"Кладовая солнца"
На слайде:"Захочешь – и можешь вытянуть себе из кочки целое ожерелье крупных кровавокрасных ягод.
То ли … – ягода дорогая весной, то ли что полезная и целебная и что чай с ней хорошо пить, только
жадность при сборе её развивается страшная"МКОУ «Лозовская СОШ», учитель начальных классов, Пахомова В.В.
(КЛЮКВА)
ФИНАЛ
"Корабельная чаша"
На слайде:"… великое чудо в наших лесах: каждое дерево в четыре обхвата, и доверху чистое, и ни
одного сучка. Дерево стоит к дереву часто – стяга не вырубишь, и если срубишь одно дерево, оно не
упадёт, прислонится к другому и будет стоять"(СОСНА)
СУПЕР ИГРА
Педагог: Я угощу вас чаем, а вы попробуйте отгадать, на каком растении было настоян напиток.
"Последние грибы"
На слайде:"Ветер разлетелся, … вздохнула и как будто выдохнула из себя миллион золотых листиков.
Ветер еще разлетелся, рванул со всей силой — и тогда разом слетели все листья, и остались настарой …,
на черных ее ветвях только редкие золотые монетки"
(ЛИПА)
Педагог:
Пришвинские описания природы возбуждают интерес к природе, закрепляют в уме и чувствах её образы,
помогают отчётливее и яснее усвоить её характерные черты, её душу. У Пришвина произведения дышат
живой жизнью и правдой.
Он мечтал: "Создать сказку жизни, чтобы читали мой детский рассказ, как сказку, все возрасты".