Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
муниципального образования города Братска
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ
«Забытая пластинка»
Выполнил: Евстюнин Максим,
ученик 9Д класса.
Руководитель:
Белорыбцева Алёна Владимировна,
учитель русского языка и литературы.
Братск
2022
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
I.ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 4
1.1 Пионерское движение во время Великой Отечественной войны 5
1.2 Пионерское движение в эпоху развитого социализма 5
2. ПИОНЕРСКИЙ ГАЛСТУК В МОЕЙ СЕМЬЕ 6
3.ПИОНЕРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ В МОЕЙ ШКОЛЕ 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 8
Используемая литература 8
ВВЕДЕНИЕ
Проходят годы, одна эпоха сменяется другой, но память остается. 19 мая учителя напоминают нам о большом празднике во времена СССР. Практически никто не знает, что связано с этой датой. Но для старшего поколения – это целая эпоха, огромный этап, вобравший в себя время их жизни с 9 до 14 лет.
Думаю, для каждого интересно узнать что-то из прошлого своих родителей, своих учителей, соседей. Именно так мы увлеклись историей пионерии, попросив родителей, а также своих наставников рассказать что-нибудь из их детства.
Работая над этой темой, я заметил, с какой теплотой и ностальгией «бывшие пионеры» рассказывали мне о себе и своих одноклассниках. Слушая их, я понимал, что пионерия была главным составляющим их школьной жизни. Это не просто эмоции. Так было в реальной жизни. В пору пионерии дети жили в другом обществе, с другими ценностями. Теперь наступило другое время. Началась совершенно другая эпоха. Сама история - необратима. Пионерия осталась в истории, осталась частью биографии миллионов людей. Тема моей работы сложная, и невозможно в полной мере рассмотреть все аспекты, касающиеся данной темы.
Цель данного исследования: проанализировать эволюцию детского движения в России в целом и в моей школе.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
· Проследить процесс становления и развития пионерской организации через изучение литературы, сбор и анализ воспоминаний участников событий;
· Выделить основные этапы этого процесса;
· Исследовать и обобщить опыт и роль пионерии в социализации личности, в развитии отечественной истории;
· Научиться брать интервью, обрабатывать полученный материал, работать с документами;
· Развивать культуру речи, внимание, память, мышление;
· Систематизировать накопленный опыт работы через написание проекта;
· Оформить экспозицию в школьном музее.
Актуальность исследования.
В нашей школе работает школьный музей. Мы все не раз там бывали на разнообразных экскурсиях, уроках мужества, линейках. Однажды мы помогали готовить экспозицию к празднику для младших классов. Мне было интересно разглядывать пионерские атрибуты, и я решил изучить этот вопрос подробнее.
Образовательный продукт данного проекта: оформление выставки – «Пионерия в жизни советского школьника».
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы при проведении уроков истории, тематических классных часов и в воспитательных мероприятиях.
Глава 1. История создания пионерской организации.
Пионерская организация возникла после Гражданской войны. Датой создания пионерской организации считается 19 мая 1922г. В 1924 г. пионерской организации было присвоено имя В.И.Ленина. Пионерская организация родилась и делала свои первые шаги в атмосфере бурного строительства – страна восстанавливала силы после гражданской войны, закладывала фундамент нового общества. И пионеры старались не отставать в этой работе от коммунистов и комсомольцев.
Начало 20-х годов – период невиданных в России засух и неурожаев. Помогая стране в борьбе с голодом, пионеры засевали специальные грядки-полоски, на которых выращивали овощи. Городские пионеры активно помогали сельским комсомольским организациям в создании деревенских пионерских отрядов. Самоотверженно боролись пионеры с беспризорностью – агитировали сверстников, оставшихся без родителей и без дома, устроиться на работу, в детский дом, вступить в пионерский отряд. Трудной и важной была помощь пионеров в работе по ликвидации в стране неграмотности. К 1930 году юные учителя обучили грамоте свыше одного миллиона человек. Сотни тысяч неграмотных пришли в школы. Значительной была помощь пионеров в уборке урожая. В середине 20-х годов появились пионерские «дозорные урожая», а затем и «пионерские обозы», составленные из урожая, собранного и выращенного пионерами. В этот же период возникли такие, ставшие традиционными, общесоюзные дела и акции пионеров, как День урожая, День охраны птиц, День леса, Праздник детской книги.
Основой пионерской организацией являлась пионерская дружина. В пионерских дружинах, насчитывающих более 20 пионеров, создавались пионерские отряды, объединяющие не менее 3 пионеров. В школе отряд объединял пионеров, обучающихся в одном классе. Отряд делился на звенья. У пионеров были свои символы и атрибуты. Перед посвящением они давали клятву. Она произносилась каждым вступающим в ряды организации. Пионерский галстук – это символ принадлежности к пионерской организации. Три конца галстука символизировали нерушимую связь трех поколений: коммунистов, комсомольцев и пионеров. Галстук завязывался специальным узлом. Значок пионеров также являлся символом принадлежности пионерской организации. На нем в центре пятиконечной звезды - профиль Ленина, под ним девиз "Всегда готов!", над звездой три языка пламени. Салют - приветствие пионеров. Поднятая чуть выше головы рука демонстрировала, что пионер ставит общественные интересы выше личных. Важнейшими пионерскими атрибутами были дружинное знамя, отрядные флажки, горн и барабан, которые сопровождали все торжественные пионерские ритуалы. Горн созывал пионеров сигналами: «Слушайте все», «Сбор», «На знамя», «Походный марш», «На линейку», «Тревога» и некоторые другие. Горнист отряда - это было ответственное пионерское поручение, он должен был уметь выполнять строевые приемы с горном и подавать сигналы. На пионерской линейке место горниста было на правом фланге строя рядом с барабанщиком, в колонне отряда - за флаговым. Барабан сопровождал строй во время походов, шествий, парадов. Барабанщик отряда (его, как и горниста, избирал сбор или совет отряда) должен был уметь выполнять строевые приемы, исполнять «Марш», «Дробь». Пионерское знамя представляло собой красное полотнище, на котором были изображены пионерский значок и девиз «К борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!».
В каждой пионерской дружине имелась пионерская комната, где хранились соответствующие предметы, и проходили заседания совета дружины. В пионерской комнате, как правило, оформлялась стена с пионерскими символами, ленинский уголок и уголок интернациональной дружбы. В школе и в классах выпускались и вывешивались дружинные и отрядные стенгазеты. Пионерская форма в обычные дни совпадала со школьной формой, дополнявшейся пионерской символикой – красным галстуком и пионерским значком. Существовало Торжественное обещание пионера Советского Союза, которое пионер должен был знать наизусть.
1.1 Пионерское движение во время Великой Отечественной войны
Во время 1941-1945-х по всей стране развернулось массовое тимуровское движение, возникновение которого связано с именем писателя Аркадия Гайдара и его повестью «Тимур и его команда». Юные пионеры помогали семьям фронтовиков, собирали лекарственные травы, металлолом, средства на танковые колонны, дежурили в госпиталях, работали на уборке урожая. Около 20 тысяч пионеров столицы были награждены медалью «За оборону Москвы», 15249 юных ленинцев отмечены медалью «За оборону Ленинграда». Четырем из них: Марату Казею, Вале Котику, Лене Голикову и Зине Портновой посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
1.2 Пионерское движение в эпоху развитого социализма
В 1970 году во Всемирной пионерской организации насчитывалось свыше 118 тысяч дружин, объединявших 23 миллиона пионеров. За время существования Всесоюзной пионерской организации в ее рядах побывало более 210 миллионов человек.
Для пионеров в СССР были построены пионерские лагеря – места массового летнего отдыха детей, дома и дворцы пионеров – дома творчества детей. Издавалась газета – «Пионерская правда». Самые известные пионерские лагеря обычно располагались на морском побережье – это всесоюзные: «Артек» и «Океан», всероссийский лагерь «Орленок». У пионеров проводились различные организационные мероприятия: смотры, концерты, спортивные соревнования, походы, костры. Много стихов и песен сложено о пионерах и их жизни.
После "перестройки" Всесоюзная пионерская организация отказалась от политической окраски, взяв новый девиз: "За Родину, добро и справедливость", впоследствии предпринимались попытки реформировать пионерскую организацию, однако детская и юношеская организация в прежнем масштабе не была создана.
27—28 сентября 1991 года после запрета КПСС прошёл XXII чрезвычайный съезд ВЛКСМ, официально прекративший существование пионерской организации. В настоящее время существует «Союз пионерских организаций – Федерация детских союзов» - негосударственная общественная организация, независимая от политических партий и движений.
Глава 2. Пионерский галстук в моей семье
Родители в школьные годы тоже были пионерами. Быть пионером было очень почетно, и к этому стремились все октябрята. В пионеры принимали в 3 классе 22 апреля - в день рождения В.И.Ленина. На торжественной линейке, под флагом Пионерской организации, ребята давали клятву верности заветом Ильича и под бой барабанов и горна комсомольцы повязывали галстуки и прикалывали пионерские значки. К принятию в пионеры готовилась заранее. Все проходило в торжественной обстановке. Все школьники, учителя собрались в актовом зале. Будущие пионеры выстроились в одну шеренгу перед всеми собравшимися. Впереди себя на согнутой на уровне груди правой руки дети держали пионерский галстук. Затем вносили знамя пионерской дружины школы. Пионеры давали клятву, которую учили наизусть. А затем комсомольцы повязали всем галстуки на шею. Ребята испытывали чувство гордости и ответственности. Будучи пионерами, они всем пионерским отрядом собирали макулатуру и металлолом. Жизнь пионера была очень насыщенной и интересной.
Для пионеров галстук был предметом гордости: его старательно гладили каждый день. Потеря галстука считалась большим позором. За состоянием галстуков строго следили пионервожатые – во многих школах учеников без галстука на уроки не пускали.
Всякий, кто раньше был пионером и носил галстук пионерский, знает, что данный атрибут нес в себе частицу знамени пионерской организации. На сегодняшний день красные галстуки многие хранят как память.
Глава 3. Пионерская организация в моей школе
В ходе написания работы я провел мини-исследование в школе. Я решил рассказать о пионерской организации нашей школы, о вожатых, об активистах, о том далеком и удивительном времени. Я посмотрел школьные архив, взял интервью у учителей.
Пионеры пятой школы с честью выполняли свои обязанности. Пионерской дружине школы 12 раз присваивалось звание «Правофланговая».
По решению Центрального совета городской пионерской организации, с согласия летчика-космонавта, в 1971 году пионерской дружине пятой школы было присвоено имя дважды героя Советского Союза Георгия Тимофеевича Берегового. Председатель дружины Дёмкин Валерий в 1982 году представлял дружину школы в ЦС ВПО имени Ленина в Москве по организации военно-спортивной игры «Зарница». Это была самая захватывающая игра того времени. Равных пятой школе в организации игры не было. Проводилась она 23 февраля, в День Советской Армии. В школе всех участников игры делили на две команды. Цель команды – захватить базу и флаг противника, но при этом удержать свою высоту и спасти своё знамя.
В командах определялась тактика и стратегия захвата, распределялись люди, всё - как в настоящих военных действиях. В заключение игры учеников, мокрых и снежных, немного замерзших, ждали полевая каша, горячий чай и подведение итогов. А на следующий день на линейке победители и лучшие ребята получали подарки и грамоты. Миллионы советских детей, участвуя в этой игре, расширяли свои представления об истории страны, её вооруженных силах; получали знания по оказанию первой медицинской помощи, научились действовать в случаях стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, а главное - научились любить и защищать свое Отечество.
Богата событиями и традициями была история пионерской организации нашей школы. Фотографии – это живые свидетели, которые рассказывают о том, какими были они – пионеры. Рассматривая фотографии, общаясь с бывшими пионерами, я узнал, что жизнь ребят в пионерских галстуках была интересной и разнообразной.
Из интервью Ларисы Леонидовны Сакович (старшая вожатая с 1980 по 1982 годы): «Я работала старшей пионервожатой с сентября 1980 по май 1982 года. Каждый класс в нашей школе был пионерский отряд. Каждый пионерский отряд носил название пионера-героя и выбирал представителя в Совет дружины. Это были достойные, ответственные, надёжные ученики. Члены Совета дружины избирали себе председателя Совета дружины. В отряде выбирали представителей в Совет отряда и председателя отряда. Каждый отряд делился на несколько звеньев, каждое звено выбирало себе командира звена».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги моих исследований, я пришел к выводу, что пионерия – это очень сильная организация, объединявшая миллионы детей по всей стране. Пионеры внесли немалый вклад в развитие страны: помогали в уборке урожая, «боролись» с неграмотностью, поддерживали активную позицию в общественно-политической жизни страны, а особенно проявили себя во время войны. Я считаю, что пионерское движение – это светлая страница истории нашей страны. Всесоюзная пионерская организация имени Владимира Ильича Ленина, созданная в СССР, была и остаётся одной из самых замечательных организаций детского движения периода строительства социализма и коммунизма.
Осуществляя работу над проектом, мы поняли, как важно и нужно не забывать историю своей страны, школы, семьи, научились быть более самостоятельными в решении небольших проблем, почувствовали свою ответственность за выполняемую работу и уверенность в том, что мы можем также помогать пожилым людям, ветеранам пионерского движения, которые проживают рядом с нами.
Кроме того, мы приобрели навыки общения cо своими родными, с которыми общались мало, и которые понадобятся нам потом в повседневной жизни.
А главное, мы почувствовали себя частью своей Родины.
Список использованной литературы и интернет – ресурсы:
1. Н. В. Богданов «Гори, пионерский костер!»// издательство «Малыш», №1112, 1982 г ;
2. Газета «Пионерская правда»//№12, 28 января 1989 г;
3. В. Каринский «Азбука пионера»//1925 г;
4. Журнал «Пионер»//№11, 1955 г;
5. Журнал «Пионер»//№2, 1968 г;
6. С. Михалков «Красный галстук»//1936 г;
7. http://www.timurovets.nios.ru/
8. http://www.publ.lib.ru/
9. http://www.pionerorg.narod.ru/
10. http://www.wikipedia.ru/
11. http://thisday.nnm.ru/den_pionerii
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.