Культура речи- сложное и многоаспектное понятие. Хорошая речь- это речь правильная. Высокоорганизованная речь предполагает отсутствие речевых ошибок. Мы должны научить наших детей не только правильно писать и говорить, но писать и говорить умело, мастерски... Наши ученики должны гордиться своим родным языком.
Предупреждение речевых ошибок учащихся.docx
Предупреждение речевых ошибок учащихся.
Культура речи сложное и многоаспектное понятие. В основе его лежит существующее в
сознании носителей языка представление о некоем «речевом идеале», образце, в
соответствии с которым должна строиться речь культурного человека, хорошая речь.
Хорошая речь – это прежде всего речь правильная. Правильность речи оценивается с точки
зрения её соответствия современным языковым нормам. Знакомить учащихся с
действующими языковыми нормами, воспитывать у них необходимые речевые навыки одна
из насущных задач школьного обучения языку.
Правильность речи обязательный, но не единственный показатель культурной речи.
«Наряду с задачей говорить и писать, грамотно, правильно, как велит и требует данная
культурная среда, существует и другая задача – писать и говорить умело, мастерски…»
Умелая речь характеризуется такими признаками , как ясность , точность, стилистическая
выдержанность, выразительность, отсутствие информативно избыточных компонентов и т.п.
Высокоорганизованная (хорошая) речь предполагает отсутствие речевых ошибок. Поэтому
работа по предупреждению и устранению речевых ошибок важная составная общей работы
по развитию речи в школе.
Почему в речи учащихся распространены разного рода нарушения языковых норм? Причины
речевых ошибок и недочетов учащихся обычно связывают с отсутствием конкретных знаний о
предмете речи, с недостатком жизненного опыта, уровнем культуры, влиянием местной, в
том числе диалектной, среды, влиянием лексикона взрослых.
Главной причиной их возникновения является так называемое давление языковой системы и
языковой среды. Влияние этого фактора тем заметнее, чем меньше возраст ребенка.
Ребенок принуждён усваивать язык из речи, и эта интуитивный и подражательный характер.
Чтобы говорить на том или ином языке, нужно усвоить не только систему под действием
речи взрослых, причем в дошкольные годы этот процесс протекает бессознательно. У
ребенка вырабатывается языковое чутьё – это неосознанное, безотчётное умение(навык)
безошибочно следовать нормам стилистики. Навык этот в школьные годы продолжает
формироваться и совершенствоваться. Речевое окружение ребенка влияет на восприятие
им языковой нормы, на ее закрепление в его собственной речи.
Отбирая материал для изучения той или иной темы, я стараюсь предупреждать ошибки в
речи учащихся.
Работу по предупреждению речевых и грамматических ошибок провожу при изучении
каждой грамматической темы с учетом возрастных особенностей и общего развития
учеников. Чтобы правильно спланировать работу по развитию речи (по предупреждению
ошибок в речи), учитываю с какими нормами литературного языка незнакомы учащиеся,
какие отступления от хорошей речи он допускает.
В зависимости от характера нарушения языковых норм речевые ошибки можно распределить
по группам. Рассмотрим классификацию, которая является основной в практике школьного
обучения.
1. Грамматические ошибки:
ошибочные словообразования;
ошибки в образовании форм существительных;
ошибки в образовании форм прилагательных;
ошибки в образовании форм местоимений;
ошибки в образовании форм глаголов;
нарушение согласования; нарушение управления;
нарушение связи между подлежащим и сказуемым;
нарушение способа выражения сказуемого;
ошибки в построении предложений с однородными членами;
ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом;
ошибки в построении предложений с причастным оборотом;
ошибки в построении сложного предложения;
смешение прямой и косвенной речи;
пропуски необходимых слов;
нарушение границ предложения;
разрушение фразеологического оборота;
2. Речевые ошибки и недочеты:
употребление слова в несвойственном ему значении;
неразличение синонимичных слов;
неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой или суффиксом;
смешение паронимов;
нарушение лексической сочетаемости;
употребление лишних слов;
тавтология;
повторение слов;
бедность и однообразие синтаксических конструкций;
нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм;
неудачное употребление эмоционально окрашенных слов;
неоправданное употребление просторечных или диалектных слов;
смешение лексики разных исторических эпох;
штампы;
неудачный выбор предлога;
нагромождение предлогов;
нарушение однородности перечисляемых понятий;
отсутствие связи между предложениями
Специальных уроков для изучения стилистики отводится немного но, они необходимы для
успешной практической работы. Поэтому после изучения каждой темы желательно выделять
специальные уроки, которые помогают предупреждать появление ошибок в речи учащихся.
Например, при изучении темы “Состав слова. Словообразование” нужно предупреждать
появление в речи учащихся ошибочно образованных слов, обогащать речь детей возможными
вариантами наименований, чтобы школьники могли сознательно выбирать нужные для
данной речевой ситуации слово,
учитывая его смысловое и стилистическое своеобразие. Для решения этих задач необходимо знакомить детей с некоторыми нормами
словообразования, а также со смысловыми, эмоциональноэкспрессивными, художественно
изобразительными возможностями словообразовательных вариантов, с их стилевой
закрепленностью в русском языке. Это предполагает развитие внимания учащихся к
производимому слову как к нормативной и коммуникативной единице.
Очень эффективно комбинирование разных видов работы. Это может быть словарная
работа, упражнения на составление словосочетаний, предложений, связного текста или
упражнения по исправлению текста.
Можно выделить четыре типа работы с текстом:
объяснение значений слов;
группировка слов по тем или иным семантическим признакам (например, объединенных
одной тематикой);
анализ лексических средств текста;
составление словосочетаний, предложений , связного текста.
В конце работы провожу урок, на котором ученики сами исправляют ошибки, например, в
таких предложениях:
На полу был постелен маленький ковёрчик.
У кленов листья зелёные, лимоновые.
У девочки раздумчивый взгляд.
Прививая детям навыки правильной и хорошей речи и сталкиваясь с недостаточным умением
детей целенаправленно использовать грамматические формы родного языка, нужно
организовывать работу так, чтобы они могли усвоить те нормы словоизменения и
формообразования, которыми они не владели на интуитивном уровне( до обучения), а также
научились использовать разнообразные по смысловым, экспрессивным, функционально
стилистическим возможностям грамматические формы.
Таким образом, содержание работы над грамматической формой в аспекте развития речи
включает три компонента:
1.Ограничения в образовании и сочетаемости грамматических форм слова.
2. Смысловые и выразительные возможности грамматических форм слова (морфологические
нормы).
3. Грамматическая форма как элемент предложения, текста.
Употребление в речи системы разнообразных грамматических форм подчинено
определенным закономерностям и правилам, но не является стабильным, раз навсегда
установленным. Значительная роль аналогии в образовании форм, их синонимия, специфика
выражаемых ими грамматического, очень абстрактного значения все создает некоторые
трудности в освоении морфологических норм языка.
Для предупреждения и преодоления грамматических ошибок необходимо, чтобы учитель
особое внимание обращал на ограничения, которые связаны с образованием грамматических
форм.
Так, образование причастий в полном объеме
( четыре формы) возможно не от всех глаголов. Оно зависит от переходности
непереходности и видового значения глагола; еще надо обратить внимание на построение
предложений с причастным оборотом. Данные в учебнике два упражнения недостаточны
для выработки правильного употребления грамматических форм. Поэтому после изучения
темы «Причастие как особая форма глагола» провожу урок по предупреждению ошибок в построении предложений с причастным оборотом, где анализируются, различные случаи,
например:
Исправьте предложения, объясните ошибки.
Задание, выполняющее нами, не вызывает особых затруднений.( Заменить страдательной
формой)
Через несколько дней после ссоры Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах,
кравших дрова (неправильный порядок слов.)
Они увидели покошенный на один бок дом(покосившийся).Толкнутый, я едва удержался на
ногах.( страдательная форма не образуется от глаголов толкнуть, догнать, прогнать и др.)
Тишину нарушили временами сорвавшиеся с высоких сосен комья снега.( неправильный
порядок слов.)
Для обучения умению адекватно воспринимать и использовать значения грамматических
форм в речи необходимо устанавливать и раскрывать системные отношения грамматических
форм: их омонимию, синонимию, антонимию. Осознание системных отношений в языке
чрезвычайно для говорящего (пишущего), так как даёт ему возможность выбрать из ряда
вариантов нужный.
Работая над грамматической формой слова, нужно развивать у детей способность
чувствовать её структурную и семантическую обязательность в составе предложения и
словосочетания.
Например, изучая глагол, дети узнают, что личные формы глагола являются сказуемыми,
причём 1го лица указывают только на говорящего, формы 2го лица – только на
собеседника, а формы 3го лица многозначны: указывают на действия разных предметов и
лиц.
Эта работа проводится на уроках грамматики и собственно морфологии, которая изучается
на синтаксической основе и имеет большое значение для развития речи учащихся, их умение
строить словосочетания и предложения.
Для предупреждения грамматических ошибок полезны упражнения, знакомящие учеников с
ограничениями в образовании, сочетаемости грамматических форм слов:
выбор правильной формы слова;
образование формы слова по образцу или без него. Например, с использованием таблицы
«Говори и пиши правильно!»
Много Много
Апельсинов мест
мандаринов дел
абрикосов сапог
фруктов ботинок
баклажанов валенок
килограммов погон
НО: яблок НО:носков
составление словосочетаний, предложений с существительными, прилагательными,
глаголами и т.д. в нужной форме. После изучения темы «Виды связи между словами и предложениями» можно использовать
таблицы «Обрати внимание!»
Бояться грозы
Опасаться кого? простуды
Пугаться чего? шороха
Страшиться темноты
Избегать опасности.
Эти глаголы управляют родительным падежом.
В какой степени усвоили дети этот материал, показывает выполнение упражнения
«исправьте предложения, объясните ошибки в употреблении формы падежа имён
существительных»:
Мать сильно беспокоилась за сына (беспокоиться о комнибудь).
Успокойтесь, выпейте воду (вместо воды).
Ответ по заявлению был получен немедленно (неправильный выбор предлога).
Дети любовались то на море, то на картину (любоваться (чем?) морем, картиной) .
Я этим очень рада (рад (чему?) этому).
При систематическом предупреждении речевых и грамматических ошибок непрерывно
совершенствуется и техника речи.
Проверяя тетрадки, задумываешься, следует ли исправлять обнаруженную ошибку или
достаточно ограничиться соответствующим знаком на полях работы.
Если работа по предупреждению ошибок ведётся систематически, ученик обычно вносит
поправку самостоятельно. Исправление ученических работ требует от учителя высокой
языковой культуры и развитого чувства стиля. Учительская правка, в отличие от
редакторской, должна носить ярко выраженный обучающий характер. Цель правки – не
только улучшить текст, но и помочь ученику разобраться в характере допущенной ошибки.
Писать и говорить умело, мастерски...
Писать и говорить умело, мастерски...
Писать и говорить умело, мастерски...
Писать и говорить умело, мастерски...
Писать и говорить умело, мастерски...
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.