КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КЛЮЧЕВСКИЙ ЛИЦЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА ВАСИЛЬЕВИЧА ГУКОВА»
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УПР КГБПОУ «Ключевский ЛПО имени А.В. Гукова» __________________И.П. Кашич «____»_________________2022 г. |
|
УТВЕРЖДАЮ Директор КГБПОУ «Ключевский ЛПО имени А.В. Гукова»
__________________В.В. Репкин «____»_________________2022 г. |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД. 12. БИОЛОГИЯ
Профиль профессионального образования: естественнонаучный
Профессия СПО: 43.01.09 Повар, кондитер
Уровень изучения: базовый
Форма обучения: очная
Курс 1 Группа 210
|
|
РАССМОТРЕНО на заседании методической комиссии Протокол от «__»________2022 г. №___
|
Ключи 2022
Календарно-тематический план составлен в соответствии
с Положением об образовательной программе профессиональной образовательной
организации и рабочей программой общеобразовательной учебной дисциплины «Биология»,
утвержденной приказом КГБПОУ «Ключевский ЛПО имени А.В. Гукова» № 141
от 02 .09.2016 г.
Преподаватель: И.Г.Сниткина, преподаватель высшей квалификационной категории
ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Курс |
Сем |
Учебная нагрузка обучающегося |
Максимальная учебная нагрузка |
|||
|
|
Обязательная аудиторная нагрузка |
Внеаудиторная самостоятельная работа Индивидуальный проект |
|
||
|
|
Всего занятий |
Практические занятия |
Контроль |
|
|
1 |
1 |
36 |
8 |
2 |
18 |
54 |
1 |
2 |
36 |
8 |
1 |
18 |
54 |
Всего |
72 |
16 |
3 |
36 |
108 |
Разделы |
№ урока |
Тема урока |
Количество часов |
Вид занятия (урок, лекция, практическое занятие (семинар, практикум, решение задач, др.) |
Введение |
1 |
Введение - Объект изучения биологии — живая природа. - Признаки живых организмов и их многообразие. - Уровневая организация живой природы и эволюция. - Методы познания живой природы. - Общие закономерности биологии. |
2 |
Лекция |
2 |
- Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира и практической деятельности людей. - Значение биологии при освоении профессий среднего профессионального образования. |
Изучение нового материала |
||
Раздел 1. Учение о клетке |
|
|
10
|
Изучение нового материала |
Химическая организация клетки.
|
3 |
Химическая организация клетки. - Клетка — элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. - Краткая история изучения клетки. Химическая организация клетки. - Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. - Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке. |
|
|
Строение и функции клетки.
|
4 |
Строение и функции клетки. - Прокариотические и эукариотические клетки. - Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. - Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки. |
Изучение нового материала |
|
5 |
Практическое занятие №1. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание. |
Практическое занятие |
||
6 |
Практическое занятие №2. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. |
Практическое занятие |
||
7 |
Практическое занятие №3. Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам. |
Практическое занятие |
||
Обмен веществ и превращение энергии в клетке.
|
8 |
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. - Пластический и энергетический обмен. - Строение и функции хромосом. ДНК — носитель наследственной информации. - Репликация ДНК. |
Изучение нового материала |
|
9-10 |
- Ген. - Генетический код. - Биосинтез белка. |
Изучение нового материала |
||
Жизненный цикл клетки.
|
11 |
Жизненный цикл клетки. - Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. - Дифференцировка клеток. - Клеточная теория строения организмов. - Митоз. - Цитокинез. |
Изучение нового материала |
|
12 |
Контрольное тестирование №1 по разделу I. |
Текущий контроль знаний |
||
Раздел 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов. |
|
|
8
|
|
Размножение организмов. |
13 |
|
|
|
13-14 |
Размножение организмов. - Организм — единое целое. - Многообразие организмов. - Размножение — важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. |
Лекция |
||
15 |
- Мейоз. - Образование половых клеток и оплодотворение. |
Изучение нового материала |
||
Индивидуальное развитие организма. |
16-17 |
Индивидуальное развитие организма. - Эмбриональный этап онтогенеза. - Основные стадии эмбрионального развития. - Органогенез. Постэмбриональное развитие. - Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. - Причины нарушений в развитии организмов. |
Изучение нового материала |
|
Индивидуальное развитие человека.
|
18-19 |
Индивидуальное развитие человека. - Репродуктивное здоровье. - Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека. |
Изучение нового материала |
|
20 |
Практическое занятие №4. Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства. |
Практическое занятие |
||
Раздел 3. Основы генетики и селекции. |
|
|
16
|
|
Основы учения о наследственности и изменчивости.
|
21 |
Основы учения о наследственности и изменчивости. - Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. - Г. Мендель — основоположник генетики. - Генетическая терминология и символика.
|
Лекция |
|
22-23 |
Законы генетики, установленные Г. Менделем. - Моногибридное и дигибридное скрещивание. |
Изучение нового материала |
||
24 |
Практическое занятие №5. Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. |
Практическое занятие |
||
25 |
- Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. - Генетика пола. - Сцепленное с полом наследование. |
Изучение нового материала |
||
26 |
- Значение генетики для селекции и медицины. - Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. |
Изучение нового материала |
||
27 |
Практическое занятие №6. Решение генетических задач. |
Практическое занятие |
||
Закономерности изменчивости.
|
28 |
Закономерности изменчивости. - Наследственная, или генотипическая, изменчивость. - Модификационная, или ненаследственная, изменчивость. |
Изучение нового материала |
|
29 |
Практическое занятие №7. Анализ фенотипической изменчивости. |
Практическое занятие |
||
30-31 |
- Генетика человека. - Генетика и медицина. - Материальные основы наследственности и изменчивости. - Генетика и эволюционная теория. - Генетика популяций. |
Изучение нового материала |
||
32 |
Практическое занятие №8. Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм. |
Практическое занятие |
||
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов.
|
33 |
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. - Генетика — теоретическая основа селекции. - Одомашнивание животных и выращивание культурных растений — начальные этапы селекции.
|
Изучение нового материала |
|
34 |
- Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. - Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. - Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.
|
Изучение нового материала |
||
35 |
Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. - Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. - Клонирование животных (проблемы клонирования человека). |
Изучение нового материала |
||
36 |
Контрольное тестирование №2 по разделу 3. |
Текущий контроль знаний |
||
Раздел 4. Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение. |
|
|
16
|
|
Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле.
|
37-38 |
Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. - Гипотезы происхождения жизни. - Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле. -Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие живого мира на Земле и современная его организация. |
Лекция |
|
39 |
Практическое занятие №9. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни. |
Практическое занятие |
||
История развития эволюционных идей. |
40-41 |
История развития эволюционных идей. - Значение работ К.Линнея, Ж.Б.Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. |
Изучение нового материала |
|
42-43 |
- Эволюционное учение Ч. Дарвина. - Естественный отбор. - Роль эволюционного учения в формировании современной естественно-научной картины мира. |
Изучение нового материала |
||
Микроэволюция и макроэволюция
|
44-45 |
Микроэволюция и макроэволюция. - Концепция вида, его критерии. - Популяция — структурная единица вида и эволюции. |
Изучение нового материала |
|
46 |
Практическое занятие №10. Описание особей одного вида по морфологическому критерию. |
Практическое занятие |
||
47-48 |
-Движущие силы эволюции. - Синтетическая теория эволюции. - Микроэволюция. - Современные представления о видообразовании (С. С. Четвериков, И. И. Шмальгаузен). |
Изучение нового материала |
||
49 |
- Макроэволюция. - Доказательства эволюции. |
Изучение нового материала |
||
50 |
- Сохранение биологического многообразия как основа устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. - Причины вымирания видов. |
Изучение нового материала |
||
51 |
- Основные направления эволюционного прогресса. - Биологический прогресс и биологический регресс. |
Изучение нового материала |
||
52 |
Практическое занятие №11. Приспособление организмов к разным средам обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной). |
Практическое занятие |
||
Раздел 5. Происхождение человека.
|
|
|
6
|
|
Антропогенез.
|
53-54 |
Антропогенез. - Эволюция приматов. - Современные гипотезы о происхождении человека. |
Лекция |
|
55 |
Практическое занятие 12. Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека. |
Практическое занятие |
||
56
|
- Доказательства родства человека с млекопитающими животными. - Этапы эволюции человека. |
Изучение нового материала |
||
Человеческие расы. |
57 |
Человеческие расы. - Родство и единство происхождения человеческих рас. Критика расизма. |
Практическое занятие |
|
58 |
Контрольное тестирование №3 по разделам 4,5. |
Текущий контроль |
||
Раздел 6. Основы экологии. |
|
|
12
|
|
Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой.
|
59-60 |
Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. - Экологические факторы, их значение в жизни организмов. - Экологические системы. -Видовая и пространственная структура экосистем. - Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. |
Лекция |
|
61 |
Практическое занятие 13. Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности. |
Практическое занятие |
||
62-63 |
- Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм.
|
Изучение нового материала |
||
64 |
- Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. - Искусственные сообщества — агроэкосистемы и урбоэкосистемы. |
Изучение нового материала |
||
65 |
Практическое занятие 14. Сравнительное описание одной из естественных природных систем. |
Практическое занятие |
||
Биосфера — глобальная экосистема. |
66 |
Биосфера — глобальная экосистема. - Учение В. И. Вернадского о биосфере. - Роль живых организмов в биосфере. - Биомасса. - Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере. |
Изучение нового материала |
|
Биосфера и человек.
|
67 |
Биосфера и человек. - Изменения в биосфере. - Последствия деятельности человека в окружающей среде. - Воздействие производственной деятельности на окружающую среду в области своей будущей профессии. - Глобальные экологические проблемы и пути их решения. |
Изучение нового материала |
|
68
|
Практическое занятие 15. Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе. Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум). |
Практическое занятие |
||
69 |
Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. - Ноосфера. - Правила поведения людей в окружающей природной среде. - Бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана. |
Изучение нового материала |
||
70 |
Практическое занятие 17. Решение экологических задач. |
Практическое занятие |
||
Раздел 7. Бионика. |
|
|
2 |
|
Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики. |
71 |
Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики. - Рассмотрение бионикой особенностей морфо-физиологической организации живых организмов и их использования для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. - Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфо-функциональных черт организации растений и животных. |
Изучение нового материала |
|
72 |
Дифференцированный зачет. |
Итоговый контроль |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.