План – конспект аттестационного занятия в 4 классе «Старинная мужская одежда»
Оценка 4.9

План – конспект аттестационного занятия в 4 классе «Старинная мужская одежда»

Оценка 4.9
docx
10.11.2022
План – конспект  аттестационного занятия в 4 классе «Старинная мужская одежда»
Старинная мужская одежда и головные уборы. нурияdocx.docx

Старинная мужская одежда и головные уборы.

Цель: познакомить с элементами старинного русского костюма.

Задачи:

Познавательные: формирование знаний и представления об основных элементах русского костюма, его художественной ценности. Обучение изобразительной грамоте, формирование навыков по созданию эскизов графическими и живописными материалами.

Развивающая: закрепление знаний об условно-символическом языке народного искусства: знаки и символы, как мифопоэтическое представление человека о мире. Развитие творческого мышления у детей.

Воспитательная: воспитание уважения к русской  культуре, формирование интереса к народному искусству;

обучать работе в группе; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь изучаемого материала с жизненным опытом ребенка.

Тип занятия - комбинированный (открытие новых знаний и применение их в практической деятельности)

Форма проведения: занятие-практикум, коллективная работа.

Оборудование: изображения русских народных костюмов, орнаменты, выполненное на предыдущем занятии, шаблоны одежды, элементы орнаментов, объёмные узоры - гуашь, ножницы, клей, карандаши.

 

Планируемые результаты:

предметные: ученик научится

·       Определять элементы старинного русского костюма, символы в орнаменте, объяснять их значение.

ученик получит возможность научиться:

  • выстраивать орнаментальную композицию, используя традиционные образы и мотивы;
  • выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;
  • участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

личностные: ученик

·         проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, стремление к познанию исторического прошлого Родины, воспитывать уважительное отношение к народным традициям;

·         понимает причины успеха в учебной деятельности.

Универсальные учебные действия:

регулятивные: ученик

·         определяет цель деятельности на уроке с помощью педагога;

·         учится работать в группе по предложенному учителем плану;

познавательные: ученик

·         использует знако-символические средства при оформлении орнамента;

·         делает выводы о результате совместной работы класса и педагога;

коммуникативные: ученик

·         слушает и понимает речь других;

·         договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Ход занятия.

Добрый день ребята!

Посмотрели друг на друга, улыбнулись и на этой веселой ноте начнем наше занятие.
Прослушайте эти строчки:

Рубаха, красный сарафан

и яркий праздничный кафтан.

Всё это - часть нашей страны,

которой так гордимся мы!

Как вы думаете, о чём говорится в этом стихотворение? (народный костюм)

3.Определение темы и целей урока.

-Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем занятие?

- Что бы вам хотелось узнать сегодня на уроке о мужском русском костюме?

Итак, кто попробует сформулировать тему занятия?

Исходя из темы, сформулируем цели урока:

Познакомимся с …

Научимся отличать…

Научимся использовать…

4.Постановка учебной проблемы.

-Знаешь ли ты, какой костюм мог носить твой прапрадедушка?

 - Как выглядели народные костюмы, как и зачем их украшали?

  - Всё в костюме напоминает о красоте родной земли. В течение нескольких веков в разных концах  земли  Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций.

 - Знаете ли вы, из каких элементов состоит народный костюм, какую тайну хранит его нарядное узорочье? А что надо сделать, чтобы узнать об этом?

5.Изучение нового материала.

Нам, россиянам, русского костюма

историю полезно очень знать!

Костюм о людях призовет подумать,

о быте, нравах может рассказать.

В себе не станем мы растить невежу,
По выставке пройдемся не спеша,
Рассмотрим древнерусскую одежду:
Не правда ли проста и хороша!

1 слайд (Конек Горбунок)

В сказке «Конек Горбунок»  Петра Павловича Ершова есть такие строки:

Тут Иван с печи слезает,

Малахай  свой надевает

Хлеб запазуху кладет,

Караул держать идет.

Ребята, как вы думаете, что такое малахай?  ( Воспитанники работают со словарем)

Мужской костюм был менее затейлив, чем женский. Он представлял собой сочетание рубахи и портов.

4, 5 слайд (Рубаха)

Его основой была рубашка-косоворотка. Шили косоворотку из белой, синей или красной ткани. Рубахи носили на выпуск и обязательно подпоясывали нешироким поясом. Украшали её вышивкой. Рубахи делились на повседневные и праздничные.

6  слайд  ( Пояс)

Обязательная принадлежность – пояс. Он являлся оберегом. Пояса могли быть как тканые, так и вязанные. Каждый элемент орнамента имел определённый смысл:

Знак солнца означал плодородие, благополучие;

Знак воды, похожий на волну, означал веселье, радость;

Знак засеянное поле – счастье, богатство, достаток.

       В орнаменте использовали в основном четыре цвета, каждый из которых имеет тоже определённое значение:

Красный – благополучие;
Жёлтый – тепло, ласку;
Синий – радость;
Чёрный – богатство.

 

7 слайд (Порты)

Древнерусские порты шились из двух прямых полотнищ и ластовицей между ними. На поясе они фиксировались шнурком — гашником. Порты были неширокими, их заправляли в сапоги или онучи. Как и рубахи, порты впоследствии могли быть нижними и верхними. Нижние порты делались из более тонкого материала(холщовые, шелковые), а верхние — из более плотного (суконные).

8 слайд (Обувь)

Лапти – низкая обувь, распространённая на Руси в старину, сплетённая из древесного лыка(липовые, вязовые и другие), берёсты или пеньки.

Онучи – длинная, широкая(около 30 см.)  полоса ткани белого, чёрного или коричневого цвета(холщёвой, шерстяной)для обмотки ноги до колена(при обувании в лапти и сапоги).

Слайд  9    Физминутка

Ребята, давайте решим ребусы. А что такое ребусы? ( Ответы детей)

Ребус - это головоломка, которая сочетает в себе использование иллюстрированных картинок с отдельными буквами для изображения слов или фраз.

Слайд 10  Ребусы

(На рисунке портфель Последние четыре буквы убираем. Остается слово порт, добавляем букву Ы.  Получается слово ПОРТЫ

Рука последние две буквы убрать, Остается РУ, баян последние две буквы убрать. Остается слог БА,  Подставляем слог ХА. Получается слово РУБАХА.

Самостоятельная работа

Сейчас нам предстоит поработать в своих творческих мастерских. У вас на партах лежат куклы-заготовки. Выберите, какой костюм нарядите свою куклу.

В своей работе вы можете использовать гуашь, цветные карандаши.

В конце занятия мы поделимся своими успехами.

Я желаю вам всем удачи. Если у вас возникнут трудности, поднимите руку.

 

Рефлексия:

У вас на партах лежат три прямоугольника
(Красный, жёлтый и зелёный)
- Поднимите зелёный прямоугольник те, у кого получилось выполнить рисунок, была понятна техника выполнения изделия.
- Поднимите жёлтый прямоугольник те, у кого возникли трудности  на занятии, но работу вы смогли выполнить.

- Поднимите красный прямоугольник те, кому было трудно на уроке выполнить задание, была не понятна техника выполнения, и у вас так и не получилось выполнить рисунок.
- Итак, ребята, наше занятие окончено (дети встают).


Сейчас быстро и аккуратно уберите свои рабочие места.

 


 

 

ГКОУ ШСШИ

 

 

План – конспект  аттестационного занятия в 4 классе

«Старинная мужская одежда»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: Нуриева Н.Д.

 

 

2022 год.

 

 

 

 


 

 

: Спасибо всем за внимание! Сапоги на каждый день делали из чёрной кожи, а для праздников - из тонкой чёрной, а также из красной, жёлтой и зелёной кожи. Для украшения их обшивали шёлком, золотой нитью, жемчугом. Особенно часто расшивали края голенищ. Сапоги, как правило, тоже одевались на льняные онучи или шерстяной чулок.

12, 13 слайд (Русский головной убор)

Из мужских головных уборах наиболее распространены были высокие барашковые шапки, катанные из шерсти «гречневики», «малахай», «картузы». Шились они из разных тканей и меха(сукно, бархат, бархат и т.д.).

14,15,16,17,18 слайд (Вышивка)

В разных губерниях вышивку делали по-своему, используя различные орнаменты. Но назначение было общим украшение костюма и защита человека от злых сил, так как вышивку располагали по краям одежды: ворот, подол, низ рукава (именно отсюда духи зла могли проникнуть к телу). Для того, чтобы обезопасить человека, вышивка содержала всевозможные священные изображения и магические символы.

Ну, тогда все дружно встали.

Представьте Физминутка.

Вы, наверное, устали?

, что вы на подиуме и демонстрируете новые народные костюмы современных дизайнеров.

Распрямили плечи, утянули живот и плавно двинулись вперед, а затем назад, повернулись, улыбнулись, поклонились, сели. Молодцы!

Ребята, мы с вами  посмотрели, какая раньше быластаринная мужская одежда на Руси.

 А теперь давайте  мы с вами ответим на вопросы по заданию

Практическая часть:

Задания из тренажера по функциональной грамотности за класс.

7.Итог урока, рефлексия.

мне было интересно…  меня удивило…мне было трудно…мне захотелось…  Воспитатель

 


 

Старинная мужская одежда и головные уборы

Старинная мужская одежда и головные уборы

Добрый день ребята! Посмотрели друг на друга, улыбнулись и на этой веселой ноте начнем наше занятие

Добрый день ребята! Посмотрели друг на друга, улыбнулись и на этой веселой ноте начнем наше занятие

Хлеб запазуху кладет, Караул держать идет

Хлеб запазуху кладет, Караул держать идет

Сейчас нам предстоит поработать в своих творческих мастерских

Сейчас нам предстоит поработать в своих творческих мастерских

ГКОУ ШСШИ План – конспект аттестационного занятия в 4 классе «Старинная мужская одежда»

ГКОУ ШСШИ План – конспект аттестационного занятия в 4 классе «Старинная мужская одежда»

План – конспект аттестационного занятия в 4 классе «Старинная мужская одежда»

План – конспект  аттестационного занятия в 4 классе «Старинная мужская одежда»

Спасибо всем за внимание! Сапоги на каждый день делали из чёрной кожи, а для праздников - из тонкой чёрной, а также из красной, жёлтой и…

Спасибо всем за внимание! Сапоги на каждый день делали из чёрной кожи, а для праздников - из тонкой чёрной, а также из красной, жёлтой и…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.11.2022