План - конспект интегрированного урока
(физическая культура + биология) для обучающихся 10 класса (девушки)
учителей Савостиной Ольги Владимировны и Баевой Кристины Андреевны
муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени В. Хомяковой» ЭМР Саратовской области
Тема урока: Влияние занятий физической культурой на репродуктивную функцию человека
Тип урока: урок с образовательно-познавательной направленностью
Цель: использование исследовательского метода для мотивации обучающихся занятиями йогой в домашних условиях
Задачи:
образовательно – инструктивная: формирование у обучающихся знаний в области физической культуры и биологии (влияние занятий физическими упражнениями на репродуктивную функцию человека);
оздоровительно-рекреационная: способствовать формированию правильной осанки, повышению иммунитета;
воспитательно- развивающая: способствовать обеспечению оптимального развития физических качеств (гибкости, координации, баланса).
Место проведения: спортивный зал
Инвентарь и оборудование: коврики для занятий йогой, музыкальный центр, плакаты с асанами йоги.
№ п/п |
Этапы урока |
Частная задача этапа |
Дозировка |
Универсальные учебные действия |
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||
1. |
Организационный момент |
Определить готовность класса к уроку |
1 мин. |
Обучающиеся построены, готовы к восприятию материала (личностное УУД) |
|
1.1. |
Построение класса, выявление отсутствующих, проверка внешнего вида |
Построение к началу урока, сосредоточение внимания на педагогических воздействиях, выполнение команд, распоряжений |
|
||
2. |
Постановка цели урока и обеспечение её восприятия обучающимися |
Определение уровня теоретичес-кой подготовлен-ности
Мотивация деятельности учащихся на уроке |
3 мин. |
Осознание смысла предстоящей деятельности (личностное УУД)
Умение участвовать в диалоге по заданной теме (коммуникатив-ное УУД)
|
|
2.1. |
Входная диагностика Учитель физической культуры: «Только здоровые родители могут иметь здоровых детей». Думаю, никто из вас не будет опровергать данное изречение. Наш урок посвящен женскому здоровью. Вам предстоит найти связь между двигательной активностью и репродуктивной функцией человека. Учитель биологии: Давайте с Вами вспомним понятие 8го класса «репродуктивная система»? Что к ней относится? Какие функции она выполняет в нашем организме? Как Вы думаете, от чего зависит репродуктивная функция человека? (ответы обучающихся). Действительно, репродуктивная функция человека зависит от многих физических и психических факторов, а также от общего состояние организма. Важную роль в этой функции играют железы внутренней секреции. Мышечная работа тесно связана с деятельностью желез внутренней секреции. Систематические занятия физической культурой и спортом способствуют укреплению здоровья человека, повышению уровня физического развития, расширению функциональных возможностей и адаптационных способностей его организма, а значит, и положительно влияют на репродуктивную функцию человека. Учитель физической культуры: В древних рукописях говорится, что на заре творения бог Шива обратил внимание на здоровье людей, и сердце его наполнилось любовью и печалью. Увидел он тогда, что человечество далеко от совершенства и ему суждено бесконечно умирать, возрождаться и снова умирать. Но добрый бог сжалился над людьми и научил их йоге, своего рода надежде на спасение. Практика йоги уходит корнями в глубокое прошлое, упоминания о ней относятся к шестому тысячелетию до Р.Х. Слово «йога» переводится как «связь», «соединение», «объединение». «Почему именно йога так полезна для женского здоровья?» - спросите вы. Дело в том, что многочисленные научные исследования подтвердили мощный лечебный эффект йоги- регулярные практики регулируют физиологические процессы, происходящие в организме и положительно влияют на все органы человека |
Активное участие в диалоге с учителем
Восприятие новой информации |
|
||
2.2. |
Тема исследования: выявление влияния занятий йогой на женское здоровье. Результат исследовательской деятельности - самоконтроль (приложение 8) |
|
|||
3 |
Психофизиологическая подготовка учащихся к усвоению содержания урока |
||||
3.1 |
Сообщение учащимся задачи этапа, способа выполнения разминки. Учитель физической культуры: Разучивание комплекса разминки «Поклонение солнцу», который помогает растянуть позвоночник, разогреть тело и приготовиться к выполнению основных поз (Приложение 1). |
Восприятие объяснения учителя. Выполнение упражнений для развития гибкости и баланса.
|
Подготовка организма к выполнению основных поз йоги
|
8 мин. |
Умение проводить подготовку организма для эффективной работы в основной части урока (личностное УУД) |
4 |
Развитие двигательных качеств |
Умение воспринимать объяснения педагога (коммуникатив-ное УУД)
Логические универсальные действия ( познавательные УУД)
Умение участвовать в диалоге по заданной теме (коммуникатив-ное УУД) Умение контролировать и оценивать результаты собственной деятельности (регулятивное УУД). Умение добросовестно выполнять учебное задание (регулятивное УУД).
Умение воспринимать объяснения педагога (коммуникатив-ное УУД)
Логические универсальные действия ( познавательные УУД) Умение контролировать и оценивать результаты собственной деятельности (регулятивное УУД). Умение добросовестно выполнять учебное задание (регулятивное УУД). |
|||
4.1
4.2
4.3
4.4
|
Учитель биологии: Рассмотрим основные эффекты, которые могут получить девушки от занятий йогой, выполнив задание. Сейчас Вы выберете в случайном порядке карточку. У кого-то на этой карточке будет напечатан эффект, а у кого-то пояснение. Ваша задача в ходе урока верно сопоставить эффект и характер его влияния на организм. (Приложение 2) Давайте начнём с эффекта «Укрепление иммунитета». Кто догадался, какое описание подходит к этому эффекту?! 1. Укрепление иммунитета В йоге особенное внимание уделяется правильному дыханию – при выполнении асан и во время дыхательной гимнастики дышать нужно через нос, с вовлечением в процесс живота и диафрагмы, медленно и ритмично. Такое дыхание способствует эффективному очищению лёгких от токсинов, повышению уровня кислорода в крови, улучшению кровотока в сосудах, стимуляции движения лимфы. В совокупности всё это заставляет иммунную систему работать эффективнее и позволяет организму легче справляться с различными инфекциями. Учитель физической культуры: Полезнее всего для иммунитета считаются следующие ассаны: наклоны к ногам (Уттанасана и Падахастасана), Сету бандхасана (поза моста), Матсиасана (поза рыбы), Халасана (поза плуга) (Приложение 3) Учитель биологии: Следующий эффект, который мы с Вами обсудим это нормализация гормонального фона Женщины – заложницы своих гормонов. Избыточная или недостаточная выработка одного из них может вызвать неполадки во всём организме. Йога оказывает терапевтическое действие при гормональных сбоях, проявляющихся в заболеваниях репродуктивной системы у девушек и женщин: бесплодии; предменструальном синдроме; нерегулярном цикле; болезненных ощущениях при менструации; дисфункции яичников. Учитель физической культуры: Выполнение определённых ассан йоги, прорабатывающих нижнюю часть тела, активизируют работу гормональной системы: надпочечников, яичников, щитовидной железы. Это позволяет сбалансировать выработку гормонов и улучшить состояние женского здоровья. Учитель биологии: Прежде чем обсудить осанку, давайте посмотрим итоги Вашей домашней работы. Я просила Вас принести на урок лабораторную работу, в которой Вы поэтапно выполняли задания на выявление нарушений осанки и плоскостопия. Скажите, какие у Вас получились результаты? Какие общие рекомендацию по итогу работы Вы написали? (Приложение 4) 3.Улучшение осанки При неправильной осанке страдает внешний вид женщины: грудь становится впалой, живот выпячивается, нарушается походка. Сутулость имеет также негативные последствия для здоровья: боли в спине и шее; грыжи и протрузии позвоночника; сдавливание внутренних органов; нарушение кровообращения. Учитель физической культуры: Известно положительное влияние йоги на исправление осанки – асаны помогают укрепить мышцы спины и устранить деформацию позвоночного столба. Они способствуют улучшению питания тканей позвоночника, что препятствует развитию остеохондроза и появлению межпозвонковых грыж. Устранение мышечных зажимов избавляет от боли в спине и шее (Приложение 5). Учитель биологии: 4. Снижение веса Существенные плюсы йоги для женщин – похудение и поддержание фигуры в хорошей форме без изнурительных тренировок. Йога предполагает правильное питание, а при нахождении в статических позах включаются в работу медленные мышечные волокна, активизирующие сжигание жировых клеток. За 1 час практики можно потерять до 400 ккал. Кроме того, практика помогает улучшить функционирование пищеварительной системы и повысить метаболизм, что также положительно отразится на снижении веса. Учитель физической культуры: Для похудения полезны наклоны к ногам (Пашчимоттанасана); вытяжения (Уттанасана, Паршвоттанасана, Баласана); скрутки (Ардха Матсиендрасана, Паривритта Уткатасана); перевёрнутые позы (Сарвангасана, Ширшасана). Эти асаны в большей степени, чем остальные, способствуют сжиганию жировых отложений, укреплению мышц пресса и спины (Приложение 6). |
Работа с карточками
Участие в диалоге с учителем
Восприятие объяснения учителя
Выполнение асан.
Восприятие объяснения учителя, участие в диалоге
Демонстрация домашней лабораторной работы
Восприятие объяснения учителя
Выполнение асан для мышц спины
Восприятие объяснения учителя
Выполнение асан для снижения веса |
Добиться технически правильного выполнения упражнений Способствовать развитию физических качеств (гибкости, силы, баланса)
Оценка результатов лабораторной работы
Добиться технически правильного выполнения упражнений Способствовать развитию физических качеств (гибкости, силы)
Добиться технически правильного выполнения упражнений Способствовать развитию физических качеств (гибкости, силы, баланса) |
1 мин.
5мин.
1 мин
5 мин
1 мин
5 мин
1 мин
5 мин |
|
5. |
Снижение нагрузки |
||||
5.1. |
Организует выполнение упражнений на обучение технике дыхания. Учитель физической культуры: Контроль за дыханием помогает успокоить ум и душу, они неразрывно связаны с телом. Любой стресс- причина недомоганий, от проблем с весом и до сердечно-сосудистых. Когда безмятежны ум и душа, организм имеет возможность восстанавливать силы. Дышат только через нос. Сокращая мышцы в основании гортани и суживая надгортанник, при вдохе и выдохе вы издаете мягкий звук, который возникает в задней части ротовой полости. Использование этой техники дает возможность без особых усилий контролировать дыхание, оно автоматически становится глубже и расширяет диафрагму, которая мягко стимулирует, массирует некоторые внутренние органы, например печень и желудок. Дыхание Победителя (так его называют в аштанга- йоге) оживляет работу системы пищеварения и психосоматические реакции, в результате тело становится более податливым, мышцы, связки, суставы более подвижными. |
Выполняют упражнения на восстановление дыхания |
Привести организм в нормальное состояние |
3 мин |
Умение добросовестно выполнять учебное задание (регулятивное УУД). |
6 |
Закрепление пройденного материала |
||||
6.1 |
Прослушав теоретический материал и закрепив его практическими заданиями, предлагается индивидуальная работа в инструктивных картах (приложение 7) |
работают с инструктивной картой |
Закрепление пройденного материала |
3 мин |
познавательные УУД |
7 |
Подведение итогов урока |
||||
7.1 |
Предлагает учащимся оценить усвоение учебного материала (приложение 7) |
Рефлексия (работа с инструктивной картой) |
Самооценивание |
1мин |
Осознание качества и уровня усвоения (регулятивные УУД) |
8 |
Домашнее задание |
||||
|
Выполнять предложенный учителем комплекс аштанга-йоги для начинающих в течение месяца с фиксацией определенных параметров развития гибкости, чувства равновесия, общего самочувствия после выполнения комплекса. Результаты оформить в дневнике самонаблюдения (приложение 8). Сделать вывод по теме исследования о влиянии занятий йогой на женское здоровье. |
Воспринимают домашнее задание |
применить полученные знания на практике |
1 мин |
действия постановки и решения проблем (познавательные УУД) |
Список литературы
Пегрум Д. Аштанга-йога.-М.:Эксмо, 2006.-128с.:ил.
Приложение 1
Комплекс разминки «Поклонение Солнцу»
Приложение 2
Укрепление иммунитета
|
В йоге особенное внимание уделяется правильному дыханию – при выполнении асан и во время дыхательной гимнастики дышать нужно через нос, с вовлечением в процесс живота и диафрагмы, медленно и ритмично. Такое дыхание способствует эффективному очищению лёгких от токсинов, повышению уровня кислорода в крови, улучшению кровотока в сосудах, стимуляции движения лимфы. В совокупности всё это заставляет иммунную систему работать эффективнее и позволяет организму легче справляться с различными инфекциями. |
Нормализация гормонального фона |
Женщины – заложницы своих гормонов. Избыточная или недостаточная выработка одного из них может вызвать неполадки во всём организме. Йога оказывает терапевтическое действие при гормональных сбоях, проявляющихся в заболеваниях репродуктивной системы у девушек и женщин: бесплодии; предменструальном синдроме; нерегулярном цикле; болезненных ощущениях при менструации; дисфункции яичников. |
Улучшение осанки
|
При неправильной осанке страдает внешний вид женщины: грудь становится впалой, живот выпячивается, нарушается походка. Сутулость имеет также негативные последствия для здоровья: боли в спине и шее; грыжи и протрузии позвоночника; сдавливание внутренних органов; нарушение кровообращения. |
Снижение веса
|
Существенные плюсы йоги для женщин – похудение и поддержание фигуры в хорошей форме без изнурительных тренировок. Йога предполагает правильное питание, а при нахождении в статических позах включаются в работу медленные мышечные волокна, активизирующие сжигание жировых клеток. За 1 час практики можно потерять до 400 ккал. Кроме того, практика помогает улучшить функционирование пищеварительной системы и повысить метаболизм, что также положительно отразится на снижении веса. |
Приложение 3
Асаны, наиболее полезные для иммунитета
Поза моста |
||
Наклоны к ногам |
||
Поза рыбы |
||
Поза плуга |
Приложение 4
Инструктивная карточка лабораторной работы по теме «Осанка и плоскостопие»
Цель: выяснить причины нарушения осанки, изучить условия сохранения правильной осанки при различных положениях тела.
Оборудование: презентация «Выявление нарушения осанки», презентация «Определение наличия плоскостопия», лист бумаги, карандаш.
1. Выявление нарушения осанки:
1. Встаньте
спиной к стене, так чтобы голова, плечи и ягодицы касались стены.
2. Попробуйте между поясницей и стеной просунуть кулак.
3. Если это невозможно, просуньте туда ладонь.
Оценка результатов.
В норме в данной позе между стеной и поясницей кулак проходить не должен. Если это имеет место, осанка нарушена. Осанку следует считать нормальной, если между поясницей и стеной проходит ладонь. Сделайте вывод о своей осанке.
Запишите вывод и общие рекомендации.
2. Определение наличия плоскостопия
1. Возьмите лист белой бумаги и положите его на пол. 2. Затем встаньте на него мокрой ногой. Получится след. 3. Соедините самые крайние точки со стороны большого пальца и пятки – линия АК. 4. Найдите среднюю точку М. Затем восстановите перпендикуляры АВ и МD от точек А и М. 5. Найдите точку пересечения МD со следом и обозначьте её буквой С. Затем СD разделите на АВ. 6. Оценка результатов. Если получится число, больше 0.33, то имеет место плоскостопие, если меньше, то всё в порядке. (У многих людей отрезок СD равен 0, это в пределах нормы) 7. Подготовленные таким образом отпечатки принесите в школу.
|
|
Приложение 5
Асаны, помогающие укрепить мышцы спины и устранить деформацию позвоночного столба.
Поза собаки мордой вверх |
Поза кобры |
||
Поза саранчи |
Поза стола |
||
Поза лука |
Поза планки |
||
Поза треугольника |
Поза стула |
Приложение 6
Асаны для снижения веса
Скрутка сидя |
Поза низкого выпада со скруткой |
||
Поза стула со скруткой |
Поза скрутки лежа |
||
Поза вытяжения бокового угла |
Стойка на плечах |
||
Поза собаки мордой вниз |
Наклоны к ногам |
Приложение 7
Оцените свою практическую работу на уроке
Комплекс разминки «Поклонение Солнцу» |
Самооценка (1-5 баллов) |
Выполнение асан |
Самооценка (1-5 баллов) |
Дыхание Победителя |
Самооценка (1-5 баллов) |
|
|
|
|
|
|
Закрепление пройденного материала
Какие женские гормоны Вы знаете?
Что нужно выполнять регулярно, чтобы укреплять иммунитет?
Что такое метаболизм?
Выполните рефлексию (отметьте галочками позиции, которые отражают сегодня актуальные для Вас знания и умения)
- могу дать определение понятию «репродуктивная система»…………….. (1-3 балла)
- умению технически правильно выполнять асаны йоги для развития гибкости, баланса и формирования правильной осанки (1-3 балла)
- знаю и могу объяснить, что существует связь между двигательной активностью и репродуктивной функцией человека (1-2 балла)
- знаю и могу объяснить обучающимся влияние физических упражнений на женское здоровье (2 балла)
Итого………..баллов
Приложение 8
Домашнее задание
Дневник самонаблюдений
дата |
Результат упражнения «наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье» (см) |
Результат упражнения «мост» (из положения лежа, стоя с помощью, стоя без помощи) |
Результат упражне-ния «равнове-сие на одной ноге» (сек) |
Болевые мышечные ощущения после выполнения комплекса (присутствуют, отсутствуют) |
Общее самочувствие, настроение |
Величина пульса после занятия |
Наличие болезненных ощущений при ПМС |
Вес тела (снижение, без изменений) |
1 неделя (2- 3 занятия по 1 часу) |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 неделя (3-4 занятия по 1 часу) |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 неделя (4 занятия по 1 часу) |
|
|
|
|
|
|
|
|
4 неделя (5 занятий по 1 часу) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Вывод:
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.