План - конспект интегрированного урока
(физическая культура + физика) для обучающихся 7 класса
учителя Савостиной Ольги Владимировны
муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени В. Хомяковой» ЭМР Саратовской области
Тема урока: Движение - это жизнь.
Тип урока: урок с образовательно-познавательной направленностью
Цель: закрепление теоретических знаний из области физики посредством выполнения практических заданий физической культуры
Задачи:
образовательно – инструктивная: закрепление знаний о механическом движении (равномерное и неравномерное движение, относительность движения), о скорости при равномерном движении (средняя скорость, расчет пути и времени движения);
оздоровительно-рекреационная: способствовать формированию правильной осанки и восстановлению зрительной работоспособности;
воспитательно- развивающая: способствовать обеспечению оптимального развития физических качеств (быстроты, выносливости, силы).
Место проведения: спортивный зал
Инвентарь и оборудование: гимнастические маты, секундомер, раздаточный материал, гимнастические палки
№ п/п |
Этапы урока |
Дози ровка |
Универсальные учебные действия |
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||
1. |
Организационный момент |
1 мин. |
личностное УУД |
|
|
Построение класса, выявление отсутствующих, проверка внешнего вида |
Построение к началу урока, сосредоточение внимания на педагогических воздействиях, выполнение команд, распоряжений |
||
2. |
Постановка цели урока и обеспечение её восприятия обучающимися |
3 мин |
личностное УУД
коммуникативное УУД
|
|
|
Каждый из нас слышал фразу древних мыслителей: «Движение – это жизнь!» Действительно, движение преследует нас повсюду. В любой области знаний можно встретить это понятие. Назовите учебные предметы, в которых изучается это понятие. В этом году вы приступили к изучению нового для вас предмета, который называется «Физика». Физические явления, как и физические упражнения, сопровождают нас всю жизнь. Физика вокруг нас. Два учебных предмета (физика и физическая культура) тесно переплетены друг с другом. Зная законы и правила физики можно улучшить свои спортивные показатели. Физика поможет понять технику выполнения многих физических упражнений, она даст ответы на вопросы из области физической культуры |
Активное участие в диалоге с учителем |
||
|
Входная диагностика С каким видом движения вы познакомились на уроках физики? (механическим) Приведите примеры механического движения. Дайте определение понятию «механическое движение» (это изменение с течением времени положения тела относительно других тел). |
Активное участие в диалоге с учителем |
||
3 |
Психофизиологическая подготовка учащихся к усвоению содержания урока |
|||
|
В определении механического движения введено понятие «относительность движения». Предлагаю выполнить разминочный бег по кругу в колонне по одному (3 минуты).
Во время бега вам нужно будет определить, относительно кого или чего вы двигались (находились в покое). Условно примем каждого из вас за материальную точку.
Организационные команды для перестроения обучающихся перед выполнением ОРУ. |
Восприятие объяснения учителя. Выполнение упражнений для развития выносливости. Участвуют в диалоге (относительно друг друга находились в покое, так как перемещались друг за другом с одинаковой скоростью, а относительно учителя, фишек, скамеек - двигались) Перестроение обучающихся для выполнения общеразвивающих упражнений с гимнастической палкой
|
8 мин. |
личностное УУД |
4 |
Развитие двигательных качеств |
коммуникативное УУД регулятивное УУД
коммуникативное УУД познавательные УУД
регулятивное УУД
коммуникативное УУД познавательные УУД
|
||
4.1
4.2
4.3
|
На уроках физики вами были изучены понятия равномерного и неравномерного движения. Дайте определение понятию «равномерное движение». Можно ли разминочный бег считать равномерным? Почему? Приведите примеры неравномерного движения на уроках физической культуры (эстафетный бег, бег с препятствиями, бег во время проведения спортивных игр). Какое понятие в физике аналогично понятию «дистанция» в физической культуре? (путь) В каких единицах может измеряться путь? Какова основная единица длины в СИ? (метр) Деление на команды по 6 человек. Напротив каждой команды наклеены карточки с заданиями. Один из участников остается у карточки для выполнения теоретического задания (Приложение 1), остальные выполняют специальные беговые упражнения. Затем происходит смена участников. Специальные беговые упражнения: бег с высоким подниманием бедра, бег с захлестом голени назад, бег спиной вперед, прыжки боковыми приставными шагами, подскоки, «восьмерка». Знаменитый лозунг всех спортсменов звучит так: «Быстрее. Выше. Сильнее». Быстрота- это физическое качество человека, которое характеризует способность выполнять максимальное количество движений за минимальный отрезок времени. Как называется величина, характеризующая быстроту движения тел в физике? (скорость) Как определить скорость при равномерном движении? (путь, пройденный телом поделить на затраченное время) В каких единицах может измеряться скорость? (км/ч, м/с, см/с) Какова основная единица скорости в СИ? (м/с) Какие величины из формулы скорости являются векторными, а какие скалярными? Ответ обоснуйте. Изобразите графически, что скорость- это векторная величина. Вам предлагается решить задачу по определению скорости вашего бега. Условно будем считать, что бег по дистанции будет равномерным. За 2 минуты вам нужно успеть пробежать несколько кругов (дистанция 1 круга равна 40 м) и высчитать скорость ( Приложение 2) Зная результаты каждого участника группы (s, t, v), можно найти среднюю скорость передвижения группы. Упражнения для формирования правильной осанки. Деление на 2 группы (мальчики, девочки). Мальчики выполняют упражнения на гимнастических матах для укрепления мышечного корсета (поднимание туловища из положения лежа, «велосипед», «складной нож», «пловец»), девочки выполняют теоретическое задание по выражению скорости (Приложение 3). Позже происходит смена групп (девочки выполняют физические упражнения, мальчики- теоретические). Дозировка упражнений зависит от физической подготовленности обучающихся, сложность теоретических заданий зависит от уровня теоретической подготовленности. Бег из разных исходных положений. Учитель фиксирует время самого быстрого ученика в каждом забеге. Задача : Самый быстрый ученик 1-го забега пробежал дистанцию 20 м за 3.5 с. После финишной линии он по инерции пробежал еще 8 м за 2 с. Найдите среднюю скорость спортсмена за всё время движения. Постройте график зависимости пути от времени (работа по группам) |
Участие в диалоге с учителем.
Перестроение из шеренги в пять колонн. Выполнение специальных беговых упражнений, теоретических заданий.
Участие в диалоге с учителем.
Выполняют равномерный бег по дистанции (2 минуты) Работа в группах (вычисление скорости каждого участника и средней скорости группы ). Выявление самой быстрой группы.
Выполняют упражнения для формирования правильной осанки, работают с карточками-заданиями
Учащиеся выполняют бег из разных исходных положений (3*20м), высчитывают среднюю скорость спортсмена, строят график зависимости пути от времени. |
20-23 мин
|
|
5. |
Снижение нагрузки |
|||
|
Упражнения для профилактики нарушений зрения Упражнения для глаз необходимо делать ежедневно по нескольку раз в течение 5-7 минут. Упражнения для снятия напряжения и восстановления зрительной работоспособности: самомассаж глаз подушечками указательных пальцев обеих рук ; точечный массаж (надавливание на точки у переносицы, в области виска, под глазами, за ушами) повороты с наблюдением (встать к зеркалу, закрыть правой рукой правый глаз, повороты влево, с взглядом на зеркальное отражение) Упражнения для укрепления глазных мышц -повороты глазного яблока по горизонтальной линии, по вертикальной линии, по диагонали в правую и левую стороны; -наблюдение за предметом, перемещаемым по вертикали, по кругу вправо и влево, по диагонали, по горизонтали |
Выполняют гимнастику для глаз
|
3 мин |
регулятивное УУД |
6 |
Подведение итогов урока |
|||
|
Предлагает учащимся ответить на вопросы (Приложение 4) |
Рефлексия |
1мин |
регулятивные УУД |
7 |
Домашнее задание |
|||
|
Составить задачу на определение средней скорости передвижения спортсмена. |
Воспринимают домашнее задание |
1 мин |
познавательные УУД |
Приложение 1
Основные единицы длины в СИ |
|
3,5 км=……….м |
680 м=……….км |
480 дм=……….м |
14м=…………дм |
9500 см=………м |
38м= …………см |
5500мм=………м |
6м=………….мм |
Приложение 2
Дано
t=2мин
S=……м
v-? м/с, км/ч
Vср=……
Приложение 3
Основная единица скорости в СИ |
5км/ч=………..м/с |
600см/с=……….м/с |
54м/с=…………км/ч |
Приложение 4
Выполните рефлексию
- урок был полезен для меня, я вспомнил пройденный ранее материал по предмету «физика»
- мне было сложно на уроке сочетать теоретические задания и практические упражнения
- мне было не интересно , практических заданий было не достаточно
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.