План-конспект к открытому уроку географии "Численность населения и размещение людей на Земле"
Оценка 4.9

План-конспект к открытому уроку географии "Численность населения и размещение людей на Земле"

Оценка 4.9
docx
17.08.2020
План-конспект к открытому уроку географии "Численность населения и размещение людей на Земле"
16.10.2018.docx

16.10.2018 год. Тема: «Урок открытия новых знаний»

Учитель географии

КГКОУ «Очёрское СУВУ »

Мусихина Ирина Анатольевна

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

 

Предмет: География

Класс: 7

Тема урока: Численность населения и размещение людей на Земле.

Цель урока: Формирование представления об особенностях численности и размещении населения Земли.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Оборудование: Карта, учебники, тетради-тренажёры, атласы

Конспект разработан к учебнику: Кузнецов А.П. География. Земля и люди. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Л.Е. Савельева, В.П. Дронов. – М.: Просвещение, 2017 (Сферы).

 

Задачи урока:

Знать – численность населения мира; факторы, влияющие на численность населения; особенности размещение людей на Земле;

Уметь – объяснять значение понятий: «естественный прирост», «миграция», «плотность населения»;

Показывать и наносить на контурную карту районы с высокой и низкой плотностью населения, основные современные миграционные потоки; Понимать – причины, влияющие на прирост населения, миграции и размещение населения.

 

Учащийся научится:

Читать карты рождаемости, смертности, естественного прироста. Определять по карте средней плотности населения наиболее и наименее заселённые территории суши. Находить и систематизировать информацию об адаптации жизни и хозяйственной деятельности человека к природным условиям.

 

Учащийся получит возможность научиться:

Анализировать графики изменения численности населения во времени с целью выявления тенденций в изменении темпов роста населения мира. Решать практические задачи на вычисление рождаемости, смертности, естественного прироста.

 

Регулятивные: Самостоятельно создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения и учебных задач. Определять цель, проблему в процессе деятельности: учебной и практической. Выдвигать гипотезы, версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

 

Познавательные: Выявлять причины и следствия простых явлений. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Уметь вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение.

 

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Различать в речи другого мнения, доказательства, факты, гипотезы. Понимать позицию другого. Корректировать своё мнение. 

Формировать стремление к познанию того, что неизвестно, но интересно; определение значимости географических знаний сегодня в научно – профессиональной сфере человека и в быту.

 

Ход урока:

 

Организационный этап (1-2 мин.)

- Проверка готовности класса к уроку

 

Основной этап.

Актуализация знаний.(5-7 мин.)

- Где и когда появился человек на Земле?

- Почему на Земле живут люди разных рас?

- Чем они различаются?

 

(25-30 мин.)

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

- Сколько человек проживает на Земле?

- Что происходит с численность населения Земли?

- Почему нас становится больше, от чего это зависит?

 

На сегодняшнем уроке мы постараемся ответить на эти и другие вопросы.

Тема урока: Численность и размещение населения.

 Беседа:

Численность населения — один из самых основных демографических показателей.

- Как мы можем узнать о численности населения, например, нашей страны?

- Постоянна ли она? Почему?

Численность населения постоянно меняется вследствие рождаемости и смертности. Сосчитать точно население планеты нет никакой возможности, поэтому погрешность переписи населения достаточно велика, если дело касается человека, но в мировых масштабах она фактически теряется.

 

 

Ежегодно в мире рождается около 140 млн.

человек

• Каждую секунду – 3 человека

• Каждую минуту – 175-180 человек

• Каждый час – 10,4 тыс. человек

• Каждые сутки – 250 тыс. человек

• Каждую неделю на Земле добавляется как бы

новый город – Гамбург

• Каждый месяц – население страны Австралии

 

Первичное усвоение новых знаний:

В марте 2017 года население Земли перевалило за отметку 7,5 млрд человек.

- Как же об этом узнали?

В большинстве стран численность населения определяется с помощью всеобщей переписи населения.

Перепись проводится регулярно раз в 5 или в 10 лет.

- Когда была последняя перепись в России? (2010 г.) Ближайшая рассчитана на 2020 год.

 

Первые переписи проводили в Древнем Египте, Месопотамии около 3 тыс. лет назад.

- Для чего проводили эти переписи? (налоги, армия).

 

1. В Древней Руси переписи стали проводить со 2 половины 13 века по инициативе монголов с целью определения дани. 

2. После образования централизованного государства заводились (песцовые книги) где имелись сведения о населении описание городов, деревень, поместий, церквей. 

3. Указом Петра 1 от 26 ноября 1718 года было положено начало государственным ревизиям.

 

Многие тысячелетия численность людей на Земле была небольшой и увеличивалась медленно (рисунок на стр. 40 в учебнике)

- Определите, примерно в каком году человечество достигло отметки в 1 млрд.?(1800 г.)

 

С XIX века начался бурный рост, который продолжается в настоящее время. В настоящее время численность населения мира ежегодно увеличивается на 100 млн чел., причем 90% прироста приходится на развивающиеся страны Африки, Азии и Латинской Америки.

- Каков прогноз?: 2050 г. – 9 млрд.

 

 Что влияет на рост численности населения?

1.     уровень развития стран

2.     благосостояние людей

3.     национальные традиции

4.     голод, болезни, войны, стихийные бедствия.

Изменение численности населения определяется соотношением рождаемости и смертности: ЕП = Р – С

 

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПРИРОСТ НАСЕЛЕНИЯ — разница между числом родившихся и умерших людей за определенный период времени.

Служит наиболее общей характеристикой интенсивности роста населения, измеряется обычно коэффициентом естественного прироста населения на 1000 жителей в год. Может быть как положительным, так и отрицательным. Отрицательный естественный прирост населения означает, что в стране умирает больше человек, чем рождается, то есть естественный прирост населения превращается в естественную убыль населения.

В разных странах ЕП разный (стр. 41 в учебнике)

- Определите: в какой из приведённых стран самая высокая:

Рождаемость? Смертность?

 

Рассчитайте и заполните пустые ячейки в таблице.

Показатели воспроизводства населения

Регион, страна

Рождаемость

Смертность

Естественный прирост

Мир

21

9

12

Зарубежная Европа

11

-1

Зарубежная Азия

19

12

Россия

10

15

Беларусь

14

-5

США

14

8

Япония

9

0

Германия

8

-2

Китай

12

5

Индия

24

8

Афганистан

21

26

Сделайте вывод по таблице (когда естественный прирост отрицательный)

От состояния рождаемости и смертности в разных странах зависит и средний возраст жителей этих стран. В странах с высоким приростом населения много детей. Страны с низким приростом отличаются высокой долей пожилых.

Так же на численность населения влияет миграция.

Миграции – переселение людей.

Причины миграций: экономические, политические, религиозные, природные катаклизмы.

Причины влияющие на миграции и естественный прирост:

Болезни, войны, политические конфликты, развитие медицины, экономика,   культурные традиции, религиозные традиции и т.д.

Страны-лидеры по численности населения:

1. Китай   -  1 306 313 812

2 Индия  -  1 080 264 388

3 США  -  295 734 134

4 Индонезия  -  2 41 973 879

5 Бразилия  -  186 112 794

6 Пакистан  -  162 419 946

7 Бангладеш   -  151 319 628

8 Нигерия  -  144 771 988

9 Россия  -  143 420 309

10 Япония  -  137 417 244

Задание.  Отметьте на контурной карте данные страны-лидеры.

 

 

- Равномерно ли заселена наша Земля?

 

Расселены люди на планете крайне неравномерно. Примерно 1/10 часть суши до сих пор необитаема.

 

- Назовите эти территории (Антарктида, Гренландия и …).

Рисунок на стр. 42 в учебнике.

- В какой части света проживает больше всего людей?

- …Меньше всего?

- В каком полушарии проживает больше всего людей?

 

(В восточном полушарии живет 85%, в северном – 90%, в Азии – 60% всего населения Земли).

 

Главным показателем, характеризующим размещение населения, является плотность населения.

Плотность населения – это число жителей на 1 км² территории.

 

Ее рассчитывают как отношение численности населения (ЧН) в стране (регионе) к площади ее территории (S) 

и выражают в количестве человек, приходящемся на 1 км2, — чел/км2. 

Формула для расчета плотности населения имеет вид: 

 

Плотность населения = (ЧН) / (S) = чел/км2

 

Средняя плотность населения Земли – 50 чел./км2.

7550/149= 50.6

Средняя плотность населения России – 8,3 чел./км2

143.5/17=8.3

 

По карте в атласе (стр. 12-13) определите районы с Макс. плотностью населения.

Контурные карты мира.

Нанесите на контурную карту штриховкой районы с высокой и низкой

плотностью населения.

 И так, запишем в тетрадь, что самые населённые регионы мира – это…

1.      Восточная Азия

2.      Южная Азия.                                Приведите примеры стран.

3.      Западная Европа

4.      Восточные части Северной и Южной Америки

 

Как вы думаете, какие причины влияют на размещение людей?

 

Причины неравномерного заселения:

1.     Природная среда.

2.     Близость к морю.

3.     История освоения территории.

4.     Уровень развития региона.

 

 

 

 

IV. Домашнее задание.  (1 мин.)

Составить кроссворд на тему «Население Земли»

V. Итоги. Выводы. Оценки. (1-2 мин.)

- Ребята, достигли ли мы поставленных целей?

Мне понравилась ваша работа на уроке.

- Что самое интересное было для вас в данной работе?

Используя фразы, поделитесь с нами своими мнениями об уроке.

· сегодня я узнал…

· было интересно…

· было трудно…

· я выполнял задания…

· я понял, что…

· я научился…

· я смог…


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема: «Урок открытия новых знаний»

Тема: «Урок открытия новых знаний»

Познавательные: Выявлять причины и следствия простых явлений

Познавательные: Выявлять причины и следствия простых явлений

Ежегодно в мире рождается около 140 млн

Ежегодно в мире рождается около 140 млн

Что влияет на рост численности населения? 1

Что влияет на рост численности населения? 1

От состояния рождаемости и смертности в разных странах зависит и средний возраст жителей этих стран

От состояния рождаемости и смертности в разных странах зависит и средний возраст жителей этих стран

В какой части света проживает больше всего людей? - …Меньше всего? -

В какой части света проживает больше всего людей? - …Меньше всего? -

IV. Домашнее задание. (1 мин

IV. Домашнее задание. (1 мин
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.08.2020