16.10.2018 год. Тема: «Урок открытия новых знаний»
Учитель географии
КГКОУ «Очёрское СУВУ »
Мусихина Ирина Анатольевна
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет: География
Класс: 7
Тема урока: Численность населения и размещение людей на Земле.
Цель урока: Формирование представления об особенностях численности и размещении населения Земли.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Оборудование: Карта, учебники, тетради-тренажёры, атласы
Конспект разработан к учебнику: Кузнецов А.П. География. Земля и люди. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Л.Е. Савельева, В.П. Дронов. – М.: Просвещение, 2017 (Сферы).
Задачи урока:
Знать – численность населения мира; факторы, влияющие на численность населения; особенности размещение людей на Земле;
Уметь – объяснять значение понятий: «естественный прирост», «миграция», «плотность населения»;
Показывать и наносить на контурную карту районы с высокой и низкой плотностью населения, основные современные миграционные потоки; Понимать – причины, влияющие на прирост населения, миграции и размещение населения.
Учащийся научится:
Читать карты рождаемости, смертности, естественного прироста. Определять по карте средней плотности населения наиболее и наименее заселённые территории суши. Находить и систематизировать информацию об адаптации жизни и хозяйственной деятельности человека к природным условиям.
Учащийся получит возможность научиться:
Анализировать графики изменения численности населения во времени с целью выявления тенденций в изменении темпов роста населения мира. Решать практические задачи на вычисление рождаемости, смертности, естественного прироста.
Регулятивные: Самостоятельно создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения и учебных задач. Определять цель, проблему в процессе деятельности: учебной и практической. Выдвигать гипотезы, версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные: Выявлять причины и следствия простых явлений. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Уметь вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение.
Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Различать в речи другого мнения, доказательства, факты, гипотезы. Понимать позицию другого. Корректировать своё мнение.
Формировать стремление к познанию того, что неизвестно, но интересно; определение значимости географических знаний сегодня в научно – профессиональной сфере человека и в быту.
Ход урока:
Организационный этап (1-2 мин.)
- Проверка готовности класса к уроку
Основной этап.
Актуализация знаний.(5-7 мин.)
- Где и когда появился человек на Земле?
- Почему на Земле живут люди разных рас?
- Чем они различаются?
(25-30 мин.)
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
- Сколько человек проживает на Земле?
- Что происходит с численность населения Земли?
- Почему нас становится больше, от чего это зависит?
На сегодняшнем уроке мы постараемся ответить на эти и другие вопросы.
Тема урока: Численность и размещение населения.
Беседа:
Численность населения — один из самых основных демографических показателей.
- Как мы можем узнать о численности населения, например, нашей страны?
- Постоянна ли она? Почему?
Численность населения постоянно меняется вследствие рождаемости и смертности. Сосчитать точно население планеты нет никакой возможности, поэтому погрешность переписи населения достаточно велика, если дело касается человека, но в мировых масштабах она фактически теряется.
Ежегодно в мире рождается около 140 млн.
человек
• Каждую секунду – 3 человека
• Каждую минуту – 175-180 человек
• Каждый час – 10,4 тыс. человек
• Каждые сутки – 250 тыс. человек
• Каждую неделю на Земле добавляется как бы
новый город – Гамбург
• Каждый месяц – население страны Австралии
Первичное усвоение новых знаний:
В марте 2017 года население Земли перевалило за отметку 7,5 млрд человек.
- Как же об этом узнали?
В большинстве стран численность населения определяется с помощью всеобщей переписи населения.
Перепись проводится регулярно раз в 5 или в 10 лет.
- Когда была последняя перепись в России? (2010 г.) Ближайшая рассчитана на 2020 год.
Первые переписи проводили в Древнем Египте, Месопотамии около 3 тыс. лет назад.
- Для чего проводили эти переписи? (налоги, армия).
1. В Древней Руси переписи стали проводить со 2 половины 13 века по инициативе монголов с целью определения дани.
2. После образования централизованного государства заводились (песцовые книги) где имелись сведения о населении описание городов, деревень, поместий, церквей.
3. Указом Петра 1 от 26 ноября 1718 года было положено начало государственным ревизиям.
Многие тысячелетия численность людей на Земле была небольшой и увеличивалась медленно (рисунок на стр. 40 в учебнике)
- Определите, примерно в каком году человечество достигло отметки в 1 млрд.?(1800 г.)
С XIX века начался бурный рост, который продолжается в настоящее время. В настоящее время численность населения мира ежегодно увеличивается на 100 млн чел., причем 90% прироста приходится на развивающиеся страны Африки, Азии и Латинской Америки.
- Каков прогноз?: 2050 г. – 9 млрд.
Что влияет на рост численности населения?
1. уровень развития стран
2. благосостояние людей
3. национальные традиции
4. голод, болезни, войны, стихийные бедствия.
Изменение численности населения определяется соотношением рождаемости и смертности: ЕП = Р – С
ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПРИРОСТ НАСЕЛЕНИЯ — разница между числом родившихся и умерших людей за определенный период времени.
Служит наиболее общей характеристикой интенсивности роста населения, измеряется обычно коэффициентом естественного прироста населения на 1000 жителей в год. Может быть как положительным, так и отрицательным. Отрицательный естественный прирост населения означает, что в стране умирает больше человек, чем рождается, то есть естественный прирост населения превращается в естественную убыль населения.
В разных странах ЕП разный (стр. 41 в учебнике)
- Определите: в какой из приведённых стран самая высокая:
Рождаемость? Смертность?
Рассчитайте и заполните пустые ячейки в таблице.
Показатели воспроизводства населения
Регион, страна |
Рождаемость |
Смертность |
Естественный прирост |
Мир |
21 |
9 |
12 |
Зарубежная Европа |
11 |
-1 |
|
Зарубежная Азия |
19 |
12 |
|
Россия |
10 |
15 |
|
Беларусь |
14 |
-5 |
|
США |
14 |
8 |
|
Япония |
9 |
0 |
|
Германия |
8 |
-2 |
|
Китай |
12 |
5 |
|
Индия |
24 |
8 |
|
Афганистан |
21 |
26 |
Сделайте вывод по таблице (когда естественный прирост отрицательный)
От состояния рождаемости и смертности в разных странах зависит и средний возраст жителей этих стран. В странах с высоким приростом населения много детей. Страны с низким приростом отличаются высокой долей пожилых.
Так же на численность населения влияет миграция.
Миграции – переселение людей.
Причины миграций: экономические, политические, религиозные, природные катаклизмы.
Причины влияющие на миграции и естественный прирост:
Болезни, войны, политические конфликты, развитие медицины, экономика, культурные традиции, религиозные традиции и т.д.
Страны-лидеры по численности населения:
1. Китай - 1 306 313 812
2 Индия - 1 080 264 388
3 США - 295 734 134
4 Индонезия - 2 41 973 879
5 Бразилия - 186 112 794
6 Пакистан - 162 419 946
7 Бангладеш - 151 319 628
8 Нигерия - 144 771 988
9 Россия - 143 420 309
10 Япония - 137 417 244
Задание. Отметьте на контурной карте данные страны-лидеры.
- Равномерно ли заселена наша Земля?
Расселены люди на планете крайне неравномерно. Примерно 1/10 часть суши до сих пор необитаема.
- Назовите эти территории (Антарктида, Гренландия и …).
Рисунок на стр. 42 в учебнике.
- В какой части света проживает больше всего людей?
- …Меньше всего?
- В каком полушарии проживает больше всего людей?
(В восточном полушарии живет 85%, в северном – 90%, в Азии – 60% всего населения Земли).
Главным показателем, характеризующим размещение населения, является плотность населения.
Плотность населения – это число жителей на 1 км² территории.
Ее рассчитывают как отношение численности населения (ЧН) в стране (регионе) к площади ее территории (S)
и выражают в количестве человек, приходящемся на 1 км2, — чел/км2.
Формула для расчета плотности населения имеет вид:
Плотность населения = (ЧН) / (S) = чел/км2
Средняя плотность населения Земли – 50 чел./км2.
7550/149= 50.6
Средняя плотность населения России – 8,3 чел./км2
143.5/17=8.3
По карте в атласе (стр. 12-13) определите районы с Макс. плотностью населения.
Контурные карты мира.
Нанесите на контурную карту штриховкой районы с высокой и низкой
плотностью населения.
И так, запишем в тетрадь, что самые населённые регионы мира – это…
1. Восточная Азия
2. Южная Азия. Приведите примеры стран.
3. Западная Европа
4. Восточные части Северной и Южной Америки
Как вы думаете, какие причины влияют на размещение людей?
Причины неравномерного заселения:
1. Природная среда.
2. Близость к морю.
3. История освоения территории.
4. Уровень развития региона.
IV. Домашнее задание. (1 мин.)
Составить кроссворд на тему «Население Земли»
V. Итоги. Выводы. Оценки. (1-2 мин.)
- Ребята, достигли ли мы поставленных целей?
Мне понравилась ваша работа на уроке.
- Что самое интересное было для вас в данной работе?
Используя фразы, поделитесь с нами своими мнениями об уроке.
· сегодня я узнал…
· было интересно…
· было трудно…
· я выполнял задания…
· я понял, что…
· я научился…
· я смог…
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.