МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА-ЛИЦЕЙ №2»
ГОРОДА АРМЯНСКА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ПЛАН-КОНСПЕКТ
КЛАССНОГО ЧАСА
В 3 КЛАССЕ
«25 ЛЕТ МЧС РОССИИ»
Составила:
Шашерина Ирина Игоревна –
Учитель начальных классов,
учитель высшей
квалификационной категории
г. Армянск – 2017г.
Тема: «25 лет МЧС России»
Цель: знакомство учащихся со службой МЧС; подготовить детей к действиям в условиях экстремальных и опасных ситуациях.
Задачи:
· формировать у учащихся представление о чрезвычайных ситуациях, о функциях сотрудников МЧС;
· подготовить детей к действиям в условиях экстремальных и опасных ситуациях;
· развивать у детей чувство самосохранения, устойчивости в стрессовых ситуациях;
· воспитывать чувство уважения к профессии сотрудников МЧС;
· расширять кругозор.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы обучения: частично-поисковый, стимулирования и мотивации познавательной деятельности, контроля и самоконтроля.
Планируемые результаты:
v Предметные УУД: познакомить с историей создания Российской службы спасения, сформировать у учащихся представление о профессии «спасатель»; пробудить интерес к дальнейшему изучению деятельности спасательных формирований;
v Познавательные УУД: развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование); развитие познавательного интереса;
v Коммуникативные УУД: развитие умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее; формирование умения взаимодействовать в группах в режиме интерактивного обучения, распределять роли и функции совместной проектной деятельности;
v Регулятивные УУД: формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
v Личностные УУД: появление у детей чувства гордости за людей, которые совершают добрые и геройские поступки в настоящее время на благо своего народа, стремления быть сопричастными к этому каждодневному подвигу, уважительного отношения к нелегкому труду спасателей МЧС и понимание важности недопущения создания чрезвычайных ситуаций своими необдуманными и неосторожными действиями.
Оборудование: мультимедийная презентация «МЧС 25 лет», набор карточек с буквами и заданиями для групповой работы, специальные таблицы по правилам пожарной безопасности.
Ход мероприятия:
1. Организационный момент
2. Самоопределение к деятельности
– Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! Сегодня наш классный час посвящен 25-летию образования МЧС России.
Самое дорогое для каждого человека – жизнь, какой-бы сложной она ни была. Еще первобытный человек в упорной борьбе с грозными силами природы отстаивал свое первейшее и неотъемлемое право – право на жизнь. Однако существует немало опасностей, которые не только портят, но и отнимают жизнь. По нелепой случайности или неожиданно, по стечению обстоятельств, можно оказаться в ситуации, когда минуты решают все. И мы всегда должны об этом помнить и знать, как этого избежать.
(Какие опасности подстерегают детей на этих картинках. Отвечаем кратко и четко.)
3. Изучение нового материала
Сегодня мы поговорим об опасностях, которые угрожают сразу многим людям и называются они … (чрезвычайными ситуациями)
Это могут быть стихийные бедствия, которые не зависят от человека и предсказать их очень трудно. Назовите их. (землетрясения, наводнения, извержения вулканов, спад лавин и т.д.)
А бывает, что по вине людей, из-за их ошибок происходят ЧС.
Жаль, безответственный люди народ,
Часто случается в жизни цейтнот.
То до небес мы костер разведем,
Забудем утюг, водой газ зальем,
То бросим спичку в сухую траву,
А от последствий кричим: «Караул!» (Даша)
Такие действия человека могут привести к авиакатастрофе, кораблекрушению, аварии на большом заводе. Следствием небрежности и несоблюдения правил безопасности могут возникнуть пожары, охватывающие большие территории.
Почему эта проблема актуальна в нашем городе? (химический завод)
Долгое время в нашей стране не было специалистов, которые бы могли квалифицированно бороться с последствиями бедствий, катастроф, аварий. Часто эта задача возлагалась на армию, которая не имела для этого специального оборудования, не имела специально подготовленных людей.
С ростом чрезвычайных ситуаций, которые приводят к гибели людей, и возникла потребность в создании организации для руководства такими спасательными операциями. В нашем правительстве создали специальное министерство. Оно называется так: Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Сокращенно его называют МЧС России.
Образовалось оно в 1990 году. А в этом – 2015 – году МЧС исполняется 25 лет. Именно МЧС руководит отрядами спасателей, готовит специалистов и технику. Символ МЧС – Белая Звезда Надежды и Спасения – восьмиугольник, означающий, что спасатели готовы оказать помощь в любой точке мира. В центре – знак Гражданской обороны – голубой треугольник в круге оранжевого цвета. Оранжевый цвет означает опасность, голубой – надежность и стабильность, треугольник – самая устойчивая фигура.
Министр МЧС – генерал-лейтенант запаса, кандидат технических наук, лауреат премии Правительства РФ – Пучков Владимир Андреевич.
МЧС России входит в пятерку лучших спасательных служб мира. Важным результатом работы МЧС за эти годы являются сотни тысяч спасенных жителей. Сотрудники МЧС принимали участие в международных операциях по оказанию помощи населению.
Какие же подразделения включает в себя МЧС? Это и пожарно-спасательные силы специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны, и авиация МЧС, и служба спасения на водах и множество других подразделений.
Работу спасателей можно увидеть на этих фотографиях и ваших рисунках. Спасатели МЧС – профессионалы высшего класса, готовые всегда прийти на помощь. Это бесстрашные люди, которые всегда оказываются в самых опасных местах нашей планеты. Эти люди живут среди нас, только они очень отважные, сильные, смелые. К ним мы обращаемся, когда нам грозит какая-то опасность, они спешат к нам на помощь без страха в глазах, рискуя своим здоровьем, своей жизнью.
А теперь послушайте стихи о спасателях.
Если где-то наводненье, извержение вулкана,
Взрыв, обвал, землетрясенье, спасатель будет неустанно
Пострадавших выручать и в беде им помогать! (Маша)
В любое время суток, время года,
Они летят, бегут, плывут, идут
В любые сложности, препятствия, погоду
Туда, где трудно, где их очень ждут. (Вусал)
Мне очень хочется сказать: «Спасибо»
И руку с благодарностью пожать
Тем людям, мужественным и красивым,
Чей выбор жизни – слово емкое «спасать». (Тоня)
Конечно, одни люди не справились бы с трудностями. В деле спасения большое значение имеет хорошая техническая оснащенность подразделений МЧС. Наличие современного оборудования, мощной спасательной техники, машин пожаротушения, надежных костюмов, подводных аппаратов, спасательных катеров, робототехники, авиатехники делает работу спасателей более мобильной и эффективной.
Отгадайте загадки о машинах МЧС.
· Машина в воздухе висит – стоит на месте, не летит.
Она спасает души на море и на суше. (Вертолет)
· Что за птица: песен не поет,
Гнезда не вьет, людей и груз везет? (Самолет)
· На море, в реках и озерах я плаваю, проворный, скорый.
Среди военных кораблей известен легкостью своей. (Катер)
· Я мчусь с сиреной на пожар, везу я воду с пеной.
Потушим вмиг огонь и жар мы быстро, словно стрелы. (Пожарная машина)
· Она доставит без труда тебя в другие города.
Но если ты собрался в путь, ее заправить не забудь! (Автомобиль)
Но не только спецтехника помогает спасателям в поиске людей после землетрясения или схождения лавины. Кто же еще?
Сложите слово из этих букв и получите ответ на вопрос.
А Б О К С А
Конечно, спасатели – собаки.
В наше время для спасательных работ после схода лавин для поиска пострадавших под завалами, а также после землетрясений и других природных катастроф чаще всего применяются немецкие овчарки. Они лучше всего адаптируются в экстремальных погодных условиях, а также поддаются даже самой жесткой дрессировке.
В спасении на водах используются ньюфаундленды-водолазы, которые способны работать даже в условиях очень сильного шторма. Они прекрасно держатся на воде и понимают свое важное предназначение.
Сенбернары специализируются на спасении альпинистов и горнолыжников.
Игра для 3 команд «Сложи эмблему МЧС».
– Ну а сейчас проверим ваши знания по вопросам безопасной жизнедеятельности. И начнем с очень важной темы: «Тише едешь – …….. (дальше будешь)».
Везде и всюду правила, их надо знать всегда,
Без них не выйдут в плаванье из гавани суда.
Выходят в рейс по правилам
Полярник и пилот,
Свои имеют правила шофер и пешеход.
По городу, по улице не ходят просто так:
Когда не знаешь правила, легко попасть в просак.
Все время будь внимателен и помни наперед,
Свои имеют правила шофер и пешеход. (Давид)
– О каких правилах идет речь? (показать плакат)
– Как называется молчаливый трехглазый регулировщик дорожного движения?
– Что означают цвета светофора? (одним словом)
– Ребята, а вы знаете, что целая армия регулировщиков потребовалась бы сейчас, чтобы поддерживать порядок на перекрестках, если бы люди не изобрели светофор. Название его происходит от двух слов: «свет» и греческого «форос» – несущий. Итак, в переводе на наш язык, слово светофор означает «несущий свет».
Первый светофор был установлен в 19 веке в Лондоне у здания Британского правительства. Многие специалисты считают, что настоящий светофор родился 5 августа 1914г. и был изобретен Гарретом Морганом, афроамериканцем, изобретателем и бизнесменом из Кливленда, штат Огайо, США. Моргану он понадобился только после того, как он купил себе первый автомобиль. Этот светофор имел два сигнала: красный и зеленый, и включался автоматически на определенное время. Именно по этому принципу и действуют практически все современные светофоры.
В России первые светофоры начали работать в Ленинграде (Санкт-Петербурге) и Москве в 1930 году.
Физминутка:
Красный – хлопки над головой.
Желтый – повороты туловища.
Зеленый – ходьба на месте.
– Назовите участников движения. (водители и пешеходы)
– Как называется та часть дороги, по которой движутся пешеходы? (тротуар, обочина) водители? (проезжая часть)
– Где можно переходить дорогу?
– Отгадайте, о каких дорожных знаках идет речь и найдите их на моем столе.
Всем знакомые полоски
Знают дети, знает взрослый,
На ту сторону ведет… (Пешеходный переход; указывающий знак)
Эй, водитель, осторожно!
Ехать быстро невозможно,
Знают люди все на свете…
В этом месте ходят… (Дети; предупреждающий знак
«Осторожно, дети»)
Железные звери рычат и гудят,
Глаза, как у кошек,
Ночами горят… (Машины; знак, запрещающий движение
автомобилей)
Пантомима:
Ребята покажут вам одушевленные и неодушевленные предметы на тему «Дорожное движение», а вы отгадайте. (велосипедист, светофор, «лежачий полицейский»)
– А сейчас викторина, на вопросы которой надо отвечать быстро и четко.
v Если ты в квартире один, и начался пожар, что следует делать?
v Висит – молчит,
А перевернешь – шипит,
И пена летит. (Огнетушитель; Дарина)
v Если, войдя в квартиру, ты почувствовал запах газа?
v Как уберечь себя от поражения электрическим током?
v Что ты будешь делать, если увидишь незнакомый предмет, пакет или коробку?
v Что надо делать, услышав на улице долгий сигнал серены «внимание всем»?
4. Подведение итогов (вызвать 4 учеников, дать им в руки номера телефонов экстренных служб)
Куда звонить при возникновении экстренных ситуаций?
Если в доме вспыхнет пламя,
Вряд ли справитесь вы сами,
Перед тем, как спорить с ним,
Наберите… (101)
Если видишь преступленье,
Иль к нему приготовленье,
Граждан защити права,
Набери скорей… (102)
Если человеку плохо,
Толку нет вздыхать и охать,
Срочно номер набери
Скорой помощи… (103)
Если сильно пахнет газом,
Форточки откройте сразу,
Не включайте свет в квартире,
И звоните… (104)
5. Рефлексия
– А мы с вами должны помнить (ответы учащихся):
· Чтобы быть здоровым, нужно соблюдать (правила безопасности)
· В трудную минуту обращаться к спасателям (МЧС)
· Расти сильным, смелыми, отважными людьми, помогать другим, любить свою Родину
· Помнить: наша счастливая жизнь находится (в наших руках)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.