План -Конспект непосредственно – образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы по теме: «Знакомство с глобусом». Как результат работы по проекту «Близкий и далекий космос»
Программное содержание: Дать детям представление о том, что планета Земля – это громадный шар, познакомить детей с его точной копией – глобусом, с Северным и Южным полюсом, дать краткую характеристику материкам.
Развивать у детей воображение, память, образное мышление.
Воспитывать у детей любовь к родному городу, к стране, в которой они живут.
Активизировать речь детей, расширить запас слов, познакомить с понятиями «глобус», «полюс», «материк».
Оборудование: глобус.
Ход занятия:
Я сейчас вам прочитаю стихотворение, а вы мне скажете, о чём оно.
Хоромы у меня невелики,
А шар земной вместили, как ни странно:
Здесь уместились все материки,
Четыре необъятных океана.
Верчу рукою глобус на столе,
Разглядываю страны и границы:
У толстяка на голубом челе
Палитра многоцветная искрится.
Что ни оттенок цвета, то народ;
Что ни страна, то новая окраска…
С материка на материк ползёт
И по морям плывёт моя указка.
Мне шар напоминает силача,
Чья голова укрыта облаками.
Глянь – свесилась Америка с плеча,
Сжал Азию он крепкими руками.
Льды Арктики на спину взгромоздил,
Полярную на лоб надвинул шапку,
Стопы на Антарктиде укрепил
И всю Европу крепко взял в охапку.
Всю Африку – на правое бедро,
Австралию – на левое колено;
Всё зло земли и всё её добро
Вращает неустанно, неизменно.
- О чём, ребята, это стихотворение? (Правильно, о глобусе).
- Что изображено на глобусе? (Моря, океаны, материки, горы, равнины, страны).
- Посмотрите, ребята, это глобус.
ГЛОБУС – это точная модель (изображение) земного шара, только уменьшенная во много раз.
- Почему глобус круглый?(ответы детей)
- Для чего нужен глобус?(ответы детей)
- Для того, чтобы представить себе не только поверхность Земли, но и ее форму.
- Что изображено на глобусе?(ответы детей)
Большой глобус сделать трудно, и он был бы неудобен в обращении. На обычных школьных глобусах можно передать лишь самые общие очертания материков, горных стран, низменностей, крупных рек, а небольшие государства изобразить пятнышком, столицы кружком.
Наша планета – это огромный-преогромный шар. Такой большой, что нужно много-много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг.
- Что же есть на нашей планете Земля? (ответы детей)
Прежде всего, на Земле есть два полюса. Как они называются?
(ответы детей)
Один – Северный, другой – Южный. Северный – сверху земного шара (показывает). Южный – внизу. Они покрыты мощными толщами льда. Арктика и Антарктида. Снег никогда не тает. Очень холодно, солнца не бывает по полгода, длится полярная ночь. Оба полюса – это самые холодные места на земном шаре. На Северном полюсе нет суши, там океан покрыт льдами. Он так и называется Северный Ледовитый. На Южном полюсе еще холоднее. Там есть суша – материк, который покрыт вечными льдами. Этот материк называется Антарктида.
- Что еще есть на планете? (ответы детей)
- Что обозначено голубым цветом? (вода)
- Чего больше на Земле воды или суши?
- Большая часть Земли покрыта водой – это моря, океаны. Может быть знаете, как называются некоторые из них? (ответы детей) Вода – это моря, океаны, реки, озера, пруды и т. д.
- Что еще есть на планете Земля, кроме морей и океанов?ответы детей)
Среди океанов есть большие участки твердой земли – это материки, суша.
- А нам пора немного размяться.
Физминутка
Поработали, ребятки,
А теперь все на зарядку!
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем мы на привале.
Влево, вправо повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь.
Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы вы, ребятишки!
Замедляем, дети, шаг,
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно,
Нам еще работать нужно.
-Продолжим дети. Среди океанов есть большие участки твердой земли – это материки, суша. Вот самый большой материк – Евразия. Это вместе Европа и Азия. Этот материк расположен в северной части земного шара.
Вот следующий материк – Африка (показывает) Слышали про нее? (ответы детей)
Африка расположена посередине земного шара. Там тепло, круглый год лето.Теперь я покажу очень интересную сушу: вот такую длинную, состоящую из двух частей (показывает Америку).Америка состоит из двух частей: Северной и Южной
Остался последний материк. Он небольшой – это Австралия. Это суша, как большой остров, окружена со всех сторон океаном (показывает)
А сейчас мы с вами сделаем из пластилина маленькую модель нашей Земли. Какая у нас Земля? (Круглая) Берём пластилин и скатываем из него гладкий шар.
Все рассматривают и любуются глобусом.
-А где же на земном шаре живем мы с вами? Где наш материк, где наш город? Как называется наш город? (ответы детей)
Показывает границу России, рисует красную звездочку в месте, где находится наш город и пишет название города. Главный город, столица России – Москва (тоже рисует звездочку).
-Теперь вы знаете, что такое земной шар, где находится наша страна и наш город.
Итог занятия
-С чем мы сегодня познакомились? (С глобусом)
- Что такое глобус? (Модель нашей Земли).
-Что изображено на глобусе? (Моря, океаны, горы, равнины, материки, страны).
-Молодцы, ребята. Сегодня мы с вами узнали очень много о глобусе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.