План-конспект непосредственно образовательной деятельности
с дошкольниками в подготовительной группе
Тема: Секреты воздуха
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическая культура, Художественно-эстетическое развитие.
Задачи:
Познавательное развитие:
1. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.
2. Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
3. Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.
Речевое развитие:
1. Активизировать речевую деятельность.
2. Закреплять и расширять словарный запас детей.
Социально-коммуникативное развитие:
1. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
2. Воспитывать выдержку, проявлять терпение, дружеские качества.
Физическое развитие:
1. Способствовать снятию мышечного напряжения.
Художественно-эстетическое развитие:
1. Способствовать развитию творческих способностей в процессе рисования нетрадиционным методом – методом кляксографии.
Методы и приемы:
– практические: исследовательская деятельность, Дидактическая игра «Кому нужен воздух», динамическая пауза «У меня, у тебя», кляксография.
– наглядные: ПК, слайды.
– словесные: беседа о воздухе, вопросы, художественное слово.
Материалы и оборудование: ПК, презентация, кусок ткани, слайды: парашютисты, небо с самолетом, полиэтиленовые пакеты, зубные палочки, стаканчики с мыльной водой, мыльные пузыри, слайды с изображением живой и неживой природы, акварельные краски, кисточки, коктейльные трубочки, альбомный лист А4, стаканчики с водой.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность |
Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная |
Динамическая пауза «У меня, у тебя», игра «Доброе утро» |
Познавательно- исследовательская |
Опыты «Поймаем воздух», «Слышим воздух», «Воздух в человеке», игра с воздухом «Парашют». |
Продуктивная |
Кляксография |
Коммуникативная деятельность |
Беседа о свойствах воздуха, вопросы по теме НОД |
Логика образовательной деятельности
№ п/п |
Деятельность воспитателя |
Деятельность воспитанников |
Ожидаемые результаты |
1. |
Ну что все в сборе, мы можем начинать Встаньте рядышком по кругу Улыбнемся все друг другу. Если каждый улыбнется- Утро доброе начнется: Все: «Доброе утро» |
Дети берутся за руки и улыбаются друг другу |
Концентрируется внимание детей. |
2. |
Ребята, на адрес нашего детского сада се-годня пришла посылка. Давайте посмот-рим, что в ней. (Из коробки вылетает воз-душный шар с запиской) Посмотрите какой красивый шарик, а у него письмо. Я его сейчас прочту. «Здравствуйте, ребята. Я шарик из стра-ны волшебных воздушных шаров. У нас приключилась беда. Злой волшебник сдул моих друзей. И его злые чары мож-но победить только, отправившись в на-шу страну на волшебном парашюте и разгадать секреты воздуха». Друзья мои, давайте поможем нашим шарикам вновь наполниться воздухом. Игра с воздухом «Парашют» (слайды парашют в небе) Воспитатель из коробки достает кусок ткани. Посмотрите, какой он легкий, воз-душный, воздуху послушный. Давайте встанем все в круг, возьмемся за края и отправимся в путь. Руки вверх все поднимаем, Парашют наш надуваем. Вот какой наш парашют Легким воздухом надут. Ребята, что нам помогло надуть наш па-рашют? Смотрите, как парашют наполня-ется воздухом (слайд с парашютом). Это и помогает парашютистам медленно и плавно приземляться и не ударяться о землю. И еще раз надуем наш парашют и опускаем на пол. |
Дети отвечают на вопрос
Дети дуют на ткань |
Закреплено понятие, что при помощи воздуха можно надуть парашют |
3. |
Вот мы и попали с вами в волшебную страну. Ребята, скажите, вы когда-нибудь видели воздух? Какой он? Почему мы называем его невидимкой? Как можно проверить, есть ли здесь воздух? (руками обводит зал). А я предлагаю поймать его с помощью пакетов (подходим к столу, где лежат пакеты. Опыт «Поймаем воздух» Что произошло с пакетами? Что в них находится? А как можно проверить действительно ли в пакете – воздух? Давайте возьмем острую палочку и осторожно проколем мешочек. Поднесем его к лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуете? Ребята, посмотрите, мы отгадали первый секрет и один из шариков наполнился воздухом. (Из-за двери вылетает один шарик, воспитатель прикрепляет шарик к коробке). |
Дети отвечают на вопро-сы. Уточняют свойства воздуха.
Дети берут их и одно-временно с воспитателем раскрывают пакеты, де-лают ими движение и резко закрывают рука-ми). Затем прокалывают пакет острой палочкой. Отвечают на вопросы воспитателя. |
Закреплено понятие, что воздух не видим, но его можно почувствовать. |
4. |
Воспитатель. Ребята, давайте подумаем, кому еще нужен воздух для жизни? Вы должны объяснить свой выбор. давайте поиграем. Игра «Кому нужен воздух» (показ слайдов) Мы с вами определили, что вы – молодцы, много знаете. А сейчас воздух нужен для жизни дереву, цветку, кошке, белке, бабочке. Это все живая природа. А то, чему воздух для жизни не нужен называется неживая природа. Вот мы с вами открыли еще один секрет воздуха, он нужен всему живому. Вот и второй шарик «ожил». |
Дети отвечают на вопросы воспитателя, объясняя свой выбор
|
Закреплено понятие «живая природа» и «неживая природа». Закреплено понятие, что воздух нужен всему живому. |
5. |
Динамическая пауза «У меня, у тебя» Ветер веет над полями, И качается трава. Облако плывет над нами, Словно белая гора. Ветер пыль над полем носит. Наклоняются колосья — Вправо-влево, взад-вперёд, А потом наоборот. Мы взбираемся на холм, Там немного отдохнём. Мы взбираемся на холм, Там немного отдохнём. |
Дети выполняют движе-ния согласно тексту.
|
У детей снято мыш-ное напряжение. |
6. |
Опыт «Слышим воздух» Если подуть в баночку или бутылочку мы можем услышать воздух. Возьмите по бутылочке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух. А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? С помощью чего мы услышали воздух? |
Дети проводят опыт со-вместно с воспитателем, отвечают на вопросы. |
Закреплено умение отвечать на вопросы полным ответом. Д-ти делают вывод, что воздух можно услы-шать разными спосо-бами. А когда дует ветер, он гоняет воз-дух, и так можно ус-лышать различные звуки воздуха (свист, вой) |
7. |
Опыт «Воздух в человеке» Ребята, сейчас давайте присядем за сто-лы, на которых стаканчики с кипяченой водой и трубочки. Опустите трубочку в стакан с водой, сде-лайте носом вдох, подуйте в нее.Что про-исходит? Почему появились пузырьки? Вот видите, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вды-хаем носом новый глоток воздуха, а по-том выдыхаем через трубочку и получа-ются пузырьки. Вот мы и узнали, что в человеке есть воздух (шарик прикрепляя-ется к коробке). |
Дети выполняют указа-ния воспитателя и отве-чают на вопросы |
.
Дети узнали, что внутри человека тоже есть воздух |
8. |
Ребята, а вы знаете, с помощью воздуха можно рисовать. Хотите попробовать? Сейчас мы с вами попробуем при помо-щи воздуха, красок и трубочки рисовать. Этот способ называется кляксография. Для того, чтобы нарисовать наши кляксы нужно капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны Какие замечательные кляксы у нас полу-чились. А теперь давайте вспомним какой секрет мы с вами разгадали? (еще один шарик прикреплятся к коробке) Посмотрите, ребята, наши шарики все наполнились воздухом. Давайте вспомним все секреты воздуха, о которых мы сегодня узнали. В благодар-ность за помощь жители волшебной страны приготовили для вас подарки. (Из коробки воспитатель достает мыльные пузыри). Что это? При помощи чего мы надуваем мыльные пузыри. Вот и настало время возвращаться нам обратно. Давайте встанем с вами в круг и надуем наш парашют. |
Дети пробуют рисовать, отвечают на вопросы.
|
Формируется поня-тие, что при помощи воздуха можно рисо-вать. Закреплены знания о свойствах воздуха. |
9. |
Вот мы и вернулись обратно в детский сад. Ребята, вы все прекрасно потрудились и помогли шарикам. Что нового вы узнали на занятии? Что понравилось больше всего?
|
Дети отвечают на вопросы и делятся впечатлениями о занятии. |
Закреплены знания о свойствах воздуха. Закреплено умение давать на заданный вопрос полный ответ. |
Используемая литература
Дыбина, О.В. Неизведанное рядом – Творческий Центр «Сфера», 2010
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.