Министерство образования и науки РД
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Аграрный колледж» г. Дагестанские Огни
План-конспект
открытого урока по литературе для 1 курса
Дата:27.11.2018г
Тема урока:
«Жизнь и творчество А. С. Пушкина»
Подготовил и провел преподаватель русского языка и литературы,
Алиева Лейла Чигалиевна
Директор ГБПОУ РД «Аграрный колледж»
Сулейманова Маркизат Мусаибовна__________________.
.
2018г
Открытый урок русской литературы на 1 курсе.
Учитель Алиева Лейла Чигалиевна
Дата:27.11.2018г
Развёрнутый план-конспект урока по литературе
1 курс
Тема: Жизнь и творчество А. С. Пушкина.
Цель: пробудить желание учащихся глубже познакомиться с личностью А. С. Пушкина, рассказать об основных этапах жизненного и творческого пути; развивать умение и навыки учеников высказывать и обосновывать свою мысль; воспитывать чувство уважения к творчеству и личности А. С. Пушкина.
Методы, приёмы: слово учителя, беседа, индивидуальная работа учеников, иллюстрированный рассказ учителя, творческое задание.
Тип урока: урок изучения нового материала (с использованием технических средств обучения).
Оборудование: портрет писателя, проектор, мультимедийный экран, электронная презентация.
Ход урока
Следы исчезнут поколений,
Но жив поэт, бессмертен гений.
Ф. Глинка
I. Организационный момент.
Слово учителя. Добрый день, уважаемые десятиклассники! Очень рада видеть вас на уроке. Проверьте, пожалуйста, всё ли у вас готово для, того, чтобы начать наш урок (тетради, учебники). Что ж, тогда приступим.
II. Мотивация учебной деятельности.
Слово учителя. Сегодня мы с вами начинаем работу над творчеством великого российского писателя Александра Сергеевича Пушкина. Ребята, мы с вами рассмотрим основные этапы жизни и творчества этой гениальной личности. Также обратим внимание на связь А. С. Пушкина с Украиной. Поэтому откройте, пожалуйста, свои тетради и запишите тему урока.
III. Актуализация опорных знаний.
Слово учителя. С творчеством А. С. Пушкина вы уже знакомились в предыдущих классах, поэтому, ребята, давайте немного поговорим об этом.
Беседа.
1. Что вы знаете о жизни А. С. Пушкина?
2. Какие произведения писателя вы уже изучали ранее?
3. Какое произведение вам больше понравилось? Почему?
IV. Основное содержание урока.
Слово учителя. Ребята, на прошлом уроке некоторые ученики получили индивидуальные задания – подготовить сообщение на определённую тему, которая касается жизни и творчества А. С. Пушкина. Поэтому прошу вас к доске с вашими работами, мы вас внимательно будем слушать, а другие ученики будут конспектировать услышанное (делать небольшие тезисы в тетради).
Конспектирование материала.
Темы индивидуальных заданий:
1. Скоробагатько Ирина – «Детство А. С Пушкина (1799-1811)».
2. Скоробагатько Евгений – «Годы учебы Пушкина в лицее (1811-1817)».
3. Сеймовский Дмитрий – «Пребывание Пушкина в Петербурге (1817-1820)».
4. Кузьмук Карина – «Южная ссылка А.С. Пушкина (1820 - 1824)».
5. Слободян Екатерина – «Пушкин в Михайловском (1824-1826)».
6. Мороховец Константин – «А. С. Пушкин после ссылки (1824-1833)».
7. Чернега Иван – «Последние годы жизни А.С. Пушкина (1834-1837)».
Слово учителя. Спасибо, ребята! Итак, мы получили детальную информацию о жизненном и творческом пути величайшего гения русской литературы. Следующим заданием нашего урока выяснить будет выяснить, в чем же заключается связь Пушкина с Украиной?
Иллюстрированный рассказ учителя.
Начнем с того, что жена Александра Сергеевича, Наталья Гончарова, была правнучкой знаменитого украинского гетмана Петра Дорошенко (слайд 1). Пушкину были хорошо знакомы украинская народная поэзия и украинская история. Еще в лицейские годы он пишет стихотворение «Казак», что является подражанием украинской народной песни. В период своей Южной ссылки он некоторое время жил в Екатеринославле, Одессе, бывал в Киеве, любовался красотой украинской природы, заслушивался песнями украинских кобзарей и лирников (слайд 2). В своих заметках по русской истории XVIII века он обвинил Екатерину II в том, что она «закрепостила свободную Малороссию».
Творчество А. С. Пушкина знал и любил Т. Шевченко, стихи его он цитировал наизусть, о чем упоминает в своем дневнике.
Еще при жизни Пушкина произведения его переводили на украинский язык Л. Боровиковский и Е. Гребинка, а впоследствии - С. Руданский, П. Грабовский и М. Старицкий. И. Франко перевел все драматические произведения поэта [ 1 ].
В творчестве Пушкина украинские мотивы появляются в связи с интересом поэта к былинам, сказкам и древнерусскому эпосу. В 1820 году, еще до ссылки на Юг, Пушкин пишет поэму «Руслан и Людмила», уже на Украине поэт пишет «Песнь о вещем Олеге».
В дальнейшем интерес к Украине и к ее истории подогревался задуманной Пушкиным «Историей Петра Великого». Во время сбора материала для книги Пушкин подробно изучил ряд важнейших событий украинской истории: польско-русское соперничество за обладание Украиной, события Северной войны 1700–1721 годов, упразднение гетманства в 1764. «История Петра Великого» так и не была написана. Но есть короткий «Очерк истории Украины» и главное — вышедшая в 1829 году в свет знаменитая поэма «Полтава» [ 2 ].
Чтят память о А. С. Пушкине на Украине и ныне. Об этом свидетельствуют многочисленные памятники, музеи в городах Украины (слайд 3-8). Чтить и беречь память об Александре Сергеевиче должны и мы с вами, дорогие ребята!
V. Подведение итога урока.
Слово учителя. Творческое задание.
Уважаемые ребята, если вы заметили, то к сегодняшнему уроку я подобрала эпиграф. Объясните, пожалуйста, как вы понимаете слова Ф. Глинки?
Ответы учеников.
VI. Домашнее задание.
Слово учителя. Уважаемые десятиклассники, откройте, пожалуйста, дневники и запишите домашнее задание. Дома вы должны будете прочитать страницы учебника (146 – 152) и ознакомиться с поэзиями А. С. Пушкина «Вновь я посетил…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Два чувства дивно близки нам…».
VII. Оценивание учеников.
Слово учителя. Уважаемые ребята, сегодня вы хорошо поработали на уроке, поэтому и оценки будут соответствующие! Всего доброго! До свидания!
Литература
1. Золотарева И. В., Михайлова Т. И. Поурочные разработки по литературе XIX в. 10 класс 1-е полугодие. 2-е полугодие. Изд. 3-е, испр. и доп. Обновленный комплект уроков. М.: «ВАКО», 2004. – 265 с.
2. Труфанова Е.В. Созвучье муз // Литература в школе. - 1998. № 7. - С. 157-160.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.