План-конспект открытого урока по литературе для 1 курса .Тема урока: «А.А. Блок. Слово о поэте. «Ветер принёс издалека…». Своеобразие лирических интонаций Блока»
Оценка 4.9

План-конспект открытого урока по литературе для 1 курса .Тема урока: «А.А. Блок. Слово о поэте. «Ветер принёс издалека…». Своеобразие лирических интонаций Блока»

Оценка 4.9
docx
04.07.2021
План-конспект открытого урока по литературе для 1 курса .Тема урока:  «А.А. Блок. Слово о поэте. «Ветер принёс издалека…».  Своеобразие лирических интонаций Блока»
консп Блок -10кл литАИ.docx

Министерство образования и науки РД

Государственное бюджетное профессиональное образовательное   учреждение

«Аграрный колледж» г. Дагестанские Огни

 

 

 План-конспект

открытого урока по литературе для 1 курса

27.01.2021г

Тема урока:

 «А.А. Блок. Слово о поэте. «Ветер принёс издалека…».

 Своеобразие лирических интонаций Блока»

                           

 

 

 

 

Подготовил  и провел преподаватель русского языка и литературы,

Алиева Лейла  Чигалиевна

 

 

 

Директор ГБПОУ РД «Аграрный  колледж»

Сулейманова Маркизат Мусаибовна__________________.

 

                                                                 2021г

                                                             

Открытый урок русской литературы на 1 курсе.

Учитель Алиева Лейла  Чигалиевна

Дата:27.01.2021г

 

Конспект открытого урока по литературе в 10 классе

на тему: «А.А. Блок. Слово о поэте. «Ветер принёс издалека…».

 Своеобразие лирических интонаций Блока»

Цели урока:

- познакомить учащихся с ранним творчеством А. Блока, приобщая их к сложным духовным поискам литературы серебряного века;

- показать своеобразие лирики и особенности поэтики Блока;

- развивать чувство прекрасного, умение читать стихи, воспринимать, эмоционально на них откликаться  и интерпретировать поэтическое произведение;                                

- совершенствовать навыки анализа поэтического текста;

- способствовать развитию художественного вкуса подростков;

- воспитывать интерес учащихся к лирике  А .Блока.

Оборудование: презентация “Жизнь, творчество, личность А. Блока”.

Методические приёмы: лекция с элементами беседы, выразительное чтение стихотворения, его разбор.

Ход урока

I.Организационный момент 

II. Проверка домашнего задания

III. Изучение новой темы. Знакомство с биографией поэта

1. Вступительное слово учителя         (Слайды № 1- 2)

   Сегодня вас ждет встреча с одним из самых загадочных поэтов серебряного века А.А.Блоком.

 Поэтом,  который  своим  творчеством  завершил  поэтические искания  всего  19  века  и  открыл  путь  поэзии  века нового - 20,  таким образом соединив  в  своем  творчестве  русскую  классику  и  новое  искусство.

(Слайд № 3)   Цели нашего урока:

(Слайд № 4)   Словарь урока: Серебряный век русской поэзии. Символизм. Мистика

2. Детство и юность   

 (Слайд № 5)   28 ноября 1880 года в Петербурге родился Александр Блок.      

 (Слайд № 6)   Отец поэта, Александр Львович Блок, обрусевший немец. Видный юрист, профессор  Варшавского университета.      

 (Слайд № 7)  Мать, Александра Андреевна Бекетова, дочь знаменитого профессора – ботаника  Андрея Николаевича Бекетова, ректора Петербургского университета. Переводчица художественной литературы.

  (Слайды № 8)     Родители разошлись сразу после рождения мальчика, поэтому с отцом своим Блок встречался редко, но никогда не забывал. Мать после развода вернулась в дом своего отца.       

 (Слайды № 9 - 10)   Детство и юность А. Блок проводит в доме деда Андрея Николаевича Бекетова и в подмосковном имении Бекетовых —  Шахматове.  

     Замечательные люди окружали и маленького Сашу Блока.

  (Слайд № 11)   Его дед — знаменитый ученый, ботаник Андрей Николаевич Бекетов был для него другом его детских лет.  

  (Слайд № 12)    Бабушка Елизавета Григорьевна Бекетова — дочь известного путешественника, исследователя Средней Азии Григория Силыча Корелина. Она была  переводчиком с нескольких языков

   (Слайд № 13)   Будущий поэт  рос  в  обстановке  всеобщей  любви  и  заботы, но рос вдали от отца. Чувство  безотцовщины  в дальнейшем  скажется на  характере  мальчика  и  на его мировосприятии.  Саша был  замкнут и необщителен. Печать семейной драмы ожила в глубинах его видения мира, и многие темы поздней лирики Блока навеяны неустроенностью, отсутствием твердой опоры в жизни.      

  (Слайд № 14)   Мать Блока второй раз выходит замуж. Её супругом стал офицер лейб-гвардии Гренадерского полка Франц Феликсович Кублицкий-Пиоттух, человек добрый, мягкий. Александра Андреевна надеялась, что отчим сможет в какой-то мере заменить сыну отца. Но никакой душевной близости отчим и пасынок друг к другу не почувствовали.   

   (Слайд № 15)    Блок рано начал писать, ещё в пятилетнем возрасте.    

  Ранние попытки писать обнаруживают только великую нежность Саши к матери, а также его пристрастие к кораблям и кошкам».

(Слайд № 16)   Стих

Жил-был маленький котенок,   

И совсем еще ребенок.

Ну, и этот котя милый

Постоянно был унылый.

Почему? Никто не знал.

Котя это не сказал.

                   (из самых ранних стихов 1885 — 1886 гг.)

    (Слайд № 17)    В 1891 году будущий поэт поступает в петербургскую Введенскую гимназию. Со своими одноклассниками  сходится трудно. Его постоянные увлечения гимназических лет — сценическое искусство, декламация и свой журнал “Вестник”, который Блок “издавал” с 1894 по 1897 год, выпустив 37 номеров.

       3. Университет. Начало творческого пути.

   (Слайд № 18)   Окончив гимназию в 1898 году, Александр Блок поступил на юридический факультет Петербургского университета, однако  в 1901 г. перевёлся на филологический факультет (окончил  в 1906 г.).     

    (Слайд № 19)   Летом 1898 г.в Боблово (имении Менделеевых) Блок познакомился с Любовью Дмитриевной Менделеевой, дочерью великого химика Дмитрия Ивановича Менделеева.

Молодые люди полюбили друг друга.   

  (Слайд № 20)    В это же время Блок увлекается философией древнегреческого мыслителя Платона, знакомится с поэзией и философией Владимира Соловьёва, который писал о том, что близится преображение мира Красотой и сошествие на землю Вечной Женственности, Прекрасной Дамы.      

    В.Соловьёв стремился уверить, что Идеал может быть воплощён на земле.

    Под влиянием философии В.Соловьёва Блок воспринимал свою любовь к Менделеевой как возвышенный "мистический роман". 

   СЛОВАРЬ. (Слайд № 21)    Мистика – вера в сверхъестественное, таинственное. Мистика – нечто загадочное, непонятное, необъяснимое. 

  (Слайд № 22)    Блок с живостью откликнулся на идею грандиозного преображения земли, связанную с ожиданием и появлением Вечной Женственности. Ожидание снисхождения Таинственной Девы выливается в убеждение, что Вечная Женственность сама должна подать и подаёт некие знаки. Таким мистическим знаком, посланным  Вечной Женственностью, и одним из её ликов была признана Любовь Дмитриевна Менделеева. Она была земным воплощением Вечной Женственности, образом мистической красоты и нравственного совершенства.   

    (Слайд № 23)   Период раннего творчества  Блока - период душевных мучений, терзаний и мистики, в  которых слились воедино:

ü  ощущения наступающих перемен, которые несет новый 20  век;

ü  неземное чувство любви, испытываемое к  Л.Д. Менделеевой;

ü  впечатления от идей философа и поэта  Владимира  Соловьева.

     Юный  Блок  был  охвачен  мистическими  настроениями.

     Для мистика реальный мир - лишь покров, под которым скрыта загадка.

Милый друг, иль ты не видишь,

Что все видимое нами -

Только отблеск, только тени

От незримого очами ...

                      В. Соловьёв

    И, действительно, поэт обретает способность «двойного видения» мира: за планом реальности он видит, или угадывает другой мир. Об этом видении свидетельствует стихотворение, написанное 10 июня 1900г.  

(Слайд № 24)    На небе зарево. Глухая ночь мертва.       

                          Толпятся вкруг меня  лесных  дерев  громада,

                           Но явственно доносится молва

                           Далекого, неведомого града.

                           Ты различишь домов тяжелый  ряд,

                            И башни, и зубцы бойниц  его  суровых,

                            И темные сады за камнями оград,

                            И стены гордые  твердынь  многовековых…

Вопрос:

- В  чем  вы  видите  мистицизм  стихотворения? (за  деревьями  поэт  видит  не  леса,  а  древний  город).

 (Слайд № 25)    С начала 1900 г. Александр Блок сближается с поэтами - символистами Дмитрием Мережковским и Зинаидой Гиппиус в Петербурге, с Валерием Брюсовым и Андреем Белым в Москве.

      В 1903 г. в журнале "Новый Путь", которым руководил Мережковский, состоялся поэтический дебют Блока. Был опубликован его цикл "Из посвящений".

      Свой поэтический путь Блок начал как символист.

 СЛОВАРЬ: (Слайд № 26)   Символизм  — одно из крупнейших течений в искусстве, характеризующееся стремлением к новаторству, использованием символики, недосказанности, намёков, таинственности и загадочности.

   Главным средством изображения непознанной тайны мира становится символ.

   Итак, на смену традиционной поэтике пришла нарочитая эскизность, отрывочность, невнятность.

     (Слайд № 27)    В 1903 году Блок женился  на Любови Менделеевой

     (Слайд № 28)   Итогом начального периода творчества стала книга "Стихи о Прекрасной Даме»  (1904)

      Книга Блока была полна света, радости, любви, ожидания чуда.

      Некоторое представление о ней даст нам стихотворение «Ветер принёс издалёка…» (1901)

      Мы  приоткроем  завесу  тайны блоковской поэзии, своеобразия лирических интонаций Блока,  кратко  проанализировав это стихотворение.

(Слайды № 29)   СТИХ

Ветер  принес  издалёка

Песни  весенней  намек,

Где–то  светло  и  глубоко

Неба  открылся  клочок.

В  этой  бездонной лазури,

В  сумерках  близкой  весны

Плакали  зимние  бури,

Реяли  звездные  сны.

Робко,  темно  и  глубоко

Плакали  струны  мои.

Ветер  принес  издалёка

Звучные  песни  твои.

IV. Закрепление нового материала

1.      Анализ стихотворения «Ветер принёс издалёка…» (1901)

(Слайды № 30)  

- Что  вы  можете  сказать  о  характере  этого  стихотворения?

(стихотворение  очень  напевное, мелодичное,  музыкальное)

- Чем  создается  его  музыкальность?  (автор  использует  ассонанс)

 (Слайды № 31)    Ассонанс -  сочетание  гласных  звуков.

   В  этом  стихотворении  каждый  звук  как  бы  ведет  свою  партию:  первые  две  строки – звуки  «и», «о»,  «е»  напоминают  флейту,  в  двух  следующих  звуки  «а»  и  «о» – гобой  и  так  далее.

 Таким образом,  перед нами  целый  оркестр  звуков,  создающий  звучащий  символ  этого  стихотворения.

(Слайды № 30)  

- Попробуйте  определить  настроение  стихотворения. (светлое, таинственное)

- Какими  образами  создается  это  настроение? (настроение  создается звуковыми  и  цветовыми  образами:  плакали  бури; бездонной  лазури

- Какие  слова  указывают  нам  на  таинственность  происходящего? (издалека, намек, где-то, метафора: сумерки  весны,  олицетворения:  ветер  принес,  плакали  бури,  плакали  струны)

- Какое  значение  в  стихотворении  имеют  слова  «весна»,  «весенний»?   (эти  слова  употреблены  в  переносном  значении  и  являются  здесь  символом  пришествия,  рождения  чего-то  нового  чистого,  ясного).

(Слайды № 32 - 33)   - Давайте обратимся к учебнику (ЗАЧИТАТЬ стр. 53) 1 – читает учитель, 2 – читают дети

(Слайды № 30)  

- В  чем  особенности  синтаксиса  стихотворения?  (автор использует  повторы  слов  и  предложений)

- Какие  композиционные  особенности  увидели? (кольцевая композиция:  начинается  и  заканчивается  одинаковыми  конструкциями)

- Как  вы  думаете,  почему  такая  организация  стихотворения,  с  какой  целью  автор  использует  все  эти  средства? (с  помощью  такой  необычной  организации  стихотворения  автор  передает  свои  чувства,  состояние  души)

- Так  о  чем  же  это  стихотворение? (тему  его  определить  очень  сложно,  нет  конкретных  образов  и  картин,  потому  что  автор  передает  свое  состояние  предчувствия,  ожидания  прихода  в  свою  жизнь  чего-то  нового  и  светлого.  Передать  это  простыми  словами  очень сложно,  поэтому  автор  и  использует  символы  на  различных  уровнях

2.  Вывод

 Сделаем  выводы

(Слайд № 34)    Основными чертами символистской лирики Блока становятся

·         Музыкальность стиха (ассонанс);

·         Выразительный  ритм;

·         Метафоричность  языка;

·         Возвышенность тематики;

·         Многозначность;

·         Мистическая настроенность;

·         Недосказанность;

·         Расплывчатость образов

·         Символика  образов  и  красок

3.      Заключительное слово учителя  (Слайд № 35)   

       А. Блок своим  творчеством   завершил  поэтические искания  всего  19  века  и  открыл  путь  поэзии  века нового - 20,  таким образом соединив  в  своем  творчестве  русскую  классику  и  новое  искусство. В своем творчестве Александр Блок отразил существенные черты этой бурной, переломной эпохи.

       Александр Блок создал особый тип лирической поэзии. Поэзия эта проникнута острым чувством истории и действительности.

     Лирический стиль Блока — не разрушение старых, традиционных форм, а свободное сочетание элементов самых различных стилей.

V. Итог урока  (Слайд № 36)   

- Наш рассказ о Блоке я хочу закончить стихотворением  Владимира Лазарева, посвящённым Александру Блоку.

Звучи, звучи, живая речь                                   В ноябрь туманный, в тёплый август,

Поэта Александра Блока.                                  И в тяжкий, и в счастливый день.     

Встреч разуму и свету встреч                          ...И не отринуть, не отречь   

В порыве мощном и глубоком.                         Строку от Родины и сроков.

Звучи же, вписываясь равно                              Звучи, звучи, живая речь   

В мир городов и деревень,                                 Поэта Александра Блока!  

 

VI. Домашнее задание

1) Рассказ о жизни Блока на основе лекции и учебника.

2) Наизусть стихотворение из цикла “Стихи о Прекрасной Даме”.

 

 


 

Министерство образования и науки

Министерство образования и науки

Открытый урок русской литературы на 1 курсе

Открытый урок русской литературы на 1 курсе

Александра Андреевна надеялась, что отчим сможет в какой-то мере заменить сыну отца

Александра Андреевна надеялась, что отчим сможет в какой-то мере заменить сыну отца

Толпятся вкруг меня лесных дерев громада,

Толпятся вкруг меня лесных дерев громада,

Какими образами создается это настроение? (настроение создается звуковыми и цветовыми образами: плакали бури; бездонной лазури -

Какими образами создается это настроение? (настроение создается звуковыми и цветовыми образами: плакали бури; бездонной лазури -

План-конспект открытого урока по литературе для 1 курса .Тема урока: «А.А. Блок. Слово о поэте. «Ветер принёс издалека…». Своеобразие лирических интонаций Блока»

План-конспект открытого урока по литературе для 1 курса .Тема урока:  «А.А. Блок. Слово о поэте. «Ветер принёс издалека…».  Своеобразие лирических интонаций Блока»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.07.2021