МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
" ПИЛИГСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"
План-конспект
открытого урока по русскому языку
в 2«б» классе
Дата: 15.01.2019г
Тема: «Правописание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу.».
Разработал учитель начальных классов ,
Омарова Анфиза Мирзабековна .
Директор МКОУ «Пилигская СОШ»
Рамазанов Сергей Маллакурбанович
2019г
Конспект урока русского языка в 2 б классе
Русский язык: учебник для 2 класса автор В.П.Канакина,В.Г.Горецкий
Школа: МКОУ «Пилигская СОШ»
Учитель начальных классов:Омарова Анфиза Мирзабековна.
Дата: 15.01.2017 г.
Класс: 2 «б»
Урок русского языка, 2 б класс.
Тема: Правописание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу.
Цель: формировать навыки правописания слов с буквосочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу.
Планируемые результаты: учащиеся научатся характеризовать непарные твёрдые и мягкие согласные звуки русского языка; применять правила правописания; подбирать примеры с определённой орфограммой.
Ход урока
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
II. Актуализация знаний учащихся.
1.Фронтальный опрос.
- На какие группы делятся все звуки русского языка?
- Чем отличаются согласные звуки от гласных?
- Назовите согласные звуки, которые всегда твёрдые.
- Назовите согласные звуки, которые всегда мягкие.
2. Минутка чистописания.
Ч ч Чч Щ щ Щщ.
3. Орфографическая минутка.
- Какие буквосочетания с шипящими вы знаете?
(чк, чн, нч,чт, щн, нщ).
- Как пишутся эти сочетания? (Без мягкого знака).
Графический диктант.
- Запишите через запятую только опасные буквосочетания в словах, которые я сейчас продиктую.
Ночка, точно, мечта, овощной, молочный, мощный, звёздочка, птенчик.
Взаимопроверка. Сверка с образцом на доске:
4. Словарная работа.
Картинный диктант на тему «Животные».
- Я вам буду показывать картинки, а вы должны записать слова – названия предметов, изображённых на этих картинках. В каждом слове нужно поставить ударение и подчеркнуть букву, написание которой необходимо запомнить.
Самопроверка по образцу, данному на доске.
Самооценка с помощью знаков
- Поднимите руку, кто все слова написал без ошибок. Поставьте карандашом на полях «!».
- Поднимите руку, кто допустил 1 – 2 ошибки. Поставьте на полях «+». Кто допустил больше 2 ошибок - «-».
III. Самоопределение к деятельности.
На доске:
- На какие группы можно разделить эти согласные звуки? (Звонкие и глухие, твёрдые и мягкие).
- Назовите всегда мягкие звуки. ([ч, ], [щ, ]).
- Назовите всегда твёрдые звуки. ([ж], [ш])
- Послушайте грамматическую сказку про эти звуки.
Жили-были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалёку жили гласные У, Ю, Ы, И, А, Я. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные – Ы, Ю, Я. Искали – искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я как ни в чём не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие – с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.
На доске запись:
Ы
Ж И
Ш У
Ч Ю
Щ Я
А
Работа
в паре.
- На каждой парте лежит карточка с такими же буквами, как на доске.
Соедините эти буквы в «пары дружбы».
Коллективная проверка.
- С какой буквой дружат буквы ж и ш в сочетаниях жи, ши? А с какой буквой никогда не дружат?
Аналогично разбираются сочетания ча – ща, чу – щу.
1 человек из каждой пары выходит к доске и соединяет буквы на доске.
- Определите тему сегодняшнего урока.
- Откройте учебник на стр. 10 и прочитайте тему. Проверьте, правильно ли вы предположили?
- Какие цели мы перед собой поставим?
(Правильно писать слова с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу).
IV. Работа по теме урока.
1. Давайте скажем, как пишутся сочетания жи, ши?
На доске:
- Как пишутся сочетания ча, ща?
- Как пишутся сочетания чу, щу?
2. Словарная работа.
- Посмотрите на условный значок на доске.
- Что он обозначает?
- Какое же новое словарное слово мы с вами узнаем?
Мы сегодня объединяли буквы в «пары дружбы». Подберите синоним к слову друг.
- Назовите безударную гласную букву в этом слове.
- Запишите слово в тетрадь. Поставьте ударение, подчеркните букву, которую нужно запомнить.
3. Работа по учебнику.
Упр.11 (стр. 10).
(Выполнение с комментированием)
V. Физкультминутка.
Раз – подняться, потянуться.
Два – нагнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим.
VI. Закрепление изученного материала.
1. – Прочитайте слова тётушки Совы на стр.11.
- Написание слов с какими орфограммами мы будем закреплять?
2. Упр.14 (стр. 11).
Коллективный разбор по шагам:
а) чтение слов;
б) – в какие группы можно объединить слова?
(с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу).
в) – запишите слова, в которых выделенные слоги являются безударными.
Самостоятельное выполнение.
Проверка: один ученик читает выписанные слова, остальные учащиеся проверяют себя.
Если задание выполнено правильно, на полях выставляют знак «+».
3. Устный диктант.
- Покажите карточку с буквой – орфограммой.
Пруж..на, ч..лки, камыш.., ч..мазый, перч..тки, ж..раф, пуш..стый.
VII. Рефлексия.
Письмо слов с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу.
Отгадывание загадок. Учащиеся записывают слова – отгадки, подчёркивают сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу. Один ученик работает на доске.
Из горячего колодца
Через нос водица льётся.
(Чайник)
Полосатая, зубастая,
Под водою рыщет,
Маленьких рыбок ищет.
(Щука)
Он высокий и пятнистый,
С длинной – длинной шеей.
А питается он листьями –
Листьями деревьев.
(Жираф)
На четыре ноги
Надевают сапоги.
Перед тем как надевать,
Стали обувь надувать.
(Шины)
+ Чашка, чудо.
Ученик, работавший у доски, открывает решение. Оценка с помощью светофора: зелёный цвет – всё выполнено правильно, красный – есть ошибки.
Взаимопроверка. Учащиеся обмениваются тетрадями, проверяют работы друг друга по образцу на доске, ошибки исправляют карандашом.
- Правильно ли написал ваш сосед? Оцените его.
«!» - молодец, ты всё написал правильно.
«+» - хорошо, но ещё немного ошибаешься.
«-» - тебе нужна помощь учителя.
VIII. Подведение итогов.
- С какими орфограммами познакомились на уроке?
- Что должны помнить о написании этой орфограммы?
- Всё ли вам было понятно?
- Какое задание вам было интересно выполнять?
- Кому нужна помощь учителя или товарищей?
IX. Домашнее задание: стр.11 упр.15, выучить правило.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.