План - конспект открытого занятия по театральному искусству
Педагога дополнительного образования МБОУ ДО "Детско-юношеский центр"
г. Шарыпово Артеменко Нины Анатольевны.
Тема занятия: «Сценическая речь»
Вид занятия: творческий полукруг
Цель занятия:
развитие у детей выразительности речи .
Задачи:
образовательные
- знакомство со средствами выразительности актера;
развивающие
- развивать речевое дыхание, четкость произношения слов;
- развивать интонационную выразительность, артикуляционный аппарат;
-совершенствовать диалогическую и развивать монологическую речь;
-формировать умение эмоционально и выразительно общаться.-
воспитательные
- способствовать укреплению коммуникативных отношений между воспитанниками;
- Возраст воспитанников: 8-10 лет
Оборудование:
Ноутбук, телевизор, микрофон.
Дидактический и раздаточный материал:
музыкальный диск "Логоритмика",
карточки с текстом,
Словарь новых понятий: сценическая речь, мимика, жесты, эмоции, этюд.
Ход занятия:
Этап проведения |
Время (мин) |
Содержание |
Решение задач |
Организационный момент |
5 |
Приветствие "Творческий полукруг", Игры «Путешествие», «Капитаны», "Встреча с зайцем". |
Раскрепощение детей, формирование доверия друг другу, формирование эмоционального настроя воспитанников на творческую деятельность |
Разминка |
5 |
Упражнения на развитие дыхания «Жили в квартире сорок четыре». Дикционные упражнения «Логоритмика». |
Развитие речевого дыхания, четкости произношения слов, дикционных упражнений. |
Основная часть
|
15 |
Знакомство со средствами выразительности, новыми понятиями: сценическая речь, мимика, жесты, эмоции, этюд.
|
Развитие самостоятельности поиска средств выразительности для создания образа персонажа, используя интонационную выразительность при работе с карточками "Диалоги с литературными героями", этюд "Разговор по телефону". |
Заключительная часть |
3 |
Рефлексия «Интервью». |
Формирование умения анализировать свои действия других, закрепление образовательного материала. |
Форма работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения:
-словесный
средства игровой технологии:
-игры на доверие и сплочение коллектива
-игры на развитие дикции
-игры на формирование правильного дыхания
-метод этюдов
Ожидаемый результат:
воспитанники будут знать
-средства выразительности (сценическая речь, мимика, жесты, эмоции)
-определение понятий: сценическая речь, мимика, жесты, эмоции, этюд
-игры на сплочение коллектива
-игры на развитие воображения
уметь
-выполнять упражнения на дыхание, четкость на произношение слов,
-использовать средства выразительности в постановках этюдов.
Ход занятия:
1. Здравствуйте, ребята, сегодня темой нашего с вами занятия будет "Сценическая речь".
Давайте мы встанем в наш "Творческий полукруг" и сыграем в игру "Путешествие". Мы будем путешествовать по разным странам и приветствовать будем всех жителей на их языках (русский, казахский, татарский, немецкий, английский, французский, китайский, японский, итальянский и другие языки, какие мы с вами знаем).
Мы поприветствовали всех, и теперь мы сыграем с вами в игру "Капитаны", которая направлена на наше внимание.
Все получилось очень хорошо, и мы продолжаем играть в игру "Встреча с зайцем", игра проводится в парах и мы должны с вами поделиться и продумать диалоги друг с другом.
Молодцы. Я вижу, что все справились с заданием.
1.1. Итак, начинаем занятие с упражнений для развития резонаторной системы (массаж лба, щек, подбородка, шеи)
1.2. Одно из средств музыкальности выразительной речи - способность говорить короткими и длинными предложениями(периодами). Мастерство дыхания в том, чтобы правильно распределить воздух на выдохе.
Упражнение на объем дыхания ." Жили в квартире сорок четыре".
(Вдох) Жили в квартире сорок четыре, сорок четыре веселых чижа (вдох):
Чиж - судомойка,
Чиж - поломойка,
Чиж - огородник,
Чиж – водовоз (вдох).
Чиж - за кухарку,
Чиж - за хозяйку,
Чиж - на посылках,
Чиж – трубочист (вдох).
Спать захотели, стелют постели
Сорок четыре веселых чижа (вдох):
Чиж - на кровати,
Чиж - на диване,
Чиж - на корзине,
Чиж - на скамье (вдох),
Чиж - на коробке,
Чиж - на катушке,
Чиж - на бумажке,
Чиж - на полу.
1.3. Дикционные упражнения с применением музыки.
1.4. Логоритмика (упражнения на пластику движений)
2.1. Ребята, посмотрите, у меня в руке пиктограммы (графическое изображение каких - либо действий)
с изображением эмоций или чувств. Как вы думаете, какие эмоции здесь изображены?
Да, правильно: радость, удивление, грусть, скука, злость. Вы сможете сейчас это показать?
Удивление покажем с помощью лица, удивление с помощью рук жестов, гордость с помощью спины, страх с помощью ног,
страх с помощью рук, радость с помощью ног, радость с помощью рук.
Молодцы, ребята. Все, что мы показали с вами, еще называют мимикой и жестами и они относятся к средствам выразительности актера.
Самым важным средством выразительности актера является сценическая речь.
Послушайте пословицы и высказывания: "Красную речь - любо слушать", "Приятная для слуха речь - своего рода музыка" писал Аристотель, а великий ученый М.В. Ломоносов говорил: "Всем, кто хочет добиться успеха, нужно начать с чистоты выговора, с развития силы и крепости в голосе".
Чтобы развить способности своего голоса, мы будем учиться на литературных произведениях, в которых заложены и выразительность, и музыкальность русской речи. Чтобы читать вслух произведение, не нужно придумывать интонацию, сперва нужно прочить текст про себя и подумать: "А что собственно произошло?" и тогда интонация сама к вам придет. Игра "Диалоги с литературными героями", я вам раздам карточки с текстом, а вы прочитайте текст и потом представите этот текст нам, читая или рассказывая.
Сегодня мы с вами будем заниматься еще одним интересным делом, мы будем ставить этюды. Этюд - это небольшой законченный спектакль. С этюды мы с вами уже знакомы и они вам очень нравятся. Этюд: "Разговор по телефону". Молодцы, ребята, спасибо всем!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.