Конспект урока математики во 2 классе
Тема: Угол. Виды углов. (с.8-9)
Цели: формировать представление о видах углов; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи, развивать логическое мышление. Воспитывать у учащихся отношения делового сотрудничества (доброжелательность друг другу, уважать мнение других, уметь слушать товарищей), аккуратность, прививать интерес к предмету.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять с помощью модели угольника виды углов(острый, тупой, прямой); распознавать геометрические фигуры; проверять правильность выполнения действий сложения и вычитания; объяснять и обосновывать действие для решения задачи; контролировать и оценивать свою работу и её результат.
Оборудование: для детей - чертежный угольник, лист для модели прямого угла, карточка с углами, книжка-считалка. Для учителя – Презентация, проектор, документ-камера и образец решенных примеров, угольник, таблички «Виды углов», «Части угла», чертеж фигуры.
Ход урока.
I. Организационный момент. (2 мин.)
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
- Какие качества нам нужны на уроке математики?
Вы еще учитесь, но вас уже можно назвать знатоками, потому что вы уже много знаете и умеете. И сегодня вам предстоит ответить на многие вопросы, как подобает знатокам, а также узнать что-то новое, ведь человек живет пока учиться и познает что-то новое. К нам на урок пришли гости. Они хотят посмотреть, как вы умеете работать.
(дети вместе с учителем проговаривают)
Я тетрадочку открою
И с наклоном положу.
Я, друзья, от вас не скрою:
Ручку правильно держу!
Сяду ровно не согнусь,
За работу я возьмусь!
(Пишем число. Классная работа)
I I. Минутка чистописания. 260 260 как правильно написать 2? 6? 0? Пишем строчку. (3 мин)
Рассказ о числе(дети цепочкой): это число двести шестьдесят; оно трёхзначное; в нём есть 2 сотни, 6 десятков 0 единиц; его соседи 259, 261; его можно получить из соседей, если к 259+1 или 260-1; это число можно заменить суммой разрядных слагаемых 200 и 60; всего десятков в этом числе 26; всего единиц 260.
I I I. Актуализация знаний. Повторение изученного. ( 10 мин)
Ни к чему стоять на месте,
От безделья скучать,
Мы попробуем все вместе
Что-то новое узнать.
Всех внимательных, пытливых
Важные открытья ждут.
По дороге школьных знаний
Всех к успеху приведут!
Под таким девизом и проведём этот урок. Начнём с устного счета
А) - Заполните таблицу
Уменьшаемое |
70 |
|
42 |
80 |
98 |
Вычитание |
4 |
6 |
12 |
|
|
Разность |
|
20 |
|
10 |
41 |
- Что неизвестно в первом столбике? Как находили?
- Что неизвестно во втором столбике? Как находили? (Чтобы найти уменьшаемое, нужно к вычитаемое прибавить разность. Чтобы найти вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность.)
Б) – Решите задачи
В саду росли 2 березы, 4 яблони, 5 вишен. Сколько всего фруктовых деревьев росло в саду? (9)
Сестре 9 лет, брату 3 года. На сколько сестра будет старше брата через 5 лет? (6)
В)
- Как назвать одним словом: Что это? (геометрические фигуры). На какие 2 группы можно их разделить. (I группа - есть углы; II группа - нет углов.)
Говорите название и в какую группу надо отнести. (В первую группу фигуры 1, 3, 5; во вторую - фигуры 2, 4.)
Как называется наука, изучающая геометрические фигуры? ( ГЕОМЕТРИЯ)
Сегодня нас приглашает царица Математика в путешествие по области Геометрия. Чтобы узнать цель путешествия, надо разгадать кроссворд «Геометрический».
Г) 1) Часть прямой, у которой есть начало, но нет конца. (Луч).
2) Геометрическая фигура, не имеющая углов. (Круг).
3) Самая маленькая геометрическая фигура. (Точка).
4) Геометрическая фигура, имеющая форму вытянутого круга. (Овал).
По вертикали вы можете прочитать ещё название геометрической фигуры. (угол) Есть ли угол на экране? Сколько их? (1 – красный)
IV. Постановка учебной задачи. (1 мин) - Как вы думаете: какая тема нашего урока? Какие учебные задачи поставим на урок? (Что такое угол. Виды углов)
V. Открытие новых знаний. (12 мин)
А) Кто из вас слышал слово угол в обыденной жизни? Углы окружают нас и в повседневной жизни. Приведите свои примеры, где есть углы вокруг нас. (Посмотрите на экран). Здесь показан металлический угол для соединения труб, канцелярский уголок, чертёжные угольники, угловая мебель: стол, диван.
Приступим к открытию новых знаний.
Б) - Подумайте, какие инструменты нам понадобятся на уроке? (линейка, треугольник, карандаши)
- В тетради отметьте точку и обозначьте её буквой О. Проведите из точки О два луча. На сколько частей лучи разделили плоскость? Меньшую часть заштрихуйте цветным карандашом.
-Какую фигуру вы заштриховали? (Угол).
- Сформулируйте определение.
Фигура, которая состоит из точки и двух лучей, выходящих из этой точки, называют углом.
Угол – это геометрическая фигура, образованная двумя разными лучами с общим началом.
- Точка О – вершина угла. Угол можно назвать одной буквой, записанной около его вершины. Угол О. Но может быть несколько углов, имеющих одну вершину. Как быть тогда?
- В таких случаях если называть разные углы одной буквой, то будет непонятно, о каком угле идёт речь. Чтобы этого не произошло, на каждой стороне угла можно отметить по одной точке, поставить около неё букву и обозначить угол тремя буквами, при этом всегда в середине записывают букву, обозначающую вершину угла. Угол АОВ.
- Как называются лучи выходящие из точки? (Стороны.) Сформулируйте определение и покажите стороны на рисунке. Лучи, образующие угол, называются сторонами. Лучи ОА и ОВ – стороны угла.
В) Одинаковые углы вы видите на экране? (Нет.) Пришло время узнать виды углов.
1 2 3 4 5
6 7 8
Практическая работа. Построение модели прямого угла.
- Углы бывают разные, но сначала мы познакомимся с самым главным углом. Возьмите лист бумаги. Сложите лист пополам, а потом ещё раз пополам. Обведите линии сгиба карандашом. На сколько частей прямые линии разделили плоскость? (На четыре).
- Сколько углов получилось? (Четыре).
- Это особенные углы. Может быть, кто-то знает название этих углов? (Эти углы прямые).
- На пересечении линий сгиба поставьте точку. Обозначьте один прямой угол буквами. Заштрихуйте цветным карандашом его внутреннюю часть.
- Не всегда удобно определять прямой угол на глаз. Для этого используют линейку-угольник. Чтобы определить прямой угол или нет угла, нужно совместить вершину и одну сторону угла с вершиной и стороной прямого угла на линейке-угольнике. Найдите на нем с помощью своей модели прямой угол. Если стороны модели совпали со сторонами угольника, то это прямой угол.
Задание: Используя модель прямого угла, найди на рисунке прямые углы и выпиши их номера. (Дети выполняют задание в парах, затем один ученик называет свой вариант ответа, все проверяют работу).
- На рисунке видно, что бывают и другие углы - не прямые. Можно ли сравнивать углы по величине. Каждый из углов имеет своё название.
Острый угол – это угол, который меньше прямого. Тупой угол – это угол, который больше прямого.
. С помощью модели прямого угла узнайте, будут ли прямыми остальные углы угольника. Видим, что угол угольника меньше прямого угла, значит он какой?
- Проверим третий угол. Наложим модель прямого угла на угол угольника и сравним. Значит, он как называется? (острый) Итак, у чертёжного угольника 1 угол прямой и 2 угла острые.
Г) Определим виды углов, используя прямой угол чертежного угольника. Если стороны угла и прямого угла угольника совпали, то это какой угол? (прямой) Если угол меньше, чем прямой угол угольника, то это…? (острый угол) Если угол больше, чем прямой угол угольника, то это тупой угол.
Какие же виды углов бывают? (повесить табличку) Назовите острые углы. Назовите тупые углы.
VI . Физминутка ( 2 мин)
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись
И друг к другу повернулись
Как пружинки мы присели,
А потом тихонько сели.
VII . Закрепление. А) (7 мин)По учебнику с.9 №2 Решение примеров. Что общего у примеров?
- На какие две группы можно разделить все примеры? (I группа примеры на сложение, II группа - на вычитание.)
- Решим 1 и 2 примеры с комментированием. 3 - 5 примеры самостоятельно. (Взаимопроверка - по эталону (проецируется через документ-камеру)
Б) Решение задач №5, 6 (3 мин)(устно) (читает ученик. Во сколько действий задача? Покажите ответ. Объясните решение.) (№5 – всего игрушек: 10 + 6 = 16; №6 сравнить собачек и медвежат: 9-5 = 4)
В) Тест.(2 мин) (я читаю на экране, потом игра День-ночь: дети пальчиками показывают ответ)
I. Угол – это :
1) фигура, состоящая из двух вершин;
2) геометрическая фигура;
3) два луча, выходящие из одной точки – вершины.
II. Точка – это:
1) середина угла;
2) вершина угла;
3) не нужна для построения угла.
III Найди слово, которым нельзя назвать эту фигуру:
1) четырехугольник;
2) квадрат;
3) многоугольник;
4) треугольник.
IV. Сколько на чертеже прямоугольников?
1) 1;
2) 2;
3) 3.
VIII. Подведение итогов.(2 мин)
- Что нового узнали на уроке? Из каких элементов состоит угол? Какие углы бывают?
- Какие учебные задачи ставили на урок?
Заканчивается наше путешествие по стране Геометрия.
IX. Рефлексия. Что вы можете сказать в заключение урока? Оцените свою работу: если вы довольны своей работой, у вас все получилось, то желтый круг. Если вы ошибались немного, но поняли свои ошибки. То зелёный круг. Если вам требуется помощь, чтобы понять новый материал, то поднимите красный круг.
В дальнейшем на уроках математики и геометрии мы узнаем много нового о разных геометрических фигурах.
X. Д/З с.8 (пр.) с.9 №1, 3. (1 мин)
XI. Оценки. Спасибо за работу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.