Пунктуация и орфография (§ 1).
Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения (§ 2)
Цели урока: 1) научить разграничивать знаки препинания по их функциям, 2) объяснить синтаксические условия употребления знаков препинания.
I. Опрос.
Вызванный ученик дает ответ на вопрос, почему русский язык функционирует как язык межнационального общения и один из мировых языков.
Учитель просит нескольких учеников прочитать наизусть выученное высказывание о русском языке.
II. Устная работа по § 1.
Учащиеся отвечают на вопросы на с. 5, читают отрывок из семейного письма А. П. Чехова и делают вывод о важности соблюдения правил орфографии и пунктуации в письменной речи.
III. Анализ таблицы на с. 6—7.
Рекомендации учителю: следует обратить внимание на 3-е и 4-е предложения в разделе «Знаки выделения» таблицы.
В данных предложениях конструкции, нуждающиеся в выделении, деепричастный оборот и обращение находятся в нулевой позиции начала и конца предложения. Поэтому один из выделительных парных знаков нейтрализуется, т. е. поглощается позицией начала предложения или знаком завершения, выделения. Знаки выделения как парные знаки препинания можно наблюдать только в том случае, если выделяемая конструкция находится в середине предложения.
Выводы учащихся после рассмотрения таблицы:
— знаки препинания по назначению делятся на 3 группы:
• знаки завершения;
• знаки разделения;
• знаки выделения.
— Наибольшее количество знаков в группе «знаки разделения».
— Чаще других разделительных знаков препинания употребляется запятая.
IV. Тренировочные упражнении.
1. Учащиеся выполняют упр. б, используя данные таблицы на с. 6—7.
2. Устно делают упр. 5 на с. 5.
Они выразительно читают сначала первое четверостишие стихотворения Ф. И. Тютчева, затем второе, сравнивают знаки завершения в предложениях этих двух четверостиший и делают вывод, что знаки завершения (вопросительный и восклицательный) помогают поэту выразить восхищение могуществом природы.
Учащиеся выразительно читают четверостишие, напечатанное во втором столбце.
V. Закрепление материала и проверка понимания темы.
1. Выборочная работа.
Выписать из упр. 7 на с. 8 предложения в такой последовательности: а) с разделительными запятыми; б) с выделительными запятыми; в) со знаками выделения и разделения.
Отметить написания, не соответствующие произношению. Какими орфографическими правилами надо воспользоваться?
2. Словарная работа. Определить лексическое значение слов аромат, акация (по школьному толковому словарю); дается фонетико-орфографическая характеристика обоих слов, составляются с ними словосочетания, предложения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.