ПЛАН-КОНСПЕКТ ПОИСКОВО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ «ОЧИЩАЕМ ВОДУ»
Цель: Дать детям старшего дошкольного возраста представление о водопроводе и очистке воды, познакомить детей на практике со способами очистки (фильтрации) воды. Образовательные задачи: 1. дать детям представление о водопроводе и очистке воды; 2. уточнить и расширить знания детей об использовании воды человеком; 3. познакомить дошкольников с истоками возникновения водопровода; 4. распространить полученные знания об очистке воды на практический опыт. Развивающие задачи: 1. развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу; 2. развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций (педагогом) и их решения; 3. развивать связную, доказательную речь детей; 4. создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды; 5. закреплять в речи детей слова: фильтр, лаборатория, воронка, очистка. Воспитательные задачи: воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи, бережное отношение к воде. Материал и оборудование для каждого ребёнка: бутылка с грязной водой, четыре пустых прозрачных пластиковых стакана, пустая тарелочка. На большой тарелке – чайное сито с ручкой, воронка, кусочек ваты, сетка, марля. Материал, оборудование для воспитателя: те же материалы, что и у детей, а также: схема водозаборной станции. «Чудесный мешочек» с содержимым: кораблик, водопроводный кран, лейка, рыбка, чайник. Глобус. Ход поисково-экспериментальной деятельности Дети приглашаются на ковер. В.: Ребята, я принесла вам волшебный мешочек, в нем находятся разные предметы: (кораблик, водопроводный кран, лейка, рыбка, чайник). (Дети по очереди достают по одному предмету из мешочка.) В.: Что ты знаешь о предмете? Дети: Кораблик плавает по морю, рыбка живет в воде, из водопроводного крана бежит вода, из лейки поливают цветы, в чайнике кипятят воду. В.: Как вы думаете, что все эти предметы объединяет? Дети: Все они связаны с водой. В.: А где у вас дома живет вода? (ответы детей.) В.: Можно ли прожить без воды? Дети: Нет. В.: Послушайте стихотворение о воде. Прозрачная, чистая, струйкою льется, Плещется в море, мерцает в колодце. Зверей и людей и растенья напоит И дождиком чистым всю землю умоет. В реке, океане прохладой ласкает, Под душем и ванне теплом согревает. Нужна она всем на земле и всегда Прозрачная, чистая эта вода! Дети переходят и садятся полукругом на стульчики у доски. В.: Ребята, а вы знаете, что издавна воду брали прямо из реки, вода в ней была чистая. Как вы думаете, как люди использовали эту воду? Дети: Стирали, употребляли в пищу, использовали для животных. В.: Потом люди для удобства придумали и сделали колодец. Но это было в деревне. В деревне народу мало – колодца им хватает, а в городе народу много… И где же в городе живет у нас вода? Дети: Вода живёт в водопроводе и по трубам идёт в краны нам в дома. В.: А хотите узнать, как очищается вода, чтобы попасть к нам в кран чистой? (Выставляется схема очистки водозаборной станции.) В.: От реки идет большая труба, а в ней решетка (там вода очищается от крупного мусора), оттуда попадает в бассейн, где отстаивается (мелкий мусор, песок и камни оседают на дно), а очищенная вода хранится в хранилище, которое называется водонапорной башней. А из водонапорной башни вода отправляется к насосам и по трубе в кран. В.: И куда подают воду? Дети: В школу, в детский сад, в дом. В.: Ребята, а давайте сами оборудуем такую очистительную систему. Для этого мы с вами превратимся в лаборантов, которые работают на станции очистки воды. Дети: Давайте. Опыт№1. «Фильтр – чайное сито» В.: Присаживайтесь за столы. Что вы видите на столе? Дети: Бутылка с грязной водой. В.: У нас в воде есть крупный мусор. Чем его очистим? Дети: Чайным ситечком. В.: Ставим воронку на стакан, придерживаем, держим сверху чайное ситечко, льём маленькой струйкой воду. Очищаем. Наблюдаем. Что осталось на решетке ситечка? Дети: Крупный мусор. В.: Теперь вода абсолютна чистая? Дети: Нет. Остался мелкий мусор. В.: А чем можно очистить воду от этого мелкого мусора? (Варианты детей) Опыт№2. «Фильтр – сетка» В.: Попробуем очистить сеткой. Ставим воронку на другой стакан, придерживаем, кладём сверху сетку, льём маленькой струйкой воду. Очищаем. Наблюдаем. Вода очистилась? Дети: Нет. Опыт№3. «Фильтр – сложенная марля» В.: Значит, нужно еще очистить воду. Для этого можно использовать еще один фильтр. Посмотрите, из чего он состоит? Дети: Это сложенная марля или бинт. В.: Давайте посмотрим, что произойдет. Ставим воронку на стакан, придерживаем, кладём сложенную вдвое марлю, льём маленькой струйкой воду. Очищаем и наблюдаем. Чистая вода? Дети: Почти чистая вода, остался только очень мелкий мусор. Опыт№4. «Фильтр – вата» В.: Значит, нужно еще очистить воду. Для этого можно использовать еще один фильтр. Посмотрите, из чего он состоит? Дети: Из ваты этот фильтр В.: Давайте посмотрим, что произойдет. Ставим воронку на стакан, придерживаем, кладём вату, льём маленькой струйкой воду. Очищаем и наблюдаем. Чистая вода? Дети: Да. В.: А пить эту чистую воду пить можно? Дети: Нет, только кипяченую. В.: Ребята, давайте с вами вспомним, как мы очищали воду. В.: Что мы делали вначале? Дети: Фильтровали через сито, через сетку, чтобы очистить от крупного мусора. В.: Что делали потом? Дети: Фильтровали через марлю и вату, чтобы очистить от мелкого мусора. В.: Вода очистилась? Дети: Да. В.: Так что же помогло очистить воду? Дети: Марля и вата помогают очистить воду. Они плотные, нет больших отверстий. В.: Значит, чтобы очистить воду, нужно ее пропустить через несколько фильтров, а в конце в нее добавляют еще и химические вещества, чтобы убить микробов. В.: Ребята, вы молодцы. И я думаю, если вам придется очищать воду, то вы справитесь и научите этому других. В.: Давайте отдохнём, выходите на коврик. Физкультминутка «Тихо плещется вода» Тихо плещется вода, Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.) В небе тучки, как овечки, Разбежались, кто куда. (Потягивания – руки вверх и в стороны.) Мы из речки вылезаем, Чтоб обсохнуть, погуляем, (Ходьба на месте.) А теперь глубокий вдох. И садимся на песок. (Дети присаживаются на ковёр.) (Воспитатель показывает детям глобус.) В.: Дети, а какой цвет преобладает на глобусе во время его вращения. Дети: Голубой. В.: Да, действительно голубой. А что на глобусе обозначено голубым цветом? Дети: Моря, реки, озера, океаны. В.: Вода нужна, чтобы наша планета не замерзла, ведь Мировой океан – это что-то вроде гигантской батареи Земли; забота Мирового океана – поить Землю, воду пьют все на свете поля, все на свете леса, без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. При неразумном использовании воды можно все это загубить, потерять. К воде – бесценному дару природы нужно относиться бережно и экономно. Давайте поразмыслим: как нужно беречь воду? (Высказывания детей). Дети: Нужно не загрязнять водоёмы и реки – это дом рыбок. Нельзя выбрасывать в воду бутылки, банки. Нельзя стирать порошком и мылом бельё в реке. Нельзя в реке мыть машину, мотоцикл, велосипед. Грязь попадает в речку – рыбки умирают. Люди и животные не могут пить грязную воду. Библиографический список 1. Локтионова, З. А., Варыгина, В. В. Поисково-познавательная работа в детском саду / З. А. Локтионова, В. В. Варыгина // Методист. – 2006. – №8. – С. 60–64. 2. Лосева, Е. В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников. Из опыта работы / Е. В. Лосева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 128 с. 3. Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование / Е. В. Марудова. – СПб: Детство-Пресс, 2015, 128 с. 4. Рыжова, Л. В. Методика детского экспериментирования /Рыжова Л. В. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 208 с. 5. Тугушева, Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста / Тугушева Г. П. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 128 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.