8 класс
Тема. Органы кровообращения. Строение и работа сердца
Цели урока. Создать условия для:
· формирования знаний обучающихся о системе органов кровообращения, о строении сердца;
· развития общебиологических понятий о взаимосвязи строения и функции сердца;
· формирования научно-атеистического мировоззрения: на конкретных примерах научных открытий, успехов медицины.
Задачи урока
Познавательные:
· изучить строение органа кровообращения – сердца и фазы его работы;
· установить причинно-следственную связь между строением сердца и его функциями.
Регулятивные:
· развивать умения планировать и оценивать свою деятельность.
Коммуникативные:
· развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации о строении и работе сердца, умения перерабатывать полученную информацию и представлять ее графически в таблицах и схемах;
Личностные:
· формировать культуру умственного труда, развивать экологическую культуру по охране своего здоровья (закаливание и укрепление сердца).
Формирование УУД
· Личностные: смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание изученного материала, связанного с условиями долголетия.
· Регулятивные (организация учащимися своей учебной деятельности): умение поставить цель, задачи, планировать, прогнозировать, контролировать, корректировать, оценивать свою деятельность, применять волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.
· Познавательные УУД: тренировать умения поиска и выделения необходимой информации, структурировать полученные знания, использовать смысловое чтение, осознанно строить речевое высказывание, использовать логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
· Коммуникативные УУД: умение участвовать в учебном сотрудничестве с учителем и учениками, в постановке вопросов, оценке и коррекции действий партнера.
Основные понятия
Артерия, вена, аорта, капилляры, сердце, желудочки, предсердия, створчатые и полулунные клапаны. Фазы работы, автоматизм
Подготовка к уроку
Домашнее задание по теме:
· Материал для самостоятельной подготовки к уроку https://clck.ru/RyUR2
· Посмотреть учебное видео по теме на сайте «Российская электронная школа» (раздел «Основная часть»
· После просмотра учебного видео выполнить тренировочные задания
Ход урока
I. Организационный этап урока
· Приветствие;
· Проверка готовности к уроку (наличие учебных принадлежностей, подключения гаджетов, порядок на рабочем месте);
· Объяснение хода урока
II. Актуализация знаний и проверка домашнего задания
1. ВСПОМНИТЕ:
1.1. Что такое кровоснабжение?
1.2. У каких животных впервые появилась кровеносная система?
1.3. Какие органы кровообращения вы знаете?
1.4. Какие существуют типы кровеносных систем у животных?
1.5. Какие виды строения сердца вам известны? У каких животных они встречаются?
2. Выполнить тест на ресурсе Online Test Pad https://clck.ru/e55Co
3. Обучающиеся формулируют тему урока, записывают в тетрадь. Исходя из темы урока и рассмотренных вопросов, обучающиеся самостоятельно ставят задачи и цели урока. Учитель корректирует их ответы.
III. Первичное усвоение и закрепление материала
Заполнение таблицы (выдаются раздаточные карточки, обучающиеся работают в парах). После выполнения работы проверка в форме «Открытый микрофон»
Группа 1 (выполняет первый ряд)
№ |
Вопрос |
Ответ |
1 |
Что такое кровообращение? |
|
2 |
Какова роль кровообращения для организма? |
|
3 |
Что такое сердце? |
|
4 |
Где расположено сердце? |
|
5 |
Какими оболочками образовано сердце? |
|
6 |
Почему венозная и артериальная кровь в сердце человека не смешивается? |
|
7 |
Как осуществляется кровоснабжение сердца? |
|
Группа 2 (выполняет второй ряд): словарная работа
№ |
Вопрос |
Ответ |
1 |
Что такое перикард? |
|
2 |
Что такое миокард? |
|
3 |
Что такое эндокард? |
|
4 |
Что такое аорта? |
|
5 |
Что такое артериальная кровь? |
|
6 |
Что такое артерия? |
|
7 |
Что такое вена? |
|
Группа 3 (выполняет третий ряд)
№ |
Вопрос |
Ответ |
1 |
Где расположен трехстворчатый клапан? |
|
2 |
Где расположен двухстворчатый клапан? |
|
3 |
Какова роль перикарда? |
|
4 |
Что такое митральный клапан? |
|
5 |
Что такое коронарные сосуды? |
|
6 |
Какие камеры есть в сердце у человека? |
|
7 |
Почему миокард левого желудочка значительно толще миокарда правого желудочка? |
|
IV. Усвоение новых знаний
Наше сердце – неостанавливающийся насос. За одни сутки оно сокращается до 100-115 тыс. раз, 8500 л крови обслуживает 100 тыс. км капилляров (этот путь крови в 2,5 раза длиннее длины экватора). Сердце автоматически регулирует свою работу, когда оно здорово.
· Каким же образом осуществляется такая трудоемкая работа сердца?
Самостоятельная работа с текстом учебника (Биология. Пасечник. Онлайн учебник) https://clck.ru/e55hi
1. Индивидуальное задание двум учащимся. Проработать материал «Автоматия сердца». Представить результат работы в виде схемы.
2. Первый вариант прорабатывают материал «Работа сердца»
Обратить внимание!
Сердечный цикл (раскрыть понятия систолы и диастолы и установить их продолжительность)
Рассмотреть вопросы:
· Какова общая продолжительность сокращения сердца?
· Какова продолжительность расслабления сердца?
· Какова общая продолжительность расслабления желудочка?
В тетради оформить таблицу:
Фазы сердечного цикла (определение) |
Направление движения крови |
Продолжительность фазы |
|
|
|
3. Второй вариант прорабатывает материал «Работа сердца»
Обратить внимание!
Работа сердца (СОК, МОК, ЧСС).
МОК = СОК х ЧСС = 70 х 72 = 5000 мл/мин.
Решите задачу: Посчитайте минутный объем крови после десяти приседаний.
· Сделайте вывод: почему минутный объем крови после нагрузки больше, чем в покое?
4. Индивидуальное задание двум учащимся. Проработать материал «Регуляция сердца». Представить результат работы в виде схемы.
· Презентация результатов работы
V. Закрепление и обобщение знаний учащихся. Класс формирует три малые группы и находит решение следующих биологических задач:
1 группа. В состоянии покоя сердце человека делает приблизительно 70 ритмических сокращений в минуту. Сколько сокращений делает сердце за сутки? За год?
2 группа. Несмотря на небольшую массу, сердце перекачивает за сутки около 7000 л крови. Это равнозначно поднятию железнодорожного вагона на высоту 1 м. Чем объяснить такую большую работоспособность сердца?
3 группа. Известен такой исторический факт, которому уже более 2500 лет. Лучшему воину-скороходу поручили известить жителей Афин о победе греков над персами в Марафонской долине. Гонец пробежал свыше 40 км за три часа. Появившись на площади, он воскликнул: «Мы победили!» - и упал замертво. Почему?
VI. Рефлексия. Оцените свою работу на уроке выбрав кружечек определенного цвета (КРАСНЫЙ – отлично, ЗЕЛЕНЫЙ – хорошо, ЖЕЛТЫЙ – мог бы лучше).
VII. Домашнее задание. Выполните тест на ресурсе «Контроль знаний», результат в виде сообщения пришлите через электронный журнал (ВНИМАНИЕ. Задание имеет вопросы, которые мы не рассмотрели) https://clck.ru/e56M4
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.