Оплодотворение. Беременность. Влияние алкоголя, никотина и токсических веществ на развитие плода. Роды
Цель: формировать знания о биологическом смысле оплодотворения, представления о признаках беременности, влиянии алкоголя, никотина, токсических веществ на развитие зародыша плода.
Задачи: - формировать знания о биологическом смысле оплодотворения, представления о признаках беременности;
- развивать умения анализировать, обобщать и обосновывать полученную информацию;
- побуждать к сохранению репродуктивного здоровья.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие, присутствие учащихся на уроке. Напутствие на положительный лад урока.
2. Актуализация знаний.
Очень часто маленькие детки засыпают взрослых большим количеством вопросов. На некоторые из них взрослые отвечают незамедлительно и подробно, но среди детских вопросов попадаются и такие, на которые не так просто ответить. Такие как: - Откуда берутся дети?
-Почему меня принес аист?
-Почему его нашли в капусте?
-Почему я девочка, а он мальчик? и др.
Найти правильные и корректные ответы на эти вопросы и является целью нашего урока.
Запись темы урока в тетради. Оглашение целей и плана урока.
3. Проверка домашнего задания.
Прежде чем приступить к изучению нового материала мы проверим, как вы усвоили материал прошлого урока.
Фронтальный опрос по теме «Органы размножения. Половые клетки»:
Что такое репродукция и репродуктивные органы?
Какую роль играют в процессах жизнедеятельности гормоны половых желез?
Где образуются половые клетки? Чем они отличаются от других Клеток?
Чем объясняется большой размер яйцеклетки по сравнению со сперматозоидом?
Почему яички и яичники – железы смешанной секреции?
Индивидуальная работа
Составьте схему «Размножение» из предложенных слов: половое, половые клетки, деление клетки, почкование, бесполое, спорообразование, размножение, вегетативное размножение.
Задание на карточках
Напиши правильно слова-перевертыши: коповачнеи (почкование), мегата (гамета), парос (спора), ничикия (яичники), мастопедырзои (сперматозоиды).
4. Изучение нового материала
1)Рассказ учителя об оплодотворении. Рождение и развитие живых существ изумляло человека во все времена. Как зарождается, с чего начинается жизнь человека и животных, с чего начинается? Известно, что развитие любого живого организма начинается с оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом. Итак, оплодотворение – процесс слияния половых клеток, в результате которого образуется зигота, происходит в маточной трубе. Сперматозоиды проникают в полость матки, достигают маточную трубу и встречаются с яйцеклеткой. Один из них внедряется в нее, это и есть оплодотворение. Важно знать, что из-за кислой среды вульвы женщины погибает большинство мужских половых клеток. Из 400 млн. маточных труб достигает только около 2000. В результате процесса слияния сперматозоида-победителя с яйцеклеткой происходит образование зиготы с двойным набором хромосом обоих родителей. В процессе многократного дробления зигота преобразуется в зародыш.
Запись новых опорных определений: оплодотворение, зигота, зародыш.
2)Рассказ учителя о беременности и ее периодах. Состояние женщины от оплодотворения до рождения называется беременностью. Женщина способна забеременеть с начала регулярного созревания яйцеклеток в яичнике, то есть примерно с 16 до 46 лет. Детородный возраст женщины около 30 лет. Лучше всего женщины переносят первую беременность от 22 до 26 лет. Беременность продолжается в среднем 280 суток и заканчивается рождением ребенка. Во время беременности усиливается работа половых желез. Усиливается выделение гормонов. Они вызывают ряд изменений в организме женщины. Увеличиваются в объеме грудные железы, размер и масса матки, повышается артериальное давление, изменяется состав крови. Возрастает потребность в воде, усиливается обмен веществ, необходимых для построения костей скелета, нервной системы плода, требуется больше витаминов. Обеспечение плода необходимыми питательными веществами является серьезной нагрузкой для организма матери. И может подорвать ее здоровье, если она больна и не получает соответствующего питания. Выделяют эмбриональный и плодный периоды беременности (с 9-ой недели и до рождения).
(Демонстрация таблицы с пояснениями «Поэтапное развитие плода»)
Заполнение таблицы учащимися в тетради «Периоды беременности и их характеристика».
3)Рассказ учителя о родах. Период внутриутробного развития заканчивается рождением ребёнка. К моменту родов плод в матке обычно располагается головой вниз. Для его рождения нужно, чтобы шейка матки достаточно раскрылась, пространство между костями, образующими таз женщины, увеличилось, плодная оболочка лопнула, а жидкость, которая находится в ней, вытекла наружу через влагалище. Начало родов связано с выделением гормона гипофиза окситоцина, действующего на мышцы матки. Они начинают сильно сокращаться (родовые схватки), и плод проталкивается к шейке матки, а затем — во влагалище.
Женщина (роженица) на последнем этапе родов помогает схваткам, сокращая мышцы живота и диафрагмы (потуги). Процесс родов требует от матери огромных усилий и затрат энергии. В результате напряжённой работы мышц ребёнок проходит шейку матки, влагалище, и происходит его рождение.
Как только голова плода появляется снаружи, акушер (врач, помогающий женщине при родах) захватывает её и освобождает плечи и остальную часть тела ребёнка. Сразу после родов нужно извлечь слизь изо рта и глотки ребёнка. Первый крик ребёнка — это признак начала лёгочного дыхания. Лёгкие ребёнка наполняются воздухом, и с этого момента он дышит самостоятельно (а не получает кислород из материнской крови через плаценту).
Затем перевязывают и перерезают пуповину (остаток пуповины засыхает и отпадает через несколько дней, оставляя лишь небольшой рубец — пупок).
Через 15 – 20 мин. после родов плацента отделяется от матки и вместе с остатками пуповины и оболочками плода выходит наружу.
К моменту рождения молочные железы матери начинают вырабатывать молоко, которое содержит абсолютно все вещества, необходимые для ребёнка. Кроме того, вещества, содержащиеся в молоке, предохраняют детский организм от многих инфекционных заболеваний.
4)Влияние алкоголя, никотина и токсических веществ на развитие плода (самостоятельное изучение и работа в группах). Каждая группа (3гр.) готовит свой подпункт и краткое выступление по нему.
5. Закрепление изученного материала.
Решите правильно или неправильно то или иное утверждение:
1 В большинстве случаев с яйцеклеткой сливается только один сперматозоид.
2 Оплодотворение происходит в маточных трубах.
3 Кровь зародыша сливается с кровью матери.
4 Сосуды пуповины являются частью кровеносной системы зародыша.
5 Все органы в зародыше формируются к 7 месяцам.
6 Беременность в норме длится 7 месяцев.
7 В пищевом рационе беременной женщины должны быть продукты, содержащие соли кальция, железа.
9 Первый крик ребенка связан с возбуждением дыхательного центра углекислым газом.
Тест-самоконтроль
Беременность – это процесс:
-родов
-развития плода и рождения
-внутриутробного развития плода
-оплодотворения.
Оплодотворение происходит при:
-передвижении сперматозоидов
-делении яйцеклетки
-слиянии сперматозоида и яйцеклетки
-введении сперматозоида во влагалище.
В половых клетках человека содержится … хромосом:
-23
-35
-46
-55
-64.
Беременность у человека в среднем длится:
-24 недели
-50 недель
-40 недель
-10 недель.
Отгадайте ребусы.
Мужская половая клетка
Семенники
Входит в женскую половую систему
6. Рефлексия
Метод «ИТОГ»
И- интересно было на уроке или нет?
Т- творческое (что удалось?)
О- оценка себе в уроке?
Г- главное для всех (произносим чем занимались?)
7. Домашнее задание.
§47 учебника
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.