ГБОУ Республики Марий Эл «Косолаповская школа-интернат»
План-конспект открытого урока геометрии
(раздела математики) в 5-а классе на тему:
«Построение окружности по известному диаметру. Хорда.
Дуга» (повторение и обобщение пройденного)
(проведенного в рамках республиканского семинара по теме:
«Формирование здоровьесберегающей среды как условие коррекции, реабилитации и гармоничного развития личности обучающихся, воспитанников с ОВЗ в условиях школы-интерната»)
Подготовила и провела учитель
математики высшей категории,
дефектолог Бондарева Елена Васильевна
Косолапово, 20. 03. 2018 год
Класс : 5-а Дата: 20.03.19 г.
Тема урока: Построение окружности по известному диаметру. Хорда.
Дуга (повторение и обобщение пройденного). 5-а класс
Цель: повторить и обобщить формированные у обучающихся понятия окружности, диаметра, радиуса, хорды и дуги окружности.
Задачи:
-повторить виды линий в круге, учить строить окружность по известному диаметру, обозначать у круге радиус, диаметр, хорду, дугу;
-коррекция внимания и памяти через нахождение частей окружности, пространственно-зрительной ориентации, мелкой моторики;
-воспитание самостоятельности , привитие интереса к предмету.
Оборудование: Для учителя: О.А. Бибина «Изучение геометрического материала в 5-6 классах специальной(коррекционной) школы VIII вида»,изд. «Владос», ноутбук, проектор, интерактивная доска (заранее составленная презентация) для заданий по ходу урока, презентация, напечатанный план урока, словарные слова, циркуль, линейка.
Для обучающихся: экспресс-тесты для итога урока, карточки для повторения (самостоятельной работы), циркули, карандаши, линейки, альбомы и тетради.
Ход урока:
I Организационный момент.
Рапорт дежурного- месяц, день недели, дата, номер урока по счёту.
Приветствие учителя
-Я рада вас видеть в хорошем настроении, у нас на уроке присутствуют гости. Нам надо сегодня на уроке работать активно так, чтоб урок был для всех полезным.
У- На уроке будем работать по такому плану:
План урока прикрепить на доску
1. Проверим знания
2. Вспомним изученное
3. Пауза отдыха
4. Покажем умения
5. Физкультпауза
6. Думаем, проверяем
7. Подводим итоги
8. Оцениваем себя
II. Итак, проверим наши знания.
У-Сегодня на уроке наша помощница –Умная доска, приготовила вам свои задания. Первое, что вам предстоит- это разгадать кроссворд, (коллективная работа, вписать слова по клеткам на доске: окружность, радиус, диаметр, хорда, дуга).
Слайд (интерактивная доска с написанным заданием, по желанию читают задание к кроссворду, отгадывают слово и записывают его в клетки кроссворда на интерактивной доске, после разгадывания идет с помощью нажатия на звездочку проверка записанных слов).
У- Проверим, правильно ли вы разгадали? (проверка на доске)
! Формулирование темы урока совместно с учениками.
У- Какие слова в кроссворде получились? Как используя эти слова можно узнать, чем будем заниматься и как назвать тему урока? Кто как думает? (ответы учеников)
У- Как называется этот чертежный инструмент?(циркуль) Для чего его применяют? (для построения окружностей)
У- Итак тема урока сегодня…
Слайд Запись темы урока
Работа в тетрадях, запись числа и темы урока.
2. У- Ребята, чтобы выполнять задания на уроке надо вспомнить изученное.
У- На последнем уроке геометрии мы строили окружность по известному радиусу. Сегодня будем строить окружность по диаметру. Повторим все пройденные линии в круге, обозначим их на чертеже.
Вспомнить изученное предстоит поработав с карточками .
Обозначить красным цветом радиусы, желтым диаметры,
зеленым хорды. Сосчитать их: 6 р., 2 д., 5 х.. Проверить себя.
Слайд Задание, где ученик проводит в заданной окружности все имеющиеся радиусы, диаметры, хорды, а остальные работают индивидуально на карточках.
Помните, что диаметр- это самая длинная хорда.
У- О чем вам говорят эти три цвета- красный, желтый и зеленый? (светофор, надо соблюдать правила безопасности при переходе через дорогу, чтобы сохранить свое здоровье и жизнь) - воспитательный момент!
У- Какие фигуры образовались в круге? Сколько здесь треугольников? (6) Молодцы!
3. Пауза отдыха.
У- Я предлагаю выполнить 6 упражнений для отдыха
1. Давайте тихо посидим и ушам отдых дадим
2. Ладони сильно разотрем и к глазам их прижмем
3. Поднимем руки высоко и в замок сложим легко (потянулись)
4. Пробежимся по ушам, разотрем их слегка
5. Руки в кулаки сожмем , быстро, резко разожмем
6. Улыбнулись все слегка, и работать вновь пора.
4. Покажем свои умения , начнем самостоятельно работать. Выполните задание по учебнику.
У- Откроем учебники на стр. 193, прочитаем № 933.
Обозначить: Длина R= 3 cм, D= 6 см, хорда… см.
Слайд
У- Что надо делать, чтобы построить окружность? (повторить вслух алгоритм)
1. Определить радиус по диаметру (Д разделить на 2)
2. Измерить циркулем радиус. Не забываем про правила безопасной работы с циркулем.
3. Поставить точку О – центр окружности.
4. Начертить окружность, обозначить указанные линии.
5. Работа в тетрадях и на доске, на интерактивной доске.
6. Как обозначить дугу на чертеже ?
! Индивидуальная работа с Шишкиным Ильей строить по шаблону.
Слайд --! Работа на интерактивной доске
(один ученик выполняет на доске интерактивной, а другой на классной доске это же задание с комментарием)
Задание- Построить окружность ( №934 из учебника, диаметр 4 см) циркулем по линейке, обозначить линии в круге и дугу.
Остальные ученики выполняют это задание в своих альбомах (построить окружность с диаметром 8 см, обозначить радиус, диаметр, хорду, дугу). Молодцы.
У- Поработали, отдохнем немного.
5.Физкульпауза
Встали бесшумно, выпрямили спины
Потянулись высоко, опустились низко
Посмотрели далеко, посмотрели низко
Покрутили головой
Прямо посмотрели
Подышали глубоко(вдох- выдох)
Тихо, дружно сели.
6.Думаем , проверяем.
Работа по карточкам с экспресс- тестом по теме. Выбрать верный ответ.
У- Подчеркните карандашом правильный ответ из трех ответов к каждому заданию ( определить по рисунку радиус, диаметр, хорду, дугу).
У- Проверяем. Читаем вслух. У кого такой ответ поднимает руку. Молодцы.
7.Подводим итог.
Над какой темой работали?
Как построить окружность по известному диаметру?
Оценивание себя
Слайд - Рефлексия (выбор цвета , если все понял, то зеленый, если есть сомнения, то желтый, а если нужна помощь учителя, то красный цвет)
Оценки за работу с комментированием.
Домашнее задание, повторить правила по учебнику, что такое
радиус, диаметр и хорда на стр.190, 191, 192.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.